Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прияткина Н.Ю. 1 Шорникова Н.А. 2
1 Ивановский государственный университет
2 МОУ Китовская средняя школа
Современная организация процесса обучения выдвигает новые требования к формам и методам контрольно-оценочной деятельности в начальной школе. Одним из приоритетных способов оценки результатов учебных достижений младших школьников признается формирующее оценивание. Формирующее оценивание в начальной школе способствует поддержанию интереса к интеллектуальной деятельности, развитию у обучающихся продуктивного мышления; самостоятельности; первичных навыков исследовательской работы; продуцированию школьниками собственных идей. В ходе опытно-экспериментальной работы была реализована программа авторская «Ступень за ступенью – я двигаюсь к цели!». Основными содержательными компонентами программы стали: прогнозирование образовательных результатов обучающихся по теме урока в целом; коллективное определение целей и задач конкретного урока как планируемого образовательного результата деятельности; формулирование критериев оценки деятельности обучающихся; оценочная деятельности в соответствии с критериями; определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося; коррекция индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы. Представленные в статье материалы эмпирического исследования подтверждают положительное влияние технологии формирующего исследования на повышение образовательных результатов и учебных достижений обучающихся начальной школы, а также развитию у них умений самооценки, взаимооценки, групповой и коллективной оценки.
учебные достижения
образовательные результаты
формирующее оценивание
младшие школьники
контрольно-оценочная деятельность
1. Scriven M., Tyler R.W., Gagne R.M. The methodology of evaluation. Curriculum evaluation. Chicago: Rand McNally. 1967. 102 p.
2. Шаповалова О.Н., Ефремова Н.Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 78.
3. Black P., Wiliam D. Developing the theory of formative assessment. Educational Assessment, Evaluation and Accountability (formerly: Journal of Personnel Evaluation in Education). 2009. Vol. 21. № 1. P. 5-31.
4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с.
5. Михайлова Е.К. Современные подходы к оцениванию учебных достижений школьников // В мире научных открытий. 2012. № 9.2. С. 328-341.
6. Сумина В.Н. Формирующее оценивание на уроках литературного чтения в начальной школе при изучении раздела "Устное народное творчество"// Современный образовательный процесс: теория и практика внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. М.: «Перо», 2018. С. 99-102.
7. Иголкин Д.Н. Формирующее оценивание как способ повышения учебных результатов и качества образования обучающихся // Современные проблемы образования в поликультурном регионе: Материалы международной научно-методической конференции. Издательство: Псковский государственный университет (Псков), 2015. С.93-97.
8. Шаповалова О.Н. Формирующее оценивание как инструмент мониторинга метапредметных образовательных результатов в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29415 (дата обращения: 15.01.2021).
9. Пронькина Н.Н. Мониторинг индивидуальных достижений как инструмент повышения качества образовательной подготовки учащихся // Научный Поиск. 2017. № 3. 6. С. 14-15.

Одним из ключевых аспектов современного начального образования являются пересмотр и качественное изменение парадигмы контроля и оценки уровня учебных достижений младших школьников. Традиционные формы контрольно-оценочной деятельности в большой степени негативно влияют на психологическое состояние обучающихся начальной школы: порождают страх неверного ответа, отрицательных комментариев в свой адрес, низкой отметки, что, в свою очередь, может вызвать отрицательные эмоции со стороны родителей. Поэтому актуальной тенденцией практики оценивания уровня учебных достижений младших школьников является интеграция традиционного – суммативного – и инновационного – формирующего – оценивания.

Именно формирующее оценивание позволяет учителю проанализировать не только конечный результат, но и динамику формирования универсальных учебных действий обучающихся и способствует развитию у самих обучающихся объективной самооценки и самоконтроля.

Проблема использования формирующего оценивания в образовательном процессе и ее теоретическое обоснование рассматривались зарубежными учеными (P. Black, L. Shepard, D. Wiliam), методологические основы формирующего оценивания в отечественной образовательной практике определены Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, принципы формирующего оценивания сформулированы М.А. Пинской, прикладные стороны формирующего оценивания рассмотрены А.Б. Воронцовым, Е.Г. Бойцовой, О.Н. Крыловой, влияние формирующего оценивания на стимулирование школьников к обучению изучались Л.В. Вилковой и Е.К. Михайловой. В нашем исследовании рассматриваются особенности использования технологии формирующего оценивания в практике начальной школы.

Цель: изучить влияние технологии формирующего оценивания на изменение образовательных результатов младших школьников.

