Современный мир заинтересован в высококвалифицированных специалистах, обладающих широкими возможностями творческого потенциала, интеллектуальным багажом и практическими навыками, позволяющими выдержать достаточно жесткие требования и конкуренцию на рынке труда. При этом личность должна обладать как персональным набором профессиональных компетенций, креативным мышлением, так и устойчивыми духовно-нравственными ориентирами, способствующими полноценной реализации персонализированного профессионального маршрута, возможности занять достойную бытийную нишу и утверждать социально значимые идеи государства.
Социальный заказ в любой деятельности направлен на «выборку» высокомотивированных, мобильных, незаурядно мыслящих специалистов, умеющих «видеть и выстраивать свои перспективы» [1, 2]. Для выполнения такого заказа необходима актуализация инновационных моделей образования и процессов, раскрывающих личные перспективы, расширяющих зоны развития, способствующих проявлению самостоятельности и ответственности в принятии решений.
Наибольшую остроту и актуальность осознанного выбора профессии и подготовки высококвалифицированных кадров ощущает медицинская отрасль. Сеченовский Университет занимает прочную позицию интеллектуального лидерства в направлении развития модернизационных подходов в российской системе медицинского образования благодаря внедрению стратегических методов управления, фундаментальной интеграции образовательной, научной, медицинской, инновационной и международной деятельности. Инновационно-интегративная модель предпрофессионального образования, реализуемая в Ресурсном центре Медицинского Сеченовского Предуниверсария (далее РЦ МСП) МГМУ им. И.М. Сеченова, нацелена на приобретение учащимися устойчивого интеллектуального капитала, накопление пропедевтического запаса, обогащенного знаниями, умениями, навыками, и развитие духовно-нравственной сферы личности. При таком подходе становятся возможными преемственность в системе пространства «школа – университет – клиника», расширение границ диверсификации образования [3].
Необходимо отметить, что компетенции, приобретаемые в рамках общей образовательной программы, нацелены преимущественно на сдачу экзаменов в формате ЕГЭ и недостаточны для успешной учебы в университете, где требуются умения и навыки на порядок выше. Уровень предпрофессиональной подготовки школьников не позволяет решать проблему адаптации студентов в университете. Первокурсники испытывают большое психологическое и физическое напряжение в силу высокой динамичности процесса обучения, строгих требований со стороны преподавательского состава, смены социальной среды и изменения статуса, что, как следствие, приводит к снижению качество образования [1]. Состояние здоровья российских школьников при этом вызывает серьезную тревогу. Здоровый образ жизни, правильный режим труда и отдыха – условия, необходимые и способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся [4]. Эффективность усвоения знаний в процессе становления будущего врача, обладающего необходимыми личностными и профессиональными компетенциями, невозможна без правильного, грамотного и щадящего отношения к своему здоровью.
В связи с этим основанная на принципах процесса бенчмаркинга инновационно-интегративная модель предпрофессионального образования, обеспечивающая интеграцию образовательных программ, нивелирование разноуровневой школьной подготовки, должна сочетать принципы гуманизации и здоровьесбережения, согласно которым каждому учащемуся создаются условия для максимального развития своих возможностей, получения качественного образования в благоприятной социально-психологической среде. Психолого-педагогическое сопровождение в течение двухлетнего обучения нацелено на активное взаимодействие, установление доброжелательных межличностных отношений «педагог – учащийся», оказание помощи в преодолении трудностей, что улучшает динамику обучения, способствует интеллектуальному и духовному развитию ученика.
Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения и поддержки, направленная на активизацию технологий здоровьесбережения, является стратегией и фактором, работающим на модернизацию предпрофессионального образовательного процесса.
Цель разрабатываемой концепции здоровьесбережения РЦ «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» состоит в создании рациональных технологий, направленных на улучшение психологического, физического и духовного оздоровления учащихся.
Материалы и методы исследования
Идеи здоровьесбережения были высказаны еще в V в. до н.э. греческими учеными, которые описали возможности закаливания, физических упражнений и необходимость ведения здорового образа жизни.
