В последнее десятилетие как в нашей стране, так и во всем мире получает все большую популярность адаптивный спорт. Благодаря происходящим во всем мире процессам гуманизации и интеграции лиц с нарушениями психического и физического развития большое значение приобретает использование эффективных и доступных средств физической культуры и спорта для данной категории людей. Следовательно, возникает острая необходимость в наличии профессиональных кадров, владеющих специальными компетенциями, отвечающими современным мировым стандартам. Государственные и общественные организации стремятся вовлекать людей с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-спортивные и оздоровительные клубы, секции, соревнования, поскольку все это способствует их социальной интеграции. Однако в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность в нашей стране привлечено лишь незначительное количество лиц этой категории (по данным Роскомстата – около 12% от общего их количества в стране).
Одной из главных проблем недостаточного развития адаптивной физической культуры (АФК) является отсутствие соответствующего количества квалифицированных педагогов, тренеров, инструкторов, врачей, психологов и других специалистов, работающих с лицами, имеющими инвалидность, что обусловлено незначительным количеством профильных высших учебных заведений и кафедр, которые занимаются подготовкой таких специалистов.
В работах отечественных и зарубежных авторов раскрыты различные аспекты подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. В частности, А. В. Передерий, Ю. С.П. Евсеев А. Брискин [1] изучали практические составные части подготовки кадров для спортивной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); Н.Н. Быков, Н.Ю. Шумакова, С.Н. Труфанова [2] рассматривали современные тенденции подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта. Исследованы и другие общие вопросы подготовки специалистов в этой отрасли. Однако современные тенденции развития общества, науки и практики требуют учета в организации педагогического процесса в вузе. В связи с этим от профессионалов требуется наличие новых компетенций в производственной, научной и педагогической областях. Для этого необходимо повышать свой уровень знаний и умений, внедрять в свою деятельность коммуникативные и социальные компетенции, в частности в организации взаимодействия с людьми с ОВЗ [3]. Это определило актуальность нашей работы.
Цель исследования – проанализировать специфику профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта по работе с людьми с ОВЗ на примере учебной дисциплины «Адаптивный спорт».
Вследствие растущей популярности в нашей стране здорового образа жизни и интеграции людей с нарушениями психического и физического развития в общественную жизнь возникла острая необходимость в выделении дисциплины «Адаптивный спорт» в самостоятельную научную область. Данная тенденция сформировалась в большинстве стран мира в конце ХХ в. Это нашло свое отражение еще в 1973 г. в виде новой профессиональной сферы «Адаптивная физическая активность». Для поддержки выделения дисциплины «Адаптивная физическая активность» в самостоятельную дисциплину в этом же году организована Международная федерация адаптивной физической активности (IFAPA), которая координирует национальные, региональные и международные спортивные мероприятия для людей с инвалидностью, а также регулярно проводит международные семинары и симпозиумы для специалистов, работающих с указанной категорией лиц. С 1984 г. для публикации результатов исследований издают ежеквартальный специальный научный журнал «Адаптивная физическая активность». Деятельность IFAPA способствует популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных сфер адаптивной физической активности и внедрению в практику их научных разработок.
В течение последних десятилетий проводит значительную работу в развитии данного направления и наша страна. В частности, на базе Санкт-Петербургской академии физической культуры им П.Ф. Лесгафта в 1993 г. открылась специализация «Физическая культура инвалидов». Через два года была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры. Востребованность специалистов в данной области привела к тому, что уже в 2000 г. был сформирован факультет адаптивного физического воспитания. Находит отражение данная тенденция и в нормативно-правовом поле. Согласно решению Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам России, в Классификатор направлений и специальностей ВПО 15 марта 2015 г. была введена специальность № 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриата) [4].
Цель адаптивной физической культуры (АФК) – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта, поскольку активные занятия спортом и физической культурой оказывают положительное воздействие на жизнедеятельность и психическое здоровье инвалидов [5].
