Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Шевырева Е.Г. 1, 2 Архипова Д.Н. 2 Петров А.В. 3, 2
1 ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»
2 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
3 МБУ ДО ДЮСШ №4, г.Ростов-на-Дону
В России, как и в большинстве стран мира, растет количество инвалидов. В связи с этим все более актуальной становится проблема социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом занятия физической культурой и спортом расширяют коммуникативные связи, способствуют установлению межличностных контактов таких лиц, повышают самооценку, усиливают их веру в себя. В последнее время в Российской Федерации растет количество федеральных и региональных программ, направленных на развитие адаптивного спорта, уравнивающих права инвалидов и людей, не имеющих ограничений в состоянии здоровья. Однако это равенство часто носит декларативный характер по ряду причин, одна из которых – отсутствие специалистов, работающих в области адаптивного спорта. Нередко в систему адаптивного спорта приходят педагоги по физической культуре или спортивные тренеры, которые оказываются не готовыми к работе с инвалидами. На основании имеющегося опыта использования адаптивной физической культуры и теоретического анализа литературных источников в статье представлены основные направления деятельности по профессиональной подготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья на базе Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета.
адаптивный спорт
инвалиды
лица с ограниченными возможностями здоровья
физическая культура
студенты
1. Брискин Ю.А., Евсеев С.П., Передерни Л.В. Адаптивный спорт М., 2010. 314 с.
2. Быков Н.Н., Шумакова Н.Ю., Труфанова С.Н. Современные тенденции подготовки кадров в области физической культуры и спорта // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 4 С. 129-131.
3. Annika E. Stimulating physical activity for disabled people who are ready to become physically active: a systematic review. Psychology of sports and physical exercises. 2018. vol. 37. no. 7. P. 205-223.
4. Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 1061»Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изменениями на 30 октября 2020 года). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/499045862 (дата обращения: 26.11.2020).
5. Hammeken Peggy. Inclusion: 450 strategies for success: a practical guide for all educators teaching students with disabilities. Corwin; updated edition, 2000. 192 p.
6. Башкирова М.М. Социальные и педагогические аспекты развития физической культуры и спорта инвалидов за рубежом: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2000. 24 с.
7. Касмакова Л.Е. Адаптивный спорт в России и зарубежных странах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-13. С. 29-35.
8. Пономарева И.А. Естественнонаучные основы оздоровительной физической культуры. Ростов-на-Дону, Таганрог, 2018. 176 с.
9. Солонкин А.А., Ковтун Н.В. Волонтёрская деятельность – компонент формирования профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической культуре // Кадровая политика в области физической культуры и спорта: вызовы, проблемы, перспективы развития: материалы Всероссийской научно – практической конференции (Красноярск, 19-20 ноября 2018 г.). Красноярск: Литера-принт, 2018. С. 27-30.
10. Kalajas-Tilga H. Motivational processes in physical education and objectively measured physical activity of adolescents. Journal of sports and health science. 2019. no. 5. DOI: 10.1016/j.jshs.2019.06.001.
11. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушениями интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: автореф. дис… кан. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 24 с.
12. Downs S.Y., Fairclough S.J., Knowles Z.R., Boddy L.M. Features of physical activity in young people with intellectual disabilities. Adapted Physical Activity Quarterly 33. 2016. Р. 374-390. DOI: 10.1123/APAQ. 2015-0053.

В последнее десятилетие как в нашей стране, так и во всем мире получает все большую популярность адаптивный спорт. Благодаря происходящим во всем мире процессам гуманизации и интеграции лиц с нарушениями психического и физического развития большое значение приобретает использование эффективных и доступных средств физической культуры и спорта для данной категории людей. Следовательно, возникает острая необходимость в наличии профессиональных кадров, владеющих специальными компетенциями, отвечающими современным мировым стандартам. Государственные и общественные организации стремятся вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-спортивные и оздоровительные клубы, секции, соревнования, поскольку все это способствует их социальной интеграции. Однако в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность в нашей стране привлечено лишь незначительное количество лиц этой категории (по данным Роскомстата – около 12% от общего их количества в стране).              

