Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Изимариева З.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет
Данное исследование проведено с целью изучить основные педагогические условия в организации самостоятельной работы студентов в системе высшего образования в режиме дистанционного образования в период пандемии 2020. В данной статье представлен комплекс педагогических условий: информационные, технологические, методические, психолого – педагогические, профессионально – педагогические. По мнению автора, соблюдение данных условий необходимо с целью повышения уровня самостоятельной деятельности студента в режиме дистанционного образования. Показано, что к дистанционному обучению невозможно перейти мгновенно, нужна тщательная подготовка. Материал статьи подготовлен на основании опыта преподавания иностранных языков в Башкирского государственного аграрном университете. Отмечается, что преподаватели кафедры имеют многолетний опыт работы в сфере дистанционного обучения в системе LMS MOODLE. Созданы новые инновационные профессионально – ориентированные учебные пособия. На занятиях по иностранному языку применяются интерактивные технологии обучения. Компетентное развитие технической и дидактической и стороны дистанционного обучения иностранным языкам в вузах, регулярная и профессиональная поддержка студентов, их высокая мотивация, наличие необходимых учебно-методических пособий и электронных образовательных ресурсов могут помочь сделать дистанционное обучение иностранным языкам эффективным.
педагогические условия
дистанционное обучение
иностранные языки
высшее образование
самостоятельная работа
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 397 от 14.03.2020 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образовании и соответствующие дополнительные программы в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/COVID-19/14.03.2020_397.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
2. Андреев A.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
3. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. Т. 29. № 7. С. 18-23.
4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
5. Кречетников К.Г. Технико-технологические и организационные проблемы дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30196 (дата обращения: 31.01.2021).
6. Азнабаева А.Ф. Современные практикоориентированные методы обучения иностранному языку в аграрном вузе // Российский электронный научный журнал. 2019. № 1 (31). С. 205-217.
7. Фрайссин Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 4 (16). С. 119-135. DOI: 10.15393/j5.art.2016.3346.
8. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Учебно-методические аспекты создания учебника иностранного языка для обучающихся неязыковых вузов // Преподаватель XXI век. М.: МГПУ, 2017. № 4. Ч. 1. С. 101-107.
9. Калугина Ю.В., Мустафина Ю.В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 3496-3500. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85700.htm. (дата обращения 01.02.2021).
10. Гарипова Г.Р. Место самостоятельной работы обучающихся в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении иностранному языку специалистов и бакалавров // Совершенствование основных профессиональных образовательных программ в вузе: проблемы и возможные пути их решения: материалы Всероссийской научно- методической конференции. Уфа: Башкирский ГАУ, 2018. С. 43-50.
11. Изимариева З.Н. Интернет-технологии в формировании информационного общества и трансформации социальных институтов: дис. …канд. филос. наук. Уфа, 2006. 164 с.
12. Шестопалов Е.В., Суворова Е.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30349 (дата обращения: 03.02.2021).

В связи с пандемией коронавируса COVID-19 интерес к дистанционному обучению (ДО) возрос многократно. Объяснение этому простое и очевидное. Согласно рекомендациям Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. [1], в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в условиях пандемии большинству российских вузов было рекомендовано организовать контактную работу обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде, т.е. в дистанционном формате. В связи с этим сегодня в центре внимания исследователей, изучающих вопросы ДО, находятся темы, связанные с цифровизацией образования; трансформацией высшего образования; изменением методического мышления профессорско-преподавательского состава и адаптацией преподавателей к работе в кризисных условиях. Следует отметить, что особое внимание в многочисленных исследованиях уделяется изучению таких проблем, как несформированные навыки самостоятельной работы у студентов 1-го и 2-го курсов, низкая заинтересованность и мотивация IT-обучающихся в самостоятельной предметной, исследовательской, поисковой деятельности в процессе ДО, отсутствие личного контакта с преподавателем и другими студентами.

Цель нашего исследования – охарактеризовать комплекс педагогических условий, обеспечивающих организацию самостоятельной работы студентов по иностранному языку, в дистанционном режиме обучения в период пандемии.