Занятия физической культурой и спортом выступают одним из видов деятельности, создающим условия для становления личности нормотипичного субъекта и инвалида. Это обусловлено тем, что спортивная деятельность нацелена на укрепление здоровья, преодоление физических и психических нагрузок, развитие отношений сотрудничества и соперничества, ведет к повышению социального статуса, нацелена на достижение максимальных результатов, формирование самостоятельности. Спортивные соревнования можно рассматривать как одну из форм социализации инвалидов, в рамках которой компенсируются его изолированность от социума, недостаток коммуникации, происходит развитие таких высших эмоций, как эмпатия, сопереживание. Все это нашло свое отражение в трудах отечественных исследователей: Т.П. Багитовой, Г.Л. Драндрова, Л.В. Журкиной, С.Б. Нарзулаева и др.
У каждого учащегося, имеющего статус «ребенок-инвалид» или «инвалид», присутствуют ограничения жизнедеятельности, снижающие процесс социализации и интеграции в образовательное пространство. Это нашло свое отражение в понятии «особые образовательные потребности», поскольку человек с нарушениями психического и физического развития значительно больше зависим от воспитательных и эмоциональных отношений социума, чем нормотипичный. Для его успешного обучения необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе специальные педагогические методы и технологии, а также адаптивные технические средства. Остро стоит вопрос о разработке программ, направленных на личностное и профессиональное развитие студентов с инвалидностью в высших учебных заведениях и их интеграцию в социум. Решение данной задачи невозможно без внедрения в учебный процесс оздоровительно-реабилитационных и физкультурно-спортивных мероприятий.
Формирование адаптивной физической культуры базируется на опыте работы в этом направлении в ведущих международных центрах, таких как Университет Джексонвилла (США); Университет Палацкого (Чехия), Академия физической культуры во Вроцлаве (Польша), Львовский государственный институт физической культуры, Международное общественное объединение «Специальная Олимпиада Евразии» и др. В нашей стране накоплен богатый опыт в Санкт-Петербургском Национальном государственном университете физической культуры спорта и здоровья им П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербургском Научно-исследовательском институте физической культуры, Российском государственном университете физической культуры и др. [6, 7]. Не остался в стороне и Южный федеральный университет, на базе которого в рамках Академии физической культуры и спорта открыто направление «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», предметной областью которого является формирование целостного представления об истории возникновения и условиях функционирования спорта для людей с психическими и физическими нарушениями в развитии.
В результате изучения дисциплин данного направления студенты осваивают умения применять приобретенные знания исторических, социальных, гуманистических, организационных, правовых и теоретико-методических основ адаптивного спорта при выполнении конкретных научных, практических и других задач, навыки самостоятельной работы и технологии познавательной деятельности [8]. В рамках учебного процесса обучающиеся получают фундаментальные знания в области материально-технического обеспечения адаптивного спорта и физической культуры, теоретической и практической подготовки к работе в этой области с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и инвалидами.
Одной из важных составных частей подготовки будущих специалистов является также практическое применение полученных знаний во время организации и проведения различных мероприятий с участием людей с инвалидностью [9]. Так, студенты на волонтерских началах и в рамках практики участвуют в организации и обслуживании соревнований по паралимпийским видам спорта, в частности по танцам на колясках, фехтованию на колясках, адаптивному волейболу и иным, и различных мероприятий, проводимых для лиц и нарушениями психического и физического развития. Отработка полученных компетенций проходит и в период практик, которые осуществляются как в инклюзивных образовательных организациях, спортивных клубах для инвалидов, так и в школах (в специальных медицинских группах).
Стоит отметить, что ситуация с коронавирусом значительно повлияла на дальнейшие планы развития спорта для инвалидов в Ростовской области. В 2020 г. в регионе впервые должны были провести Спартакиаду для людей с ограниченными возможностями здоровья. В соревнованиях по 5 дисциплинам, в числе которых шахматы, настольный теннис, плавание, легкая атлетика, бочча, смогли бы участвовать спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, глухие, слепые и лица с интеллектуальными нарушениями. Соревнования планировалось провести в июле 2020 г., но их перенесли на неопределенный срок в связи с ограничительными мерами.
На период самоизоляции в Ростовской области для лиц с ОВЗ был реализован онлайн-проект Паралимпийского комитета России «Спорт без преград». Проект выпускался в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Instagram и на канале YouTube в формате видеороликов: онлайн-тренировки, мастер-классы, консультации в прямом эфире и т.д. В нем могли принять участие все желающие. Около 1000 человек с «безграничными возможностями здоровья» поддержали инициативу Паралимпийского комитета России и опубликовали свои тренировки в соцсетях.