Одной из главных проблем недостаточного развития адаптивной физической культуры (АФК) является отсутствие соответствующего количества квалифицированных педагогов, тренеров, инструкторов, врачей, психологов и других специалистов, работающих с лицами, имеющими инвалидность, что обусловлено незначительным количеством профильных высших учебных заведений и кафедр, которые занимаются подготовкой таких специалистов.

В работах отечественных и зарубежных авторов раскрыты различные аспекты подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. В частности, А. В. Передерий, Ю. С.П. Евсеев А. Брискин [1] изучали практические составные части подготовки кадров для спортивной   подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Н.Н. Быков, Н.Ю. Шумакова, С.Н. Труфанова [2] рассматривали современные тенденции подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. Исследованы и другие общие вопросы подготовки специалистов в этой отрасли. Однако современные тенденции развития общества, науки и практики требуют учета в организации педагогического процесса в вузе. В связи с этим от профессионалов требуется наличие новых компетенций в производственной, научной и педагогической областях. Для этого необходимо повышать свой уровень знаний и умений, внедрять в свою деятельность коммуникативные и социальные компетенции, в частности в организации взаимодействия с людьми с ОВЗ [3]. Это определило актуальность нашей работы.

Цель исследования – проанализировать специфику профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта по работе с людьми с ОВЗ на примере учебной дисциплины «Адаптивный спорт».

Вследствие растущей популярности в нашей стране здорового образа жизни и интеграции людей с нарушениями психического и физического развития в общественную жизнь возникла острая необходимость в выделении дисциплины «Адаптивный спорт» в самостоятельную научную область. Данная тенденция сформировалась в большинстве стран мира в конце ХХ в. Это нашло свое отражение еще в 1973 г. в виде новой профессиональной сферы «Адаптивная физическая активность». Для поддержки выделения дисциплины «Адаптивная физическая активность» в самостоятельную дисциплину в этом же году организована Международная федерация адаптивной физической активности (IFAPA), которая координирует национальные, региональные и международные спортивные мероприятия для людей с инвалидностью, а также регулярно проводит международные семинары и симпозиумы для специалистов, работающих с указанной категорией лиц. С 1984 г. для публикации результатов исследований издают ежеквартальный специальный научный журнал «Адаптивная физическая активность». Деятельность IFAPA способствует популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных сфер адаптивной физической активности и внедрению в практику их научных разработок.

В течение последних десятилетий проводит значительную работу в развитии данного направления и наша страна. В частности, на базе Санкт-Петербургской академии физической культуры им П.Ф. Лесгафта в 1993 г. открылась специализация «Физическая культура инвалидов». Через два года была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры. Востребованность специалистов в данной области привела к тому, что уже в 2000 г. был сформирован факультет адаптивного физического воспитания. Находит отражение данная тенденция и в нормативно-правовом поле. Согласно решению Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам России, в Классификатор направлений и специальностей ВПО 15 марта 2015 г. была введена специальность № 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) [4].

 Цель адаптивной физической культуры (АФК) – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта, поскольку активные занятия спортом и физической культурой оказывают положительное воздействие на жизнедеятельность и психическое здоровье инвалидов [5].

Занятия физической культурой и спортом выступают одним из видов деятельности, создающим условия для становления личности нормотипичного субъекта и инвалида. Это обусловлено тем, что спортивная деятельность нацелена на укрепление здоровья, преодоление физических и психических нагрузок, развитие отношений сотрудничества и соперничества, ведет к повышению социального статуса, нацелена на достижение максимальных результатов, формирование самостоятельности. Спортивные соревнования можно рассматривать как одну из форм социализации инвалидов, в рамках которой компенсируются его изолированность от социума, недостаток коммуникации, происходит развитие таких высших эмоций, как эмпатия, сопереживание. Все это нашло свое отражение в трудах отечественных исследователей: Т.П. Багитовой, Г.Л. Драндрова, Л.В. Журкиной, С.Б. Нарзулаева и др.

