В наши дни в связи со сложившимися реалиями школьное дистанционное обучение стало необходимым и социально востребованным. В то же время трудности, вызванные вынужденным стремительным переходом школ на удаленный режим, коснулись и педагогов, и школьников, и родителей. Младшим школьникам сложно приспособиться к дистанционному учению, так как они еще не достигли достаточного уровня субъективного контроля. Учебная деятельность в этом возрасте нуждается в постоянной координации и поддержке со стороны взрослых.
Считаем методологически верным говорить о дистанционном обучении как о форме осуществления образовательного процесса, которая реализуется посредством интерактивной коммуникации педагога и обучающихся в конкретной дидактической системе на основе информационно-педагогических технологий независимо от пространственно-временных ограничений для средств обучения [1, с. 441].
В социальном контексте дистанционное обучение имеет ряд достоинств: организация учебно-воспитательной деятельности во время эпидемий, стихийных бедствий и катаклизмов (когда посещение школы становится невозможным или опасным); оперативное реагирование на изменение потребностей общества; равные социальные возможности получения свободного доступа к качественному образованию (не связанные с материальным положением, состоянием здоровья и местом проживания). В педагогическом контексте значимость дистанционных технологий обусловливают такие положительные моменты, как: создание альтернативной образовательной среды для развития эрудиции и стремления учиться самостоятельно; конструктивная обратная связь между учителем и учеником; синхронное построение группового обучения на базе онлайн-сервисов; индивидуальный темп подачи учебной информации исходя из возможностей каждого ученика [2, с. 56].
Целями данного исследования были конструирование, апробация и проверка эффективности использования игровых методов в дистанционном обучении младших школьников.
Существует достаточное количество методик по развитию способности школьников креативно и критически мыслить, слышать и слушать, правильно выстраивать диалог. Но остаются открытыми вопросы, связанные с практической реализацией этих методик при дистанционной форме обучения. Для младших школьников приоритет перед другими обучающими приемами имеют игровые методы. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является учебная, которая непосредственно соединена с игрой. Будем придерживаться определения, что игровые методы обучения – это педагогические технологии с элементами игры, в которых целенаправленно моделируются ситуации в части получения новых компетенций, опыта совместной деятельности и управления своим поведением [3, с. 4]. Педагогические игры в условиях дистанционных уроков предназначены для проектирования психологически комфортного творческого пространства, в котором у младших школьников возникает желание самостоятельно мыслить и ответственно учиться. Интеграция игровых методов и учебно-воспитательного процесса делает дистанционные уроки в начальной школе эффективными и методически оснащенными. Важно учитывать, что «новая парадигма определяет новый тип научных задач и новые методы решения» [4, с. 45].
Короткие импровизированные игры настраивают детей на урок и консолидируют младших школьников, добавляя моменты динамизма и неожиданности. Дидактическая цель онлайн-урока формулируется в виде игрового задания, а его этапы основаны на следовании правилам игры. В ход онлайн-урока вносятся состязательные мотивы, что переводит учебную задачу в игровую плоскость. Дидактические материалы служат средствами игровой деятельности. Обязательным компонентом онлайн-урока является обсуждение результатов учебного задания, обусловленных итогами проведенной игры. В настоящее время в игровой педагогике накоплен большой арсенал методов различного характера.
В наглядных игровых методах сила впечатления в процессе усвоения учебного материала зависит от элементов визуализации (игровых пособий, тематических онлайн-тренажеров, видеоресурсов). Например, цель интеллектуальной презентационной игры состоит в том, чтобы организовать занятия дистанционно в удобной для понимания форме. В данном игровом методе мотивационная задача указывает на то, что обращение в процессе дистанционного урока к элементам занимательности не только заинтересует детей, но и удержит их внимание. Между тем ставится учебная задача – активизировать потребность учащихся 1–4-х классов в получении знаний посредством адаптации учебной информации для запоминания самого важного. Слайды содержат учебные вопросы в виде загадок (кроссвордов, пословиц). Вопросы, акцентированные на основных понятиях содержания урока, замаскированные красочным и музыкальным сопровождением, вызывают стойкий познавательный интерес у обучающихся. Приключенческий игровой сюжет строится на фоне иллюстраций о путешествиях главного героя. Ребенок помогает герою преодолевать различные препятствия и достигать цели, ответив на конкретные вопросы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Педагог выводит презентацию в режиме онлайн с экрана своего компьютера или направляет детям для самостоятельной работы в отложенном режиме. Однажды созданная презентационная игра может пригодиться в качестве наглядно-дидактического средства для нескольких поколений младших школьников. Поддержка визуального воображения доступно оптимизирует интерпретацию изучаемого материала.
