Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ «ТИПОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

Дашкевич Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Социальные и экономические изменения становятся предпосылками к переменам в образовательном процессе. Новый ускоренный ритм жизни отражается в том числе на возможностях получения, восприятия и запоминания информации. Предпочтение студентами практических занятий лекционным связано со сложностью концентрации внимания современного человека в течение длительного времени. Классическая форма проведения лекций нуждается в дополнительных инструментах, которые помогут более качественно усваивать материал. Особенно остро встал вопрос о модернизации классических форм преподавания в условиях пандемии. Таким образом, в современном образовательном процессе появились такие требования, как обеспечение возможности дистанционного обучения, интерактивности процесса работы со студентами, возможности смены деятельности в течение занятия и применение новых технологий оценивания знаний. В статье представлены анализ учебной программы дисциплины «Типология в современной архитектуре», формы преподавания лекционного курса для направления подготовки «Архитектура» и рассмотрены возможности модернизации учебной программы и методики преподавания дисциплины с учетом современных требований как очного, так и дистанционного обучения. В результате исследования были выбраны образовательные технологии, которые могут использоваться в освоении дисциплины при групповой и индивидуальной работе студентов.
лекционный курс
архитектурная типология
интерактивные формы обучения
дистанционное образование
инклюзивность
1. Гайкова Л.В. Архитектурная типология: учеб.-метод. пособие. Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2011. 21 с.
2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М., 2016. 368 с.
3. Змеул С.Г., Маханько Б.А. Архитектурная типология зданий и сооружений: учебник для вузов. М.: Архитектура - С, 2004. 240 с.
4. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения // Вестник Минского университета. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-v-podgotovke-bakalavra-professionalnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 15.11.2020).
5. Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
6. Mindomo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mindomo.com (дата обращения: 19.11.2020).
7. Padlet. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.padlet.com (дата обращения: 19.11.2020).
8. Google Arts & Culture. [Электронный ресурс]. URL: https://artsandculture.google.com (дата обращения: 19.11.2020).

Педагогическая работа по подготовке кадров творческих специальностей содержит в себе сочетание теоретического материала и практических навыков. Часто теоретические предметы, которые, как правило, представлены лекционными курсами и составляют базовые знания по специальности, воспринимаются учащимися как второстепенные, что сказывается на посещаемости и качестве усвоения материала. Даже присутствуя на занятиях, современные студенты с трудом концентрируют внимание на лекционном материале в течение двух академических часов. Использование гаджетов и сформированное ими клиповое мышление усложняют процесс концентрации внимания. Еще одна сложность, связанная с техническим прогрессом и наличием электронных устройств, – это невозможность объективно проверить знания и отследить чистоту проведения зачета. Таким образом, с учетом особенностей процесса мышления современного человека технологии работы со студентами нуждаются в модернизации.

В условиях пандемии 2020 г. и в связи переходом на дистанционное обучение появились новые сложности в преподавании дисциплин, не только лекционных, но и практических. Социальные и экономические изменения становятся предпосылками к переменам в образовательном процессе. Появляются такие требования, как обеспечение возможности инклюзивного и дистанционного образования, интерактивности процесса обучения, возможности смены деятельности в течение занятия и применение новых технологий оценивания знаний студентов. В связи с этим предлагаются анализ учебного процесса и предложения по его актуализации на примере дисциплины «Типология в современной архитектуре».

Цели исследования:

1) развить интерес к лекционным занятиям и теоретическим предметам;

2) повысить значимость дисциплины.

Материал и методы исследования

Материалом исследования был выбран лекционный курс «Типология в современной архитектуре». Методом исследования послужили анализ педагогической работы со студентами направления подготовки «Архитектура» с 2017 по 2020 гг. и анализ современных образовательных методик с возможностью их применения в преподавании лекционного курса для студентов, обучающихся творческим дисциплинам, в том числе в современных условиях дистанционного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Предметом исследования была выбрана дисциплина «Типология в современной архитектуре» для направления подготовки «Архитектура» квалификации бакалавр, очной формы обучения, разработанная на кафедре Архитектурного проектирования Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Дисциплина входит в программу обучения архитекторов с 1982 г. Основной вклад в разработку лекционного курса и научно-методические материалы внесла кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов РФ Л.В. Гайкова [1]. В основу теоретической части курса легли учебные пособия А.Л. Гельфонд и С.Г. Змеула [2, 3].

В соответствии с новым образовательным стандартом последняя корректировка программы осуществлена в 2017 г. В ходе доработок программы в зависимости от года поступления в объем дисциплины вносились коррективы. Так, например, в 2017 году поступления были добавлены практические занятия, а в 2018 году поступления практические занятия были исключены. Формы проведения самостоятельной работы менялись в зависимости от нагрузки. На данный момент формат проведения занятий включает: сопровождение доклада лектора слайдами, использование видеоматериалов по изучаемым объектам, анкеты обратной связи с последующим обсуждением результатов. На практических занятиях проводилась работа в малых группах, в том числе в игровой форме.

