Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК СОЦИАЛЬНОГО УМЕНИЯ, ПУТЕМ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Дулалаева Л.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
В данной статье рассматривается понятие толерантности как одного из важнейших социальных навыков, который необходимо развивать у студентов технических вузов. Одной из пяти ключевых компетенций, принятых Советом Европы, которой должны обладать все молодые европейцы, является компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе. Целью статьи является показать виды внеаудиторной деятельности и методы развития толерантности студентов в процессе данной деятельности. В работе «толерантность» рассматривается еще и как важнейший инструмент построения межкультурных, межэтнических взаимодействий между студентами во внеаудиторной деятельности, позволяющий раскрыть творческий потенциал и способствует изучению и восприятию других культур и конфессий. Одной из основных задач высшего образования является подготовить специалистов для разных областей науки и техники, причем не только квалифицированных профессионалов, но и обладающих различными социальными умениями. Наблюдение и анализ на основе «Индекса толерантности» позволили сделать вывод о том, что развитие толерантности может быть успешным, используя внеаудиторную деятельность, как главный инструмент. Данная статья будет полезна как для преподавателей и студентов, так и для заместителей деканов по воспитательной работе.
толерантность
высшее образование
социальные умения
внеаудиторная деятельность
студент
1. Журченко Е.Б. Формирование толерантности у студентов технического вуза в условиях культурного разнообразия (на примере ЮРГПУ (НПИ)): автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2016. 27 с.
2. Браун Г. Что значит быть британцем? // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 5. С. 98.
3. Царева Е.Е. Особенности развития межкультурной коммуникации студентов инженерного вуза в условиях зарубежной производственной практики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29297 (дата обращения: 28.11.2020).
4. Фахретдинова Г.Н. Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе // Казанский вестник молодых учёных. 2018. Т. 2. № 5 (8). С. 72-76.
5. Зиннатуллина Л.М., Галеева Ф.Т. Родители-дети. Решение вопроса. Педагогическая поддержка родителей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 198-202.
6. Статья 14. Закон об Образовании в РФ№ 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/14/ (дата обращения: 28.11.2020).
7. Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов университете // Вестник ОГУ. 2003. № 4. С. 112-118.
8. Осипов П.Н. Что мешает готовить конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2013. № 3. С. 45-50.
9. Дулалаева Л.П. Развитие толерантности у студентов-бакалавров: организация внеаудиторных мероприятий на факультете социотехнических систем КНИТУ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62. № 3. С. 72-74.
10. Дулалаева Л.П. Использование программы QUIZLET при работе с лексикой на занятиях по иностранному языку // Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности. 2019. Т. 1. С. 228-230.

В условиях современной социально-экономической ситуации, когда общество динамично развивается, а новые открытия не заставляют себя долго ждать, позволяя общаться с представителями разных культур и национальностей с любой точки планеты, толерантность является фундаментом для построения системы международных, межличностных, социальных отношений. В этой связи немаловажную роль приобретают ценности и принципы, необходимые человечеству для свободного развития и общего выживания, которые подразумевают уважение иных культур друг к другу и идеи диалога и взаимопонимания.

Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г. гласят, что гражданственность, социальная ответственность, гибкая структура социальной идентичности, развитие духовно-нравственной культуры являются приоритетными направлениями, обеспечивающими развитие социальной и культурной конкурентоспособности молодежи. «Основные усилия государственной молодежной политики направлены на обеспечение высокого уровня уважения российской молодёжи к своей истории, культуре, традициям, духовным ценностям, а также уникальному опыту сосуществования на территории России сотен народов и языков» [1, с. 27].

По Евросоюзу, согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному подведомственным органом Еврокомиссии - Евробарометром - 61% европейцев считает дискриминацию по этническому признаку наиболее распространенной среди других форм ущемления прав граждан. В связи с экономическим кризисом к ней приблизилась возрастная дискриминация (эйджизм) - 58%, а 53% европейцев считают также серьезной проблемой ущемление прав по признаку физических недостатков (инвалидности). «Неслучайно одной из пяти ключевых компетенций, принятых Советом Европы, которыми должны быть оснащены молодые европейцы, является компетенция, связанная с жизнью в многокультурном обществе» [2].

Одной из основных задач высшего образования является подготовить специалистов для разных областей науки и техники, причем не только квалифицированных профессионалов, но и обладающих различными социальными навыками. «В настоящее время коммуникация стала ведущей деятельностью человека любой профессии» [3]. К социальным умениям исследователи относят взаимодействие с другими людьми, умение работать в команде, нахождение компромиссов, а также «развитие критического мышления и креативности, совершенствование коммуникативной и интеллектуальной деятельности, повышение любознательности и целеустремленности» [4, с. 74]. «Социумом сформулирован заказ на разработку научного фундамента социального развития личности» [5, с. 199].

