Большой проблемой сегодня в нашей стране является профессиональная пригодность студентов вузов к работе по выбранной специальности, так как часто при поступлении в учебное заведение абитуриенты плохо представляют особенности будущей профессии и имеют низкий уровень психологической подготовленности к выполнению избранной профессиональной деятельности. Во многом эта готовность к освоению и дальнейшему успешному выполнению профессии определяется наличием у студентов личностных предпосылок к развитию необходимых профессионально важных качеств (ПВК).
Проблема изучения ПВК возникла в психологической науке в начале ХХ в. и разрабатывалась в рамках создания модели субъекта труда – успешного профессионала в контексте задач профессионального отбора. Предполагалось, что успешная профессиональная деятельность зависит, в первую очередь, от наличия у субъекта определенных психических функций, способностей определенного уровня и качества [1, 2].
В связи с практическими задачами профотбора и профессионального консультирования изучались лишь устойчивые профессионально важные качества, т.е. те, которые плохо поддаются развитию и тренировке. Первоначально профессионально важные качества сводились в основном к способностям субъекта, наличие которых рассматривалось как важнейшее условие, обеспечивающее овладение профессией. Позже стали выделять тренируемые ПВК, т.е. такие психические функции, которые можно развивать и совершенствовать путем упражнений.
В современной психологической литературе существуют весьма разнообразные представления о содержании и видах профессионально важных качеств личности. При этом профессионально важные качества составляют основу профессиональной пригодности к деятельности специалистов пожарно-спасательных формирований и влияют на эффективность выполнения профессиональной деятельности [3, 4].
В работах А.В. Карпова ПВК рассматриваются как необходимые и достаточные качества, обеспечивающие выполнение деятельности на среднем нормативном уровне. Эти качества определяют различные результативные характеристики выполнения деятельности (например, надежность, безаварийность, производительность и т.д.).
А.В. Карпов считает, что в структуре ПВК как основы профессиональной пригодности можно выделить:
– качества, минимально необходимые для выполнения деятельности на приемлемом уровне (абсолютные ПВК);
– качества, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких показателей деятельности, уровня профессионального мастерства (относительные ПВК);
– качества, формирующие мотивационную готовность к выполнению деятельности. Высокий уровень выраженности мотивационных качеств может компенсировать недостаточный уровень развития тех или иных ПВК.
Также автор выделяет в структуре ПВК особую группу качеств – анти-ПВК, т.е. качества, являющиеся противопоказаниями к профессиональной деятельности. Эти качества должны либо быть выражены минимально, либо отсутствовать у субъекта.
Е.П. Ильин рассматривает ПВК как совокупность функциональных качеств человека, определяющих успешность выполнения конкретной профессиональной деятельности.
Функциональные качества характеризуют функциональные возможности, которые, в свою очередь, основываются на той или иной способности [5, 6].
В целом большинство авторов признают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, формирующиеся в процессе конкретной профессиональной деятельности в специальные (профессиональные) способности и влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Безусловно, профессиональная деятельность, связанная с риском для жизни, характеризуется своим специфическим набором ПВК.
Профессиональная деятельность в системе противопожарной службы МЧС всегда осуществляется в критических и экстремальных условиях, поскольку сопряжена с постоянным риском и угрозой жизни сотрудника. Такая профессиональная деятельность предъявляет особые требования к профессионально важным качествам специалиста, и недостаточное их развитие может приводить к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. К числу важнейших профессионально важных качеств всех категорий сотрудников МЧС относят такие качества, как: физическая выносливость, высокая нервно-психическая устойчивость, морально-волевые качества (дисциплинированность, чувство долга, ответственность, смелость, решительность), способность к саморегуляции и самоконтролю поведения, уверенность в себе, адекватная самооценка.
Система профессионально важных качеств пожарных-спасателей не дается в готовом виде, она формируется поэтапно в процессе профессионального становления сотрудника. Установлено, что существует определенная динамика профессионально важных качеств субъекта. Периодом наиболее интенсивного развития ПВК являются профессиональное обучение и первые пять лет профессиональной деятельности [7–9].