У каждого учащегося, имеющего статус «ребенок-инвалид» или «инвалид», присутствуют ограничения жизнедеятельности, снижающие процесс социализации и интеграции в образовательное пространство. Это нашло свое отражение в понятии «особые образовательные потребности», поскольку человек с нарушениями психического и физического развития значительно больше зависим от воспитательных и эмоциональных отношений социума, чем нормотипичный. Для его успешного обучения необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе специальные педагогические методы и технологии, а также адаптивные технические средства. Остро стоит вопрос о разработке программ, направленных на личностное и профессиональное развитие студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях и их интеграцию в социум. Решение данной задачи невозможно без внедрения в учебный процесс оздоровительно-реабилитационных и физкультурно-спортивных мероприятий.

Формирование адаптивной физической культуры базируется на опыте работы в этом направлении в ведущих международных центрах, таких как Университет Джексонвилла (США); Университет Палацкого (Чехия), Академия физической культуры во Вроцлаве (Польша), Львовский государственный институт физической культуры, Международное общественное объединение «Специальная Олимпиада Евразии» и др. В нашей стране накоплен богатый опыт в Санкт-Петербургском Национальном государственном университете физической культуры спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербургском Научно-исследовательском институте физической культуры, Российском государственном университете физической культуры и др. [6, 7]. Не остался в стороне и Южный федеральный университет, на базе которого в рамках Академии физической культуры и спорта открыто направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», предметной областью которого является формирование целостного представления об истории возникновения и условиях функционирования спорта для людей с психическими и физическими нарушениями в развитии.

В результате изучения дисциплин данного направления студенты осваивают умения применять приобретенные знания исторических, социальных, гуманистических, организационных, правовых и теоретико-методических основ адаптивного спорта при выполнении конкретных научных, практических и других задач, навыки самостоятельной работы и технологии познавательной деятельности [8]. В рамках учебного процесса обучающиеся получают фундаментальные знания в области материально-технического обеспечения адаптивного спорта и физической культуры, теоретической и практической подготовки к работе в этой области с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами.

Одной из важных составных частей подготовки будущих специалистов является также практическое применение полученных знаний во время организации и проведения различных мероприятий с участием людей с инвалидностью [9]. Так, студенты на волонтерских началах и в рамках практики участвуют в организации и обслуживании соревнований по паралимпийским видам спорта, в частности по танцам на колясках, фехтованию на колясках, адаптивному волейболу и иным, и различных мероприятий, проводимых для лиц и нарушениями психического и физического развития. Отработка полученных компетенций проходит и в период практик, которые осуществляются как в инклюзивных образовательных организациях, спортивных клубах для инвалидов, так и в школах (в специальных медицинских группах).

Стоит отметить, что ситуация с коронавирусом значительно повлияла на дальнейшие планы развития спорта для инвалидов в Ростовской области. В 2020 г. в регионе впервые должны были провести Спартакиаду для людей с ограниченными возможностями здоровья. В соревнованиях по 5 дисциплинам, в числе которых шахматы, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, бочча, смогли бы участвовать спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, глухие, слепые и лица с интеллектуальными нарушениями. Соревнования планировалось провести в июле 2020 г., но их перенесли на неопределенный срок в связи с ограничительными мерами.

На период самоизоляции в Ростовской области для лиц с ОВЗ был реализован онлайн-проект Паралимпийского комитета России «Спорт без преград». Проект выпускался в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Instagram и на канале YouTube в формате видеороликов: онлайн-тренировки, мастер-классы, консультации в прямом эфире и т.д. В нем могли принять участие все желающие. Около 1000 человек с «безграничными возможностями здоровья» поддержали инициативу Паралимпийского комитета России и опубликовали свои тренировки в соцсетях.

