Выбор профессии является одним из важных и ответственных этапов в жизни каждого выпускника школы, определяющих его дальнейшую судьбу. От того, насколько продуманно и осознанно выпускник школы подойдет к выбору своей будущей профессии, будет зависеть не только его социальное благополучие, но и комфортность окружающей среды, включая его отношения с ближайшим окружением. Правильность выбора будущей профессии определяется многими слагаемыми, часто не зависящими от самого молодого человека. Но для того, чтобы школьник сделал в итоге осознанный выбор, необходимо научить его быть целеустремленным, ответственным за свои поступки, принятые решения; надо, чтобы он умел расставлять приоритеты, строить реальные жизненные планы с учетом своих возможностей и способностей, так как от правильности принятого в итоге решения будет зависеть успешность его вхождения во взрослую самостоятельную жизнь. Одним из главных условий достижения успеха не только в учебе, но и в жизни является наличие мотивации, под которой понимается «то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели» [1, с. 272].
Исходя из вышеизложенного целью нашего исследования явилось изучение влияния мотивации при поступлении в инженерно-технический институт СВФУ на успешность обучения и конечный результат в виде получения диплома университета.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- установить перечень мотивов, влияющих на выбор студентами своей будущей профессии;
- провести анкетирование студентов 1-го курса с целью выявления мотивов их поступления в ИТИ СВФУ;
- провести анализ результатов итоговой аттестации студентов в 2020 г. и сравнить количество выпускников, окончивших университет, с количеством студентов, поступивших на 1-й курс в 2016 г.;
- установить связь мотивации поступления в ИТИ СВФУ с конечными результатами обучения;
- разработать практические рекомендации, направленные на улучшение профориентационной работы, с целью повышения качества образования и уменьшения количества отчисленных студентов.
Материал и методы исследования
Для установления влияния мотивации на конечный результат обучения в университете в статье применяются теоретические методы исследования, основанные на причинно-следственном анализе внутренней и внешней мотивации студентов, поступивших в университет, а также используются эмпирические методы исследования, включающие сбор и накопление информации, полученной путем анкетирования студентов, изучения результатов Государственной итоговой аттестации и движения контингента студентов, с последующей обработкой и оценкой полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Первые предположения о возможной будущей профессии ученика выявляются в процессе обучения в школе, когда учитель видит интерес или особые успехи учащегося по тем или иным предметам. Будущий гуманитарий имеет интерес к гуманитарным дисциплинам; напротив, будущему инженеру легче даются точные науки. Родители, да и сам ученик, уже примерно чувствуют, к какой сфере человеческой деятельности проявляется интерес, и начинают прилагать больше усилий при изучении тех дисциплин, которые нужны для поступления на конкретное направление подготовки.
При этом важно понимать, что увлеченность, допустим, математикой дает довольно широкий диапазон выбора возможных профессий, которыми могут выступить профессия как экономиста, так и инженера или учителя математики. Увлеченность химией может стать хорошей основой для выбора профессии технолога, эколога, врача или того же учителя химии. При этом хорошее знание химии требуется и будущему инженеру. Склонности к рисованию говорят не только о том, что перед нами будущий художник или дизайнер: данные навыки, несомненно, будут полезны и при обучении на архитектора и будущего, например, ландшафтного дизайнера.
При выборе будущей профессии некоторые родители считают, что их ребенок должен пойти по их стопам, унаследовав профессию отца или матери, многие мечтают о престижной и высокооплачиваемой профессии, не беря в расчет склонности и способности самого ребенка. Понятно, что, обучаясь в школе, сам учащийся не думает, кем он станет в будущем, на кого будет учиться. Только к моменту окончания школы он начинает задаваться вопросами: «Кем быть?», «Куда пойти учиться?», «Как сделать правильный выбор?» Именно этот выбор является самым серьезным и ответственным, который определяет весь дальнейший жизненный путь [2-4].
Профессиональный выбор становится объектом внимания именно в образовании старших школьников. Это связано с тем, что в подростковом возрасте, характеризуемом как кризисный, наблюдаются несовпадение настоящих возможностей с желаниями, возникают проблемы адекватной оценки собственных возможностей, осознания профессиональных ценностей, степени становления требуемых для этого свойств и качеств [5, с. 96].