Целью использования наглядных инновационных технологий в дистанционном формате обучения является эффективная организация взаимодействия педагога и младших школьников благодаря сочетанию учебно-познавательной деятельности и визуальных игровых инноваций. Мотивационная задача заключается в стремлении заинтересовать учащихся новым взглядом на изучаемый материал и его необычным изложением. Учебная задача состоит в проведении увлекательных, ярких онлайн-уроков для повышения продуктивности изучения, обобщения и повторения учебного материала.
В этих условиях отличным вариантом станет скрайбинг-технология – техника оформления графической презентации, изобретенная британским художником Э. Парком [5, с. 51]. Смысл скрайбинга заключается в том, что раскрытие определенной темы сопровождается зарисовками в режиме реального времени. Язык рисунка универсален, потому что людям свойственна потребность в образности. Из сменяющихся на экране эскизов мы монтировали скрайб-ролики. Длительность сюжета рассчитывалась в районе 7 мин (плюс или минус 2 мин). В рамках скрайбинга мы предлагали детям нарисовать рисунки или выбрать картинки, которые у них ассоциируются с уроком. Упрощенные изображения с параллельно идущими короткими комментариями помогают тезисно и интересно пояснить содержание сложной темы, не загружая детей большим объемом информации.
В рамках дистанционного обучения мы создавали с детьми буктрейлер – короткий анимационный клип, который в произвольном порядке визуализирует яркие моменты книги. Техника буктрейлера появилась в 1986 г. благодаря американскому писателю Д. Фаррису. Быстрая смена иллюстраций в мини-фильмах по принципу калейдоскопа заинтриговывает зрителя. Цель использования буктрейлера – создание читательской интерпретации литературного произведения через его визуализацию. Перед нами стояла мотивационная задача – посредством видеоминиатюр мотивировать детей на чтение книг. Учебная задача – через упрощенную форму подачи информации формировать смысловое чтение. Например, третьеклассники, обучающиеся по программе предметной линии учебников «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, при изучении темы «Зарубежная литература» выполняли домашнее задание: «Сделать иллюстрации к сказке Г.Х. Андерсена “Гадкий утенок”», чтобы они могли подробно передать содержание». Школьники сделали рисунки для буктрейлера. Видеоролик с помощью простого онлайн-видеоредактора монтировал учитель. Данный прием мотивировал детей читать произведение и создавать в дальнейшем короткий анимационный материал.
Также мы включали в учебный процесс технологии компьютерного коллажирования. Термин «коллаж» ввел немецкий методист Б.Д. Мюллер. Наглядная информация сохраняется как в виде целостной картины, так и в вербальной форме, с привлечением к работе обоих полушарий головного мозга. Например, четвероклассникам, обучающимся по программе предметной линии учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой, для контроля усвоения темы «Страна, открывшая путь в космос» было предложено составить коллаж. Коллаж выполнялся в рамках домашнего задания: «Найти в Интернете информацию о полете первого человека в космос». Вместе с родителями дети делали электронные коллажи с помощью простых онлайн-сервисов коллажирования, а также в текстовых редакторах Word и в Microsoft PowerPoint (рис. 1). Некоторые родители распечатывали картинки, и дети делали бумажные коллажи, которые потом фотографировали. Применение приема коллажирования позволяло обеспечить обучающихся дополнительной информацией и контролировать усвоение изученной темы. Эстетика представления обеспечивает визуальную опору абстрактно-логического мышления.
Рис. 1. Пример электронного авторского коллажа по предмету «Окружающий мир»
При использовании практических игровых методов обучения младшие школьники овладевают универсальными учебными действиями. Например, цель деловой игры «Веб-портфолио» фокусируется на совместной работе младших школьников и их родителей по составлению электронного портфолио. Мотивационная задача заключается в показе детям значения самопрезентации для создания благоприятного впечатления у окружающих. Учебная задача ориентирует на осознание всеми обучающимися в начальной школе необходимости вести портфолио для оценки прогресса в личностном росте [6, с. 11]. Для каждого младшего школьника создается веб-страница, отражающая его личные успехи в учебе и творчестве. С помощью взрослых он регулярно наполняет собственное электронное портфолио контентом (прикрепляет грамоты, дипломы, похвальные листы, сертификаты, благодарственные письма, творческие и проектные работы, фотографии школьных друзей). Содержание учащийся выбирает по своему усмотрению. Школьники должны быть уверены в том, что они являются паритетными, равноценными участниками деловой игры и их мнение учитывается в определении названий разделов. Игровая форма занятия повышает самооценку и самодисциплину, интегрирует умения анализировать и систематизировать, сравнивать и обобщать. Бодрая рабочая атмосфера активизирует когнитивные функции автора веб-портфолио.