Технология формирующего оценивания включает: прогнозирование и планирование образовательных результатов обучающихся по теме урока в целом (деятельность учителя); коллективное определение целей и задач конкретного урока как планируемого образовательного результата деятельности (деятельность учителя и обучающихся); формулирование однозначных, понятных, конкретных критериев оценки деятельности обучающихся (совместная деятельность учителя и обучающихся); оценочную деятельность в соответствии с критериями; организацию обратной связи, обеспечивающей поддержку и сопровождение обучающегося; определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося; коррекцию индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы (вариативные формы выполнения и объем заданий, предоставление выбора видов деятельности; организация проектных микрогрупп, команд и др.).

Материалы и методы исследования

Впервые использовать понятие «формирующее оценивание» в образовательной практике было предложено американским ученым Майклом Скривеном. Автор в качестве источника получения и дальнейшего использования информации противопоставлял суммативное и формирующее оценивание [1, с. 12].

О.Н. Шаповалова выделила преимущественной характеристикой формирующего оценивания «предназначение для накопления и анализа данных с целью последующего их использования и совершенствования школьной практики, корректировки учебного плана и обеспечения результативности и эффективности обучения» [2, с. 78]. Формирующее оценивание осуществляется в процессе обучения и направлено на анализ качества общеучебных знаний и умений, коммуникативных навыков, ценностных установок и рефлексии. Приоритетная цель такого оценивания – стимулирование обучающегося на дальнейшее обучение, выдвижение новых целей и проектирование путей их достижения. Отличительной особенностью применения технологии формирующего оценивания является то, что она определяет использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности обучающихся. Этот аспект позволяет сделать данный процесс доступным и понятным для всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей.

По мнению зарубежных исследователей, формирующее оценивание как метод контроля способствует также улучшению качества знаний обучающихся за счет «обеспечения обратной связи, позволяющей регулировать обучение и учение в интересах учащегося» (PaulBlackиDylanWiliam) [3, с. 10]. М.А. Пинская понятие «формирующее оценивание» рассматривает как «род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а, чтобы понять, как изменить собственные действия, и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения» [4, с. 6]. М.А. Михайлова сформулировала условия успешности использования технологии формирующего оценивания: «критерии оценивания должны быть разработаны на основе поставленных учебных целей; активная позиция в оценивании самих обучающихся; образовательные результаты обучающихся сравниваются с собственными предыдущими результатами, а не с результатами других учеников; оценке подлежит не только результат обучения, но и сам процесс обучения; для оценивания используются специально разработанные электронные таблицы» [5, с. 32]. В.Н. Сумина отмечает личностно-ориентированную образовательную значимость формирующего оценивания: при полной и системной его реализации оно направлено на ученика, позволяет учителю мобильно реагировать на образовательные потребности ученика, соответствует принципу «оценивание для обучения» [6, с. 99]. Формирующее оценивание дает гарантию изменений и дальнейшего продвижения ребенка вперед. Д.Н. Иголкин выделяет «положительные аспекты формирующего оценивания как способа повышения уровня учебных достижений учащихся: оно исключает вмешательство в процедуру оценивания субъектов, не включенных собственно в сам процесс обучения; оно отражает более объективную картину о качестве образования ввиду отсутствия “карательного” характера по сравнению со стандартизированным оцениванием; оно является непрерывным на всех этапах обучения и построено на тесной взаимосвязи между обучающимся и педагогом» [7, с. 94].

Предметом нашего исследования обозначено изучение влияния технологии формирующего оценивания на образовательные результаты и учебные достижения обучающихся начальной школы. Контрольно-оценочная деятельность учителя начальной школы осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Отметочную систему оценивания результатов учебной деятельности младшего школьника предваряет символичная система с применением смайликов, солнышек, тучек и др.

Оценка учителем деятельности младшего школьника очень авторитетна в детской среде, она оказывает влияние на взаимодействие детей внутри коллектива и выстраивание дружеских связей. Благодаря оценке учителя за детьми закрепляются некие образы: «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник». В связи с этими аспектами оценка наряду со стимулирующей функцией порой оказывает негативное влияние на сознание и психику ребенка, порождает страх получить плохую отметку и вызвать отрицательные эмоции со стороны учителя, родителей, насмешки среди одноклассников. Поэтому вместе с оценкой деятельности обучающихся со стороны учителя, которая носит внешний характер, у младших школьников необходимо формировать способность к объективной взаимооценке и самооценке. Тактику применения технологии формирующего оценивания определяет учитель. Как отмечает О.Н. Шаповалова, «объем и периодичность процедуры формирующего оценивания зависят от методических умений педагога. Оцениваться может работа в течение одного урока или его отдельных этапов, прохождение отдельных учебных модулей, освоение одной или нескольких учебных тем, что позволяет применять результаты формирующего оценивания как дидактический инструмент для планирования, прогнозирования и самокоррекции методической деятельности учителя» [8, с. 74].

