Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Табачук Н.П. 1 Малыхина О.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный университет"
В статье рассматривается экскурс в историю перехода на Болонскую систему образования, становления компетентностного подхода, появления Федеральных государственных образовательных стандартов, влияющих на профессиональную подготовку студентов вуза. Осуществляется ретроспективный анализ трансформации взглядов отечественных ученых последнего десятилетия об информационной компетенции личности, который позволяет подчеркнуть ее метапредметный, интегративный и динамический характер. Подчеркивается, что в период цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды вуза актуализируются исторически сложившиеся грани информационной компетенции и процесс их развития, она есть soft skills и компетенция будущего. Обозначается модель информационной компетенции студентов вуза в аспекте современных тенденций ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий. Ведущими методами исследования являются: ретроспективный анализ рассматриваемых феноменов; обобщение концептуальных положений о Болонской системе, компетентностном подходе, информационной компетенции личности; моделирование и экстраполяция как методы, позволяющие определить современные тенденции ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий. Материалы представляют практическую ценность для студентов, преподавателей вузов и педагогов образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области.
Болонская система образования
компетентностный подход
цифровые компетенции
информационная компетенция студентов вуза
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям бакалавриата (3++). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 11.01.2021).
2. Шеин П.Н. Развитие информационной компетенции студентов педагогического вуза // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 34 (76). С. 115-118.
3. Флеров О.В. Развитие информационной компетенции взрослых средствами иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 209-211.
4. Глухих С.И., Андреева А.В. Формирование информационной компетенции студентов медицинского вуза // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 95-99.
5. Омарбекова Н.К., Лопанова Е.В. К вопросу формирования информационной компетенции будущих фармацевтов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). С. 103-108. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.103.
6. Насырова Э.Ф., Данилов А.А. Информационно-методическая компетенция педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 94-97. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0022.
7. Рассказов Ф.Д., Митющенко Е.В. Характеристика педагогических условий формирования информационной компетенции у будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 4. С. 52-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-52-60.
8. Литвинов В.А., Евтихов О.В. Формирование информационных компетенций обучающихся по юридическим специальностям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 4 (83). С. 431-436. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-14010.
9. Данилов А.А. Структура информационно-методической компетенции учителей общеобразовательных организаций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (64). С. 28-35. DOI: 10.26105/SSPU.2020.64.1.012.
10. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с. [Электронный ресурс]. URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 11.01.2021).
11. Табачук Н.П. Развитие информационной компетенции студентов вуза в процессе картирования и скрайбинга // Вопросы образования и психологии: монография (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. С. 93-105. [Электронный ресурс]. URL: https://phsreda.com/ru/article/96955/discussion_platform (дата обращения: 19.12.2020).
12. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? [Электронный ресурс]. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html (дата обращения: 11.01.2021).

Нарастающие тенденции глобального роста информационных потоков, постоянного увеличения объема информации и ее качественного усложнения обусловливают значимость информационной компетенции и требуют пристального внимания к ее развитию у студентов высших учебных заведений.

Данные тенденции находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО). В новых ФГОС ВО (поколение 3++) [1], вступивших в силу 22 февраля 2018 г. и ориентированных на компетентностный подход, выделяется ряд универсальных компетенций: «умение работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям», «способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач», которые связаны с характеристиками информационной компетенции личности.

Трансформационные процессы в сфере образования, влияющие на пути реализации компетентностного подхода и процесс развития информационной компетенции студентов вуза, заставляют обратиться к историческим аспектам становления этих процессов и современным тенденциям их совершенствования.

Экскурс в историю перехода на Болонскую систему образования следует начать с того, что в 1990-х гг. в рамках подписания Сорбоннской декларации появилась идея создания единого европейского образовательного и научного пространства высшего образования и введения следующих видов академических степеней: бакалавр, магистр, доктор.

Начало Болонского процесса в России датируется сентябрем 2003 г. и связано с переходом от знаниевой парадигмы образования к компетентностной. Представим в таблице 1 сравнение знаниевого и компетентностного подходов в образовании.

