В настоящее время в вузах стремительно формируется и развивается цифровая образовательная среда, что связано с трансформационными процессами в сфере образования. Цифровая трансформация образования требует обновления образовательных ресурсов в быстро развивающейся цифровой образовательной среде, которая влияет на выбор субъектами образовательного процесса принципов и технологий обучения с ее помощью.
Так, в «Манифесте о цифровой образовательной среде» авторы выделяют следующие принципы ее построения и поддержки [1]:
- замена курсов гранулированными форматами, гибкими и доступными для широкой аудитории, расширение медиапространства;
- активность как ключевая единица обучения, результатом которой являются продукт, проект, стартап, через которую получают инструменты проявления метакомпетенций, одной из которых является информационная компетенция; разные интерфейсы для разных активностей;
- переход к картам знаний для трансляции смыслообразования и субъектного опыта личности, для построения индивидуальных образовательных маршрутов;
- выбор персональной образовательной траектории, состоящей из активностей с учетом потребностей и способностей личности;
- мотивация и четкие критерии успеха в цифровой образовательной среде;
- взаимооценивание и взаимообучение в совместной деятельности в цифровой образовательной среде;
- многомерная система оценки;
- переход к экосистеме, связанной с развитием экокомпетенций студентов, одной из которых является информационная компетенция.
Одним из путей реализации данных принципов цифровой образовательной среды в университете является внедрение в образовательный процесс в вузе альтернативных технологий обучения, одной из которых представляется технология скрайбинга, служащая инструментом развития информационной компетенции студентов вуза.
Цель исследования – выявить возможности технологии скрайбинга для достижения высокого уровня развития информационной компетенции студентов на основе понимания принципов цифровой образовательной среды, сущности скрайбинга и феномена «информационная компетенция студентов вуза», обозначив педагогический опыт создания карт визуализации в технике скрайбинга по дисциплине «Информатика».
Материал и методы исследования
Для осуществления цели исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ подходов к исследованию цифровой образовательной среды как экосистемы, технологии скрайбинга; картирование как метод представления обобщающих результатов теоретического исследования; метод изучения продуктов деятельности (карт визуализации в технике скрайбинга, представленных в Интернете); экстраполяция; моделирование карт визуализации в технике скрайбинга по дисциплине «Информатика». Используемые методы были адекватны поставленной цели, что позволило фиксировать результаты в анализе предмета исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Скрайбинг – технология создания карт визуализации; значащий текст в озвученном и визуальном ряде; видеоролики, которые позволяют озвучить широкой аудитории компактно в схемах и таблицах акцентированную информацию по дисциплине.
Скрайбинг можно охарактеризовать двумя лозунгами: «БЫСТРО – МОДНО – ТОЧНО» и «НАГЛЯДНО – ЯСНО – ЭФФЕКТИВНО».
Сегодня происходит переосмысление значимости технологии скрайбинга в образовании, и у него появилось новое определение – «социальное искусство XXI века» [2].
Данная технология поддерживает все принципы цифровой образовательной среды и позволяет:
- строить гранулированные форматы представления информации по дисциплине на основе структуризации и визуализации, медиаформата; охватывать широкую аудиторию;
- вооружать студентов инструментом для проявления активностей в работе с цифровым контентом по дисциплине и для достижения высокого уровня информационной компетенции;
- создавать карты знаний по предметным областям;
- повышать мотивацию студентов через взаимообучение субъектов образовательного процесса в совместной деятельности технологии скрайбинга;
- выбирать студенту индивидуальный образовательный маршрут для трансляции смыслообразования и субъектного опыта освоения дисциплины через скрайбинг;
- предоставить многомерную систему оценки творчески выполненных видеороликов студентов в технике скрайбинга;
- реализовать переход к экосистеме.
Для нас такой экосистемой, поддерживающей функции безопасности (как отмечает Д.С. Ермаков, функциями безопасности являются экологически безопасные приемы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность общения, безопасность устройств и безопасность информации [3]), является цифровая образовательная среда вуза, где разворачивается процесс развития информационной компетенции как экокомпетенции.
Также скрайбинг занимает важное место в системе инклюзивного образования; является одним из интерфейсов для разных активностей студентов: используются доклад в виде скрайбинга на конференции, студенческие стартапы по формированию видеороликов в технике скрайбинга для учащихся и педагогов.
В проведенных ранее исследованиях нами подчеркнуто, что цифровая образовательная среда вуза есть экосистема:
- образовательного информационного взаимодействия на субъект-субъектной основе с ориентиром на индивидуальные образовательные траектории личности студента;
- система, построенная по принципам «цифровой гигиены»;
- система вхождения студентов в мир цифровой культуры через «впитывание» универсальных и метапредметных компетенций. Одной из таких универсальных, метапредметных, ключевых компетенций является информационная компетенция [4].
