Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

Поличка А.Е. 1 Табачук Н.П. 1 Мельникова В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
В статье отмечается роль быстро развивающейся цифровой образовательной среды вуза с новыми принципами и технологиями обучения. Обращено внимание на то, что приобретают популярность альтернативные технологии обучения, одной из которых является технология скрайбинга как процесс создания карт визуализации для трансляции смыслообразования и субъектного опыта личности. Выделены сущностные характеристики скрайбинга, поддерживающие принципы современной цифровой образовательной среды вуза. Подчеркивается, что технология скрайбинга и ее использование субъектами образовательного процесса предполагают достижение высокого уровня развития информационной компетенции студентов с ее характеристиками. Информационная компетенция студентов определяется как экзистенциальный навык или долговременная способность, которая применяется в течение всей жизни, в чем заключается ее универсальный и метапредметный характер. Рассмотрен пример использования технологии скрайбинга для подготовки студентов вуза к интернет-тестированию по дисциплине «Информатика» для оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся через «Единый портал интернет-тестирования в сфере образования». Выделен один из онлайн-сервисов для скрайбинга. Обозначен педагогический опыт создания карт визуализации в технике скрайбинга по дисциплине «Информатика» для развития информационной компетенции студентов. Представлена карта влияния технологии скрайбинга на развитие информационной компетенции субъектов образовательного процесса в вузе. Определены перспективные направления исследования в данной области, связанные с формированием коллекции карт визуализации в технике скрайбинга. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обучения информатике школьников и студентов, для подготовки к интернет-тестированию по информатике студентов вуза, для проведения курсов повышения квалификации педагогов с транслированием преимуществ технологии скрайбинга в целях саморазвития информационной компетенции, для реализации принципов современной цифровой образовательной среды в вузе.
цифровая образовательная среда вуза
технология скрайбинга
информационная компетенция студентов
powtoon
1. «Манифест о цифровой образовательной среде». [Электронный ресурс]. URL: http://manifesto.edutainme.ru/ (дата обращения: 15.11.2020).
2. Скрайбинг. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.molodost.bz/beginner/skraybing/ (дата обращения: 15.11.2020).
3. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник РУДН. 2008. № 1. С. 86-91.
4. Natalia Tabachuk, Anatolii Polichka, Victor Kazinets, Irina Ledovskikh, Irina Karpova. Information Competency Of Students As A Universal Meta-Subject Ecological Competency For Interacting In The Virtual Educational Environment Of Universities. Journal of Interdisciplinary Research. 2020. Vol. 10. Issue 1. Special Issue XI. P. 55-58.
5. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Успешная информатизация=трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 7-19.
6. Табачук Н.П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. 180 с.
7. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования. [Электронный ресурс]. URL: https://i-exam.ru/(дата обращения: 15.11.2020).
8. Карта визуализации в технике скрайбинга «Элементы алгебры логики. Логические операции». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7kwMZPVadSA (дата обращения: 15.11.2020).
9. Карта визуализации в технике скрайбинга «Алгоритмизация и программирование». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=q84k0JDu6BM (дата обращения: 15.11.2020).
10. Карта визуализации в технике скрайбинга «Моделирование», [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=b1eqxqCxXUA (дата обращения: 15.11.2020).

В настоящее время в вузах стремительно формируется и развивается цифровая образовательная среда, что связано с трансформационными процессами в сфере образования. Цифровая трансформация образования требует обновления образовательных ресурсов в быстро развивающейся цифровой образовательной среде, которая влияет на выбор субъектами образовательного процесса принципов и технологий обучения с ее помощью.

Так, в «Манифесте о цифровой образовательной среде» авторы выделяют следующие принципы ее построения и поддержки [1]:

- замена курсов гранулированными форматами, гибкими и доступными для широкой аудитории, расширение медиапространства;

- активность как ключевая единица обучения, результатом которой являются продукт, проект, стартап, через которую получают инструменты проявления метакомпетенций, одной из которых является информационная компетенция; разные интерфейсы для разных активностей;

- переход к картам знаний для трансляции смыслообразования и субъектного опыта личности, для построения индивидуальных образовательных маршрутов;

- выбор персональной образовательной траектории, состоящей из активностей с учетом потребностей и способностей личности;

- мотивация и четкие критерии успеха в цифровой образовательной среде;

- взаимооценивание и взаимообучение в совместной деятельности в цифровой образовательной среде;

- многомерная система оценки;

- переход к экосистеме, связанной с развитием экокомпетенций студентов, одной из которых является информационная компетенция.