Словесные игровые методы обучения гибко сочетаются с наглядными и практическими методами, значительно увеличивая их продуктивность. В них источником знаний выступают доступные для понимания младшими школьниками вербальные и ролевые игры, аудиоматериалы, развлекательные тесты, познавательные комиксы, игровые тексты и импровизации. Например, цель интерактивной игры «Словарные облака» достигается вследствие рационализации образовательного процесса посредством современных игровых онлайн-технологий в рамках тренировки зрительной памяти и преодоления ошибок при чтении и письме. Мотивационная задача заключается в стимулировании интереса к школьным заданиям и интенсификации работы класса в условиях дистанционного обучения. Учебная задача – совершенствовать учебную деятельность за счет использования дидактического инструмента для достижения необходимого уровня владения навыками анализа текста. Технология «Облако слов» визуально представляет список ключевых слов и словосочетаний, набранных шрифтом разных размеров с широкой цветовой палитрой. «Облако слов» генерируется онлайн-сервисом на основе частоты употребления слов в конкретном тексте. В зависимости от предметной направленности мы выбирали фон и форму словарного облака (геометрические фигуры, животные, деревья, цветы). Такое представление благоприятствует зрительному восприятию терминов и распределению слов по уровню важности. Эффективным приемом служит игра со словарным запасом слов. На онлайн-уроке учитель читает текст, в котором пропущены словарные слова, делая паузу в том месте, где «потерялось» слово. Детям предлагается найти это слово в словарном облаке и написать в учебном чате. Также они могут самостоятельно выбрать слова по теме урока из «Облака слов» и составить с ними предложения. Игра «Словарные облака» считается одним из универсальных средств обучения младших школьников [7, с. 53].
Безусловно, непроизвольное внимание детей привлекают голосовая модуляция речи с изменением громкости, эмоционального ритма, интонации, контрастности, высоты, тембра, динамики и речи учителя, употребление доступного для детей младшего школьного возраста юмора. Рассматривая словесные игровые методы, стоит сказать о проведении чат-викторин, где дети решают буквенные ребусы и анаграммы, расшифровывают закодированные слова, думают над занимательными и шуточными вопросами, отрабатывают вычислительные навыки в математическом лото. Дети голосуют в чате за правильный ответ и сами отвечают на вопросы. В конце чат-игры участникам чата вручается виртуальный приз.
В условиях, когда учитель и ученики территориально разделены, а организация учебного процесса основана преимущественно на информационных ресурсах, привычная методика преподавания нуждается в корректировании адекватно требованиям времени. Отмечается современная тенденция интеграции в образовательный процесс инновационных игровых технологий, в которых варьируются элементы наглядных, практических и словесных методов обучения. Так, целями применения в дистанционном режиме квест-технологий служат тренировка умственных способностей учащихся, воспитание ответственности и любознательности. Веб-квест в педагогике является интерактивной деятельностью проблемно-исследовательского характера, моделирующей ситуацию ролевой сюжетной игры при основе на образовательных онлайн-платформах и других электронных ресурсах. Мотивационная задача веб-квеста определяется в появлении у детей чувства увлеченности ходом квест-игры. Учебная задача – формирование мировоззрения и повышение осведомленности младших школьников при решении учебно-познавательных задач по продвижению игрового сюжета. Интеллектуальные задания квест-урока связаны с решением логических головоломок, анализом картинок и видеоматериалов, поиском информации в Интернете, включая переход по указанным ссылкам. Младшие школьники участвуют в дистанционном квесте при поддержке семьи. Учитель разрабатывает сценарий и паспорт веб-квеста с инструкциями для родителей, консультирует, организует и координирует творческую, аналитическую и поисковую деятельность учащихся. Для того чтобы ребята были готовы к выполнению заданий, в учебном чате анонсируется объявление о приглашении на веб-квест. Удобно разделить класс на две команды, создав отдельные чаты для каждой, чтобы обсуждать задания. Детям дается право выбора капитанов и своей роли в игре. Для каждой роли учитель прописывает в технологической карте план и порядок прохождения веб-квеста. К каждому заданию делается оригинальное оформление и даются несколько подсказок. Веб-квест выявляет личностные качества, оказавшиеся невостребованными в учебном процессе [8, с. 358].
В период дистанционного обучения возможности педагога по достижению творческого уровня общения с учащимися расширяются за счет реализации нестандартных идей. «Модернизация процесса обучения основывается на разработке особых подходов к образованию и соответствующих методов, направленных на овладение … стратегией как важнейшей составляющей профессионализации, преобразование творческого потенциала в успех, благополучие, процветание» [4, с. 71]. Применение в удаленном режиме обучения игровых арт-технологий, в том числе организация виртуальных театральных игр с формированием сценического образа, способствует гармоничному воспитанию младших школьников. Им нравится под руководством наставника оформлять поздравительные открытки с анимированными персонажами и звуковыми эффектами.