Таким образом, применение технологии формирующего оценивания, с одной стороны, сочетает в себе контрольно-оценочную деятельность педагога, а с другой – способствует формированию умений самооценки, взаимооценки, групповой и коллективной оценки самих обучающихся. Данное умение является значимым для детей, так как позволяет развивать их регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, стимулирует личностные достижения обучающихся и способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории младшего школьника.

Учителю начальных классов способ формирующего оценивания дает возможность своевременно осуществлять обратную связь, корректировать деятельность обучающихся, аргументированно оценивать достижения и неудачи учебной деятельности школьников. Педагог определяет методы, средства и технологии обучения в зависимости от динамики изменения образовательных результатов обучающихся.

Экспериментальная работа по проверке теоретических положений исследования осуществлялась на базе МОУ «Китовская средняя школа» Шуйского района Ивановской области в течение 2017–2020 гг.

В 2017 г. на базе школы была создана региональная инновационная площадка по реализации технологии формирующего оценивания. В школе активно реализуется методика индивидуального мониторинга уровня образовательных достижений обучающихся с использованием баз данных «Электронный дневник» и «Дневник моих достижений». «Дневник моих достижений» представляет собой портфолио обучающегося, в котором собраны индивидуальные достижения каждого школьника в учебной деятельности. Важной отличительной особенностью этого документа является то, что, кроме информационных материалов по мониторингу успеваемости учащегося, представлены анализ успеваемости и план мероприятий по ее повышению. При заполнении учащимися «Дневника моих достижений» предусматривается использование «дополнительных средств для придания личностного смысла данной деятельности (индивидуальное оформление титульного листа Дневника, использование личностных местоимений в тексте (“Моя успеваемость”, “Я доволен” и т. д.); цветовых средств для улучшения восприятия информации, разнообразных символов (стрелок, знаков), характеризующих направленность и результативность процессов и др.; визуализация результатов рефлексии учащимся успешности своей учебной деятельности (“Я доволен”, “Я огорчен”, “Я удивлен”) с целью усиления ее эмоциональной окраски и повышения внутренней мотивации к учебной деятельности» [9, с. 15].

В нашем исследовании принимали участие 60 обучающихся начальной школы. Экспериментальная группа включала 40 обучающихся. Количественный состав в классах не изменялся в ходе проведения исследования. Во всех трех классах обучаются дети с нормальным психическим, умственным и физическим развитием. Школьники, имеющие ограниченные возможности здоровья, отсутствуют. В качестве методического инструментария нами использовались диагностические методики изучения личностной рефлексии, уровня самостоятельности и учебной мотивации, изучения образовательных результатов. Анализ данных осуществлялся с использованием качественных и количественных методов, анализа процентных соотношений.

Результаты исследования и их обсуждение

Критериями эффективности исследования являются: мотивация учебной деятельности (познавательный интерес, понимание значимости учебной деятельности, проявление интереса к процессу учебной деятельности, положительные эмоции от результата деятельности), самостоятельность (способность к планированию деятельности, обнаружение проблемы и ее решение, умение делать выводы и письменно изложить свои мысли), личностная рефлексия и самооценка (понимание критериев оценивания деятельности, оценивание деятельности и результата по критериям, понимание причин успеха или неудачи), успеваемость (положительная динамика оценочно-отметочных результатов).

Показателями эффективности являлись умения обучающихся начальной школы использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы и т.п.); выполнять задания разнообразными способами; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнения, сериации и классификации по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи на основе простых суждений об объекте, его строении, свойствах; устанавливать аналогии.

В ходе формирующего этапа эксперимента была реализована программа «Ступень за ступенью – я двигаюсь к цели!». Платформу для реализации программы составили уроки по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Основными содержательными компонентами программы организации деятельности стали: планирование образовательных результатов учащихся по теме урока; планирование цели урока как образовательного результата деятельности школьников; формирование задач урока как шагов деятельности учащихся; формулирование критериев оценивания деятельности учеников на уроке; оценивание деятельности учащегося по критериям; осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю); определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося; определение места школьника на пути достижения цели; корректировка образовательного маршрута учащегося.

В программе использовались инновационные приемы формирующего оценивания.

«Волшебные линеечки»: на шкале учащиеся фиксировали свои результаты в соответствии с совместно выработанными критериями и уровнями.

«Лесенка успеха»: каждый ученик отмечал на лесенке достижений фигурку человека.

«Карта понятий»: при составлении карты понятий ученики вспоминали все основные и частные понятия, выстраивали их, отображали функциональные связи между ними.