Таблица 1

Сравнение знаниевого и компетентностного подходов в образовании

Критерии

Знаниевый подход

Компетентностный подход

Направленность образовательного процесса

Ориентир на получение информации

Ориентир на развитие личности

Виды контекстов, влияющих на образовательный процесс

Влияние предметного контекста будущей профессиональной деятельности на образовательный процесс

Взаимодополняющее влияние

предметного, социального, цифрового контекстов будущей профессиональной

деятельности

Вид подготовки к профессиональной деятельности

Дисциплинарная подготовка

к профессиональной деятельности

Метапредметная

(надпредметная) подготовка

к профессиональной деятельности

Характер образовательных технологий

Преимущественно «академический» характер образовательных технологий (передача знаний)

Приоритетные образовательные технологии: технологии сотрудничества, метод проектов, модульное и цифровое обучение в контексте задач будущей профессиональной деятельности

В период вхождения России в Болонский процесс появились Федеральные государственные образовательные стандарты с перечнем компетенций, влияющих на профессиональную подготовку студентов вуза; происходила всесторонняя информатизация, актуализировался процесс развития универсальных, профессиональных, ключевых образовательных компетенций студентов.

В контексте данных изменений в системе образования появляются новые смыслы, вкладываемые в содержание образования, такие как вхождение личности в мир культуры через «впитывание» компетенций, способствующих развитию социальной и профессиональной мобильности.

В связи с этим в научных исследованиях этого периода отечественные и зарубежные ученые (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, С.Г. Воровщиков, Дж. Равен и др.) развивают методологию компетентностного подхода. Ими информационная компетенция определяется как ключевая и метапредметная.

Цель исследования – определить исторические аспекты перехода к компетентностному подходу в образовании и исторически сложившиеся грани информационной компетенции личности, а также выявить современные тенденции ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий, построив модель.

Материал и методы исследования

Предметом исследования являются разные исторически сложившиеся грани информационной компетенции студентов вуза, актуализирующиеся в период цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды вуза.

Ведущими методами исследования являются: ретроспективный анализ развития информационной компетенции студентов вуза; обобщение концептуальных положений о Болонской системе, компетентностном подходе, информационной компетенции личности; моделирование и экстраполяция как методы, позволяющие определить современные тенденции ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

В последнее десятилетие появляются и развиваются самостоятельные направления изучения феномена «информационная компетенция личности», различных аспектов процесса ее развития: у студентов педагогических вузов (П.Н. Шеин, Ф.Д. Рассказов, Е.В. Митющенко и др.), у взрослой аудитории (О.В. Флеров и др.), в студенческих группах медицинского и юридического вузов (С.И. Глухих, А.В. Андреева, Н. К. Омарбекова, Е. В. Лопанова и др.), в работе современного педагога (А.А. Данилов, Э.Ф. Насырова и др.), как показано в таблице 2.

Таблица 2

Феномен «информационная компетенция» в самостоятельных исследованиях отечественных ученых последнего десятилетия

Отечественные ученые

Определение отечественными учеными

феномена «информационная компетенция»

Год исследования

П.Н. Шеин

Информационная компетенция обучающегося педагогического вуза определяется как интегративное качество, характеризующееся высоким уровнем теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий, способностью применять эти знания и умения в процессе освоения основной образовательной программы высшего образования, готовностью использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности для обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса [2]

2016

О.В. Флеров

Информационная компетенция взрослых есть сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний и практических умений в области инновационных технологий, определенный набор личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [3]

2017

С.И. Глухих, А.В. Андреева

Информационная компетенция студентов медицинских вузов – это широкое понятие, она должна быть одной из основных компетенций, составляющих образовательную программу высшего непрерывного образования [4]

2018

Н.К. Омарбекова, Е.В. Лопанова

Информационная компетенция будущих фармацевтов определяется как совокупность устойчивых навыков постоянного эффективного применения достижений цивилизации, а именно информационных технологий, и мотивация к совершенствованию в этом направлении [5]

2019

Э.Ф. Насырова, А.А. Данилов

Информационная компетенция педагога – это способность и готовность применять эффективные средства и способы осуществления информационных процессов (хранения, передачи, обработки) [6]

2019

Ф.Д. Рассказов, Е.В. Митющенко

Информационная компетенция студента педагогического направления – интегративно-функциональное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективной информационной деятельности, т.е. осуществления информационных процессов с коммуникативной или познавательной целью [7]

2019

В.А. Литвинов, О.В. Евтихов

Информационная компетенция – это более широкое понятие, включающее в себя способность осмысления, критического отношения к информации [8]

2020

А.А. Данилов

Информационная компетенция в работе современного учителя предполагает применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только на уроке, но и при выполнении методической работы, где от качества освоения навыков работы на компьютере напрямую зависят скорость и качество выполнения педагогом его профессиональной деятельности [9]

2020

Анализ данных таблицы 2 показывает, что в рамках самостоятельных исследований изучения феномена «информационная компетенция личности» в последнее десятилетие отечественными учеными подчеркивается его интегративный и динамический характер, выражающийся в высоком уровне развития теоретических знаний и практических умений в области инновационных и информационных технологий, навыков постоянного эффективного применения достижений цивилизации, мотивации к совершенствованию в этом направлении; определяется взаимосвязь информационной компетенции личности с качеством выполнения ею профессиональной деятельности и развития профессиональной культуры.

