Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Глузман Н.А. 1 Давкуш Н.В. 1 Шпиталевская Г.Р. 1 Горбунова Н.В. 2
1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
2 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
В современных социально-экономических условиях стремительного развития мирового сообщества в целом и системы образования Российской Федерации в частности особенно острого актуализируется проблема повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что предполагает разработку эффективных механизмов модернизации, обеспечивающих научно-ориентированное и практико-ориентированное совершенствование и методическое сопровождение данного процесса, поиск новых механизмов взаимодействия субъектов образовательного процесса, внедрение и апробацию инновационных педагогических технологий, направленных на профессионально-личностное развитие и успешное саморазвитие магистрантов. Ключевая идея и цель исследования заключаются в обосновании на теоретико-методологическом уровне процесса модернизации профессиональной подготовки магистратов – будущих педагогов высших учебных заведений. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и экспериментальной проверке процесса модернизации; формулировке и апробации концепции, разработке модели профессиональной подготовки магистрантов; обосновании содержательного аспекта и методического обеспечения модернизации профессиональной подготовки. Экспериментально проверен диагностический комплекс, позволяющий определить у обучающихся магистратуры уровень сформированного за счет модернизации профессиональной подготовки профессионализма. Указаны преимущества электронной поддержки образовательного процесса на основе дистанционных технологий обучения в рамках информационной образовательно-профессиональной среды современного университета.
обучающиеся магистратуры
модернизация
педагогические инновации
профессиональная подготовка
профессионализм
1. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 46-49.
2. Gluzman N.A., Zhelnina E.V., Ivanova T.N., Akhmetzhanova G.V., Gorbacheva N.B., Yavon S.V. Educational environment in the information society as an efficient indicator of the provision of high level of design solutions and technologies. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. V. 1100 AISC. Р. 778-791.
3. Лопанова Е.В. Основные направления совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7-4 (16). С.27-33.
4. Таратута Г.А. Теоретические аспекты технологии формирования профессиональной компетентности // Инновации в образовании. 2020. № 5. С. 37-47.
5. Батечко Н.Г. Синергия научных подходов в исследовании подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры // МНКО. 2013. № 5 (42). С. 39-43.
6. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Инжиниринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 90-112.
7. Копров В.М., Сапир Е.В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. 2016. Т. 20 № 3. С. 382-392. DOI: 10.15507/1991- 9468.084.020.201603.382-392.

В современный период динамичной имплементации обновленной нормативно-правовой базы системы образования Российской Федерации наблюдается дисбаланс между необходимостью совершенствования методики формирования у будущих преподавателей высшей школы профессионализма, готовности к внедрению педагогических инноваций в профессиональной деятельности и отсутствием четких ориентиров по обновлению педагогического инструментария указанного процесса; существуют определенные разногласия между Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования и новыми стандартами высшего образования; не созданы условия для модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1], так как педагогическое сознание общества не подготовлено к ее внедрению. При наличии таких проблем проявляются тенденции поиска эффективных путей модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] с целью обеспечения их высоким уровнем профессионализма, основ педагогического мастерства и готовности к внедрению образовательных инновационных технологий за короткий период обучения в магистратуре.

Фундаментальные основы обновления высшего педагогического образования, разработка теоретических и методических основ профессионально-педагогической подготовки обучающихся раскрываются в трудах: А.В. Гагарина [1], Н.А. Глузман [2], Е.В. Лопановой [3], Г.А. Таратуты [4] и др. В работах указанных авторов подробно проанализированы дидактические проблемы, которые существовали в определенные временные периоды развития страны, сделаны конкретные предложения и рекомендации по улучшению профессиональной подготовки будущих и практикующих педагогов.

Проблеме инноваций в образовании будущих преподавателей посвящено значительное количество исследований, в которых решались различные задачи разработки и реализации модели подготовки научно-педагогических кадров, в основе которой лежит синергия научных подходов [5], средством разработки инновационных образовательных технологий выступают ИКТ [6], инновационная среда высшей школы формируется при использовании возможности интеграционных процессов в сфере высшего образования [7].

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании модернизации профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений высшего образования в условиях магистратуры и экспериментальной проверке научно-методического обеспечения этого процесса.