Архитектурная типология систематизирует основные принципы формирования типов зданий с учетом их характеристик и особенностей, определяет перечень зданий и их классификацию, устанавливает параметры норм проектирования, состава, размера и функциональной связи помещений [3]. Таким образом, архитектурная типология лежит в основе построения всей строительной нормативной документации (СНИПов). Важно отметить междисциплинарные связи: архитектурная типология изучает влияние на архитектуру зданий и сооружений таких дисциплин, как «Климатология», «Архитектурная светотехника», «Акустика», «Санитарная гигиена», «Безопасность (эвакуация)». Типология находит свое практическое применение в дисциплине «Архитектурное проектирование», которая является основной дисциплиной в профессиональной подготовке архитекторов на протяжении пяти лет обучения (рисунок 1).

Рис. 1. Соотнесение тем лекционного курса с темами курсового и дипломного проектирования направления подготовки «Архитектура» квалификации бакалавр

Несмотря на очевидную актуальность дисциплины, существуют определенные проблемы, препятствующие ее полноценной реализации.

• Время, отведенное на самостоятельное изучение теоретического курса, не всегда используется рационально. Преподавателю сложно оценить качество самостоятельной работы студентов вне аудитории. Кроме того, предлагаемые формы работы по самоподготовке не всегда мотивируют обучающихся.

• Низкая посещаемость лекционных занятий. Лекционные занятия не пользуются популярностью у студентов, что сказывается на посещаемости и качестве освоения курса. По результатам опроса, проведенного в 2018–2019 гг. среди 86 студентов 3-го курса специальности «Архитектура», предпочтение отдается практическим занятиям, а лекционные занятия считаются непродуктивными.

• Отсутствие элементов электронного обучения. Опыт весеннего семестра 2020 г. показал, что формат лекционных занятий не в полной мере соответствует новым условиям дистанционного образования. Для дисциплины нами были разработаны лекции и тестовые задания на платформе E-курсы, что помогло оперативно включить дисциплину в дистанционное обучение. Некоторые элементы электронного обучения оказались эффективными и могли бы быть включены в рабочую программу как одна из дополнительных форм работы при освоении курса.

На основе анализа была определена основная задача исследования: актуализировать программу в связи с новыми нормативными и социальными требованиями. В актуализацию входит повышение интерактивности, мультимедийности (применение ЭО и ДОТ) и инклюзивности.

Интерактивность. Обучение бакалавров с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличие от привычной логики образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение [4]. Предлагаемые инструменты для интерактивной работы студентов на занятии: кейс-метод, игры, образовательные проекты. Сферы применения: введение в тему, экспресс-упражнения на смену деятельности, альтернатива устному зачету, повторение и закрепление материала.

Технология кейс-метода предлагается на основании разработок Ю.П. Сурмина [5] с добавлением специфики изучаемой дисциплины. Работа со студентами начинается с выделения основной проблемы, которая соотносится с соответствующей занятию темой: изучаемый тип здания (например, театры, музеи, школы, предприятия торговли и т.д.). Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов и получают техническое задание. На работу отводится 7–10 мин. В каждой малой группе идет выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге или доске. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы. Преподаватель организует, направляет и завершает общую дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работу всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод вызывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим материалом [5].

Далее представлен авторский (Е.В. Дашкевич) кейс «Функциональные потоки» как пример применения кейс-метода в образовательном процессе.

Цель кейса: изучить функциональные особенности выбранного типа зданий. Задача: выявление потребностей функциональных потоков людей, пребывающих в выбранном/проектируемом типе зданий.

Осваиваемые компетенции: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества (ОК-13); готовность уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям, терпимо воспринимать социальные и культурные различия (ОК-14); способность взаимно согласовывать различные факторы, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели (ПК-3).

Ожидаемые эффекты от работы: понимание социальных факторов, понимание функциональной структуры изучаемого типа здания, выявление исторических предпосылок к появлению того или иного типа здания. Итоговой оценкой может быть дополнительный балл к зачету или экзамену.

Описание кейса «Функциональные потоки»: каждой группе участников предлагается социальная или профессиональная категория посетителей и персонала рассматриваемого типа здания (школьники, врачи, пенсионеры, актеры театра, продавцы торгового центра, гости города и т.д.). Задача группы – определить потребности выбранной категории людей. На основании потребностей создать набор помещений.

Методы работы: мозговой штурм, ментальная карта. Оценивание (критерии): активность, оригинальность мышления, способность к логическому мышлению, аналитические способности, качество предложенного решения, качество презентации.

Другой пример интерактивной работы со студентами (вид технологии – игровая деятельность) – итоговое занятие в игровой форме «Квиз».

Цель игры – закрепление пройденного материала. Задача студентов – повторить основные понятия, структурировать полученные знания.

