В современный период динамичной имплементации обновленной нормативно-правовой базы системы образования Российской Федерации наблюдается дисбаланс между необходимостью совершенствования методики формирования у будущих преподавателей высшей школы профессионализма, готовности к внедрению педагогических инноваций в профессиональной деятельности и отсутствием четких ориентиров по обновлению педагогического инструментария указанного процесса; существуют определенные разногласия между Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования и новыми стандартами высшего образования; не созданы условия для модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1], так как педагогическое сознание общества не подготовлено к ее внедрению. При наличии таких проблем проявляются тенденции поиска эффективных путей модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] с целью обеспечения их высоким уровнем профессионализма, основ педагогического мастерства и готовности к внедрению образовательных инновационных технологий за короткий период обучения в магистратуре.
Фундаментальные основы обновления высшего педагогического образования, разработка теоретических и методических основ профессионально-педагогической подготовки обучающихся раскрываются в трудах: А.В. Гагарина [1], Н.А. Глузман [2], Е.В. Лопановой [3], Г.А. Таратуты [4] и др. В работах указанных авторов подробно проанализированы дидактические проблемы, которые существовали в определенные временные периоды развития страны, сделаны конкретные предложения и рекомендации по улучшению профессиональной подготовки будущих и практикующих педагогов.
Проблеме инноваций в образовании будущих преподавателей посвящено значительное количество исследований, в которых решались различные задачи разработки и реализации модели подготовки научно-педагогических кадров, в основе которой лежит синергия научных подходов [5], средством разработки инновационных образовательных технологий выступают ИКТ [6], инновационная среда высшей школы формируется при использовании возможности интеграционных процессов в сфере высшего образования [7].
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании модернизации профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений высшего образования в условиях магистратуры и экспериментальной проверке научно-методического обеспечения этого процесса.
Материалы и методы исследования. Методологическую основу рассматриваемых вопросов составляют магистральные идеи учения об инновационном профессиональном развитии преподавателей высшей школы [1], которое следует из теории модернизации; учитывает теоретические основы, сущность, закономерности, авторское понимание изучаемого феномена и тенденции его развития; воспроизводит принципы, на которых базируется исследование указанной проблемы (научности, инновационности, двойного опережения, гуманизации, информатизации, вариативности, индивидуализации, педагогического сотворчества), предусматривает взаимодействие и взаимосвязь научных подходов к изучению проблемы модернизации профессиональной подготовки педагогов образовательных учреждений высшего образования в условиях магистратуры, в частности: системного, компетентностного, деятельностного, синергетического, аксиологического, личностно ориентированного, акмеологического. Ведущим методом исследования избран педагогический эксперимент с целью выявления эффективности предложенной модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5], а также применены статистические методы – для проверки достоверности и эффективности результатов экспериментального исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Модель состоит из целевого, методологического, содержательно-деятельностного и результативного модулей и включает: цель (формирование профессионализма будущих преподавателей высшей школы за счет модернизации профессиональной подготовки); направления интенсификации процесса формирования профессионализма преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]: экстраполяцию научных положений модернизации на систему профессиональной подготовки преподавателей в условиях магистратуры; интенсификацию развития профессионального потенциала будущих преподавателей на основе педагогического сотворчества магистрантов с профессорско-преподавательским составом вуза; актуализацию личностных качеств будущего преподавателя и его мотивационно-ценностных ориентаций как педагога и исследователя; обеспечение условий для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.
В модели обозначены научные подходы (системный, компетентностный, синергетический, аксиологический, деятельностный, личностно ориентированный, культурологический, акмеологический) и принципы (научности, инновационности, гуманизации, информатизации, вариативности, индивидуализации, педагогического сотворчества) модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1]. Установлено, что реализация процесса модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5] обеспечивается использованием целостного интегративного подхода, предусматривающего взаимодействие и взаимосвязь научных подходов к изучению проблемы модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5].