В настоящее время студенты Южного федерального университета принимают активное участие в Федеральном проекте #безграничные_возможности, который расскажет всей России о талантливых и неунывающих людях с ограниченными возможностями здоровья. Организатором проекта является медиахолдинг 1st MediaInvest.
Наряду с преподаванием таких дисциплин, как «Теория и организация АФК и спорта инвалидов», «Материально-техническое обеспечение адаптивного спорта», большое внимание уделяется и психолого-педагогическому взаимодействию, в частности развитию мотивации к занятиям спортом [10, 11]. В основе данной работы лежит управление педагогическим влиянием на данный вид деятельности благодаря сознанию условий, влияющих на физическую культуру человека. Следует отметить, что в имеющейся в настоящее время системе физического воспитания существуют объективные трудности. Во-первых, не всегда спортивные сооружения способны обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то что в рамках госпрограммы «Доступная среда» в Ростовской области по линии Минспорта приспособлено к занятиям физкультурой и спортом для инвалидов 13 объектов, в этой области ощущаются проблемы. Во-вторых, при использовании современных информационно-коммуникативных технологий, притягивающих внимание к экранам (телефону, монитору, планшету), увеличивается статичная нагрузка на отдельные группы мышц, что способствует развитию гиподинамии, снижению мышечных усилий, а это неблагоприятно сказывается на физическом состоянии людей (развиваются сколиоз, плоскостопие и т.п.) с нарушениями психического и физического развития. Занятия спортом приводят к активизации всех функциональных систем организма, формируют необходимые двигательные компенсации, что косвенно способствует социальной реабилитации инвалидов [12].
Выводы. Дальнейшее развитие дисциплин направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» предусматривает выполнение ряда задач, таких как:
– интеграция знаний дисциплин образовательного цикла со знаниями других профильных учебных дисциплин;
– проблемный подход к преподаванию учебного материала;
– применение приобретенных знаний в практической деятельности;
– проведение научных исследований в области физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лиц с инвалидностью;
– активизация познавательной деятельности студентов и формирование их научных интересов в направлении АФК;
– проведение различного уровня научных конференций, заседаний круглого стола, семинаров-совещаний передовых специалистов этой отрасли;
– совершенствование научно-методического и технического обеспечения дисциплины с учетом новейших технологий и современных научных разработок;
– установление взаимосвязей между различными учебными заведениями, спортивными федерациями с разными нозологическими группами, реабилитационно-спортивными центрами инвалидов (РСЦИ) и другими общественными и государственными организациями.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Совершенствование дисциплины «Адаптивный спорт», бесспорно, влияет на развитие всего физкультурно-оздоровительного и спортивного движения лиц с инвалидностью и проявляется в таких основных направлениях, как:
− развитие системы кадрового обеспечения сферы адаптивной физической культуры исходя из социального запроса. В настоящее время от профессионала требуется умение применять на практике новые компетенции в его производственной и психолого-педагогической деятельности;
− развитие официальных отношений с международными организациями различного уровня, интеграция в международную систему образования и обмен опытом посредством развития международных взаимосвязей в области физкультурно-оздоровительного и спортивного движения лиц с инвалидностью;
− научное обеспечение сферы адаптивной физической культуры: разработка приоритетных направлений научных исследований, их реализация и внедрение полученных результатов на практике, участие в научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах;
− информационное обеспечение сферы адаптивной физической культуры: наличие необходимого количества учебных пособий, методических разработок, издание специализированного научно-популярного журнала, проведение различного уровня конференций и семинаров, регулярные сообщения в средствах массовой информации, создание передач на радио и телевидении, активное использование соцсетей;
− формирование гуманистически ориентированных специалистов, которые способны не только плодотворно работать в сфере физической культуры и спорта, но и обеспечивать основу для социальной интеграции лиц с инвалидностью и гуманизации общества в целом.
В дальнейших исследованиях планируется рассмотрение способов законодательного утверждения специальности «специалист по адаптивной физической культуре и спорту».
Библиографическая ссылка
Шевырева Е.Г., Архипова Д.Н., Петров А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30390 (дата обращения: 13.10.2024).