«Физическая культура и спорт» является учебной дисциплиной любого высшего учебного заведения России. Рабочая программа дисциплины предусматривает обязательный мониторинг физической подготовленности обучающихся. Ориентируясь на типовую программу и научные исследования по уровню физической подготовленности современных студентов, вузы самостоятельно разрабатывают контрольно-нормативную часть данного документа.
Положительная динамика этих показателей лучше всего демонстрирует качество проведения занятий по физической культуре в любом учебном заведении. Знание учащимися своих показателей физической подготовленности позволяет сформировать осознанное отношение студентов к своему здоровью и педагогическому процессу.
В настоящее время в многочисленных исследованиях отмечается низкий уровень физической подготовленности студентов [1-3]. Можно отметить и предпринятые попытки авторов разобраться с причинами такого положения и скорректировать нормативы физической подготовленности [4-6]. Однако данная проблема до сих пор требует своего решения. Требования, предъявляемые к уровню физической подготовленности студентов в учебных программах дисциплины «Физическая культура и спорт», часто остаются либо завышенными, либо заниженными, что негативно сказывается на мотивации студентов к занятиям физической культурой. Такая ситуация связана с меняющимся образом жизни современного человека, который находит свое отражение в уровне физической подготовленности [2, 3, 7]. Проблема разработки адекватных физическому состоянию контрольно-нормативных требований периодически возникает и является естественной, что предполагает проведение новых исследований.
Материал и методы исследования
Предметом исследования явилось соответствие контрольно-нормативной части дисциплины «Физическая культура и спорт» уровню физической подготовленности студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Омский государственный университет путей сообщения» (ОмГУПС (ОмИИТ)).
Исследование позволит разработать методику педагогического контроля физической подготовленности студентов, способствующую повышению уровня физической подготовленности и здоровья студентов, формированию мотивации и заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом.
Организуя наше исследование, мы предположили, что анализ уровня физической подготовленности и здоровья современных студентов позволит внести коррективы в контрольно-нормативную часть дисциплины «Физическая культура и спорт» и разработать подходы к совершенствованию учебного процесса.
Для изучения уровня физической подготовленности была взята выборка 248 человек (128 девушек и 120 юношей I–III курсов – студентов ОмГУПС). Уровень физической подготовленности изучался с помощью тестов, представленных в контрольно-нормативной части рабочей программы дисциплины «Физическая культура и спорт» ОмГУПС (табл. 1).
Таблица 1
Средние показатели результатов выполнения контрольных нормативов студентами ОмГУПС
№ п/п |
Контрольные тесты |
Х±σ (юноши) |
m |
Х±σ (девушки) |
m |
1 |
Медленный наклон вперед с прямыми ногами из основной стойки (балл) |
3,6±1,4 |
0,1 |
4,3±0,7 |
0,06 |
2 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
14,3±11,4 |
0,1 |
3,8±4,8 |
0,4 |
3 |
Прыжок в длину с места (см) |
225,4±19,4 |
1,8 |
188,7±33 |
2,9 |
4 |
Поднимание и опускание туловища из положения лежа (кол-во раз) |
– |
– |
32,9±15,2 |
1,3 |
5 |
Подтягивание в висе лежа (кол-во раз) |
– |
– |
2±3,2 |
0,3 |
6 |
Подтягивания на перекладине (кол-во раз) |
8,2±5,4 |
0,5 |
– |
– |
7 |
Поднимание прямых ног до угла 90о на тренажере в упоре на предплечьях |
18,6±9,7 |
0,88 |
– |
– |
Большинство студентов имеют низкий уровень физической подготовленности, который ограничивает успешное выполнение контрольных нормативов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Контрольные нормативы в рабочей программе дисциплины ориентированы на среднестатистические показатели данной возрастной группы и нормы комплекса ГТО VI ступени. Наибольшие трудности для девушек вызывают тесты «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» для основной и подготовительной групп и «подтягивание в висе лежа» для специальной медицинской группы. Наибольшие трудности для юношей вызывают тесты «подтягивание на перекладине», «поднимание прямых ног до угла 90° на тренажере в упоре на предплечьях» для основной и подготовительных групп, а также «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» для специальной медицинской группы. Занижены требования по тестам «поднимание и опускание туловища из положения лежа» и «медленный наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» у юношей и девушек.
