В последнее время дистанционные образовательные технологии становятся все более популярными и востребованными. И этому есть логичное объяснение: во-первых, современная пандемическая обстановка в стране и мире требует принятия срочных и неотложных мер по повышению безопасности граждан и сокращению возможных личных контактов, что, в свою очередь, привело к популярности удаленных форм работы и обучения; во-вторых, для многих работников дистанционная форма обучения является единственным доступным способом повышения квалификации в выбранной специальности, так как большинство сотрудников не имеют возможности обучаться очно с отрывом от работы.
Понятие дистанционного обучения подразумевает, что обучающийся может находиться на значительном расстоянии от образовательной организации, в которой он проходит обучение. При этом отсутствует непосредственный контакт между обучающимся и педагогическим работником [1].
Существуют различные формы реализации дистанционных образовательных технологий [2]:
- корреспондентское обучение, при котором взаимодействие между обучающимся и педагогическим работником осуществляется посредством классической переписки;
- CAST-технологии, при которых для обучающегося формируются отдельные пакеты методических материалов по каждой изучаемой теме, при этом освоение образовательной программы осуществляется им самостоятельно;
- сетевые технологии, при которых используются возможности современных компьютерных сетей для доступа обучающихся к различным образовательным ресурсам и связи с педагогическим работником.
Первые две формы реализации дистанционных образовательных технологий представляют заочную форму обучения, при которой обучающийся самостоятельно изучает соответствующие дисциплины. Взаимодействие с педагогическим работником здесь носит лишь консультационный характер.
Сетевые технологии, в свою очередь, позволяют более гибко подходить процессу обучения. Благодаря возможностям современных компьютерных сетей и программного обеспечения возможна реализация самых различных форм удаленного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. При помощи сетевых технологий можно реализовать как классическое заочное обучение, так и в ограниченном объеме некоторые формы очного обучения.
Цель исследования. При переходе от очного обучения к дистанционному приходится решать ряд проблем, связанных с формой представления и подачи учебного материала, а также с трудностью проверки знаний обучающихся. Основная задача, которую должен решить автор дистанционного курса, – это адаптация классических очных форм проведения занятий к их реализации в дистанционной форме или их замена на другие виды занятий. В связи с этим основной целью данного исследования является сравнительный анализ очных и дистанционных форм проведения занятий.
Материалы и методы исследования. В период с марта по июль 2020 г. практически все вузы страны столкнулись с необходимостью перехода на дистанционную форму обучения студентов. В связи с этим было необходимо в кратчайшие сроки подготовить и/или переработать всю учебно-методическую базу по каждой дисциплине с учетом возможностей имеющихся в распоряжении образовательных организаций программных платформ дистанционного обучения. Таким образом, предметами исследования данной работы являются основные формы проведения учебных занятий. Метод исследования состоит в анализе содержания основных видов учебных занятий очного обучения на предмет их адаптации к дистанционным формам проведения занятий.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим более подробно каждый из видов учебных занятий и исследуем возможность их проведения в дистанционной форме. Для высшей школы характерны следующие виды учебных занятий [3]: лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия.
Лекции. Лекционные занятия предназначены для прямой трансляции обобщенной и систематизированной информации большому количеству обучающихся (группе, потоку, курсу). Основным способом подачи лекционного материала является устная речь лектора, которая может сопровождаться схематическими записями на доске или демонстрацией презентаций и видеофрагментов на экране.
Данный вид занятий легче всего переводится в дистанционную форму. Например, можно осуществить запись выступления лектора в видеофайл. В этом файле, помимо речи выступающего, можно демонстрировать сопроводительные презентации или дополнительные видеофрагменты. Удобство такой видеолекции состоит в том, что обучающийся никак не привязан ко времени проведения занятия и может прослушать ее в любое удобное для себя время. При этом файл с лекцией может быть размещен на информационном ресурсе в сети Интернет или передан (отправлен по почте) непосредственно обучающимся. Основным недостатком данного способа проведения лекционного занятия является отсутствие обратной связи между лектором и аудиторией, так как у обучающихся нет возможности задать уточняющие вопросы или получить дополнительные комментарии по теме.
Второй способ проведения лекционного занятия связан с использованием средств видео-конференц-связи. Современные программы дистанционного общения позволяют передавать сразу нескольким пользователям одновременно звук, видео и слайды презентаций. В данном случае у обучающихся появляется возможность обращения к лектору напрямую, что позволяет существенно повысить эффективность проведенного занятия. Организованная таким способом дистанционная лекция по своему содержанию становится максимально приближенной к классической лекции, проведенной очно перед аудиторией.