Впервые идею здоровьесбережения выдвинул Платон. В дальнейшем она была трансформирована в идею природосообразности (Аристотель), принцип природосообразности (Я.А. Коменский), идею «педагогизации среды» как возможность свободного физического и умственного развития (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, М.М. Пистарк, П.Ф. Лесгафт). Проблема здоровьесбережения учащегося волновала всегда [5]. Школа как фактор риска здоровью рассматривалась еще с 1774 г. Комплексно проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся пытались решить в начале XX в., что отражено в Указе 1904 г. «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Зарубежные и отечественные педагоги и психологи (Д.Н. Унадзе, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтесори, Б. Спок и др.) в своих трудах подчеркивают необходимость создания отношений сотрудничества, условий для индивидуального творческого развития, ситуаций, при которых учащийся должен иметь собственный духовный мир, что, в свою очередь, способствовало бы оптимизации и активизации процессов саморазвития, самоопределения, самосовершенствования и сохранения как физического, так и душевно-духовного здоровья.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – это комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса. Наряду с получением профессиональных компетенций такие технологии развивают адаптивные возможности, способствуют самореализации, личной безопасности, расширению навыков коммуникаций, успешности в достижении целей. Все это необходимо для полноценного и плодотворного вступления в профессиональную жизнь.
С.Г. Палий характеризует здоровьесберегающий процесс как «специально организуемый и управляемый процесс, охватывающий … весь школьный коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях разных структурных подразделений» [6]. В программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. сформулированы следующие положения:
- обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;
- повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы») [7].
В современной системе образования реализация поставленных задач становится возможной при условии:
- создания и организации здоровьесберегающей среды в учебных заведениях, мотивирующей школьников к здоровому образу жизни;
- разработки и апробации гибких социально педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания;
- внедрения сквозного психолого-педагогического сопровождения от дошкольного до среднего (полного) общего, в том числе предпрофессионального образования.Этим определяются основные задачи педагога в плане здоровьесбережения:
Понятие «здоровьесбережение» в науке определяется как ценность, система, процесс и результат [5, 8]. Проблеме здоровьесбережения посвящен ряд исследований таких ученых, как Л.Е. Борисова, В.Н. Касаткин, И.В. Круглов, В.И. Харитонов. В этих работах определены четыре составляющие здоровья – психологическая, физическая, социальная и духовная. Гармонически развитый, здоровый школьник имеет серьезные шансы успешно пройти личный продуктивный образовательный путь, быть готовым к будущему профессиональному росту. Сократ писал: «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто». Поэтому априори охрана здоровья школьников – одно из приоритетных направлений обучения.
Этим определяются основные задачи педагога в плане здоровьесбережения:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в соблюдении здорового образа жизни;
- сохранение работоспособности на уроках;
- создание спортивно-оздоровительной системы [9].
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение учащимся возможности сохранения и укрепления здоровья, нацеливание детей на соблюдение здорового образа жизни и, наконец, использование усвоенных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение реализуется посредством коммуникативных взаимодействий между педагогом и учащимся, которые выражаются во взаимопомощи, доброжелательных отношениях, устранении психологических барьеров в отношениях «ученик – учитель». Такая атмосфера деятельного и созидательного сотрудничества сложилась между педагогами Сеченовского Университета, студентами-менторами и школьниками РЦ МПУ на базе научно-исследовательской и образовательной площадки «Пироговский лекторий» студенческого научного общества (СНО) им. Н.И. Пирогова. При этом учащиеся активно занимаются наукой и обсуждают проблемы современной медицины, а также осуществляется преемственность в системе непрерывного медицинского образования, появляется возможность личного развития в рамках практико-ориентированной персонифицированной программы обучения.