Информационная компетенция студентов на сегодняшний день есть экзистенциальный навык или долговременная способность, которая применяется в течение всей жизни и в разных контекстах для личности.
С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров отмечают, что развитие информационной компетенции личности есть развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации [5].
В характеристики информационной компетенции студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование» мы включаем: овладение основами дисциплины «Информатика»; осознанное применение цифровых технологий; творческие навыки работы с цифровыми ресурсами и критическое к ним отношение; способность создавать цифровой контент; умение работать с информацией; готовность использовать цифровые инструменты для решения проблем и повышения самомотивации; формирование глубокого и безошибочного цифрового следа студента; саморазвитие информационной компетенции [6].
Технология скрайбинга и ее использование субъектами образовательного процесса предполагают достижение высокого уровня развития информационной компетенции студентов с ее характеристиками.
Рассмотрим пример использования технологии скрайбинга для подготовки студентов вуза к интернет-тестированию по дисциплине «Информатика».
В вузах обучающиеся проходят интернет-тестирование для оценки и мониторинга образовательных достижений через «Единый портал интернет-тестирования в сфере образования» [7] по базовым дисциплинам направлений подготовки бакалавров, одной из которых является «Информатика». Развитие информационной компетенции студентов тесно связано с ее когнитивной составляющей, обозначенной как овладение основами дисциплины «Информатика».
В рамках подготовки студентов к данному виду тестирования авторами разработаны карты визуализации на основе скрайбинга.
В технике скрайбинга авторами исследования разрабатываются карты визуализации по разделам дисциплины «Информатика»: информация и информационные процессы, системы счисления, представление информации в компьютере, алгебра логики, архитектура компьютера, программное обеспечение, алгоритмизация и программирование, компьютерные сети, моделирование и др.
Выделяются разделы информатики (алгебра логики, алгоритмизация и программирование, моделирование), изучение которых вызывает у студентов трудности. Это было констатировано при входном интернет-тестировании студентов первого курса направления подготовки «Педагогическое образование», проведенном в сентябре 2020 г. по дисциплине «Информатика» в Тихоокеанском государственном университете. В связи с этим была выбрана технология скрайбинга для решения следующих задач:
- повышение мотивации и творческой активности студентов, формирование интереса к предмету;
- развитие информационной компетенции студентов через контексты разделов информатики, через культуру работы с цифровым контентом, через познание современных альтернативных и цифровых технологий (ресурсы для скрайбинга).
Для создания значащего текста в озвученном и визуальном ряде был выбран сервис PowToon с интуитивным интерфейсом. В бесплатной версии на видео наносится водяной знак и есть ограничения по хронометражу ролика (3 минуты).
В PowToon авторами исследования были созданы карты визуализации в технике скрайбинга для развития информационной компетенции студентов вуза, в том числе для овладения основами дисциплины «Информатика», некоторые из них доступны по следующим ссылкам.
1. Карта визуализации в технике скрайбинга «Элементы алгебры логики. Логические операции» https://www.youtube.com/watch?v=7kwMZPVadSA [8].
2. Карта визуализации в технике скрайбинга «Алгоритмизация и программирование» https://www.youtube.com/watch?v=q84k0JDu6BM [9].
3. Карта визуализации в технике скрайбинга «Моделирование» https://www.youtube.com/watch?v=b1eqxqCxXUA [10].
Авторами статьи продолжаются исследования в направлении создания коллекции карт визуализации в технике скрайбинга всеми субъектами образовательного процесса и создания творческой атмосферы взаимообучения в рамках совместной деятельности для трансляции смыслообразования и субъектного опыта личности преподавателя и студента.
Заключение
В заключение представим карту влияния технологии скрайбинга на развитие информационной компетенции субъектов образовательного процесса в вузе (рисунок).
В результате проведенного исследования было определено, что технология скрайбинга вооружает субъектов образовательного процесса инструментом: для проявления активностей; для работы по созданию цифрового контента в структурированном и систематизированном виде; для формирования глубокого и безошибочного цифрового следа в представлении видеороликов в Сети; для саморазвития информационной компетенции.
Были разработаны карты визуализации в технике скрайбинга для развития информационной компетенции студентов вуза, в том числе для овладения основами дисциплины «Информатика», ссылки на некоторые из них представлены в работе. Описаны перспективные направления исследования в данной области.
Разработанные авторами исследования карты визуализации в технике скрайбинга могут быть использованы в процессе обучения информатике школьников и студентов, на курсах повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования для демонстрации возможностей технологии скрайбинга в саморазвитии информационной компетенции.
Карта влияния технологии скрайбинга на развитие информационной компетенции субъектов образовательного процесса в вузе
Библиографическая ссылка
Поличка А.Е., Табачук Н.П., Мельникова В.В. ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30356 (дата обращения: 13.02.2025).