Итогом всей проводимой работы и усилий со стороны всех заинтересованных сторон должна стать ранняя профессиональная ориентация, позволяющая выпускникам школ поступать в вуз осознанно, имея высокие устремления и искреннюю веру в правильность выбора своей будущей профессии.
Однако проведенные исследования показывают, что исключительно положительное отношение к будущей профессии имеют всего 50–60% студентов. У остальных уже на 1-м курсе складывается негативное отношение как к процессу обучения, так и к его содержанию, не совпадающее с их ожиданиями. Проблема заключается в том, что многие студенты 1-го курса сомневаются в правильном выборе будущей профессии [6, с. 100].
Эффективность учебной деятельности студентов во многом определяется, с одной стороны, ее мотивами и устойчивостью профессиональной ориентации, а с другой – качеством организации учебного процесса.
Кроме того, анализ исследовательских работ, проведенных в вузах, показал, что сильные и слабые студенты-первокурсники различаются вовсе не по их интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация [7, с. 53]. Исследованиями, проведенными А.Н. Сокольниковым, было установлено, что уже на 1-м курсе мотивация влияет на результат обучения даже больше, чем уровень подготовки в средней школе [8].
В целях развития профессиональной мотивации студента важно опираться на его внутреннюю мотивацию [9, с. 48]. Мотивы выстраивают («дисциплинизируют») преемственную, организуемую с любой, заранее заданной степенью надежности последовательность шагов по конструированию и воспитанию способности личности реализовать жизненные позиции [10, с. 9].
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие «мотив» тесно связано с понятиями «цель» и «потребность». В личности человека они взаимодействуют и получили название «мотивационная сфера». В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки [11, с. 122]. Только в том случае, если студент сам понимает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования и развития [12, с. 161].
Студенты, стремящиеся к получению знаний, отличаются высокой работоспособностью и активностью на занятиях, им все интересно, и они, как правило, успевают по всем дисциплинам учебного плана. Те же, кто поступил в вуз только лишь для получения диплома о высшем образовании, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может негативно сказываться на их академической успеваемости по второстепенным, с их точки зрения, предметам. Такие студенты часто используют без разбора все средства для получения желаемой оценки, включая запрещенные: заказные работы, списывание, шпаргалки и т.д. Именно у них имеется наибольшее количество пропусков занятий, не сданных вовремя индивидуальных заданий, среди них максимальное число не успевающих по ряду дисциплин студентов. Поэтому не мотивированный должным образом студент не только является нежелательным обучающимся для вуза, но и сам страдает от своей неудовлетворенности образовательным процессом.
Для выявления мотивов поступления в инженерно-технический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в 2016 г. нами было проведено анкетирование студентов 1-го курса, срок окончания университета которых – 2020 г. В опросе участвовали 219 респондентов из числа первокурсников, поступивших на разные направления подготовки инженерно-технического института СВФУ. Анкета состояла из 10 вопросов, по которым нужно было выбрать один из предложенных ответов. По итогам анкетирования была получена иерархия мотивов поступления студентов, представленная в виде круговой диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Итоги анкетирования студентов 1-го курса ИТИ СВФУ в 2016 г.
Первые два мотива, объединенные нами в «познавательный мотив», составили в сумме 38%. Данный мотив дает четкое представление о том, что побуждает молодого человека к учебе, к стремлению получить глубокие профессиональные знания. Познавательные мотивы играют важнейшую роль в становлении будущего специалиста. Третий и четвертый мотивы объединены нами в мотив «влияние родителей и друзей», им руководствовались в сумме 27% опрошенных респондентов. Получив данный результат, мы посчитали, что имеет смысл тесно взаимодействовать с родителями с целью увеличить их влияние на повышение уровня успеваемости студентов. Для задействования данного фактора кафедрами была налажена прямая связь между кураторами студенческих групп и родителями студентов, до сведения которых регулярно доводилась информация об успехах или неудачах их детей.
Пятый, шестой и седьмой мотивы свойственны обучающимся, ориентированным на получение высшего образования (17%) без особой разницы в месте учебы. Отсутствие приоритетов при выборе места учебы не отражается, как оказалось, на качестве обучения данных студентов, поскольку в результате проведенного исследования выяснилось, что абитуриенты, поступившие с мотивом получить высшее образование, в основном показали хорошие результаты в учебе. К остальным 18% опрошенных были отнесены студенты без каких-либо мотивов.
