В последнее время в научной литературе все чаще появляются публикации, посвященные вопросам агрессивных проявлений детей и подростков. Проблема изучения феномена агрессии была и остается весьма актуальной. Педагоги, психологи пытаются найти объяснения и раскрыть причины агрессивных действий детей. В современной психологической литературе можно найти подтверждение мнения ученых о том, что уже у детей раннего возраста существуют агрессивные проявления. Об этом свидетельствует мнение таких ученых, как Д. Ричардсон, Д. Винар, П. Керинг, С.Л. Колосова, Н.М. Платонова и др. Существует много различных трактовок феномена агрессивного поведения. Исследователи В.П. Зинченко, Д.Н. Ушакова, Б.Г. Мещерякова и иные под агрессивными проявлениями в поведении детей раннего возраста понимают «действия детей, направленные на причинение вреда себе или объектам окружающей среды (одушевленным или неодушевленным, в соответствии с их внутренними состояниями дискомфорта, вызванными неблагоприятными в физическом и/или психологическом отношении жизненными ситуациями».
Таким образом, правомерно считать, что многие специалисты в области психологии говорят о том, что уже с раннего возраста детям свойственны агрессивные проявления. Например, исследования Д. Коннора подтверждают мысль о том, что в раннем возрасте агрессивные проявления присущи многим нормально развивающимся детям. По мнению Д. Коннора, возникающие агрессивные проявления рождаются вследствие конфликтной ситуации и являются своеобразной тренировкой для дальнейшего применения данной модели поведения. В дальнейшем ребенок уже активнее использует знакомую ему технику общения и самоутверждения среди сверстников или в общении с родителями и педагогами. Подобную точку зрения разделяют и другие специалисты, говоря о том, что детям раннего возраста свойственно конфликтовать из-за желания владеть определенным предметом.
Цель исследования: разработать теоретическое обоснование и проектирование представленной программы как средства предупреждения агрессивных действий детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Мнения многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, позволяют говорить о двух основных факторах, влияющих на агрессивные проявления в раннем возрасте: это фрустрация и семейное воспитание (И.А. Фурманов, Н.М. Платонова, Д. Коннор, П. Керинг и др.) [1].
В целом мы разделяем мнение И.А. Фурманова, который подытожил анализ изученных теорий и отметил, что, прежде всего, агрессивные проявления представляют собой реакцию на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей.
Многие исследователи, такие как И.А. Фурманов, Д. Коннор, П. Керинг и иные, отмечают, что характер агрессивных проявлений у детей в дальнейшем начинает меняться. В исследованиях Д. Коннор отмечает тот факт, что в возрасте от двух до четырех лет жизни происходит уменьшение доли физической агрессии и увеличение вербальной. В период двух-трех лет родители часто жалуются на упрямство ребенка [1].
Когда ребенок попадает в конфликтную ситуацию между его собственным внезапно появившимся спонтанным интересом и родительским запретом, то, безусловно, в этом случае он испытывает депривацию. Именно в данный момент в ребенке рождается злость, которая может вылиться в агрессивные проявления. А. Фромм, рассматривая данный феномен, говорит о существовании так называемого эффекта перенесения, т.е. перенесения своих агрессивных эмоций или проявлений на более безобидный объект. Данная модель поведения характерна в основном для детей трех-четырех лет. Далее ребенок, взрослея, уже учится контролировать свои агрессивные проявления и может их проявлять в более приемлемых рамках [2, 3].
В целом можно заключить, что собственные агрессивные проявления или постоянное их ожидание от ближнего окружения ребенка влияют на активность его поведения, усиливают его тревожность, способствует формированию заниженной самооценки. Таким образом, в целом происходит пагубное влияние на развитие всех высших психических функций ребенка дошкольного возраста.
Следует учитывать, что дошкольный возраст – сензитивный период в жизни человека, и от позиции педагогов и родителей во многом будут зависеть правильное направление или вектор, который получит ребенок, склонный к проявлению агрессивных действий [4].
На наш взгляд, эффективным средством профилактики агрессивных действий среди дошкольников будет развитие их коммуникативных компетенций. Психолого-педагогические аспекты коммуникативной компетентности раскрываются в исследованиях Ю.Н. Емильянцева, Ю.М. Жукова, С.И. Ершовой, И.В. Гришняевой, О.И. Муравьевой и др. [5, 6].