Одним из путей реализации данных принципов цифровой образовательной среды в университете является внедрение в образовательный процесс в вузе альтернативных технологий обучения, одной из которых представляется технология скрайбинга, служащая инструментом развития информационной компетенции студентов вуза.

Цель исследования – выявить возможности технологии скрайбинга для достижения высокого уровня развития информационной компетенции студентов на основе понимания принципов цифровой образовательной среды, сущности скрайбинга и феномена «информационная компетенция студентов вуза», обозначив педагогический опыт создания карт визуализации в технике скрайбинга по дисциплине «Информатика».

Материал и методы исследования

Для осуществления цели исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ подходов к исследованию цифровой образовательной среды как экосистемы, технологии скрайбинга; картирование как метод представления обобщающих результатов теоретического исследования; метод изучения продуктов деятельности (карт визуализации в технике скрайбинга, представленных в Интернете); экстраполяция; моделирование карт визуализации в технике скрайбинга по дисциплине «Информатика». Используемые методы были адекватны поставленной цели, что позволило фиксировать результаты в анализе предмета исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Скрайбинг – технология создания карт визуализации; значащий текст в озвученном и визуальном ряде; видеоролики, которые позволяют озвучить широкой аудитории компактно в схемах и таблицах акцентированную информацию по дисциплине.

Скрайбинг можно охарактеризовать двумя лозунгами: «БЫСТРО – МОДНО – ТОЧНО» и «НАГЛЯДНО – ЯСНО – ЭФФЕКТИВНО».

Сегодня происходит переосмысление значимости технологии скрайбинга в образовании, и у него появилось новое определение – «социальное искусство XXI века» [2].

Данная технология поддерживает все принципы цифровой образовательной среды и позволяет:

- строить гранулированные форматы представления информации по дисциплине на основе структуризации и визуализации, медиаформата; охватывать широкую аудиторию;

- вооружать студентов инструментом для проявления активностей в работе с цифровым контентом по дисциплине и для достижения высокого уровня информационной компетенции;

- создавать карты знаний по предметным областям;

- повышать мотивацию студентов через взаимообучение субъектов образовательного процесса в совместной деятельности технологии скрайбинга;

- выбирать студенту индивидуальный образовательный маршрут для трансляции смыслообразования и субъектного опыта освоения дисциплины через скрайбинг;

- предоставить многомерную систему оценки творчески выполненных видеороликов студентов в технике скрайбинга;

- реализовать переход к экосистеме.

Для нас такой экосистемой, поддерживающей функции безопасности (как отмечает Д.С. Ермаков, функциями безопасности являются экологически безопасные приемы и способы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность общения, безопасность устройств и безопасность информации [3]), является цифровая образовательная среда вуза, где разворачивается процесс развития информационной компетенции как экокомпетенции.

Также скрайбинг занимает важное место в системе инклюзивного образования; является одним из интерфейсов для разных активностей студентов: используются доклад в виде скрайбинга на конференции, студенческие стартапы по формированию видеороликов в технике скрайбинга для учащихся и педагогов.

В проведенных ранее исследованиях нами подчеркнуто, что цифровая образовательная среда вуза есть экосистема:

- образовательного информационного взаимодействия на субъект-субъектной основе с ориентиром на индивидуальные образовательные траектории личности студента;

- система, построенная по принципам «цифровой гигиены»;

- система вхождения студентов в мир цифровой культуры через «впитывание» универсальных и метапредметных компетенций. Одной из таких универсальных, метапредметных, ключевых компетенций является информационная компетенция [4].

Информационная компетенция студентов на сегодняшний день есть экзистенциальный навык или долговременная способность, которая применяется в течение всей жизни и в разных контекстах для личности.

С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров отмечают, что развитие информационной компетенции личности есть развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации [5].

В характеристики информационной компетенции студентов вуза направления подготовки «Педагогическое образование» мы включаем: овладение основами дисциплины «Информатика»; осознанное применение цифровых технологий; творческие навыки работы с цифровыми ресурсами и критическое к ним отношение; способность создавать цифровой контент; умение работать с информацией; готовность использовать цифровые инструменты для решения проблем и повышения самомотивации; формирование глубокого и безошибочного цифрового следа студента; саморазвитие информационной компетенции [6].