В 2020 г. из тех студентов, которые прошли анкетирование в 2016 г., получили дипломы 174 студента, что составило 79,45% от общего количества опрошенных респондентов. Остальные 20,55% студентов были отчислены из университета, переведены на другие направления подготовки или ушли в академический отпуск. В эту категорию в основном вошли: 8% – студенты, которые поступили без каких-либо мотивов; 7,5% – с мотивом «влияние родителей и друзей»; 3,05% – студенты, ориентированные на получение высшего образования и 2% – студенты, имеющие «познавательный мотив» (рис. 2).
Рис. 2. Доля студентов ИТИ СВФУ, поступивших и отчисленных из университета
Проведенный анализ полученных результатов выявил следующие моменты. Во-первых, наибольший процент отчисленных (8%), как нами и предполагалось, оказался в группе студентов, входящих в 18% опрошенных, которые поступили в университет без каких-либо мотивов и намерений по поводу своей будущей карьеры, что может быть обусловлено разными причинами (такими как: выбор специальности под давлением, отсутствие у студента определенности, кем он хочет быть в будущем, недостаточность профориентированности и пр.). Во-вторых, анализ показывает, что поступление в вуз под влиянием родителей и друзей является недостаточным мотивом для дальнейшего успешного обучения и освоения профессии (7,5% отчисленных студентов). Как показало исследование, важным стимулом, влияющим на успешность учебы, служит познавательный мотив. Студенты, которые при выборе профессии руководствовались своими интересами, стремлением достичь высоких результатов в будущей профессии, показали лучший результат – из 38% опрошенных, имевших познавательные мотивы, в итоге были отчислены по разным причинам всего 2% обучающихся.
В условиях подушевого финансирования в зависимости от наличного контингента студентов сегодня каждый вуз заинтересован в сохранении контингента обучающихся. Поэтому задачей университета является привлечение в университет студентов, мотивированных на получение профессии по той специальности, на которую они поступили. В профессионально ориентированных выпускниках также заинтересована и школа, поскольку ранняя профориентация отражается не только на показателях поступления в вузы, но и на повышении качества обучения мотивированных школьников. Для того чтобы количество мотивированных на поступление в вузы на конкретные направления подготовки учащихся стало больше, должна быть выстроена эффективная система профориентационной работы с привлечением всех заинтересованных сторон, включая образовательные организации всех уровней, производственные структуры – заказчики специалистов, органы исполнительной и законодательной власти, общественные объединения и родительские комитеты.
Выводы
Таким образом, проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что повышение мотивации учащихся при выборе будущей профессии – один из важных этапов в процессе подготовки будущего специалиста, поскольку от мотивов студентов, которыми они руководствовались при поступлении в инженерно-технический институт СВФУ, зависят успешность их обучения все последующие годы и достижение ими конечной цели – получение диплома о высшем образовании.
Для того чтобы выбор будущей профессии был более осознанным и эффективным, необходимо:
1) расширить географию проводимой профориентационной работы за счет активного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий с целью привлечения выпускников общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) в инженерно-технический институт СВФУ;
2) создать специальную страницу на официальном сайте СВФУ с описанием всех реализуемых направлений подготовки и специальностей, раскрывающим их специфику, описывающим предстоящий образовательный процесс и сферу будущей профессиональной деятельности;
3) наладить тесное сотрудничество со строительными фирмами и предприятиями с целью активного привлечения их к профориентационной работе для знакомства учащихся со спецификой работы в различных областях строительной отрасли;
4) предложить школам Республики проводить внеклассные часы «Введение в профессию», «Путешествие в мир профессий», «Выбор профессии» с приглашением представителей реального сектора экономики и преподавателей университета.
Только при условии осознанного и правильного выбора будущей профессии, соответствующей природным способностям, потенциальным возможностям и личным желаниям выпускника школы, может состояться настоящий профессионал с удачной карьерой и ясными жизненными ориентирами.
Библиографическая ссылка
Игнатьев В.П., Цой Т.В., Чахов Д.К. ВЛИЯНИЕ МОТИВОВ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30335 (дата обращения: 04.12.2024).