Фитнес играет ведущую роль в оздоровлении населения. Однако на постоянной основе в процессе оздоровительной тренировки задействовано не более 10% граждан Российской Федерации [1].
Среди женщин наиболее востребованы оздоровительные занятия по методу Дж. Пилатеса. Доказано положительное влияние занятий по методу Пилатеса на сердечно-сосудистую, дыхательную систему, развитие силы, выносливости, на укрепление мышц спины и живота [2]. 70% упражнений в пилатесе выполняются лежа. Это позволяет минимизировать нагрузку на позвоночник и суставы [3].
Кроме того, занятия по методу Пилатеса не требуют специально оборудованного тренировочного места, поэтому подходят для самостоятельного занятия в домашних условиях женщинами старшего возраста, у которых не хватает времени или финансовых возможностей на посещение спортивных клубов. В последнее время набирает популярность интернет-поддержка здоровья. Наиболее востребованные виды помощи онлайн - аудио- и видеоконсультации и консультирование при помощи текстовых сообщений [4; 5]. В условиях самоизоляции люди малоподвижны. Поэтому растет необходимость проведения онлайн физических занятий. Однако получаемые рекомендации могут быть субъективны из-за количественных характеристик.
Цель нашего исследования заключается в разработке методики дистанционного измерения гибкости с использованием видеокамеры.
Задачи:
1) произвести пространственную калибровку видеокамеры;
2) провести стандартные упражнения на гибкость;
3) сравнить результаты общей гибкости в экспериментальной и контрольной группах;
4) сравнить результаты измерений по стандартной методике с результатами, полученными с помощью видеокамеры.
Методика и техника эксперимента
Для пространственной калибровки (рис. 1 а, б) видеокамеры использовали две масштабные линейки с крупным шрифтом. На линейках нанесены деления от -20 до +20 сантиметров. Калибровочные снимки делают как при горизонтальном, так и вертикальном положениях линеек. Отработку деталей методики проводили с картонным макетом, имитирующим кисти рук человека. Для остальных экспериментов потребовалось следующее оборудование: коврик для фитнеса, рулетка, гимнастическая скамья, штатив для телефона, смартфон Redmi 6 (операционная система Android 8.1 Oreo) с фронтальной камерой 12 Мп.
Для сравнения результатов измерений по стандартной методике с результатами, полученными с помощью видеокамеры, использовали картонный макет, имитирующий кисти рук человека. Анализ изображений осуществляли в свободно распространяемой программе с открытым исходным кодом ImageJ (Fiji).
Указанный макет был поставлен на скамью. Крайние точки макета, имитирующие кончики пальцев рук, совмещены с нулевым значением горизонтальной линейки (r=0). Телефон на штативе выставлен параллельно скамье (угол поворота телефона α=0) на расстоянии 2 метров от нее, на высоте 25 см от пола. Значения параметров положения макета фиксировались на магнитно-маркерной доске соответствующими буквенно-цифровыми символами.
Как известно, объективы искажают перспективу сцены. Широкоугольные объективы увеличивают объект, а теле- и фотообъективы сжимают размеры объекта. Поэтому нужно обязательно выяснить допустимую область визирования. Для этого производят измерения с разным расположением объектива телефона относительно параллельной ему области измерений. Телефон устанавливают на штативе. В исходном положении проекция объектива камеры телефона совмещена с нулевым делением горизонтальной линейки. Получают фотографический снимок, на котором очевидно соответствие положения крайних точек макета нулевому значению на горизонтальной линейке.
Далее положение скамьи с макетом смещалось в горизонтальном направлении вправо и влево от исходного положения с шагом 25 см. Каждое положение фиксировалось камерой телефона с помощью фотографического снимка. При этом положение штатива не менялось, плоскость телефона и плоскость измерений оставались параллельными. Взаимоположение объектива и области измерений считаются допустимыми до тех пор, пока отклонение от измерений стандартным методом несущественно (рис. 1 в).
Рис. 1. Пространственная калибровка видеокамеры: а) по масштабной линейке; б) по известному расстоянию; в) определение ширины области пространства, внутри которой можно производить измерения
Увеличение или уменьшение расстояния между плоскостью измерения и местом дислокации видеокамеры требуют пространственной рекалибровки. В условиях массовых тренировок, проводимых дистанционно, в качестве известной величины может выступать любая часть тела известного размера. Например, длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. При сравнении фактической длины руки участника эксперимента, измеренной рулеткой (44,50 ±0,05 см), с результатами дистанционных измерений с помощью видеокамеры, отклонения проявились только в тысячных – 44,503 см. Таким образом, становится очевидной перспектива применения видеокамеры для получения дистанционно количественных оценок гибкости.