Технология скрайбинга и ее использование субъектами образовательного процесса предполагают достижение высокого уровня развития информационной компетенции студентов с ее характеристиками.

Рассмотрим пример использования технологии скрайбинга для подготовки студентов вуза к интернет-тестированию по дисциплине «Информатика».

В вузах обучающиеся проходят интернет-тестирование для оценки и мониторинга образовательных достижений через «Единый портал интернет-тестирования в сфере образования» [7] по базовым дисциплинам направлений подготовки бакалавров, одной из которых является «Информатика». Развитие информационной компетенции студентов тесно связано с ее когнитивной составляющей, обозначенной как овладение основами дисциплины «Информатика».

В рамках подготовки студентов к данному виду тестирования авторами разработаны карты визуализации на основе скрайбинга.

В технике скрайбинга авторами исследования разрабатываются карты визуализации по разделам дисциплины «Информатика»: информация и информационные процессы, системы счисления, представление информации в компьютере, алгебра логики, архитектура компьютера, программное обеспечение, алгоритмизация и программирование, компьютерные сети, моделирование и др.

Выделяются разделы информатики (алгебра логики, алгоритмизация и программирование, моделирование), изучение которых вызывает у студентов трудности. Это было констатировано при входном интернет-тестировании студентов первого курса направления подготовки «Педагогическое образование», проведенном в сентябре 2020 г. по дисциплине «Информатика» в Тихоокеанском государственном университете. В связи с этим была выбрана технология скрайбинга для решения следующих задач:

- повышение мотивации и творческой активности студентов, формирование интереса к предмету;

- развитие информационной компетенции студентов через контексты разделов информатики, через культуру работы с цифровым контентом, через познание современных альтернативных и цифровых технологий (ресурсы для скрайбинга).

Для создания значащего текста в озвученном и визуальном ряде был выбран сервис PowToon с интуитивным интерфейсом. В бесплатной версии на видео наносится водяной знак и есть ограничения по хронометражу ролика (3 минуты).

В PowToon авторами исследования были созданы карты визуализации в технике скрайбинга для развития информационной компетенции студентов вуза, в том числе для овладения основами дисциплины «Информатика», некоторые из них доступны по следующим ссылкам.

1. Карта визуализации в технике скрайбинга «Элементы алгебры логики. Логические операции» https://www.youtube.com/watch?v=7kwMZPVadSA [8].

2. Карта визуализации в технике скрайбинга «Алгоритмизация и программирование» https://www.youtube.com/watch?v=q84k0JDu6BM [9].

3. Карта визуализации в технике скрайбинга «Моделирование» https://www.youtube.com/watch?v=b1eqxqCxXUA [10].

Авторами статьи продолжаются исследования в направлении создания коллекции карт визуализации в технике скрайбинга всеми субъектами образовательного процесса и создания творческой атмосферы взаимообучения в рамках совместной деятельности для трансляции смыслообразования и субъектного опыта личности преподавателя и студента.

Заключение

В заключение представим карту влияния технологии скрайбинга на развитие информационной компетенции субъектов образовательного процесса в вузе (рисунок).

В результате проведенного исследования было определено, что технология скрайбинга вооружает субъектов образовательного процесса инструментом: для проявления активностей; для работы по созданию цифрового контента в структурированном и систематизированном виде; для формирования глубокого и безошибочного цифрового следа в представлении видеороликов в Сети; для саморазвития информационной компетенции.

Были разработаны карты визуализации в технике скрайбинга для развития информационной компетенции студентов вуза, в том числе для овладения основами дисциплины «Информатика», ссылки на некоторые из них представлены в работе. Описаны перспективные направления исследования в данной области.

Разработанные авторами исследования карты визуализации в технике скрайбинга могут быть использованы в процессе обучения информатике школьников и студентов, на курсах повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования для демонстрации возможностей технологии скрайбинга в саморазвитии информационной компетенции.

Карта влияния технологии скрайбинга на развитие информационной компетенции субъектов образовательного процесса в вузе


Библиографическая ссылка

Поличка А.Е., Табачук Н.П., Мельникова В.В. ТЕХНОЛОГИЯ СКРАЙБИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА: НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30356 (дата обращения: 26.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074