В достижении целей здоровьесбережения решающую роль играет предмет «Биология», который в медицинских классах представлен теоретическими основами молекулярной биологии, цитологии, общей и медицинской генетики, селекции, экологии, эволюционного учения, зоологии и ботаники. Школьники медико-биологических классов имеют в своем резерве разнообразный практический и фундаментальный запас знаний, умений и первичных навыков в области анатомии и физиологии, гигиены человека. Эти науки тесно связаны между собой и составляют основу современной медицины. Совершенно очевидно, что практически каждый раздел биологии, каждая тема занятия содержат возможность приобретения как теоретических сведений, так и практических навыков, позволяющих оценить степень личного психологического, генетического и физиологического здоровья. Этот важный и необходимый подход широко используется педагогами Ресурсного центра. Так, в РЦ МПУ школьники 10–11-х классов получают пропедевтический арсенал знаний и умений по гигиене человека. Гигиена человека исследует влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывает меры по предупреждению заболеваний и созданию благоприятных условий существования, сохранения и продления жизни. В рамках программы по гигиене человека можно органично внедрить здоровьеобучающие технологии в тематику уроков, в различные теоретические и практические задания (табл.). Таким образом, знание этого предмета формирует у человека научную основу здорового образа жизни и дает возможность получать элементарные знания о человеческом организме и здоровье, навыки в отношении собственного режима труда и отдыха. К тому же здоровьесберегающие технологии на уроках биологии могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности [9].
Тематика основ гигиены с компонентами здоровьесбережения
№ урока |
Тема урока |
Здоровьесберегающие компоненты |
1 |
Науки о человеке. Здоровье и его охрана |
Раскрытие значения знаний о человеке в современной жизни. Методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены и их использование для решения возникающих проблем |
2 |
Опорно-двигательный аппарат. Нарушения опорно-двигательной системы |
Определение гармоничности физического развития. Первая доврачебная помощь при повреждениях скелета. Условия формирования правильной осанки и предупреждение плоскостопия |
3 |
Внутренняя среда организма. Кровь. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет, иммунодефицит |
Борьба организма с инфекцией. Виды иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний. Виды вакцин и значение вакцинации. Аллергия: причины, виды, возможности организма противостоять аллергенам. СПИД: пути передачи, антигенная изменчивость ВИЧ. Здоровый образ жизни как гарантия безопасности СПИД и других опасных инфекций |
4 |
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний |
Правила тренировки сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. Факторы, приводящие к болезням кровеносной системы: курение, алкоголь, избыточное питание, гиподинамия. Последствия гиподинамии. Предупреждение и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы |
5 |
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Профилактика болезней дыхательной системы. Дыхание при повышенном и пониженном атмосферном давлении |
Первая помощь при остановке дыхания, отравлении угарным газом и удушении. Искусственное дыхание. Воздушная среда и ее охрана, борьба с пылью. Влияние курения на дыхательную систему |
6 |
Гигиена органов пищеварения. Обмен белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Витамины |
Режим питания. Правила приема пищи. Предупреждение кишечных инфекций. Энергозатраты человека и пищевой рацион, нормы и режим питания. Значение витаминов для организма. Симптомы гиповитаминозов и меры по восполнению витаминов |
7 |
Покровные органы. Терморегуляция организма. Выделение |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Профилактика болезней кожи. Первая помощь при опасных для здоровья воздействиях метеорологических факторов. Обморожения, ожоги, тепловой удар. Закаливание организма. Предупреждение почечных заболеваний |
8 |
Анализаторы. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор |
Гигиена зрения: предупреждение глазных инфекций, близорукости и дальнозоркости. Психологические основы запоминания и забывания. Методики, направленные на увеличение объема запоминаемой информации с учетом включения зрительного, слухового и моторного анализаторов. Гигиена органов слуха |
9 |
Нервная система. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика человека |
Нарушения высшей нервной деятельности и их профилактика. Нарушения сна и их профилактика. Биологические ритмы и режим труда и отдыха. Познавательные процессы. Ощущения и восприятия, воображение, память и мышление, интуиция и ум – роль в процессах познания, обогащения интеллекта и расширения сознания |
10 |
Индивидуальное развитие организма |
Предупреждение венерических болезней. Пропаганда здорового образа жизни |
Необходимо на каждом занятии использовать разнообразные методы и приемы, которые способствуют вовлечению ребят в различные виды деятельности: чтение, рассказ, работу с раздаточным материалом, опрос, тестирование, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением. Материал должен быть интерактивно и качественно адаптирован благодаря наглядным иллюстрациям и опорным блок-схемам, облегчающим восприятие и изучение темы урока. Все эти приемы вызывают интерес, эмоционально окрашивают материал, облегчают его запоминание. Владея технологиями запоминания, педагог расширяет кругозор школьника, способствует переводу информации в реестры долговременной памяти и обогащает его интеллектуальный багаж. На организационном этапе урока можно включать вопросы, связанные со здоровьем и самочувствием учащихся, что способствует формированию у них ценностей здоровья и потребности в нем. Объем и дозировка домашнего задания должны быть оптимально емкими, нацеленными на второе повторение и содержать элемент творческой, самостоятельной работы учащегося.
