Симуляционное обучение на стоматологическом факультете является важным этапом высшего медицинского образования и незаменимо в приобретении практических умений и навыков у студентов-стоматологов на доклиническом этапе. Его широкое внедрение оказалось эффективным в формировании и развитии таких важных и профессионально значимых свойств характера, как ответственность за результаты практической деятельности, прилежание, усидчивость, аккуратность, привычка к саморазвитию и совершенствованию профессионального мастерства [1, 2]. Опыт, полученный на обучающих симуляционных занятиях, выполняет функцию механизма, помогающего не только сформировать, но и закрепить полученный навык, что во многом повышает эффективность и результативность обучения и является основой при подготовке к первичной аккредитации специалистов [3–5].
Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы во все аспекты современного общества, изменив жизнь большинства людей: перемены коснулись всех уровней, проблемы возникли не только в сфере производства, оказания услуг, но прежде всего в сфере здравоохранения и образования. С одной стороны, в медицинских учреждениях появилась острая необходимость в качественно подготовленных профессиональных кадрах, а с дугой – в сложившихся условиях возникли сложности при обучении врачей и студентов медицинских специальностей практическим навыкам. Это связано, прежде всего, с внедрением дистанционного образования, а также и с временным ограничением контактной работы в симуляционных центрах с использованием симуляторов и фантомов [6, 7]. В связи с этим возникает вопрос о преимуществах, недостатках, востребованности симуляционного обучения для дальнейшего усовершенствования и повышения эффективности использования симуляционной составляющей в учебном процессе с учетом требований и ожиданий обучающихся.
Цель исследования: сравнение результатов анкетирования студентов стоматологического факультета, проходивших обучение в очной форме и в дистанционном формате, по вопросам ценности симуляционного образования в подготовке к аккредитации.
В ходе предпринятого исследования необходимо было решить следующие задачи: совместно с Центром социологических исследований АГМУ разработать анкету для опроса студентов стоматологического факультета о качестве симуляционного обучения; сравнить отношение и качество подготовки к аккредитации студентов и дальнейшей практической деятельности обучавшихся только в очной форме и заканчивающих обучение дистанционно; проанализировать полученную информацию, выявить преимущества и недостатки дистанционного образования в практической подготовке будущих специалистов врачей-стоматологов.
Материал и методы исследования
В ходе исследования было проведено анонимное интервьюирование 127 студентов 5-го курса стоматологического факультета Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ). Из них 64 человека являлись выпускниками 2019 г. и составили 1-ю группу исследования, полностью проходившую очное обучение. Во 2-ю группу вошли 63 студента 2020 г. выпуска, которые в последнем Х семестре обучались дистанционно, а аккредитацию сдавали с отсрочкой на полгода. Анкетирование проводили после завершения обучения, прохождения государственной итоговой аттестации и сдачи всех этапов аккредитационного экзамена. Анкета содержала вопросы, посвященные оценке симуляционного обучения, удовлетворенности студентов и их готовности к дальнейшей практической деятельности, что позволило изучить данные аспекты всесторонне. Статистическую обработку результатов исследования проводили при помощи Excel 2000 пакета Microsoft Office 2000 и с использованием статистических пакетов Statistica 6,0.
Результаты исследования и их обсуждение
В первом блоке анкеты при ответе на вопрос: «С какого курса необходимо начинать посещать симуляционный центр для практических занятий?» большинство выпускников 2019 г. выбрали старшие курсы (с 4-го курса – 41% и с 5-го курса – 36,%), в то время как половина (47,6%) студентов, закончивших вуз в 2020 г., указывали 3-й курс как желаемый для начала активных посещений симцентра (табл. 1). Это свидетельствует о возрастающей потребности введения симуляционного обучения в более ранние сроки.
Таблица 1
Анализ ответов на вопрос: «С какого курса, как вы считаете, необходимо начинать посещение симуляционного центра для занятий?»
Курс |
1-я группа |
2-я группа |
1-й курс |
3,3% |
12,6% |
2-й курс |
4,9% |
14,2% |
3-й курс |
14,8% |
47,6% |
4-й курс |
41% |
15,8% |
5-й курс |
36% |
9,5% |
На вопрос: «Как часто нужно проводить данные занятия?» практически все студенты ответили, что потребность в данных занятиях возникает в начале и в конце каждого модуля по специальности. Четверть опрошенных из 1-й группы воспринимают тренинг в симуляционном центре только в качестве способа подготовки к предстоящей аккредитации: 24,6% респондентов выбирали вариант ответа: «1–2 занятия на 5-м курсе перед первичной аккредитацией». Такого же мнения придерживаются лишь 11,1% опрошенных студентов 2-й группы. Хотелось бы верить, что для последних симуляционное обучение приобретает иные цели, полезные в их дальнейшей практической деятельности.