Экскурс в историю становления феномена «информационная компетенция студентов вуза» позволил убедиться в многогранности и неоднозначности понимания данного феномена.

На современном этапе цифровой трансформации образования и развития цифровой образовательной среды вуза актуализируются исторически сложившиеся грани информационной компетенции и процесс их развития, прослеживается ее связь с моделями цифровых компетенций, выходящих на первый план в период цифровизации и развития цифровых технологий.

В аналитическом отчете Корпоративного университета Сбербанка упоминается о трех моделях цифровых компетенций: «DigCompEdu 2018: Европейская модель цифровых компетенций для образования», «EU DigComp: Модель цифровых компетенций для граждан», «Целевая модель компетенций 2025» [10].

В проведенных ранее исследованиях в упоминании моделей цифровых компетенций нами отмечалось, что все они транслируют современный подход к становлению цифровой образовательной среды вуза, к развитию информационной компетенции студентов вуза в направлении формирования у них понимания того, как необходимо развивать и поддерживать других в становлении их собственных цифровых компетенций, поиска возможностей для саморазвития в цифровой среде [11].

Анализ данных моделей показывает, что в них есть описание информационной компетенции как экзистенциального навыка или долговременной культурной метаспособности, которая применяется в течение всей жизни и в разных контекстах для личности.

На современном этапе цифровые компетенции включают в себя hard skills (англ. «жесткие» навыки) – профессиональные компетенции, которые можно измерить, и soft skills (англ. «мягкие» навыки) – метапредметные компетенции, которые приобретаются в рамках субъектного опыта, их трудно измерить количественно. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, использование компьютерных программ и др. Пример soft skills: информационная компетенция как динамичная и изменчивая метакомпетенция, включающая культуру работы в команде, культуру представления результатов проектной деятельности с помощью цифровых технологий, культуру управления своей деятельностью, культуру работы с информацией, культуру представления информации в цифровом формате, что характеризует информационную компетенцию и как метапредметную. В современных исследованиях центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» отмечается, что soft skills – это компетенции будущего [12].

Обозначим модель информационной компетенции студентов вуза в аспекте современных тенденций ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий, как показано на рисунке.

Рис. Модель информационной компетенции студентов вуза в аспекте современных тенденций ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий

Развитие информационной компетенции студентов в цифровую эпоху является непрерывным, персонализированным, ориентированным на потребности и интересы обучающегося процессом в цифровой образовательной среде вуза и предполагает глубокую трансформацию с применением новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо развивать, чтобы быть современным.

Современные грани информационной компетенции студентов вуза раскрываются через: умение студентов осуществлять самооценку собственного уровня развития информационной компетенции, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; владение универсальными способами работы с информацией и источниками сети Интернет; управление деятельностью по коммуникации в цифровой образовательной среде вуза на принципах «цифровой гигиены»; владение универсальными способами самопрезентации в цифровой образовательной среде с положительным оттенком в виде цифрового следа; осознанную готовность культурного восхождения в мир «цифры».

Заключение

В результате проведенного исследования осуществлен экскурс в историю перехода на Болонскую систему образования, представлено сравнение знаниевого и компетентностного подходов в образовании.

Осуществлен ретроспективный анализ трансформации взглядов отечественных ученых последнего десятилетия на информационную компетенцию личности, который позволил подчеркнуть ее метапредметный, интегративный и динамический характер.

Обозначены модели цифровых компетенций, актуализирующие поиск и обозначение современных тенденций ее развития.

Представлена модель информационной компетенции студентов вуза в аспекте современных тенденций ее развития в период цифровизации и внедрения цифровых технологий, которую мы связываем с культурной составляющей.

Материалы представляют практическую ценность для студентов, преподавателей вузов и педагогов образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области.


Библиографическая ссылка

Табачук Н.П., Малыхина О.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30550 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674