Существует ряд приемов, которые позволяют сохранить в долговременной памяти достаточно большие объемы информации. Это особенно актуально при изучении биологии – науки, которая связана с открытиями явлений, процессов и фактов, учеными, посвятившими себя естествознанию, теоретической и практической медицине, законами и теориями, ставшими результатами их исследований. Такой богатый и разнообразный материал разных областей биологии развивает эрудицию, логическое и образное мышление, поскольку биология включает как гуманитарные, так и точные знания. Методические приемы запоминания основаны на знании психологии забывания, описанной в работах Г. Эббингауза и других ученых. Они предполагают совместное действие трех анализаторов – зрительного, слухового и двигательного, центральная зона которого находится в передней центральной извилине коры больших полушарий рядом с лобной долей, отвечающей за мышление, которое тесным образом связано с памятью. Несмотря на высокий процент зрительного восприятия информации (90%), она практически не запоминается, если не подключать слуховую и моторную память. Именно поэтому технологии обучения должны умело сочетать все виды памяти (например, рекомендуется использование творческих тетрадей, в которых учащийся создает структурно-логические схемы, таблицы, рисунки в собственной интерпретации с использованием литературы и учебников). Такая творческая работа школьника облегчает запоминание, создает базу для развития письменной речи, лаконичности, емкости и грамотности изложения утверждений и выводов и, что немаловажно – эта деятельность и бережно сохраняет, и использует работу анализаторов, позволяет расширить вербальный и невербальный, образный компоненты мышления, решая проблему организации межполушарной асимметрии на качественно более высоком уровне. Очень важно, чтобы подобные методики позволяли опираться на ассоциативные связи, заложенные средней школой. Такой подход к обучению биологии позволяет не только готовить школьника к сдаче Единого государственного экзамена, но и расширять и углублять личное познание. Кроме того, запоминание требует как минимум трех-четырех повторений разной режимности, что значительно повышает процент усвоения материала.
В течение урока должно быть использовано не менее двух технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Для увеличения работоспособности и подавления утомляемости нужно включать в урок физкультминутки, рационально определять их место, содержание и длительность. К тому же огромную роль в укреплении здоровья играют проветривание класса, состояние окружающего пространства – температура, озеленение, освещение класса и доски [9]. В кабинете биологии можно разместить плакаты – тренажеры для глаз, которые используются для профилактики ухудшения и коррекции зрения. Эти простые упражнения можно выполнять во время физкультминуток [9, 10].
Следующей немаловажной составляющей здоровьесбережения является соблюдение режима труда и отдыха, который играет существенную роль в поддержании хорошего самочувствия, настроя на творческую ноту в получении знаний, определяет удовлетворенность от проделанной работы и мотивацию, а значит, повышает качество жизни и труда школьника в целом. В организации правильного режима труда и отдыха важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа учащихся, которая должна включать проведение динамических (физкультурных) пауз общего и специального назначения в течение учебного дня, дней здоровья, спортивно-массовых мероприятий. Динамические паузы благоприятно влияют на организм человека, улучшают кровообращение, противодействуют явлениям гиподинамии, связанным с сидячим образом жизни, а значит, активизируют процесс усвоения материала урока. Активный кратковременный отдых, продолжительные перемены, отказ от стрессирующих звонков окончания урока, горячие обеды, несомненно, улучшают и оздоравливают процесс обучения школьников.
Строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к процессу обучения, вся система мероприятий, направленных на целостное понимание здоровья, нацелены на пропаганду здорового образа жизни и будут способствовать созданию здоровьесберегающей среды как важнейшего фактора образования в старших классах медико-биологического профиля.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ современной литературы и опыта по внедрению в образовательное пространство «школа – вуз – клиника» практико-ориентированных персонифицированных программ обучения школьников медико-биологических классов показывает, что применение таких программ создает реальные возможности приобретения общекультурных, общепрофессиональных и личностных компетенций, практических навыков и умений, расширяющих вектор предпрофессиональных возможностей, эрудицию и интеллект школьников. Однако подобные программы обучения и воспитания значительно интенсифицируют учебный процесс и могут приводить к снижению двигательной активности, сокращению продолжительности отдыха и нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся. В связи с этим здоровье школьника и здоровьесберегающие технологии, закладывающие основы здорового образа жизни, – важнейшие компоненты в комплексе новой идеологии и парадигмы довузовского образования, реализуемой в Сеченовском Университете. Результативность и эффективность организации и деятельности РЦ МПУ во многом определяются гуманистическим подходом в системе психолого-педагогического сопровождения и поддержки, отношениях сотрудничества педагогов и учащихся, создающих условия для индивидуального творческого развития. Поэтому основными задачами, способствующими сохранности и укреплению здоровья школьника, являются:
- обеспечение учащимся возможностей сохранения физического, психического, социального и духовного здоровья на период обучения;
- снижение уровня заболеваемости;
- формирование у школьников знаний, умений и навыков в соблюдении здорового образа жизни;
- обеспечение работоспособности на уроках;
- организация условий формирования физической культуры на базе спортивно-оздоровительной системы учебного заведения.
Школьники РЦ МСП не только нацелены на предметные результаты в рамках ЕГЭ и исключительно на поступление в Университет, но и ориентированы на личную, горизонтальную диверсификацию в системе преемственного непрерывного медицинского образования. Успешная реализация образовательных, проектно-исследовательских и предпрофессиональных программ в рамках инновационно-интегративной модели, воплощение идеи «научить учиться» возможны только в условиях создания здоровьесберегающей среды.
Социологический мониторинг уровня удовлетворенности учащихся качеством обучения позволяет судить об эффективности и оптимизации образовательного процесса в медико-биологических классах. Так, 85,2% учащихся считают, что способны выдержать трудности, связанные с учебой в медицинском вузе. При этом такие факторы, как страх и тревога, нивелируются у обучающихся уверенностью, интересом и мотивацией продолжать качественное образование и быть востребованными на рынке труда.
Единый государственный экзамен играет роль контроля качества общенациональной системы образования. Так, средний балл по химии выпускников Сеченовского Предуниверсария в 2018 и 2019 гг. составил 72 и 75 баллов соответственно, в Российской Федерации в 2018 г. – 54,6 балла, в 2019 г. – 56,3 балла, в г. Москве в 2019 г. – 61,94 балла. Средний балл по биологии у выпускников Сеченовского Предуниверсария в 2018 и 2019 гг. составил 71 и 73 балла соответственно, в Российской Федерации в 2019 г. средний балл сопоставим с аналогичным показателем 2018 г. и составил 52, в г. Москве в 2019 г. – 57,8 балла. Школьники, завершающие обучение в РЦ МСП, более адаптивны и мобильны на первом курсе Университета.