Мы разделяем мнение О.В. Дзюба о том, что коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста представляет собой некую совокупность приобретенных знаний, умений и навыков, обусловливающих эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Данные знания, умения и навыки применяются дошкольниками не только при выстраивании речевого взаимодействия, но и при планировании ситуаций общения, его оценке и интерпретации в дальнейшем.
Исследователь О.В. Дыбина к ключевым компетенциям дошкольников относит технологическую, информационную и коммуникативную компетентности. Именно коммуникативная компетентность, по мнению многих авторов, принадлежит к группе ключевых, поэтому ее формированию необходимо уделять пристальное внимание.
Развитие коммуникативной компетентности в дальнейшем будет способствовать успешной адаптации ребенка к школе, а также обеспечивать эмоциональное благополучие в коллективе сверстников. Кроме того, формирование коммуникативной компетентности в дальнейшем благоприятно скажется на развитии самой личности ребенка и его благополучии во взрослой жизни.
Коммуникативные умения можно разделить на две основные группы, которые взаимодополняют друг друга: базовые и процессуальные [6]. К базовым можно отнести умения, отражающие содержательную суть общения ребенка и взрослого (например, приветствие, прощание, просьба о чем-либо, слова благодарности и др.). К процессуальным умениям можно отнести умения, которые помогают обеспечивать процедуру общения: это, прежде всего, умение слушать собеседника, умение поддерживать беседу на определенную тему, конструктивно сотрудничать с собеседником и др. Как нами уже отмечалось выше, все перечисленные умения невозможно представить себе без их взаимосвязи друг с другом, поэтому работа по развитию перечисленных умений должна вестись комплексно.
Нами были проанализированы основные общеобразовательные программы дошкольных образовательных организаций, такие как «От рождения до школы», «Детство», «Радуга». В целом, говоря о развитии коммуникативных умений детей дошкольного возраста, можно сказать, что указанные программы не прописывают конкретных шагов и форм организации по реализации данной задачи. Также нами были изучены рабочие программы воспитателей, которые недостаточно отражают деятельность в этом направлении, что говорит об актуальности и необходимости такой работы.
Подведя итоги всего вышесказанного и изучив теоретическое основание представленной проблемы, мы разработали программу по развитию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем!», определили цель программы как разработку и внедрение системы работы по формированию коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованных игровых ситуаций, основой которых является создание условий для приобретения детьми навыков коммуникативного поведения и положительного социального опыта. Мы предполагаем, что именно такая деятельность будет способствовать развитию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
При разработке данной программы нами были учтены требования-принципы не только общепедагогические, но и принципы, реализующие идеи дошкольного образования в целом, и принципы, способствующие профилактике агрессивных действий в образовательной среде [6].
Основной задачей реализации данной программы является определение оптимальных психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста как средства предупреждения агрессивных действий в процессе специально организованных игровых ситуаций. Данные игровые ситуации были разработаны нами и предложены в дошкольной образовательной организации с целью применения их как на занятиях, так и в свободной деятельности дошкольников.
Нами определена система работы, включающая четыре основных компонента: проективный, содержательный, процессуально-технологический и контрольно-учетный.
Проективный компонент содержит следующие группы задач: воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
Воспитательные задачи ориентированы, прежде всего, на становление нравственных ориентиров в коммуникативном поведении и деятельности, что способствует воспитанию у ребенка положительных качеств личности. Воспитательные задачи, которые планируется реализовывать в программе, разнообразны и направлены на развитие личности ребенка в целом, а также на решение вопросов социализации дошкольника в обществе в целом.
Коррекционно-развивающая группа задач, являющаяся первостепенной, ориентирована на формирование у дошкольников умений выстраивать конструктивное взаимодействие и со своими сверстниками, и с педагогами, и с родителями. Решение этой группы задач предполагает организацию обучающих мероприятий для родителей и педагогов, направленных на обучение отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, развивающим умение выстраивать конструктивное взаимодействие с окружающими, что будет в дальнейшем способствовать успешной адаптации к школе. Данный блок работы мы считаем наиболее важным, так как родители должны владеть необходимыми приемами в целях укрепления взаимоотношений с детьми.
В рамках реализации проекта «Счастливы вместе!» нами разработаны тематические семинары для родителей совместно с детьми. Предложенная тематика семинаров с родителями обсуждалась с родительским комитетом дошкольной образовательной организации и педагогами с целью выбора оптимальных и наиболее интересных тем. Данная работа должна осуществляться в тесной взаимосвязи со специалистами ДОО на основе комплексного подхода к решению проблемы.