Для прохождения первых тестов используется деревянная скамья с зафиксированными на ней с противоположных фронтальных сторон линейками для горизонтального и вертикального измерения результатов. При этом нулевое значение горизонтальной измерительной линейки совмещается с ребром торца скамейки, нулевое значение вертикальной линейки совмещается с верхней границей горизонтальной плоскости скамейки. Скамейка устанавливается на тренировочном коврике, выставляется камера. Телефон закрепляется на штативе строго параллельно скамейке на расстоянии 2 м от нее, на высоте, соответствующей проводимым измерениям. Объектив камеры телефона совмещается с нулевым делением горизонтальной линейки для теста из положения сидя; при развороте скамьи на 180 градусов для теста из положения стоя - по центру (по горизонтали) вертикальной линейки. В ходе проведения тестов положение камеры не меняется. Выбор расстояния удаленности камеры от скамейки определен эмпирическим путем и обусловлен оптимальным соотношением видимости делений измерительной линейки и всего тела человека, проходящего тестирование из положения сидя.
В эксперименте измерения гибкости позвоночника приняли участие две группы женщин 35-50 лет по 10 человек каждая. Средний возраст экспериментальной группы женщин, занимающихся на регулярной основе по методу Пилатеса, составил 42,6 года, в экспериментальной группе женщин, не занимающихся физической активностью – 41,4 года. Показателем общей гибкости индивида является индекс (Н), вычисляемый как частное от деления величины прогиба (h) на усеченную длину тела (L) [6]:
H=h/L, (1)
где H – индекс гибкости;
h – расстояние от вертикальной стенки до крестцовой точки испытуемого;
L – длина тела до седьмого шейного позвонка.
Общая гибкость представляет собой степень подвижности всех суставов в теле человека [7]. Она позволяет совершать движения с наибольшей амплитудой. Проведено несколько тестов (рис. 2) на определение гибкости.
1. Тест «Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами».
Участник выполняет испытание (тест) в спортивной форме, позволяющей определить выпрямление ног в коленях (шорты, легинсы), без обуви. Наклон выполняется из положения сидя на гимнастическом коврике с прямыми ногами в коленях и вертикально расположенными ступнями ног. При выполнении испытания (теста) участник выполняет два предварительных наклона вперед, скользя пальцами рук (кисти рук вместе) вдоль туловища. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд [8].
Рис. 2. Процедура тестов на гибкость: а) из положения сидя; б) из положения стоя.
Результат тестирования фиксируется линейкой с нулевым отсчетом в обе стороны от вертикальной линии основания стоп тестируемого. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат до вертикальной линии основания стоп обозначается со знаком "-", после - со знаком "+"
2. Тест «Наклон вперед из положения стоя на скамье с прямыми ногами».
Участник выполняет тест из исходного положения, стоя на скамье с выпрямленными в коленях ногами, ступни ног расположены параллельно на ширине 10-15 см. Участник выступает в спортивной форме, позволяющей определять выпрямление ног в коленях. Участник выполняет два предварительных наклона, ладони двигаются вдоль линейки измерения. При третьем наклоне участник удерживает нижнее положение ладоней обеих рук в течение 2 с [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты оценки общей гибкости тела участников обеих групп методом наклона вперед и с помощью индекса гибкости тела представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка общей гибкости тела участников обеих групп методом наклона вперед и с помощью индекса гибкости тела
Группа
Участник |
Среднее значение результата теста наклонов, см (измерения стандартным методом) |
Среднее значение результата теста наклонов, см (измерения с видеокамерой) |
||||||
занимаются пилатесом |
не занимаются |
занимаются пилатесом |
не занимаются |
|||||
сидя (Э1) |
стоя (Э2) |
сидя (К1) |
стоя (К2) |
сидя (Э_1) |
стоя (Э_2) |
сидя (К_1) |
стоя (К_2) |
|
1 |
12.42 |
17.64 |
1 |
3 |
12.421 |
17.639 |
1.001 |
2.999 |
2 |
12.57 |
13.45 |
13 |
14.5 |
12.569 |
13.451 |
13.002 |
14.501 |
3 |
10.79 |
10 |
2.38 |
5.22 |
10.791 |
10.001 |
2.381 |
5.219 |
4 |
16.8 |
20 |
10.28 |
13.68 |
16.801 |
19.999 |
10.277 |
13.681 |
5 |
15.87 |
17.21 |
1 |
6 |
15.869 |
17.211 |
1.001 |
6.001 |
6 |
18.92 |
20 |
0 |
1.5 |
18.921 |
20.001 |
0.001 |
1.499 |
7 |
15 |
16.5 |
2 |
4 |
15.001 |
16.498 |
2.001 |
4.001 |
8 |
13 |
15 |
5 |
7.5 |
12.999 |
15.001 |
4.998 |
7.499 |
9 |
14 |
16 |
-2 |
0 |
14.001 |
16.001 |
-1.998 |
0 |
10 |
12 |
15.5 |
0 |
3 |
11.999 |
15.499 |
0.001 |
2.999 |
Как видно из результатов, в группах женщин без физической активности результаты тестов имеют большой разброс. Перед сравнением средних значений выборок была проведена их проверка на нормальность. Тест показал, что все выборки подчиняются нормальному распределению. Применяем T-тест (тест Стьюдента) к выборкам, полученным в контрольной группе и экспериментальной попарно: наклон сидя - измерения по стандартной методике и измерения с помощью видеокамеры; наклон стоя - измерения по стандартной методике и измерения с помощью видеокамеры. Результаты T-теста представлены в таблице2.