Определен учебно-методический инструментарий относительно учебной деятельности (сочетание традиционных и интерактивных методов обучения; электронные учебные комплексы; спецкурсы: «Инновационные педагогические технологии», «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ»; электронное педагогическое сопровождение); научно-методической подготовки (научно-методические семинары, педагогические исследования в рамках творческих научных проектов, курсовой и магистерской работ; сотрудничество с преподавателями над научной темой кафедры, создание портфолио и дневника профессиональных самоизменений); внеаудиторной деятельности (тренинги, мастер-классы; коучинг; Клуб педагогической инноватики; лаборатория экспериментальной педагогики и психологии).
Катализатором модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] стал сайт электронной поддержки образовательного процесса университета как многофункциональная информационная среда, аккумулирующая: содержание образовательного процесса, электронный контент учебных дисциплин, методы учебного взаимодействия преподавателей и студентов, формы познавательной творческой самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля. Подчеркнута значимость сайта электронной поддержки образовательного процесса для моделирования индивидуальной образовательной траектории магистрантов, что позволяет реализовать личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5].
В результате компонентно-структурного анализа обоснованы компоненты сформированности профессионализма будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]: мотивационно-ценностный (сформированность внутренних мотивов достижения успеха в будущей профессиональной деятельности; интерес к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, сформированность системы педагогических ценностей, стремление к научно-педагогической деятельности); инновационно-когнитивный (сформированность системы психолого-педагогических, методических и технологических знаний, необходимых будущему преподавателю высшей школы, стремление к педагогическим новациям, инновационное мышление; креативность); профессионально-деятельностный (готовность к научно-педагогической деятельности, наличие профессионально важных качеств, практических умений и методических навыков профессиональной деятельности, способность к моделированию образовательного процесса и генерированию новых идей, информационно-технологическая компетентность, способность к осуществлению образовательного процесса на основе новейших технологий); результативно-рефлексивный (способность к рефлективности, потребность в саморазвитии и самоактуализации, способность к самоанализу, прогнозирование результатов своей деятельности, готовность к профессиональному самосовершенствованию), которые составили базовый комплекс критериев для определения уровня сформированности профессионализма будущих преподавателей высшей школы.
В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента выявлено, что большинство магистров недостаточно четко представляют специфику профессиональной деятельности педагога высшего учебного заведения, не могут реализовать инновационные и мультимедийные технологии в будущей деятельности; обучающиеся не осознают содержание и структуру профессионализма преподавателя вуза, в процессе подготовки не акцентируют на этом внимание; уровень сформированности их профессионализма недостаточный; на практических и семинарских занятиях преподаватели в основном проверяют, как будущие специалисты воспроизводят усвоенные теоретические положения; почти не проводят целенаправленную и системную работу с целью формирования у магистров навыков по использованию инновационных и мультимедийных технологий.
Программа формирующего этапа эксперимента предполагала проведение поэтапной реализации модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [синергия].
Диагностико-мотивационный этап: предусматривал реализацию первого условия – целенаправленная подготовка организаторов магистерского образовательного процесса к модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы [1] – и обеспечивал формирование мотивационно-ценностного компонента профессионализма будущего преподавателя высшей школы. В соответствии с задачами данного этапа были проведены идентификация организаторов образовательного процесса и четкое распределение функций между ними; определение путей реализации указанного организационно-педагогического условия (проведение на уровне университета методических семинаров по разработке обновленной нормативной документации образовательного процесса, создание информационной образовательно-профессиональной среды университета, составной частью которой является система электронной поддержки образовательного процесса, созданная на базе программного комплекса Moodle, организация процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Разработка и использование электронной дисциплины в обучении», проведение для всех преподавателей университета цикла практических семинаров «Информационные технологии в образовании» и «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ», мастер-классов «Профессионализм и педагогическое мастерство современного преподавателя высшей школы», внедрение новейших методов образовательного взаимодействия со студентами и т.д.).