Однако и у данного способа имеются свои недостатки.
Во-первых, отсутствие обычной доски с мелом для некоторых учебных дисциплин (в особенности это касается точных дисциплин) существенно сужает возможность «маневра» и не позволяет лектору оперативно внести изменения в сопроводительную демонстрацию или осуществить графические пояснения изучаемого материала. Имеющиеся средства компьютерного рисования оказываются не всегда удобными (рисование компьютерной мышью требует определенных навыков и сноровки, а качественные графические планшеты достаточно дороги) и поддерживаются не всеми программами дистанционного общения. Стоит заметить, что данный недостаток легко устраним, если лектор будет вести занятие из аудитории, оборудованной доской и веб-камерой.
Во-вторых, использование средств видео-конференц-связи накладывает дополнительные требования на ширину и качество каналов связи, а также производительность оборудования, на котором будет запущено соответствующее программное обеспечение. Одним из возможных способов решения данной проблемы для образовательных организаций является использование внешних специализированных платформ для видео-конференц-связи, например Zoom или подобных. Однако и здесь не все так просто: данные сервисы являются платными, а их бесплатные версии имеют существенные ограничения. В дополнение к этому требование к качественным каналам связи остается обязательным как для образовательной организации, так и для обучающихся.
Семинар представляет собой занятие, на котором педагогический работник и обучающиеся в процессе непосредственного общения углубленно рассматривают заданные темы, вопросы или проблемы по изучаемому предмету [4]. Данный вид занятий способствует развитию у обучающихся культуры общения и научного мышления. Важной особенностью семинара является то, что занятие проводится в группе.
Существует множество различных форм проведения семинара, выбор которых зависит от содержания изучаемой темы, уровня подготовленности и мотивации обучающихся, опыта педагогического работника, организующего семинар. В вузах наиболее распространенными формами проведения семинаров являются: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут и др.
Развернутая беседа проводится по заранее подготовленным всеми участниками семинара вопросам. Она подразумевает короткое выступление обучающегося по заданному вопросу с последующим обсуждением в виде дополнительных вопросов докладчику или другим участникам семинара. Выступающий может быть выбран по желанию в инициативном порядке или определен педагогическим работником непосредственно на самом занятии.
Дистанционное проведение семинара в форме развернутой беседы подразумевает обязательное использование средств видео-конференц-связи, так как для данной формы занятия основным критерием оценки обучающихся являются устное выступление докладчика и устные ответы участников семинара на вопросы, заданные в процессе обсуждения. При правильной организации занятия педагогическим работником в каждый отдельный момент времени выступать или отвечать на вопросы будет только один человек. Такой режим проведения занятия легко реализуется практически любой программой видео-конференц-связи с поддержкой групповых соединений.
Однако при дистанционном проведении семинарского занятия в форме развернутой беседы имеется ряд особенностей, которые при отсутствии внимания могут отрицательно сказаться на эффективности образовательного процесса.
Во-первых, у педагогического работника нет возможности осуществлять зрительный контакт со всей группой одновременно. Даже если у всех участников семинара будут одновременно включены веб-камеры, отследить активность каждого обучающегося в дистанционном режиме практически невозможно, так как при большом количестве подключений изображения от участников будут мелкими и плохо различимыми. Это, в свою очередь, может привести к тому, что часть обучающихся может остаться без внимания и попросту выпасть из занятия.
Во-вторых, количество участников семинара, имеющих возможность непосредственно участвовать в беседе, ограничено. Нужно понимать, что сама процедура проведения дистанционного занятия отнимает больше времени по сравнению с очной формой. Это связано с тем, что требуется выполнять дополнительные управляющие действия в программе видео-конференц-связи, а также имеются задержки прохождения сигналов по каналам связи.
Поэтому при проведении семинаров в дистанционной форме желательно, чтобы число участников не было больше десяти. Десять человек можно легко опросить во время занятия, а их видеоизображения можно разместить на экране в приемлемом масштабе.
Семинарское занятие в форме обсуждения докладов и рефератов заключается в выступлении участника семинара с развернутым докладом или рефератом по заданной тематике. После выступления проходит обсуждение доклада с дополнительными вопросами. Так как подготовка развернутого доклада или реферата занимает достаточно много времени (от двух до четырех недель), то докладчики на конкретное занятие назначаются заранее, и их число, как правило, не превышает двух-трех человек.
Дистанционное проведение семинарского занятия в форме обсуждения докладов организуется аналогично дистанционному лекционному занятию с обратной связью. Разница лишь в том, что в качестве лектора выступают сами обучающиеся, а также количество участников семинара значительно меньше, чем на лекции.