Таблица 2
Результаты T-теста проверки гипотезы различия средних значений, измеренных классическим и дистанционным методами
Сравнение средних |
||||||||
Описательная статистика |
||||||||
VAR |
N |
Среднее значение |
Среднеквадратичное отклонение |
Дисперсия |
Минимум |
Максимум |
||
Э1 |
10 |
14.137 |
2.4989 |
6.2446 |
10.79 |
18.92 |
||
Э_1 |
10 |
14.1372 |
2.4992 |
6.2459 |
10.791 |
18.921 |
||
Э2 |
10 |
16.13 |
2.9812 |
8.8875 |
10. |
20. |
||
Э_2 |
10 |
16.1301 |
2.9808 |
8.8851 |
10.001 |
20.001 |
||
К1 |
10 |
3.266 |
4.8152 |
23.1861 |
-2. |
13. |
||
К_1 |
10 |
3.2665 |
4.8145 |
23.1797 |
-1.998 |
13.002 |
||
К2 |
10 |
5.84 |
4.8544 |
23.565 |
0. |
14.5 |
||
К_2 |
10 |
5.8399 |
4.8549 |
23.5703 |
0. |
14.501 |
||
Сравнение средних |
||||||||
VAR |
Среднее значение |
95% LCL |
95% UCL |
|||||
Э1 |
14.137 |
12.3494 |
15.9246 |
|||||
Э_1 |
14.1372 |
12.3494 |
15.925 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
-0.0002 |
-0.0005 |
0.0009 |
|||||
Э2 |
16.13 |
13.9974 |
18.2626 |
|||||
Э_2 |
16.1301 |
13.9978 |
18.2624 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
-0.0001 |
-0.0008 |
0.001 |
|||||
К1 |
3.266 |
-0.1786 |
6.7106 |
|||||
К_1 |
3.2665 |
-0.1776 |
6.7106 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
-0.0005 |
-0.0007 |
0.0017 |
|||||
К2 |
5.84 |
2.3674 |
9.3126 |
|||||
К_2 |
5.8399 |
2.3669 |
9.3129 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
0.0001 |
-0.0006 |
0.0008 |
Таким образом, результаты, полученные измерениями по стандартной методике и при помощи видеокамеры, достоверно не отличаются. Кроме того, возможности цифрового метода гораздо шире.
Как известно, для хороших прогибов необходимо работать не поясницей, а грудным отделом позвоночника. Таким образом, общая гибкость напрямую зависит от подвижности позвоночника. Поддерживать позвоночник в нормальном состоянии позволяют околопозвоночные мышцы. Они проходят в несколько слоев и способствуют нормализации позвонков, начиная от шейного и заканчивая копчиком. Укрепить мышечный каркас, поддерживающий позвоночник, нормализовать осанку и стабилизировать общее состояние здоровья помогает пилатес для спины. Участники, входящие в экспериментальную группу, занимались по методике Пилатеса в среднем в течение года. Участники в контрольной группе не занимались пилатесом. Для доказательства наличия различий средних значений гибкости участников в этих двух группах результаты оценены T-тестом. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты T-теста (проверка пользы пилатеса)
Описательная статистика |
||||||||
VAR |
N |
Среднее значение |
Среднеквадратичное отклонение |
Дисперсия |
Минимум |
Максимум |
||
Э1 |
10 |
14.137 |
2.4989 |
6.2446 |
10.79 |
18.92 |
||
К1 |
10 |
3.266 |
4.8152 |
23.1861 |
-2. |
13. |
||
Э2 (1) |
10 |
16.13 |
2.9812 |
8.8875 |
10. |
20. |
||
К2 (2) |
10 |
5.84 |
4.8544 |
23.565 |
0. |
14.5 |
||
Сравнение средних |
||||||||
VAR |
Среднее значение |
95% LCL |
95% UCL |
|||||
Э1 (1) |
14.137 |
12.3494 |
15.9246 |
|||||
К1 (2) |
3.266 |
-0.1786 |
6.7106 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
10.871 |
6.9229 |
14.8191 |
|||||
Сравнение средних |
||||||||
VAR |
Среднее значение |
95% LCL |
95% UCL |
|||||
Э2 (1) |
16.13 |
13.9974 |
18.2626 |
|||||
К2 (2) |
5.84 |
2.3674 |
9.3126 |
|||||
Средняя разница (1-2) |
10.29 |
6.0778 |
14.5022 |
|||||
Парный двухвыборочный t-тест |
||||||||
Э1\ К1 |
Э2 \ К2 |
|||||||
Гипотетически Средняя разница |
0. |
Гипотетически Средняя разница |
0. |
|||||
Средняя разница |
10.871 |
Средняя разница |
10.29 |
|||||
Дисперсия |
14.7153 |
Дисперсия |
16.2262 |
|||||
Пирсон R |
-0.0428 |
Пирсон R |
-0.0767 |
|||||
Статистика теста |
6.2288 |
Статистика теста |
5.5262 |
|||||
Степени свободы |
9 |
Степени свободы |
9 |
Сравнение результатов общей гибкости в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует о более высоких показателях гибкости позвоночника в группе занимающихся женщин (экспериментальная группа).