В настоящее время студенты Южного федерального университета принимают активное участие в Федеральном проекте #безграничные_возможности, который расскажет всей России о талантливых и неунывающих людях с ограниченными возможностями здоровья. Организатором проекта является медиахолдинг 1st MediaInvest.

Наряду с преподаванием таких дисциплин, как «Теория и организация АФК и спорта инвалидов», «Материально-техническое обеспечение адаптивного спорта», большое внимание уделяется и психолого-педагогическому взаимодействию, в частности развитию мотивации к занятиям спортом [10, 11]. В основе данной работы лежит управление педагогическим влиянием на данный вид деятельности благодаря сознанию условий, влияющих на физическую культуру человека. Следует отметить, что в имеющейся в настоящее время системе физического воспитания существуют объективные трудности. Во-первых, не всегда спортивные сооружения способны обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то что в рамках госпрограммы «Доступная среда» в Ростовской области по линии Минспорта приспособлено к занятиям физкультурой и спортом для инвалидов 13 объектов, в этой области ощущаются проблемы. Во-вторых, при использовании современных информационно-коммуникативных технологий, притягивающих внимание к экранам (телефону, монитору, планшету), увеличивается статичная нагрузка на отдельные группы мышц, что способствует развитию гиподинамии, снижению мышечных усилий, а это неблагоприятно сказывается на физическом состоянии людей (развиваются сколиоз, плоскостопие и т.п.) с нарушениями психического и физического развития. Занятия спортом приводят к активизации всех функциональных систем организма, формируют необходимые двигательные компенсации, что косвенно способствует социальной реабилитации инвалидов [12].

Выводы. Дальнейшее развитие дисциплин направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» предусматривает выполнение ряда задач, таких как:

 – интеграция знаний дисциплин образовательного цикла со знаниями других профильных учебных дисциплин;

– проблемный подход к преподаванию учебного материала;

– применение приобретенных знаний в практической деятельности;

– проведение научных исследований в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лиц с инвалидностью;

– активизация познавательной деятельности студентов и формирование их научных интересов в направлении АФК;

– проведение различного уровня научных конференций, заседаний круглого стола, семинаров-совещаний передовых специалистов этой отрасли;

– совершенствование научно-методического и технического обеспечения дисциплины с учетом новейших технологий и современных научных разработок;

– установление взаимосвязей между различными учебными заведениями, спортивными федерациями с разными нозологическими группами, реабилитационно-спортивными центрами инвалидов (РСЦИ) и другими общественными и государственными организациями.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Совершенствование дисциплины «Адаптивный спорт», бесспорно, влияет на развитие всего физкультурно-оздоровительного и спортивного движения лиц с инвалидностью и проявляется в таких основных направлениях, как:

 − развитие системы кадрового обеспечения сферы адаптивной физической культуры исходя из социального запроса. В настоящее время от профессионала требуется умение применять на практике новые компетенции в его производственной и психолого-педагогической деятельности;

− развитие официальных отношений с международными организациями различного уровня, интеграция в международную систему образования и обмен опытом посредством развития международных взаимосвязей в области физкультурно-оздоровительного и спортивного движения лиц с инвалидностью;

 − научное обеспечение сферы адаптивной физической культуры: разработка приоритетных направлений научных исследований, их реализация и внедрение полученных результатов на практике, участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах;

− информационное обеспечение сферы адаптивной физической культуры: наличие необходимого количества учебных пособий, методических разработок, издание специализированного научно-популярного журнала, проведение различного уровня конференций и семинаров, регулярные сообщения в средствах массовой информации, создание передач на радио и телевидении, активное использование соцсетей;

 − формирование гуманистически ориентированных специалистов, которые способны не только плодотворно работать в сфере физической культуры и спорта, но и обеспечивать основу для социальной интеграции лиц с инвалидностью и гуманизации общества в целом.

В дальнейших исследованиях планируется рассмотрение способов законодательного утверждения специальности «специалист по адаптивной физической культуре и спорту».


Библиографическая ссылка

Шевырева Е.Г., Архипова Д.Н., Петров А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30390 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674