Для изучения физического состояния студентов ОмГУПС был проведен анализ медицинских карт, на основании которого нами были получены данные о количестве студентов, отнесенных к разным группам здоровья.
Всего было изучено 2185 медицинских карт студентов I курса за 3 года (2017, 2018 и 2019 гг.), из них 744 карт девушек, 1441 карта юношей. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количество студентов ОмГУПС, отнесенных к разным группам здоровья
Год |
Основная |
Подготовительная |
Специальная |
Освобожденные |
||||||||
юн. |
дев. |
общее |
юн. |
дев. |
общее |
юн. |
дев. |
общее |
юн. |
дев. |
общее |
|
2017 |
322 |
178 |
500 |
52 |
50 |
102 |
61 |
32 |
93 |
17 |
15 |
32 |
2018 |
272 |
170 |
442 |
105 |
91 |
196 |
51 |
37 |
88 |
19 |
17 |
36 |
2019 |
242 |
107 |
349 |
108 |
70 |
178 |
72 |
41 |
113 |
23 |
33 |
56 |
Из полученных данных видно, что состояние здоровья студентов, поступающих на I курс, на протяжении последних лет ухудшается.
Так, снижается доля студентов, отнесенных к основной медицинской группе, за 3 года на 18 % (68% в 2017 г., 58% в 2018 г., 50% в 2019 г.). Доля же студентов с отклонениями в состоянии здоровья неуклонно возрастает. Доля студентов с незначительными отклонениями в состоянии здоровья (подготовительная группа) увеличилась на 12% (14% в 2017 г., 26% в 2018 г., 26% в 2019 г.); с отклонениями, позволяющими выполнять невысокие физические нагрузки (специальная группа), – на 3% (13% в 2017 г., 12% в 2018 г., 16% в 2019 г.), с серьезными отклонениями в состоянии здоровья (освобожденные от занятий физической культурой) – на 3% (5% в 2017 г., 4% в 2018 г., 8% в 2019 г.).
Такие показатели обнаружены не только нами. Количество студентов специальной медицинской группы увеличивается из года в год. В некоторых вузах данный показатель достигает 40%. Студенты основной и подготовительных групп также с трудом справляются с контрольными нормативами по физической подготовке.
По данным большинства авторов, нормативы ВФСК «ГТО» не выполняют в среднем 60% студентов, где отстающими качествами чаще всего называются силовая выносливость и общая выносливость.
Контрольно-нормативная часть дисциплины «Физическая культура и спорт» является необходимым инструментом оценки результатов освоения учебного материала. Мы предположили, что посильная трудность контрольных нормативов будет способствовать положительному отношению студентов к физкультурным занятиям. В то же время недоступность выполнения нормативов, наоборот, может отталкивать от занятий.
При определении отношения студентов к занятиям физической культурой и выполнению контрольных нормативов с помощью анкетирования было выявлено, что получение зачета по дисциплине «Физическая культура и спорт» является наиболее значимым мотивом для студентов. Это дает нам основания корректировать контрольно-нормативную часть рабочей программы с акцентом на доступность и посильную трудность контрольных нормативов. Кроме того, разработав 10-балльную систему оценки результатов, можно стимулировать студентов на промежуточных этапах к достижению итоговых результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
В обобщенном варианте разработанные нами нормативы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Контрольные нормативы для оценки физической подготовленности обучающихся
I–III курсов
№ п/п |
Содержание контрольных тестов |
Мед. группа |
Оценка в баллах |
|||||||||
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
девушки |
||||||||||||
1. |
Поднимание и опускание туловища из положения лежа |
О |
43 |
40 |
37 |
34 |
31 |
28 |
26 |
24 |
22 |
20 |
П |
39 |
36 |
33 |
30 |
27 |
24 |
22 |
20 |
18 |
15 |
||
С |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
12 |
9 |
||
2. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) |
В |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3. |
Сгибание и разгибание рук в упоре на коленях (кол-во раз) |
О |
17 |
15 |
13 |
11 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
П |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
||
С |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
О |
190 |
185 |
180 |
175 |
170 |
165 |
160 |
155 |
150 |
145 |
П |
185 |
180 |
175 |
170 |
165 |
160 |
155 |
150 |
145 |
140 |
||
Удержание прогнутого тела лежа на животе «лодочка» (сек) |
С |
35 |
32 |
29 |
26 |
23 |
20 |
18 |
16 |
15 |
114 |
|
юноши |
||||||||||||
1. |