Анализируя ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавров, специалистов, магистров, мы замечаем, что все стандарты высшего образования включают компетенции, направленные на формирование конструктивного взаимодействия с людьми, включая умение относиться толерантно к мнению других, подтверждая важность формирования толерантности у студентов. Это соответствует также закону «Об образовании РФ», где статья 3 п. 4 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ гласит, что содержание образования должно основываться на «единстве образовательного пространства на территории РФ, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства» [6].

Цель исследования. «Концепция глобального образования, внедряемая в университетах Европы и Северной Америки, предполагает включение в образовательные программы университета таких направлений, как воспитание у студентов уважения к другим культурам, принятие ценностей и принципов разных народов» [2]. В.П. Комаров, О.В. Исаева утверждают, что «глобальное образование ставит целью приобщить студентов к культурам и традициям различных национальностей и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Осуществляя учебно-воспитательные мероприятия в вузе, важно опираться на принципы международного права, например на «мирное сосуществование государств, сотрудничество народов, уважение прав человека и основных свобод, суверенитет и равенство государств, добросовестное выполнение международных обязательств» [7, с. 115]. Статья 13 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» гласит, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Оно должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами» [1, с. 17].

Целью данного исследования является показать виды внеаудиторной деятельности и методы развития толерантности студентов в процессе данной деятельности. Толерантность развивается под влиянием внеаудиторной деятельности при правильной организации, когда студенты вправе самостоятельно выбирать те виды занятий, которые близки им по духу и не противоречат их интересам и увлечениям. Занимаясь внеаудиторной деятельностью, преподаватель вуза старается привлечь как можно больше студентов. Внеаудиторные занятия, как правило, бывают массовыми, групповыми и индивидуальными.

Говоря о внеаудиторных мероприятиях как о средстве развития толерантности у студентов, мы имеем в виду не только само проведение мероприятий. Здесь немаловажную роль играет и подготовка к этим мероприятиям, включающая в себя такие виды организационной деятельности, как общее организационное собрание, планирование даты и времени, распределение обязанностей. В распределении обязанностей есть своя «изюминка». Ребята начинают совещаться, у кого что лучше получается и кто на что способен. Именно на этом этапе и начинается самое что ни на есть толерантное отношение друг к другу. В этом случае не имеет никакого значения ни национальность, ни цвет кожи, ни рост, ни дефекты речи, ни физические возможности или ограничения. На этапе обсуждения мероприятия, его дальнейшей «жизни» никакая из вышеперечисленных особенностей не имеет ни малейшего значения. Потому что на этом этапе все равны! Главное – это заинтересованность, вера в самого себя и в свою команду!

Материал и методы исследования. Во время подготовки мероприятия очень важен командный дух, который ребята сами себе создают, даже не замечая этого. Идеально, если при всем при этом присутствует преподаватель–наставник. «Преподаватель может рассказать студентам – и они забудут, преподаватель может показать – и студенты запомнят, но если преподаватель включит студентов в дело – они научатся» [8, с. 46].

Зачастую этим человеком является заместитель декана по воспитательной работе или куратор. Наставник должен быть неравнодушным ко всему происходящему и к своей команде. Он может подбодрить, похвалить, и для него тоже не имеют никакого значения ни физические особенности, ни национальная принадлежность своих ребят. Студенты, видя всю теплоту и заинтересованность наставника, начинают копировать такое отношение и проецировать его друг на друга.

Среди студентов есть такие должности, как художественный руководитель, режиссер, председатель актива, заместитель председателя, спортивный организатор, человек, ответственный за поиск и привлечение различных спонсоров для проведения мероприятия (обеспечение призами и подарками), представитель профкома, тьюторы и старшие тьюторы, руководитель добровольческого клуба. Все эти люди – это огромная мощная команда, которая четко знает свои обязанности, свою работу и обучает вновь пришедших первокурсников. Задача куратора или заместителя декана по воспитательной работе - помогать, правильно выстраивать работу всей команды. Для этого необходимо регулярно проводить собрание со студентами актива, где можно выявить проблемы и подкорректировать работу всего совета. Нужно отметить, что в состав совета входят ребята, занимающие активную позицию в жизни университета. Для выявления заинтересованных и активных проводится мероприятие «Посвящение в первокурсники». Его организуют студенты старших курсов. Все конкурсы-станции рассчитаны на то, чтобы ребята познакомились и узнали больше об интересах друг друга. «После "Посвящения в первокурсники" и начинается активная и богатая внеаудиторными мероприятиями студенческая жизнь» [9, с. 73].

Эффективным видом развития толерантности выступает волонтерство. Это одна из главных форм социальной активности в мире. Волонтерство также служит важным звеном в гражданском обществе. Наиболее активной в добровольчестве является молодежь.