Материалы и методы исследования. Методологическую основу рассматриваемых вопросов составляют магистральные идеи учения об инновационном профессиональном развитии преподавателей высшей школы [1], которое следует из теории модернизации; учитывает теоретические основы, сущность, закономерности, авторское понимание изучаемого феномена и тенденции его развития; воспроизводит принципы, на которых базируется исследование указанной проблемы (научности, инновационности, двойного опережения, гуманизации, информатизации, вариативности, индивидуализации, педагогического сотворчества), предусматривает взаимодействие и взаимосвязь научных подходов к изучению проблемы модернизации профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений высшего образования в условиях магистратуры, в частности: системного, компетентностного, деятельностного, синергетического, аксиологического, личностно ориентированного, акмеологического. Ведущим методом исследования избран педагогический эксперимент с целью выявления эффективности предложенной модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5], а также применены статистические методы – для проверки достоверности и эффективности результатов экспериментального исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Модель состоит из целевого, методологического, содержательно-деятельностного и результативного модулей и включает: цель (формирование профессионализма будущих преподавателей высшей школы за счет модернизации профессиональной подготовки); направления интенсификации процесса формирования профессионализма преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]: экстраполяцию научных положений модернизации на систему профессиональной подготовки преподавателей в условиях магистратуры; интенсификацию развития профессионального потенциала будущих преподавателей на основе педагогического сотворчества магистрантов с профессорско-преподавательским составом вуза; актуализацию личностных качеств будущего преподавателя и его мотивационно-ценностных ориентаций как педагога и исследователя; обеспечение условий для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

В модели обозначены научные подходы (системный, компетентностный, синергетический, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, акмеологический) и принципы (научности, инновационности, гуманизации, информатизации, вариативности, индивидуализации, педагогического сотворчества) модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1]. Установлено, что реализация процесса модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5] обеспечивается использованием целостного интегративного подхода, предусматривающего взаимодействие и взаимосвязь научных подходов к изучению проблемы модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5].

Определен учебно-методический инструментарий относительно учебной деятельности (сочетание традиционных и интерактивных методов обучения; электронные учебные комплексы; спецкурсы: «Инновационные педагогические технологии», «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ»; электронное педагогическое сопровождение); научно-методической подготовки (научно-методические семинары, педагогические исследования в рамках творческих научных проектов, курсовой и магистерской работ; сотрудничество с преподавателями над научной темой кафедры, создание портфолио и дневника профессиональных самоизменений); внеаудиторной деятельности (тренинги, мастер-классы; коучинг; Клуб педагогической инноватики; лаборатория экспериментальной педагогики и психологии).

Катализатором модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] стал сайт электронной поддержки образовательного процесса университета как многофункциональная информационная среда, аккумулирующая: содержание образовательного процесса, электронный контент учебных дисциплин, методы учебного взаимодействия преподавателей и студентов, формы познавательной творческой самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля. Подчеркнута значимость сайта электронной поддержки образовательного процесса для моделирования индивидуальной образовательной траектории магистрантов, что позволяет реализовать личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5].

В результате компонентно-структурного анализа обоснованы компоненты сформированности профессионализма будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]: мотивационно-ценностный (сформированность внутренних мотивов достижения успеха в будущей профессиональной деятельности; интерес к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, сформированность системы педагогических ценностей, стремление к научно-педагогической деятельности); инновационно-когнитивный (сформированность системы психолого-педагогических, методических и технологических знаний, необходимых будущему преподавателю высшей школы, стремление к педагогическим новациям, инновационное мышление; креативность); профессионально-деятельностный (готовность к научно-педагогической деятельности, наличие профессионально важных качеств, практических умений и методических навыков профессиональной деятельности, способность к моделированию образовательного процесса и генерированию новых идей, информационно-технологическая компетентность, способность к осуществлению образовательного процесса на основе новейших технологий); результативно-рефлексивный (способность к рефлективности, потребность в саморазвитии и самоактуализации, способность к самоанализу, прогнозирование результатов своей деятельности, готовность к профессиональному самосовершенствованию), которые составили базовый комплекс критериев для определения уровня сформированности профессионализма будущих преподавателей высшей школы.

В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента выявлено, что большинство магистров недостаточно четко представляют специфику профессиональной деятельности педагога высшего учебного заведения, не могут реализовать инновационные и мультимедийные технологии в будущей деятельности; обучающиеся не осознают содержание и структуру профессионализма преподавателя вуза, в процессе подготовки не акцентируют на этом внимание; уровень сформированности их профессионализма недостаточный; на практических и семинарских занятиях преподаватели в основном проверяют, как будущие специалисты воспроизводят усвоенные теоретические положения; почти не проводят целенаправленную и системную работу с целью формирования у магистров навыков по использованию инновационных и мультимедийных технологий.

Программа формирующего этапа эксперимента предполагала проведение поэтапной реализации модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [синергия].

Диагностико-мотивационный этап: предусматривал реализацию первого условия – целенаправленная подготовка организаторов магистерского образовательного процесса к модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] – и обеспечивал формирование мотивационно-ценностного компонента профессионализма будущего преподавателя высшей школы. В соответствии с задачами данного этапа были проведены идентификация организаторов образовательного процесса и четкое распределение функций между ними; определение путей реализации указанного организационно-педагогического условия (проведение на уровне университета методических семинаров по разработке обновленной нормативной документации образовательного процесса, создание информационной образовательно-профессиональной среды университета, составной частью которой является система электронной поддержки образовательного процесса, созданная на базе программного комплекса Moodle, организация процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Разработка и использование электронной дисциплины в обучении», проведение для всех преподавателей университета цикла практических семинаров «Информационные технологии в образовании» и «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ», мастер-классов «Профессионализм и педагогическое мастерство современного преподавателя высшей школы», внедрение новейших методов образовательного взаимодействия со студентами и т.д.).