При ответе на вопрос о необходимости увеличения доли занятий в симуляционном центре среди респондентов 2-й группы выявлена большая нуждаемость в таких занятиях, что во многом связано с ведением дистанционной формы обучения в весеннем семестре прошедшего учебного года.
Анализ вопроса: «В какой степени тот или иной навык вызывает у вас затрудненное выполнение в симуляционном центре?» показа следующее. У большинства студентов 2019 и 2020 гг. выпуска в целом не возникает сложностей с выполнением сердечно-легочной реанимации; ответы: «Трудно» и «Скорее трудно» на данный вопрос дали 21,3% респондентов 1-й группы и 17,3% студентов 2-й группы. При выполнении профессионального навыка удаления зуба превалирующее количество будущих специалистов независимо от года выпуска не испытывали трудностей, ответив соответственно: «Не трудно» (55,7% и 44,4%) и «Скорее не трудно» (19,7% и 31,7%). Сложности с данным навыком отмечали всего 3,3% опрошенных в 1-й группе и 7,9% во 2-й группе (ответ: «Скорее трудно»). Несколько противоречивые результаты получены при оценке навыка «Пломбирование кариозной полости»: с одной стороны, более чем у половины выпускников как 2019, так и 2020 гг. проблем с ним не возникло, а с другой – каждый четвертый студент (27,9% и 25,3% соответственно) дал ответ: «Трудно» и «Скорее трудно», что может определить одно из направлений в комплексе корригирующих мероприятий.
При анализе навыка «Препарирование кариозной полости» ответы: «Не трудно» и «Скорее не трудно» дали в целом 65,5% респондентов 1-й группы и 72,9% 2-й группы, сложности с данным навыком возникли примерно у одинакового количества студентов и составили около 15% (ответы: «Трудно» и «Скорее трудно»). Сходная тенденция прослеживается и в ответах о подготовленности к выполнению препарирования зуба под коронку. Проведение осмотра пациента также не вызывало сложностей более чем у 75% опрошенных в обеих исследуемых группах.
Перечисленные навыки оцениваются на третьем (практическом) этапе профессиональной аккредитации, поэтому данный вопрос является полезным для профессорско-преподавательского состава, осуществляющего подготовку студентов к этой процедуре, в плане возможной коррекции обучения.
В следующем блоке вопросов у выпускников стоматологического факультета АГМУ выясняли, облегчает ли предварительная отработка практических навыков на симуляторах прием пациентов в клинике. В итоге мнения респондентов разделились. Так, у большинства выпускников 2019 г. нет абсолютной уверенности в том, что предварительная отработка практических навыков на фантомах облегчит их профессиональную адаптацию к самостоятельной врачебной деятельности. Только 24,6% опрошенных дали положительный ответ, оценив обучение на симуляторах как качественную помощь и тренировку перед дальнейшей работой с пациентом в клинике. Однако в 2020 г. уже 39,6% респондентов считают, что предварительные практические занятия на фантомах значительно облегчат клинический прием, следовательно, возлагают на симуляционное обучение большие надежды. Отрицают важность подобной подготовки треть (32,8%) выпускников 2019 г. и только 19% респондентов, окончивших вуз в 2020 г., у которых количество занятий в симцентре было увеличено еще до пандемии.
Далее выпускникам стоматологического факультета было предложено по десятибалльной шкале оценить «степень полезности» симуляционных тренингов в моделировании их будущей практической деятельности. В разной степени полезными для себя данные тренинги считают около 80% выпускников 2019 и 2020 гг., обратной позиции придерживаются лишь 3,3% и 6,3% выпускников соответственно, остальные участники опроса (16% и 14%) дали нейтральный ответ.
Для симуляционных тренингов разработаны алгоритмы, в которых описаны инструменты и материалы, необходимые для данного навыка, а также этапы его выполнения. Высокую степень полезности готового алгоритма выполнения навыков отметили 69,6% студентов 2-й исследуемой группы, и только 39,2% опрошенных из 1-й группы признали алгоритм полезным при подготовке к первичной аккредитации. Об отсутствии необходимости приведенной схемы реализации практического навыка говорят 26,3% и 20,4% выпускников соответственно годам окончания обучения. Остальные не смогли однозначно ответить на данный вопрос. Очевидно, что наличие алгоритма выполнения каждого навыка оказалось более востребованным в 2020 г. в период дистанционного образования (табл. 2).