Так как при выполнении наклона вперед задействованы несколько суставов, тест показывает общую гибкость тела человека. С учетом специфичности проявления гибкости эти тесты не могут быть универсальными, позволяющим оценивать подвижность в отдельных суставах [10].
Поэтому для оценки гибкости позвоночника можно применить другие методы измерения. В дальнейшем предполагается оценить гибкость позвоночника, используя фотографическое изображение испытуемого, проходящего тест наклона вперед из положения сидя, с использованием программного комплекса ImageJ (Fiji). Для этого находится отношение площадей многоугольника, образованного сегментами изгибов позвоночного столба испытуемого и отрезками, проведенными из крайней верхней точки изгиба позвоночника (на уровне 7 шейного позвонка) параллельно полу до пересечения с перпендикуляром на полу, проведенным на уровне пяток, к площади минимально ограничивающего испытуемого прямоугольника. Чем ближе значение отношения площадей к единице, тем более гибким считается позвоночник испытуемого [11].
Измерения проводили на одном человеке. Если проводят групповые занятия, то можно вводить масштаб для каждого участника и проводить массовые измерения. Необходимо учесть, что нельзя выходить из пространства допустимых погрешностей. Это еще одно достоинство метода измерений с использованием видеокамеры.
Выводы
В соответствии с целью работы произведена пространственная калибровка видеокамеры, проведены стандартные упражнения на гибкость, также проведены измерения общей гибкости в экспериментальной и контрольной группах женщин. Измерения гибкости осуществляли классическим методом и с помощью видеокамеры одновременно. В ходе исследований установлено:
- по результатам t-теста, измерения, проведенные по стандартной методике и при помощи видеокамеры, достоверно не отличаются. Все полученные измерения совпадали с точностью до 0,001 см;
- методика позволяет более детально подходить к анализу допущенных ошибок при выполнении упражнений, что позволит улучшить результаты тренировок. Условием для применения методики является наличие видеокамеры в ноутбуке (или смартфоне). Обычно стандартного разрешения видеокамер в гаджетах достаточно для проведения измерений.
При проведении физических занятий онлайн тренеру сложно оценить правильность и эффективность выполнения упражнений, получаемые рекомендации могут быть субъективны из-за отсутствия количественных характеристик. Благодаря использованию видеокамеры можно получать количественные измерения при тренировке гибкости. Это поможет оценивать правильность и эффективность тренировки гибкости (например, это может быть необходимо для проведения занятий по физической культуре в школах, вузах и др.). Также существует возможность продолжать тренировать гибкость в домашних условиях без посещения спортивных клубов, что особенно важно в период пандемии.
Рекомендации при работе с видеокамерой
· Телефон/видеокамеру необходимо закреплять на штативе строго параллельно скамейке на расстоянии 2 м от нее, на высоте, соответствующей проводимым измерениям.
· Объектив камеры телефона/видеокамеры должен совмещаться с нулевым делением горизонтальной линейки для теста из положения сидя; для теста из положения стоя - по центру (по горизонтали) вертикальной линейки.
· В ходе проведения тестов положение телефона/видеокамеры не должно меняться.
· Выбор расстояния удаленности телефона/видеокамеры от скамейки должен быть определен эмпирическим путем и обусловлен оптимальным соотношением видимости делений измерительной линейки и всего тела человека.
Работа выполнена при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках исследовательского проекта 18-47-860018 р_а.
Библиографическая ссылка
Исаева О.Л., Киселева Е.С., Конурина А.А., Гудошник Е.Э. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКАМЕРЫ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ ГИБКОСТИ НА РАССТОЯНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30394 (дата обращения: 07.12.2024).