В соответствии с задачами учебно-адаптационного этапа, на котором было реализовано педагогическое условие (оптимальное сочетание инновационных методов обучения и научно-исследовательской работы магистрантов в процессе профессиональной подготовки), было акцентировано внимание на формировании инновационно-когнитивного компонента профессионализма. В этот период был разработан и внедрен в магистерский процесс специализированный курс «Инновационные педагогические технологии»; выбор методов обучения велся с учетом уровня предыдущего образования и педагогического опыта магистрантов; был предоставлен приоритет методам имитационного моделирования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, конструирования, проектирования, решения проблемных ситуаций и т.д.; организовано учебное взаимодействие; проводились занятия с использованием интерактивных методов, информационных и мультимедийных технологий; осуществлялась совместная деятельность преподавателей и магистров по проектированию учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана, по конструированию и проведению занятий.
Реализация учебно-квазипрофессионального этапа модели была направлена на формирование профессионально-деятельностного компонента профессионализма будущих преподавателей вуза благодаря привлечению магистров к квазипрофессиональной деятельности. Этому способствовала реализация педагогического условия – создание информационной образовательно-профессиональной среды с целью моделирования индивидуальной образовательной траектории магистрантов. Этот этап предусматривал конструирование информационной образовательно-профессиональной среды высшего учебного заведения (его составной частью является система поддержки учебных программ, созданная на базе программного комплекса Moodle); проведение установочных занятий с магистрами по формированию навыков работы в системе поддержки учебных программ в рамках виртуальной аудитории вуза; консультирование магистрантов по вопросам моделирования индивидуальной образовательной траектории и использования информационно-коммуникационных технологий и сетевых электронных ресурсов в процессе работы над научно-исследовательской темой (при написании курсовых, магистерских работ); введение в учебный план будущих преподавателей высшей школы дополнительного специального курса «Методика проведения учебных занятий с использованием ИКТ».
Профессионально-творческий этап был направлен на становление результативно-рефлексивного компонента профессионализма магистров, реализацию педагогического условия – организацию разветвленной системы внеаудиторной работы по профессионально-творческой самореализации магистрантов. Этот этап ставил цель: расширить границы самостоятельной творческо-познавательной деятельности магистрантов с проекцией на личностное и профессиональное самосовершенствование; организовать учебную самостоятельную деятельность будущих преподавателей (выполнение заданий на сайте поддержки учебных программ, разработка инновационных проектов и т.п.), научно-исследовательскую работу в рамках курсового и дипломного проектирования (консультации с научным руководителем, участие в разработке научной работы кафедры); провести для магистрантов серии научно-методических семинаров («Модернизация профессиональной подготовки будущего преподавателя высшей школы в условиях магистратуры», «Особенности организационно-педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного образования», «Организация работы студентов на сайте поддержки учебных программ»); разработать и апробировать программы научного кружка «Педагогические инновации в образовании»; организовать творческие встречи с преподавателями-новаторами высшей школы по программе Клуба педагогической инноватики; мотивировать будущих преподавателей к профессиональному саморазвитию (создание собственного портфолио, участие в тренингах, семинарах, научных конференциях, педагогических форумах, мастер-классах, творческих дискуссиях).
На контрольном этапе исследования обобщили результаты педагогического эксперимента. Результаты исследования и их статистическая обработка подтвердили актуальность и целесообразность поэтапного внедрения модели модернизированной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры [5]. Установлено, что обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали существенные изменения, положительную тенденцию роста по уровням сформированности профессионализма будущих преподавателей вуза.
Выводы. Развитие профессионального потенциала, формирование педагогического мастерства будущего преподавателя и достижение вершин профессиональной культуры в условиях трансформации общества рассматриваются как непрерывный процесс, обеспечивающий адекватную реакцию на смену требований социума, образовательной системы, выявленного нереализованного уровня готовности к профессиональной деятельности. На основе выделенных подходов и педагогических принципов определены основные преимущества использования системы электронной поддержки магистерского образовательного процесса, профессионального творческого самовыражения будущих преподавателей высшей школы: предоставление полной информации, ликвидация дублирования содержания учебного материала разных курсов, контроль качества разработки электронных учебно-методических комплексов дисциплин, своевременная коррекция учебных программ, выбор индивидуальных графиков обучения и научно-исследовательской работы.
Библиографическая ссылка
Глузман Н.А., Давкуш Н.В., Шпиталевская Г.Р., Горбунова Н.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30378 (дата обращения: 14.10.2024).