Добровольческий клуб – это сообщество волонтеров-студентов, его целью является проведение акций и мероприятий, направленных на бескорыстную помощь. Добровольческий клуб взаимодействует с различными организациями. Студенты, включаясь в волонтерскую деятельность, стремятся сделать мир лучше и добрее, построить общество, в котором будут править милосердие, гуманность и толерантность.

В начале учебного 2018 года на базе КНИТУ среди студентов первых курсов был проведен срез диагностической методики «Индекс толерантности» общего уровня толерантности. Исходя из представленных таблиц и диаграмм, можно заметить, что 6 респондентов, т.е. 7,5% опрошенных, имеют высокий уровень, 67 респондентов, т.е. 83,75% опрошенных - средний уровень и 7 респондентов, т.е. 8,75% - уровень ниже среднего (табл. 1).

Таблица 1

Результаты констатирующего среза

Критерий показаний

Констатирующий срез, 2018 г.

Количество человек

Доля, %

Высокий

6

7,5

Средний

67

83,75

Низкий

7

8,75

 

Рис. 1. Уровни констатирующего среза в процентном соотношении

Результаты исследования и их обсуждение. Проведя диагностику «Индекс толерантности», предназначенную для определения уровня толерантности у студентов, мы видим, что на констатирующих этапах эксперимента у студентов присутствуют все уровни толерантности (низкий, средний, высокий). Отсюда следует, что с данной исследуемой группой студентов мы начинаем работу по подготовке и проведению внеаудиторных мероприятий с целью развить толерантное отношение друг к другу.

На протяжении всего учебного года, преимущественно со студентами и советом актива факультета социотехнических систем, были проведены различные виды внеаудиторной деятельности:

- общественно-организаторская: «Посвящение в первокурсники», «День первокурсника», «Студенческая весна», волонтерское движение и др.;

- художественно-эстетическая: конкурс красоты и талантов «Мисс и Мистер ФСТС», фестиваль военно-патриотической песни и др.;

- профориентационная: конкурс «Полиглот», военно-патриотический форум и др.;

- научная внеаудиторная деятельность: конкурс «Интеллект-шоу», «Дни науки на ФСТС» и др.;

- физкультурно-оздоровительная и трудовая: «День спорта ФСТС», субботники, спортивный клуб и др.;

- деятельность студенческого самоуправления: студенческие советы и клубы, тьюторство, медиацентр и др.

Проведя повторную диагностику, мы получили результаты данных контрольного среза, который впоследствии сравнили с констатирующим, и получили следующие результаты.

В констатирующем и контрольном срезе участвовали одни и те же студенты. По проведенному анализу контрольного среза в конце учебного 2019 года, диагностической методики «Индекс толерантности» общего уровня толерантности, исходя из представленных таблиц и диаграмм, можно заметить, что 10 респондентов, т.е. 12,5% опрошенных, имеют высокий уровень толерантности, 70 респондентов, т.е. 87,5% опрошенных – средний уровень, а низкий показатель толерантности отсутствует. Отсюда следует, что нам удалось повысить уровень развития толерантности у студентов путем внеаудиторных мероприятий (табл. 2).

Таблица 2

Результаты контрольного среза

Критерий показаний

Контрольный срез

Количество человек

Доля, %

Высокий

10

12,5

Средний

70

87,5

Низкий

0

00,00

 

Рис. 2. Уровни контрольного среза в процентном соотношении

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов методики «Индекс толерантности»

Критерий показаний

Сравнительный анализ

Констатирующий срез 2018 г.

Контрольный срез 2019 г.

Кол-во человек

Доля, %

Кол-во человек

Доля, %

Высокий

6

7,5

10

12,5

Средний

67

83,75

70

87,5

Низкий

7

8,75

0

00,00

 

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов методики «Индекс толерантности»

Выводы

«На всех этапах развития общества вопрос образования привлекал внимание ученых и исследователей» [10, с. 228]. Преподаватель должен не только дать знания, но и научить уважению иных культур друг к другу, предложить студентам идеи диалога и взаимопонимания. По представленным таблицам и рисункам мы видим, что между результатами констатирующего и контрольного срезов есть определенные различия. После проведения внеаудиторных мероприятий, направленных на развитие толерантности у студентов, показатели контрольного среза с уровнем «высокий» увеличились на 4 человека, показатели с уровнем «средний» увеличились на 3 человека, а результаты с низким показателем отсутствуют.

Учитывая повышение уровня показателей толерантности у исследуемой группы, мы делаем вывод, что работа была выполнена успешно и дала свои положительные результаты. Таким образом, мы понимаем всю важность и необходимость внеаудиторной деятельности в вузе для развития толерантности среди студентов.


Библиографическая ссылка

Дулалаева Л.П. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ, КАК СОЦИАЛЬНОГО УМЕНИЯ, ПУТЕМ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30424 (дата обращения: 18.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074