Образовательные задачи направлены в основном на формирование у детей собственного личного коммуникативного опыта в процессе взаимодействия с окружающей действительностью, в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками, характерных для этого возрастного периода.
В основу игровой и совместной образовательной деятельности положены принципы гармоничного воспитания, предложенные В.А. Петровским.
- Учет психологического возраста ребенка и его особенностей – способствует развитию познавательного интереса у ребенка дошкольного возраста, рациональному освоению им окружающего мира.
- Принцип открытия нового и интересного – способствует постоянному поиску новых целей, самостоятельному решению поставленных задач и решению интересных вопросов.
- «Равноценность основных сфер»: когда ребенку открываются новые возможности для освоения основных сфер его жизнедеятельности.
- «Свободный выбор». Для ребенка важно осуществлять самостоятельный выбор – с кем играть и в какую именно игру, определяет он сам. Развиваются умения предложить партнеру игру, объяснить и договориться о взаимном участии в игре.
Содержательный компонент методики представлен особенностями организации процесса формирования навыков взаимодействия с окружающими, а также составом средств, форм и методов для организации работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в условиях ДОО.
Основные методы, используемые нами в разработке программы, можно разделить на две группы: методы стимулирования интереса к окружающему миру (обучающие дискуссии, поиск новой информации, создание ситуаций успеха в познании и открытии нового); методы стимулирования ответственного поведения. Здесь можно включить различный спектр мероприятий, таких как конкурсы, соревновательные мероприятия, метод примера, поощрение и др.
Содержательный компонент программы по развитию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста также раскрывает сущность изучаемого явления и выполняет в целом когнитивную функцию. Содержательный компонент представлен следующими блоками.
- Мотивационный блок. При его разработке мы использовали изученные материалы таких авторов, как А. Бандура, К. Лоренц, В.В. Линеев, П.А. Ковалев, А.А. Реан и др. [7, 8]. Практические материалы (средства, формы и методы взаимодействия с дошкольниками), разработанные и подобранные в данном блоке, будут способствовать построению конструктивного взаимодействия между дошкольниками, снижению уровня конфликтов, агрессивных действий среди детей, а также уменьшению проявлений отрицательных эмоций, таких как злость, обида и др. В целом практические материалы, включенные в данный блок, будут работать на повышение интереса к культуре речи, способствовать развитию умения и желания ребенка вести конструктивный диалог с собеседником.
- Информационно-познавательный блок.
Практические материалы, включенные в данный блок, будут способствовать функциональному использованию поведенческих знаний и умений, развитию умения воспринимать новую информацию, желания познавать новое, а также умения выстраивать свое поведение с учетом знаний о культуре поведения в целом и знаний о культуре поведения в других странах.
- Перцептивный блок предполагает работу над правильным восприятием партнера и построением межличностных отношений, развитие гибкости в использовании форм поведения, толерантности во взаимодействии с собеседником и компенсаторных умений и навыков, положительного настроя на взаимодействие [4].
Процессуально-технологический компонент методики представлен методическими рекомендациями по работе педагогов в условиях специально организованной игровой деятельности, составом основных задач по реализации освоения дошкольниками навыков социального взаимодействия с окружающими.
Педагогами осуществляется подбор игрового материала в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместно организованная деятельность с использованием игровых ситуаций осуществляется педагогом-психологом и педагогом (воспитателем), который использует игровой материал вне занятий с учетом режима интеллектуальной и двигательной нагрузки групп общеразвивающей направленности. Не менее важной является необходимость организации предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок: она должна быть вариативной с учетом гендерных предпочтений, предусматривать оснащение игровым и развивающим материалом в соответствии с возрастом и предпочтениями детей для осуществления индивидуальной и групповой работы с воспитанниками и др.
Подобная организация совместной деятельности детей и взрослых определяет личностно-развивающий характер взаимодействия с учетом интересов ребенка, его личного настроя; таким образом, совместная деятельность реализуется на параллельной основе, т.е. «мы рядом, мы вместе способны решить все».