Таблица 2
Анализ вопроса: «Степень полезности алгоритма, прописанного по каждому навыку для подготовки к аккредитации»
Значение в баллах |
1–4 |
5–6 |
7–10 |
|||
% объектов |
1-я группа |
2-я группа |
1-я группа |
2-я группа |
1-я группа |
2-я группа |
26,3 |
20,4 |
34,5 |
10 |
39,2 |
69,6 |
В оценке степени реальности при моделировании клинических ситуаций мнения выпускников расходятся. Далекими от реальности клинические ситуации считают 44,4% выпускников 1-й группы и 38,9 % студентов 2-й группы, оценив их по десятибалльной шкале в 1–4 балла. Каждый четвертый респондент 2019 г. (24,6%) и каждый второй выпускник 2020 г. (45,9%) считает, что в симуляционном тренинге события и действия воспроизводятся с высокой долей реалистичности, и оценивает реалистичность в 7–10 баллов. Это может указывать на систематическое совершенствование методической базы симуляционного центра. Значения 5–6 баллов выбрали треть студентов в 1-й группе и только 15,2% – во 2-й группе (табл. 3).
Таблица 3
Анализ вопроса: «Укажите, какова, на ваш взгляд, степень реальности ощущений при проведении симуляционного тренинга, по десятибалльной шкале, где 1 – минимальная реальность, 10 – максимальная реальность»
Значение в баллах |
1–4 |
5–6 |
7–10 |
|||
% объектов |
1-я группа |
2-я группа |
1-я группа |
2-я группа |
1-я группа |
2-я группа |
44,3 |
38,9 |
31,1 |
15,2 |
24,6 |
45,9 |
При работе с симулированным пациентом выпускники часто отмечают дискомфорт, а сложность в установлении с ним контакта и выстраивании коммуникаций является проблемой практически для каждого третьего из опрошенных (29,5%) 1-й группы и для каждого четвертого (25,3%) 2-й группы. Возможно, это связано с отсутствием обратной связи и так называемого живого ответа от манекена. Тем не менее уже 38% выпускников в 2020 г. перестали испытывать сложности в общении с симулированным пациентом, т.е. данные технологии не являются чуждыми современным студентам и все глубже внедряются в обучение.
Эффективность симуляционного обучения связана не только с отношением самих студентов, но в большей степени и с оснащением фантомных классов, станций симуляционного центра, а также с уровнем квалификации преподавателей. Большинство студентов-стоматологов выпускных курсов (80,3% в 2019 г. и 93,1% в 2020 г.) в целом довольны материально-техническим состоянием станций симуляционного центра в вузе, что свидетельствует о динамичном развитии данного учебного подразделения.
На этапе окончания обучения и профессиональной подготовки, согласно результатам опроса, абсолютное большинство выпускников стоматологического факультета АГМУ (90,1% – 2019 г. и 96,8% – 2020 г.) считают себя готовыми к практической врачебной деятельности. Свою неготовность к ней выражают лишь 9,9% и 3,0% респондентов соответственно.
Однако выпускники правомерно считают, что одно лишь симуляционное обучение не способно сформировать полную готовность к эффективной профессиональной деятельности (67,2% ответов в 1-й группе и 50,7 % – во 2-й группе). Однозначно позитивную роль симуляционного обучения в формировании практических навыков отмечают 36,5% выпускников 2020 г., что почти в 3 раза больше по сравнению с предыдущим выпуском. Не видят его ценности для профессионального становления будущего стоматолога 18% и 12,6% респондентов соответственно.
Заключение
Таким образом, большинство выпускников стоматологического факультета АГМУ удовлетворены организацией образовательного процесса симуляционного центра, а также его техническим оснащением. С каждым годом студенты становятся более адаптированными к работе на специальных тренажерах и фантомах. При этом раннее знакомство с симуляторами позволяет обучающимся подготовиться к первичной аккредитации и будущей профессиональной деятельности как эмоционально, так и технически. Улучшение оснащения симуляционного центра и появление современных симуляторов, позволяющих воссоздать клиническую ситуацию любой сложности, помогают будущим врачам принимать верные решения неоднозначных медицинских задач, а также избегать врачебных ошибок.
Жесткие ограничения в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и связанное с этим дистанционное обучение, введенное в медицинское образование, пока существенно не изменили качество освоения практических навыков студентов-стоматологов. На сегодняшний день симуляционное обучение внедрено на факультете уже с 1-го курса и, несомненно, помогает студентам подготовиться к приему пациентов в клинике. Выпускники 2020 г., имея хорошую практическую базу, не почувствовали остро недостаток практических занятий из-за временного изменения формата учебного процесса, поэтому их удовлетворенность при освоении практических навыков и высокая степень выполнения навыков значимо не отличаются от удовлетворенности и степени выполнения навыков специалистов предыдущего выпуска, находившихся на очном обучении. В то же время многие навыки и умения будущего стоматолога не могут быть полноценно приобретены в дистанционном формате, а должны отрабатываться на традиционных практических занятиях в очной форме. Несмотря на то что современные технологии могут смоделировать любую клиническую ситуацию, очное обучение незаменимо в таких ситуациях, как общение с пациентом, а также принятие сложных медицинских решений.
Библиографическая ссылка
Токмакова С.И., Жукова Е.С., Шилова Ю.Н., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В., Побединская Л.Ю., Левченко О.Г. СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30569 (дата обращения: 02.04.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30569