В соответствии с задачами учебно-адаптационного этапа, на котором было реализовано педагогическое условие (оптимальное сочетание инновационных методов обучения и научно-исследовательской работы магистрантов в процессе профессиональной подготовки), было акцентировано внимание на формировании инновационно-когнитивного компонента профессионализма. В этот период был разработан и внедрен в магистерский процесс специализированный курс «Инновационные педагогические технологии»; выбор методов обучения велся с учетом уровня предыдущего образования и педагогического опыта магистрантов; был предоставлен приоритет методам имитационного моделирования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, конструирования, проектирования, решения проблемных ситуаций и т.д.; организовано учебное взаимодействие; проводились занятия с использованием интерактивных методов, информационных и мультимедийных технологий; осуществлялась совместная деятельность преподавателей и магистров по проектированию учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана, по конструированию и проведению занятий.

Реализация учебно-квазипрофессионального этапа модели была направлена на формирование профессионально-деятельностного компонента профессионализма будущих преподавателей вуза благодаря привлечению магистров к квазипрофессиональной деятельности. Этому способствовала реализация педагогического условия – создание информационной образовательно-профессиональной среды с целью моделирования индивидуальной образовательной траектории магистрантов. Этот этап предусматривал конструирование информационной образовательно-профессиональной среды высшего учебного заведения (его составной частью является система поддержки учебных программ, созданная на базе программного комплекса Moodle); проведение установочных занятий с магистрами по формированию навыков работы в системе поддержки учебных программ в рамках виртуальной аудитории вуза; консультирование магистрантов по вопросам моделирования индивидуальной образовательной траектории и использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых электронных ресурсов в процессе работы над научно-исследовательской темой (при написании курсовых, магистерских работ); введение в учебный план будущих преподавателей высшей школы дополнительного специального курса «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ».

Профессионально-творческий этап был направлен на становление результативно-рефлексивного компонента профессионализма магистров, реализацию педагогического условия – организацию разветвленной системы внеаудиторной работы по профессионально-творческой самореализации магистрантов. Этот этап ставил цель: расширить границы самостоятельной творческо-познавательной деятельности магистрантов с проекцией на личностное и профессиональное самосовершенствование; организовать учебную самостоятельную  деятельность будущих преподавателей (выполнение заданий на сайте поддержки учебных программ, разработка инновационных проектов и т.п.), научно-исследовательскую работу в рамках курсового и дипломного проектирования (консультации с научным руководителем, участие в разработке научной работы кафедры); провести для магистрантов серии научно-методических семинаров («Модернизация профессиональной подготовки будущего преподавателя высшей школы в условиях магистратуры», «Особенности организационно-педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного образования», «Организация работы студентов на сайте поддержки учебных программ»); разработать и апробировать программы научного кружка «Педагогические инновации в образовании»; организовать творческие встречи с преподавателями-новаторами высшей школы по программе Клуба педагогической инноватики; мотивировать будущих преподавателей к профессиональному саморазвитию (создание собственного портфолио, участие в тренингах, семинарах, научных конференциях, педагогических форумах, мастер-классах, творческих дискуссиях).

На контрольном этапе исследования обобщили результаты педагогического эксперимента. Результаты исследования и их статистическая обработка подтвердили актуальность и целесообразность поэтапного внедрения модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]. Установлено, что обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали существенные изменения, положительную тенденцию роста по уровням сформированности профессионализма будущих преподавателей вуза.

Выводы. Развитие профессионального потенциала, формирование педагогического мастерства будущего преподавателя и достижение вершин профессиональной культуры в условиях трансформации общества рассматриваются как непрерывный процесс, обеспечивающий адекватную реакцию на смену требований социума, образовательной системы, выявленного нереализованного уровня готовности к профессиональной деятельности. На основе выделенных подходов и педагогических принципов определены основные преимущества использования системы электронной поддержки магистерского образовательного процесса, профессионального творческого самовыражения будущих преподавателей высшей школы: предоставление полной информации, ликвидация дублирования содержания учебного материала разных курсов, контроль качества разработки электронных учебно-методических комплексов дисциплин, своевременная коррекция учебных программ, выбор индивидуальных графиков обучения и научно-исследовательской работы.


Библиографическая ссылка

Глузман Н.А., Давкуш Н.В., Шпиталевская Г.Р., Горбунова Н.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30378 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674