Кроме того, по итогам обучения учащихся по программе дополнительного образования ранней профессиональной ориентации и профильной медицинской подготовки «Шаг в медицину» проводится аттестация качества знаний по сформированным предпрофессиональным умениям в формате объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Таким образом, предпрофессиональный экзамен является эффективным практико-ориентированным инструментом преемственности и непрерывности выстраивания образовательной траектории на всех этапах медицинского образования. Возможность построить свой индивидуальный маршрут образования в медицинском университете является сильным мотивационным фактором получить хороший результат по итогам сдачи экзамена. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 2018 г. средний балл у выпускников Сеченовского Предуниверсария по итогам сдачи предпрофессионального экзамена составил 51, а уже в 2019 г. – 77 баллов. Очень важно, что среди выпускников отсутствуют учащиеся, получившие за сдачу практической части экзамена минимальный балл (нижний порог баллов, полученных в 2018 г., составил 19, в 2019 г. – 36 баллов). Все поступившие в Сеченовский Университет выпускники Сеченовского Предуниверсария (в 2018 г. – 69 человек, в 2019 г. – 130 человек) получили на первом курсе зачет по практике по наличию первичных профессиональных умений и навыков «Уход за больными».
Неформальное применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности РЦ МСП определит новое качество образования, здоровья, жизни, а также понимание того, что здоровьесбережение не должно ограничиваться только сферой знания, а активно внедряться и в сферу деятельности школы. И вполне логично, что в Указе Президента РФ «Российская национальная стратегия в интересах детей» инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства определяются приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование». И, тем не менее, «проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, – обращает внимание В.В. Путин, – сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения» [11].
Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни должны носить комплексный характер, проводиться системно, и основными принципами их реализации должны быть: обучение школьников правилам здорового и безопасного образа жизни, рациональная организация урочной и внеурочной деятельности, забота о здоровье учителей.
Заключение
Ресурсный центр Медицинского Сеченовского Предуниверсария осуществляет интеграцию образовательной, предпрофессиональной и научно-исследовательской деятельности в рамках новой фундаментальной парадигмы, позволяющей осуществить интеллектуальный, предпрофессиональный и духовно-нравственный рост личности. При этом весьма актуально сочетание инновационных образовательных технологий и программ с принципами гуманизации и здоровьесбережения. Современный школьник должен осознанно стремиться к здоровому образу жизни. Для этого в Предуниверсарии создана благоприятная и созидательная почва, основанная на принципах гуманного отношения между педагогами и учащимися. Человеческий фактор остается ведущим в утверждении доброжелательного, открытого, искреннего сотрудничества, которое, несомненно, является залогом и успешной учебы ребят и развития в них эмпатии и благородства – неотъемлемых и главных качеств будущего врача.
Кроме того, образовательная политика Предуниверсария направлена на осознание школьником ценности собственного здоровья как важнейшего критерия качества жизни. Поэтому решение проблемы здоровьесбережения обучающихся тесно связано с внедрением в режим труда и отдыха оздоровительных мероприятий, которые позволяют улучшить физическое самочувствие, способствуют устойчивости эмоциональной сферы подростка. Несомненно, изучение биологии, которая представлена в образовательных программах медико-биологического направления основами молекулярной биологии, цитологии, медицинской генетики, анатомии и физиологии человека, ботаники и зоологии, эволюции и экологии, создает предпосылки для понимания важности поддержания не только личного, но и чужого здоровья. Любой урок биологии должен содержать методические решения, позволяющие подчеркнуть необходимость укрепления генетического, физического, психического и социального здоровья личности. Особая роль в осознании этого факта и получении навыков ранней профилактики и предупреждения заболеваний принадлежит гигиене человека. Педагогами РЦ МСП разработана программа с перечнем тем и здоровьесберегающих компонентов, которые помогут обучающимся не только понять причинно-следственные связи нарушений здоровья, но и получить умения и навыки в отношении их предупреждения.
Творческий характер процесса обучения, позволяющий увеличить резервы памяти и развить образное и логическое мышление, психологический комфорт, динамические паузы, разумная дозировка домашнего задания помогут формировать навыки здорового образа жизни. Рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям школьника, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим и соблюдение санитарно-гигиенических норм позволят обеспечить опережающее обучение при разноуровневой подготовке учащихся, воспитать культуру здоровья, а также личностные качества, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию представления о здоровье как ценности, развить мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Библиографическая ссылка
Бирюкова Н.В., Аношкина Е.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30326 (дата обращения: 01.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30326