Методологическая база исследования

Теоретико-методологическую базу работы составляют анализ научной литературы, нормативных документов по изучаемому вопросу, анализ педагогического опыта в исследуемой предметной области. Применены общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Дистанционным в нашей работе считается такое обучение, которое строится на самостоятельной познавательной деятельности студента, оно должно быть личностно ориентированным, а познавательная деятельность студента должна носить активный характер [2]. На практике это не всегда так. Анализируя опыт работы преподавателей в дистанционном формате, Л.Б. Шнейдер [3] отмечает, что обречены на провал такие попытки, когда преподаватели разработали и разместили для изучения на платформе Moodle огромный банк заданий для самостоятельной работы или разместили там учебные фильмы. И еще один вариант неуспешности, по мнению того же автора, – это громкое чтение учебника, в лучшем случае – первоисточника.

Следовательно, самостоятельную работу как отдельного студента, так и всей студенческой группы необходимо грамотно, творчески организовать. Для более эффективной организации активной самостоятельной познавательной деятельности студента следует создать педагогические условия, т.е. совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач [4].

Проблемами педагогических условий, в особенности классификацией, типологией, занимаются многие ученые. Известно, что педагогические условия делятся на три типа: организационно-педагогические условия (А.В. Сверчков, В.А. Беликов, С.Н. Павлов и др.); психолого-педагогические условия (А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.); дидактические условия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). В рамках данной работы рассматриваются педагогические условия, которые относятся ко всем трем типам. Мы полагаем, что можно составить типологию педагогических условий, способствующих активизации самостоятельной деятельности студента в режиме дистанционного образования в период эпидемии.

Одним из первых можно назвать информационные условия – к ним относятся все те условия, которые связаны с внедрением информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Удаленное обучение предполагает наличие, в первую очередь, компьютера с качественной интернет-связью. В противном случае студент не сможет учиться вообще: посещать онлайн-занятия и консультации, выполнять самостоятельную работу по подготовке индивидуальных и групповых проектов и других учебных задач. Начнем с того, что для выполнения таких заданий обучающимся необходим большой объем информации. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам правильно организовать поиск: четко определить цели поиска, предоставить необходимую терминологическую базу (учебное пособие, глоссарий и т.п.), а также рекомендуемый список основной литературы. Поисковые навыки, приобретенные при выполнении задания такого типа, помогут студентам в дальнейшей учебе.

В форс-мажорных обстоятельствах в более выгодной ситуации оказались те учебные заведения, которые имели наработки в сфере ДО и применяли в своей деятельности электронные образовательные ресурсы: компьютерное тестирование, видеоконференции, электронные библиотеки, программные решения для организации системы дистанционного образования, например Moodle [5]. Башкирский государственный аграрный университет находится в числе таких учебных заведений. Одним из доказательств данного факта является то, что в нашем университете дистанционное обучение, в том числе и иностранному языку, организовано с использованием системы LMS MOODLE. В «допандемическую эру» (авт.) данная система активно применялась для обучения студентов очного и заочного отделений, лиц с ограниченными физическими возможностями, для выполнения различных проектов, проведения викторин и олимпиад со студентами очного обучения, поэтому большинство участников образовательного процесса уже имели навыки работы в этой системе. С переходом на полное дистанционное обучение на всех уровнях и при всех формах обучения наличие этой платформы оказалось полезным. Например, электронный курс дисциплины «Иностранный язык» включает в себя 4 компонента: учебно-методический (электронные учебно-методические материалы), коммуникативный (форум), контролирующий (отзывы, рецензии, выставление баллов текущей и итоговой аттестации), содержательный (материалы для организации самостоятельной работы обучающегося: задания, тесты, видео- и аудиоматериалы и т.д.). Отметим, что проверка тестов осуществляется автоматически, а результаты и правильные ответы можно увидеть сразу после прохождения теста, что вызывает интерес к изучению дисциплины и повышение мотивации обучающихся к овладению иностранным языком. Наличие LMS MOODLE позволило выиграть время для организации обучения на других платформах, таких как Zoom, Teams, Google Meet, позволяющих вести занятия онлайн. Для взаимодействия преподавателей и студентов также использовались популярные социальные сети и мессенджеры.