Подтягивание на перекладине |
О |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
П |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
С |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
6 |
4 |
|
2. |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье |
В |
13 |
11 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3. |
Прыжок в длину с места |
О |
245 |
240 |
235 |
230 |
225 |
220 |
215 |
210 |
205 |
200 |
П |
235 |
230 |
225 |
220 |
215 |
210 |
205 |
200 |
195 |
190 |
||
Удержание прогнутого тела лежа на животе «лодочка» |
С |
40 |
38 |
36 |
34 |
32 |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
|
4. |
Поднимание прямых ног до угла 90° на тренажере в упоре на предплечьях |
О |
25 |
22 |
20 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
8 |
7 |
П |
21 |
18 |
16 |
14 |
12 |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
||
Поднимание и опускание туловища из положения лежа |
С |
40 |
38 |
36 |
34 |
32 |
30 |
28 |
26 |
24 |
22 |
Примечание: В – все медицинские группы; О – основная группа; П – подготовительная группа; С – специальная группа
По мнению А.Н. Майорова (2001), «для нормативно-ориентированных тестов, в том случае, если трудность задания меньше 20 и больше 80, такое задание необходимо переработать или отбраковать» [8, с. 157]. В соответствии с результатами тестирования разработанные нами контрольные нормативы определяют успешность выполнения тестов студентами на 50–60%. Данный показатель свидетельствует об адекватности разработанных контрольных нормативов. Эти нормативы составлены с учетом состояния здоровья студентов и уровня их физической подготовленности.
Таким образом, нами были разработаны и внесены изменения в контрольно-нормативную часть рабочей программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» на основе учета состояния здоровья и уровня физической подготовленности студентов. Конкретизированы критерии расчета итоговых показателей. Это позволило нам обеспечить адекватность оценивания студентов и повысить мотивационную составляющую процесса оценивания по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Заключение. Повышение уровня физической подготовленности и здоровья студентов, формирование мотивации и заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом остаются проблемами, требующими пристального рассмотрения и последующего решения. Данное исследование позволило разработать новую методику педагогического контроля физической подготовленности студентов, в основу которой был положен признак дифференциации по медицинским группам и реальным показателям развития физических качеств современных студентов, результаты апробации которой могут быть оценены корректно по прошествии 2–3 лет. Исследование позволило наметить перспективы совершенствования физической подготовленности студентов:
– выбор и освоение студентами элективных дисциплин;
– рациональное распределение практических и теоретических занятий;
– создание определенной системы поощрений и мотивации;
– коррекция рабочих программ по дисциплине «Физическая культура и спорт»;
– совершенствование методических подходов к преподаванию;
– создание программ для самостоятельной подготовки студентов.
Выявление недостаточного уровня физической подготовленности студентов должно способствовать поиску путей совершенствования процесса физической подготовки в вузе, прежде всего связанных либо с увеличением объема физической нагрузки, либо с интенсификацией этого процесса.
Сегодня в вузах страны наметилась обратная тенденция – к уменьшению контактной работы преподавателя физической культуры и увеличению доли часов самостоятельной физической подготовки. Однако способы организации самостоятельной работы по физической культуре, содержание и формы контроля разработаны слабо. Кроме того, возникают вопросы мест занятий, наличия спортивного инвентаря.
Снижение количества часов на практическую работу с преподавателем приведет к формальной аттестации студентов, снижению объема адекватной двигательной активности, увеличению количества студентов с хронической усталостью.
Данные размышления приводят нас к выводу о неразумности выбранной вузами перспективы увеличения доли самостоятельных занятий физической культурой.
Библиографическая ссылка
Павлова И.В., Герман Е.В., Павлов В.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30433 (дата обращения: 09.12.2024).