В ходе формирующего эксперимента с обучающимися были разработаны карты понятий «Города Золотого кольца России», «Живые организмы нашей планеты», «Часть речи – имя существительное» и др. Разработанные на уроке Карты понятий со временем дополнялись, расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала, а также активизировали познавательную и рефлексивную деятельность младших школьников.

У каждого ребенка были заготовлены шаблоны «Листа самоконтроля», в котором он оценивал свою работу на определенном этапе урока, выбрав в нужной строке знак «+». «Лист самоконтроля» предназначен для самостоятельного определения успешности выполнения заданий.

На этапе рефлексии использовался прием «Дерево успеха»: если на уроке обучающемуся было все понятно, он активно работал, выполнил все задания учителя, то с дерева он «срывал» красное яблоко; если же на уроке у ученика возникали затруднения с выполнением заданий, то он снимал цветочек. Обязательной частью рефлексии являлось обсуждение причин возникших затруднений: «Почему не понял?», «Что было непонятно?»

Применение приема «Незаконченные предложения» в ходе реализации программы «Ступень за ступенью – я двигаюсь к цели!» продемонстрировало следующие высказывания детей: «Я похвалила бы себя за то, что научилась определять падежи»; «Особенно мне понравилось задание в группе с компасом», «Я был удивлен, что мы первые определили стороны света правильно»; «Я мечтаю посетить все города Золотого кольца, как наша учительница»; «Было трудно определить, сколько частей в тексте», «Теперь я умею чертить круг циркулем» и др.

Результаты наблюдения показали, что у детей при применении приемов формирующего оценивания повысился уровень работоспособности, отмечались нацеленность и мотивированность на устранение допущенных ошибок, выявлялось понимание значимости каждого задания для успешного освоения предмета.

Данные контрольного этапа эксперимента показали, что 40% обучающихся продемонстрировали высокий уровень личностной рефлексии, 45% – средний и 15% –низкий.

75% обучающихся имеют адекватную самооценку, что на 25% выше, чем в начале эксперимента, на 15% уменьшилось количество обучающихся, имеющих завышенную оценку (таких учащихся стало 25%), обучающихся с заниженной самооценкой не обнаружено. Стоит отметить, что в экспериментальном классе количественное смещение произошло на ступень с адекватной самооценкой, а в контрольных классах, наоборот: на завышенную ступень самооценки.

С высоким уровнем самостоятельности оказались 50% детей, что в 2 раза больше, чем на констатирующем этапе эксперимента, 40% – со средним и 10% – с низким уровнем.

При изучении учебной мотивации школьников количество обучающихся с очень высоким уровнем увеличилось в 2 раза – с 10% до 20%, количество обучающихся с высоким уровнем увеличилось с 25% до 35%, со средним (нормальным) уровнем уменьшилось с 40% до 35%, со сниженным уровнем уменьшилось с 20% до 10%, обучающиеся с низким уровнем мотивации отсутствуют.

Особого внимания заслуживают положительные изменения, которые произошли в образовательных результатах обучающихся: так, по предмету «Русский язык» количество обучающихся, имеющих годовую оценку «отлично», увеличилось на 20% по сравнению в прошлым учебным годом (стало 35%); количество обучающихся, имеющих оценку «хорошо», увеличилось на 20% (стало 40%); неуспевающих нет. По учебному предмету «Математика» количество обучащихся с отличными и хорошими результатами увеличилось на 15% и стало соответственно 30% и 40%, учеников с оценкой «3» стало 30%, что на 10% меньше, чем в предыдущем году. Неуспевающих нет. По учебному предмету «Окружающий мир» «отличников» стало на 20% больше и составило 40%, «хорошистов» – на 30% больше и составило 40%. Неуспевающих учащихся нет. По учебному предмету «Литературное чтение» количество учеников с отметками «5» и «4» по итогам года увеличилось соответственно на 10% и 15% и составило 75% всех обучающихся. Неуспевающих нет.

В контрольной группе младших школьников, где приемы формирующего оценивания педагогом не включались в образовательный процесс, заметных изменений в количественном распределении обучающихся, имеющих оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», не произошло.

Выводы

Таким образом, применение технологии формирующего оценивания в образовательном процессе начальной школы способствует положительной динамике уровня учебных достижений обучающихся. Обеспечивается более качественное усвоение содержания учебного материала, активизируется учебная мотивация, закладываются основы формирования рефлексивных умений и объективной самооценки. Инновационные приемы и техники формирующего оценивания содействуют поддержанию интереса к процессу учебно-познавательной деятельности и ее результатам, развитию инициативности и самостоятельности у детей, умений коллективного и группового планирования деятельности конструктивных взаимоотношений детей между собой, между учениками и учителем, аргументированной коммуникации.


Библиографическая ссылка

Прияткина Н.Ю., Шорникова Н.А. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30530 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674