Семинар-диспут представляет собой коллективное обсуждение заданной проблемы [5]. Он проводится в форме диалогического общения участников. Чаще всего для проведения занятия в данной форме обучающиеся делятся на две группы: первая группа готовит короткое выступление в защиту своей точки зрения, вторая группа оппонирует первой. Таким образом, можно сказать, что семинар-диспут – это научный спор двух групп на интересующую тему.
Реализация семинара-диспута в дистанционной форме крайне затруднена. Для обеспечения диалогового общения необходимо использование средств видео-конференц-связи. При этом требуется организовать достаточно сложную схему общения между участниками семинара: с одной стороны, нужно обеспечить изолированное друг от друга общение в двух группах для совещания и выработки тактики ведения дискуссии, с другой – создать общение между группами для проведения диспута. Для реализации подобной схемы общения может потребоваться одновременное использование нескольких систем видео-конференц-связи, что существенно усложнит процесс управления семинаром и может свести на нет эффективность данного занятия. В данном случае будет целесообразным отказаться от дистанционного проведения семинара-диспута в пользу других видов занятий.
Практическое занятие. Практическое занятие предназначено для углубления и закрепления знаний, полученных на лекции, и выработки умений и навыков решения профессиональных задач. В строгом смысле данного понятия семинарское занятие также является одной из разновидностей практического занятия. Но так как вопросы адаптации семинаров к дистанционной форме проведения занятий были рассмотрены выше, то в данном случае остановимся на рассмотрении практических занятий, на которых обычно требуется решение различных профессиональных задач.
Практические занятия на очной форме обучения обычно проводятся по следующей схеме:
– педагогический работник разбирает типовой пример решения задачи;
– обучающиеся под контролем педагогического работника пытаются решать задачи самостоятельно;
– проводится разбор наиболее часто совершаемых ошибок.
Важная особенность практических занятий в очной форме заключается в том, что педагогический работник не только проверяет конечный результат, но и контролирует сам процесс решения задачи.
Практические занятия по решению задач в дистанционной форме могут проводиться двумя способами:
– заочно, с использованием заранее разработанных заданий и методических рекомендаций по решению и оформлению задач;
– с использованием сетевых технологий и средств видео-конференц-связи.
В заочном формате обучающийся самостоятельно осваивает приемы и техники решения практических задач. Роль педагогического работника сводится к составлению методических материалов и практических заданий и последующей проверке результатов выполненных заданий.
Использование сетевых технологий и средств видео-конференц-связи расширяет возможности педагогического работника при проведении занятия. Во-первых, появляется возможность разбора типовых примеров с учетом обратной связи с обучающимися. Во-вторых, становится реальным прямо во время занятия осуществить разбор ошибок по результатам выполнения заданий. Для этого обучающиеся должны представить педагогическому работнику свои решения через сайт образовательной организации.
Стоит отметить, что практическое занятие в дистанционной форме не имеет возможностей занятия, проведенного в очной форме. В частности, в дистанционной форме нельзя реализовать решение задач обучающимися под контролем педагогического работника, так как для этого необходимо наблюдать весь процесс решения и в нужный момент делать соответствующие поправки.
Еще одним важным моментом при проведении практических занятий является оценка знаний и умений обучающихся. Современные оболочки дистанционного обучения позволяют составлять тестовые задания различной степени сложности [6]. Однако использование тестовых заданий дает возможность оценить только знания обучающихся. Для проверки умений и навыков в дистанционной форме приходится прибегать к различного рода ухищрениям. Самым распространенным способом проверки умений и навыков является выполнение обучающимся письменных контрольных работ и проектов. Однако в данном случае крайне сложно проверить самостоятельность выполнения заданий обучающимися, и, как следствие, крайне сложно выставить объективною оценку.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Современные технологии дистанционного обучения обладают широким набором возможностей для освоения обучающимися действующих образовательных программ. Они позволяют адаптировать многие виды занятий к проведению в дистанционной форме.
Дистанционные формы обучения не в состоянии полностью заменить занятия в очной форме, в связи с чем при подготовке дистанционного курса необходимо корректировать учебную деятельность обучающихся с учетом возможностей используемой образовательной среды.
Основным недостатком дистанционного обучения является трудность в определении самостоятельности обучающихся при выполнении заданий и, как следствие, сложности при выставлении объективной оценки.
Библиографическая ссылка
Бакулин В.М. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПЕРЕХОДА К ДИСТАНЦИОННЫМ ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30476 (дата обращения: 12.12.2024).