Ожидаемые эффекты по результатам проведения игры: понимание актуальности получаемых знаний и решаемых задач; обоснование выбора и принятие решения из ряда возможных вариантов; практическое использование и адаптация полученных студентом знаний к новым для него условиям и ситуациям; иллюстрация невозможности выполнения задания старыми способами; решение задач с недостаточными данными, с неопределенностью в постановке задачи, с противоречивыми данными; необходимость формулировать и аргументировать собственное мнение; умение преодолевать столкновения различных мнений.

Студенты делятся на команды. Каждой команде выдается бланк для ответов. Преподаватель задает вопросы и определяет лимит времени на обсуждение и ответы. В работе могут использоваться как визуальные задания (картинки), так и задания, воспринимаемые на слух (зачитываемые преподавателем). Критерием оценивания является количество правильных ответов команд.

Мультимедийность. Использование технологий ЭО и ДОТ позволяет внедрить мультимедийный контент как дополнительный инструмент по освоению дисциплины. Предлагаемые механизмы реализации: веб-cтена Padlet, ментальные карты Mindomo, электронные курсы, ресурс Google Arts & Culture. Сферами применения могут стать самоподготовка, самопроверка, самостоятельное изучение темы в случае пропуска. При необходимости перевода работы со студентами в дистанционный формат обучения кейсы, проекты и игры могут быть реализованы в перечисленных ресурсах.

Целью работы с ментальными картами Mindomo [6] может быть повторение функциональных схем с основными группами помещений и их последовательными технологическими связями (рисунок 2). Ментальная карта может использоваться в лекционном курсе «Типология в современной архитектуре» как задание для самоподготовки по итогам прохождения темы. В случае организации занятий в электронной среде ментальная карта может применяться в кейсе «Функциональные потоки».

Рис. 2. Пример ментальной карты по теме «Театр»

Преимущества ресурса: наглядность, способность структурирования информации в виде схемы, возможности коллективной работы над картой группы студентов и сворачивания части карты, что допускает демонстрирование последовательного «перемещения» от одного помещения к другому.

Одним из сервисов, предоставляющих возможности для совместной работы, является веб-cтена Padlet [7], на которую можно прикреплять фото, файлы, ссылки на страницы Интернета, заметки. Это могут быть приватный проект стены, модерируемая стена с несколькими участниками, которые будут заполнять виртуальную стену информацией, или доступная для чтения и редактирования любым пользователем площадка для обмена информацией.
В работе со студентами творческих специальностей веб-cтена Padlet может использоваться для обмена фотоматериалами об изучаемых архитектурных объектах.

Преимущества ресурса для студентов: ресурс бесплатный, возможность коллективной работы, наглядность, неограниченное количество создаваемых страниц, поддержание кириллицы.

Дисциплина «Типология в современной архитектуре» предполагает большой обзор примеров зарубежной и отечественной практики строительства. В качестве дополнительного инструмента освоения модуля дисциплины «Культурно-просветительские здания и сооружения» может быть использован ресурс Google Arts & Culture [8].

Цель использования ресурса: получить представление об известных культурно-просветительских зданиях. Интернет-платформа предоставляет доступ к изображениям произведений искусства с высоким разрешением. В 2011 г. Google Arts & Culture сотрудничал только с 17 музеями. В 2012 г. к проекту присоединились 184 музея, галереи и дворцы из разных стран мира. На сайте публикуются панорамные съемки из залов музеев. Преимущество ресурса: игровая форма, нарядность, доступность, ресурс бесплатный.

Инклюзивность. Повышение инклюзивности заключается в расширении инструментальных возможностей освоения материалов дисциплины студентами с особенностями восприятия информации и нуждающимися в специальных условиях. Так как лекционное занятие включает несколько форм подачи информации, предлагается несколько ресурсов и инструментов, которые могут заменить либо дополнить ту или иную форму (рисунок 3).

Рис. 3. Инструменты повышения инклюзивности

Заключение

В результате социальных и экономических изменений процесс обучения необходимо актуализировать для того, чтобы в полной мере реализовывать задачи дисциплины по формированию компетенций. Такими инструментами актуализации могут служить различные виды интерактивных форм обучения и современные электронные ресурсы.

Введение интерактивных форм обучения на занятии и электронных ресурсов вне аудитории может решить проблему оценивания работы студентов. Для оценки по дисциплине можно использовать комплексный подход: оценивать работу во время кейсов, работу в электронной среде, работу над проектами.

Несмотря на преимущества современных технологий, следует отметить, что лекционные занятия являются классической формой преподавания в высшей школе и должны быть сохранены как культурный пласт. Лекции преподавателя не должны исключаться или полностью заменяться другими форматами работы с учащимися, но могут дополняться современными формами обучения в рамках внеаудиторной работы, самостоятельной работы или дополнительными элементами, включенными в лекционные занятия, что будет способствовать повышению интереса студентов к работе в аудитории.


Библиографическая ссылка

Дашкевич Е.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ «ТИПОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30355 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674