Результаты исследования и их обсуждение. Мы предполагаем, что разработанная нами программа покажет свою востребованность и результативность на практике, так в ее состав включены различные методики, доказавшие свою эффективность. Контрольно-учетный компонент методики представлен комплексом диагностических методик, направленных, прежде всего, на организацию психологического обследования воспитанников в целях определения уровня сформированности компонентов коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностической работы определяются направления работы по развитию коммуникативных навыков как средства преодоления агрессивных действий старших дошкольников.
Основным видом деятельности дошкольников является игра, и именно в ней происходит эмоциональное и социальное развитие ребенка. Именно в игре создаются первые модели взаимоотношений, выстраиваются стратегии поведения, приобретаются навыки общения ребенка с окружающими [9].
Как говорилось выше, основным компонентом представленной нами системы работы по формированию коммуникативной компетентности является проективный, он представлен следующими разделами.
Раздел «Любимая группа» включает работу, направленную на комфортное пребывание ребенка в группе, эмоциональное сближение всех членов группы и создание в целом атмосферы защищенности и комфорта для дошкольников. Для этого обеспечиваются не только эстетически красивая и комфортная среда пребывания, но и соответствующий эмоциональный настрой.
В разделе «Я в группе» предусмотрена работа по установлению эмоционального контакта с каждым ребенком в отдельности. Эмоциональный настрой во многом будет способствовать установлению дружеских отношений внутри детского коллектива и с педагогами.
В разделе «В мире чувств» нами предполагаются использование специально организованных игровых ситуаций, направленных на проигрывание различных ситуаций и объяснение поведенческих реакций, работа с эмоциями, изучение природы их возникновения. В этом разделе мы подобрали много различных игровых ситуаций, которые вызовут эмоциональный отклик и интерес у детей. Тематика игровых заданий и упражнений в данном разделе предполагает обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно находить правильные пути решения и регуляции, а также умению предотвращать ссору. Предлагается работа как в группе, так и индивидуально с каждым ребенком. Разработан тематический план в данном разделе, включающий различные мероприятия, направленные на работу с чувствами (например, «Счастье», «Радость», «Злость», «Покой» и др.). Форма и интенсивность предложенных игр и занятий определяются индивидуальными особенностями ребенка, в мероприятиях предполагается обратная связь, предоставляемая дошкольником (это могут быть мимика, высказывания, жесты).
Раздел «Я и мои друзья» направлен на проживание детьми социального опыта в специально организованных ситуациях. В данном разделе нами подобраны игры и упражнения, способствующие развитию эмпатии, навыков коммуникативного поведения, применяемых детьми в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками. Использование различных ситуаций предусмотрено не только посредством проведения непосредственной образовательной деятельности, но и включением их в различные режимные моменты, что, по нашему мнению, будет способствовать развитию интереса к данному виду деятельности. Данный раздел призван обучить дошкольников позитивным приемам общения со сверстниками.
По нашему мнению, гарантом результативности предложенной нами программы будет готовность педагогов и родителей осуществлять взаимодействие с целью развития компетентности у старших дошкольников. Родители являются активными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо мотивировать их к активной и включенной деятельности совместно с педагогами. Мотивационной составляющей будут являться информированность и заинтересованность каждого родителя. Для этого нами были продуманы различные формы работы с родителями и разработан и предложен тематический план взаимодействия педагогов и родителей дошкольников, включающий в себя различные мероприятия со всеми участниками образовательного процесса. Только полная включенность в работу по освоению ребенком позитивного опыта как педагога в условиях образовательного учреждения, так и родителя в условиях повседневной жизни поможет ему в овладении коммуникативными умениями и навыками, в развитии социальных способностей и уверенности [10-12].
Заключение
Разработанная нами программа позволяет гармонично сочетать игровую, учебную и творческую деятельность, что способствует формированию у детей навыков социального взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми и представляет собой важное условие для формирования коммуникативной компетентности как средства преодоления агрессивных проявлений у дошкольников, что требуется для их успешной социальной адаптации. Программа характеризуется своей композиционной целостностью, открытостью, прагматичностью, так как является средством реализации практических действий. В дальнейшем мы планируем опубликовать результаты проверки эффективности предложенной программы. Работа по проверке ее эффективности уже начата на базе дошкольных образовательных организаций Краснодарского края и города Краснодара.
Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» на 2020 год № 073-00032-20-00 по проекту «Разработка современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению».
Библиографическая ссылка
Голубь М.С., Кураева Д.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30320 (дата обращения: 06.02.2025).