Следует отметить, что недостаточное использование игровых моментов в образовательном процессе снижает стремление к учебе, однако чрезмерная игрофикация затрудняет переход детей к неигровой среде. Продолжительность дистанционного урока не должна превышать 30 мин, при этом непрерывная работа за компьютером ограничивается 15 мин [9, с. 18]. Нужно помнить, что дети быстро утомляются, а на выполнение дистанционных упражнений требуется больше времени. Стоит упростить содержание работы для слабо успевающих учеников, что даст им возможность играть на равных с другими, не теряя интереса и не испытывая чувства обиды. Во время динамических пауз целесообразно применить упражнения с яркими кинезиологическими шариками, которые помогут детям снять напряжение и одновременно усилить самоконтроль. Оценить эффективность пройденного материала в условиях дистанционного обучения поможет символическая рефлексия. Например, дети выбирают картинку в форме облачка определенного цвета в соответствии с впечатлением от урока (красный – «было легко»; оранжевый – «очень понравилось»; желтый – «было интересно»; зеленый – «у меня все получилось»; голубой – «я смог», синий – «мне было сложно»; фиолетовый – «я устал»).
Общая результативность игрового обучения в дистанционном формате связана с пониманием его социокультурного назначения в плане обеспечения условий для саморазвития и самореализации личности, обобщения приобретенных нравственных ценностей. Коммуникативная функция игровых методов проявляется в чувстве причастности к чему-то общему при выработке решения игровой задачи онлайн-группой. Находясь на расстоянии от коллектива, школьники переосмысливают мнение о себе и своих товарищах, приобретают навыки компромисса, взаимопомощи, взаимопонимания и толерантного отношения друг к другу [10, с. 2].
Учитель начальных классов, используя дистанционный формат обучения, опирается в своей работе в большей степени на родителей обучающихся. При этом он сталкивается с разной эффективностью деятельности, психолого-педагогической осведомленностью, характерами, ответственностью родителей [11, с. 93]. На основе оценки семейной системы в целом, ее гибкости, устойчивости, характера внутрисемейных связей учитель может включить родителей в игровое пространство с целью обеспечения координации и поддержки усилий детей со стороны взрослых.
Развивающее назначение игровых методов в обучающем интернет-пространстве рассматривается с точки зрения возможности расширить кругозор, улучшить ассоциативное восприятие. Эмоциональная насыщенность процесса передачи знаний усиливает мотивационную составляющую восприятия. Конструирование педагогом учебных ситуаций с необычным подходом является дополнительным стимулом для развития исследовательской активности и высоких предметных, метапредметных и личных достижений.
Коррекционная функция игровых методов ориентирована на педагогическое наблюдение для объективной характеристики психолого-педагогического портрета обучающегося. В ходе виртуальных уроков уравновешиваются волевые усилия, снижается расход нервной энергии. Эффект развлекательной функции обусловлен комфортной непринужденной атмосферой во время игры, послеигровыми впечатлениями и положительными эмоциями [12, с. 67].
Результаты использования нами игровых методов в процессе дистанционного обучения младших школьников показали, что они активно включались в игровую ситуацию, сохраняли учебную мотивацию на протяжении всего онлайн-урока, успешно коммуницировали с учителем и другими детьми, работали онлайн-группой, проявляли творческую фантазию, настойчиво добивались высоких образовательных результатов. Программный материал по предметам был успешно усвоен, у младших школьников развивались важнейшие метапредметные универсальные учебные действия, такие как умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, средства информационных и коммуникационных технологий, схемы решения учебных и практических задач для решения коммуникативных и познавательных задач. В процессе применения игровых дистанционных технологий у обучающихся формировались положительные качества личности, такие как адаптивность в динамично изменяющемся и развивающемся мире, самостоятельность, ответственность, интерактивность и когерентность. Вместе с тем мы разделяем мнение о том, что «…информация, собранная эмпирическими методами исследования, не может быть прямо введена в корпус научного знания. Она нуждается в интерпретации, которая всегда исходит из определенных теоретических предпосылок» [4, с. 49].
Заключение. Таким образом, в практике дистанционного обучения возможности игровых методов как способов педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися могут быть применены для раскрытия интеллектуальных и творческих возможностей личности младшего школьника. При адаптации существующих образовательных программ к дистанционной форме обучения каждый педагог разрабатывает собственную уникальную базу дидактических и программно-методических средств. Набор игровых приемов должен быть разнообразным, динамичным, дидактически оправданным, раскрывать содержательно темы дистанционных уроков в соответствии с поставленными учебно-воспитательными задачами.
Библиографическая ссылка
Кольтинова В.В., Нассер А.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30340 (дата обращения: 14.10.2024).