Вторым условием, мы полагаем, можно назвать технологические условия, которые включают в себя использование интерактивных форм обучения. В соответствии с ФГОС ВО третьего поколения увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся по отношению к общему объему учебных часов. Следовательно, самостоятельная работа становится важнейшим элементом для успешного изучения дисциплины «Иностранный язык». Преподаватели кафедры иностранных языков нашего университета активно и планомерно занимаются вопросами эффективной организации самостоятельной работы. Многолетняя практика показывает, что достижение этой цели возможно только путем использования эффективных интерактивных методов обучения и их внедрения в систему образовательного процесса. Для многих преподавателей стало привычным проведение занятий с использованием таких интерактивных методов, как мозговой штурм, групповая дискуссия, метод малых групп, метод проекта, кейс, ролевая игра, презентация, круглый стол, «перевернутый класс», постерные конференции, конкурсы, анализ ситуаций. А.Ф. Азнабаева, преподаватель нашей кафедры, в одной из своих работ [6] подробно описывает, какие интерактивные методы и на каких уровнях обучения применяются при обучении иностранным языкам в нашем вузе. Интерактивные методы обучения предполагают организацию работы студентов в малых группах на основе сотрудничества и кооперации. Жан Фрайссин (Франция), исследуя обучение в цифровых сетях, приходит к выводу, что обучение в цифровых сетях один на один с компьютером является очень сложным и не для всех возможным, поэтому коллаборация (сотрудничество), а также кооперативное обучение могут быть приняты в качестве основополагающего принципа системы дистанционного обучения [7]. Приходим к выводу, что дистанционное обучение, так же как и обучение в традиционном аудиторном формате, предполагает проведение занятий в интерактивной форме на базе кооперации и сотрудничества.

Методические условия – это третье педагогическое условие в нашей классификации. Они включают наличие учебных пособий, учебно-методических комплексов. Концептуально новые учебники, разработанные преподавателями Башкирского государственного аграрного университета, содержат такие интерактивные задания, как кейс, квиз, проект, дискуссия, круглый стол, диалог и многие другие, выполнение которых позволяет формировать познавательную активность студентов путем кооперативного/коллаборативного сотрудничества. Приведем примеры.

Авторы учебника «Английский язык для студентов аграрных вузов» О.Н. Новикова и Ю.В. Калугина, характеризуя его, отмечают, что работа по учебнику подразумевает такие характеристики взаимодействия преподавателя и студента, как интерактивность, диалогичность, креативность, продуктивность, осознанность и перенос акцента на самостоятельную работу обучающегося. «Студентам разрешается пользоваться внешними источниками информации для решения кейсов и творческих заданий, а также при подготовке проектов; при этом активно задействуются ресурсы сети Интернет. Самостоятельный сбор и анализ материала развивает аналитическое критическое мышление, ответственность за выполненные действия» [8, с. 106].

Учебное пособие А.Р. Мустафиной и И.В. Эделевой «Framework: the ABC of technical English» для бакалавров технических направлений содержит целый раздел «Self-study guidelines» в форме рекомендаций для рациональной организации самостоятельной работы. В пособии содержится много интересных заданий на профессиональные темы, предполагающих групповую работу.

Учебное пособие З.Н. Изимариевой «Forestry» создано для обучающихся направления «Лесное дело». В каждом уроке есть соответствующие интерактивные задания, в том числе и кейс-задачи на профессиональные темы. Необходимо отметить, что в учебном пособии имеется приложение, в котором дается пошаговая инструкция, как работать над решением проблемных заданий, в том числе и кейсов.

Большинство заданий в данных учебных пособиях являются профессионально ориентированными. Они предназначены для студентов аграрных вузов. Подобные задания основаны на имитировании будущей профессиональной деятельности обучающихся и их профессиональной коммуникации. Студенты совмещают изучение иностранного языка с овладением будущей специальностью, они видят в этом профессиональную потребность. Таким образом, работа по этим учебникам способствует повышению мотивации к обучению в целом и иностранного языка в частности.

Четвертым педагогическим условием, на наш взгляд, являются психолого-педагогические условия, требующие учета как уровня владения иностранным языком, так и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Некоторые виды групповых работ предполагают деление на малые группы. Принципы формирования таких групп могут включать в себя: симпатию (группы формируют сами студенты по желанию), интерес (предлагается несколько тем, и обучающиеся формируют группу по интересу к теме), уровень языковой подготовки (группу создает сам преподаватель, учитывая сильные и слабые стороны студентов, их навыки, способности). От правильного разделения на группы зависит не только эффективность выполнения задания, но и психологическое состояние каждого участника группы, что значительно влияет на формирование благоприятного микроклимата в группе в целом, способствует  повышению мотивации к изучению предмета. Большое значение в укреплении психического здоровья участников группы имеет использование игровых технологий, сам метод обучения известен как «геймификация». Богатый опыт использования игровых технологий отражен в многочисленных трудах преподавателей нашей кафедры. Так, например, Ю.В. Калугина и А.Р. Мустафина описывают опыт успешной реализации квестов в учебном процессе [9], Г.Р. Гарипова делится опытом проведения соревновательного конкурса «Гладиаторские бои» [10]. Одним из важнейших направлений работы преподавателя в дистанционном режиме в условиях пандемии является снятие психологического напряжения студентов. Обучающиеся, изолированные друг от друга и от преподавателя, не справляются с заданиями в силу слабой языковой подготовки. Такие студенты думают об отчислении из вуза. Преподаватель может и должен им помочь. Он должен осознавать, что организовать творческие, интересные занятия в дистанционном формате можно, только ставя «перед собой ясные цели, которые мы хотим достичь, и осознавая последствия, которые мы хотим избежать [11]. Следовательно, преподаватель должен знать уровень языковой подготовки обучающихся своей группы и предлагать посильные задания, чтобы не ослабить их уверенность в своих силах. В то же время задания должны быть не ниже уровня способностей обучающихся.

Профессионально-педагогические условия являются еще одним компонентом нашей классификации. Профессия преподавателя традиционно включает в себя следующие функции: организационную, информационную, оценочную, контрольную и корректирующую. Но, согласно исследованиям В.Е. Шестопалова и Е.В. Суворова, при дистанционном обучении набор функций иной: координационная (ранее организационная), организационно-информационная (ранее информационная), самоконтролируемая (ранее контрольная), программируемая – в случае тестирования компьютерной программой баллы начисляются автоматически (ранее оценочная), а коррекционная функция в ДО не востребована совсем или востребована мало [12].

 Таким образом, роль преподавателя при переходе к дистанционному обучению в экстремальных условиях пандемии кардинально изменилась. Преподаватель перестает быть центральным звеном. Он становится организатором-участником, координатором выполнения поставленных задач, на занятии организуется коллаборативная модель совместной деятельности с опорой на инициативу с учетом интересов студентов. Преподаватель организует сотрудничество обучающихся в соответствии с организационно-информационной функцией. Он является не только источником информации, его задача состоит в использовании имеющихся информационных ресурсов в различных интерактивных формах, которые приводят к активизации познавательной деятельности обучаемых, к стремлению не только самостоятельно добывать знания, но и самостоятельно организовать контроль за ходом получения знаний. Так контроль переходит в самоконтроль. Таким образом, деятельность преподавателя направлена на формирование активной познавательной деятельности студентов, стремления самостоятельно получать знания путем повышения мотивации к изучению предмета в условиях тесного сотрудничества и взаимопомощи.

Выводы. В условиях пандемии коронавируса COVID-19 и соблюдения самоизоляции организация обучения в дистанционном формате стала единственно возможным выходом из сложившейся сложной ситуации. Дистанционный режим обучения был введен повсеместно, на всех уровнях обучения. Вузы не стали исключением. Аудиторные занятия сменились онлайн-уроками на различных платформах. Главными задачами преподавателя стали формирование активной познавательной деятельности студентов, прививание интереса к дополнительной самостоятельной работе. Для результативной организации самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения необходимо создавать и соблюдать соответствующие педагогические условия. Только наличие информационно-компьютерных технологий, соответствующих учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, грамотная разработка дидактической стороны, регулярная психологическая и профессиональная поддержка будут способствовать активизации познавательной активности студентов и повышению мотивации к изучению иностранного языка для профессионального общения.


Библиографическая ссылка

Изимариева З.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК») // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30567 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674