Развитие личности студента как будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки идет в следующих направлениях:
– развиваются, совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы;
– расширяются и растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
– повышаются профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе;
– интенсивная передача социального и профессионального опыта в условиях личностно-ориентированного профессионального образования приводит к формированию качеств, необходимых в будущей профессии, и, в целом, к появлению общей зрелости и устойчивости личности студента [10, 11].
Формирование профессионально важных качеств на этапе профессионального обучения в вузе происходит за счет овладения теоретическими знаниями, профессиональными навыками и компетенциями, а также благодаря наличию у студентов личностных предпосылок ПВК.
Наличие у студентов личностных предпосылок развития ПВК может выступать важнейшим критерием психологической пригодности к избранной профессии и гарантировать успешность ее освоения и дальнейшего выполнения профессиональной деятельности.
Цели исследования: выявление личностных качеств у студентов вуза, способствующих формированию профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности, и разработка программы их формирования.
Мы полагаем, что изучение личностных предпосылок ПВК студентов вуза является необходимым этапом работы в рамках мониторинга формирования ПВК в процессе профессиональной подготовки.
Материал и методы исследования
Для изучения личностных качеств, способствующих овладению профессиональной деятельностью у студентов, мы использовали 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF) (форма C). Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить стабильные и устойчивые свойства личности, которые могут выступать как личностные предпосылки профессионально важных качеств будущих специалистов [12, 13].
Одним из наиболее важных личностных качеств в структуре ПВК специалистов МЧС является стрессоустойчивость. Это качество может позволить сотруднику МЧС быстро и эффективно преодолевать воздействие профессиональных стрессоров, уверенно применять усвоенные знания и навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Для выявления этого качества мы использовали анкету по изучению нервно-психической устойчивости «Прогноз», разработанную в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. На основе самооценки самочувствия и поведения респондента определяется уровень выраженности нервно-психической устойчивости (высокий, средний, низкий) и дается прогноз риска дезадаптации в стрессовой ситуации.
В нашем исследовании принимали участие студенты 3–4-х курсов направлений «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ). Объем выборки – 50 человек. Возраст студентов – 18–20 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим результаты изучения личностных качеств у студентов (табл. 1).
Таблица 1
Средние показатели выраженности личностных качеств по 16-PF опроснику Р. Кеттелла у студентов (в баллах)
Факторы |
Средние баллы |
Стены |
MD (самооценка) |
5,6 |
4 |
Фактор «А»: замкнутость – общительность |
9,2 |
7 |
Фактор «В»: абстрактный – конкретный интеллект |
5,3 |
4 |
Фактор «С»: эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность |
7,7 |
5 |
Фактор «E»: подчиненность – доминантность |
8,1 |
7 |
Фактор «F»: сдержанность – экспрессивность |
8,5 |
7 |
Фактор «G»: низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения |
6,7 |
5 |
Фактор «H»: робость – смелость |
7,6 |
6 |
Фактор «I»: жесткость – чувствительность |
6,1 |
5 |
Фактор «L»: доверчивость – подозрительность |
6,2 |
5 |
Фактор «М»: практичность – мечтательность |
6,9 |
5 |
Фактор «N»: прямолинейность – дипломатичность |
6,4 |
5 |
Фактор «О»: спокойствие – тревожность |
7,2 |
6 |
Фактор «Q1»: консерватизм – радикализм |
5,8 |
5 |
Фактор «Q2»: конформизм – нонконформизм |
6,5 |
5 |
Фактор «Q3»: низкий самоконтроль – высокий самоконтроль |
8,6 |
7 |
Фактор «Q4»: расслабленность – напряженность |
4,9 |
3 |
Результаты таблицы показывают, что ряд факторов по стеновым показателям выходят за границы средней нормы, что дает нам основание рассматривать данные личностные особенности как характерные для студентов. Это следующие факторы: А (7), F (7), Е(7), Q3 (7) , Q4 (3). Проанализируем эти личностные качества с точки зрения соответствия их профессионально важным качествам будущего специалиста.
Высокие показатели по факторам А и F характеризуют студентов как общительных, открытых, внимательных к окружающим людям, склонных к сотрудничеству и проявляющих готовность к совместной работе. Такие личностные характеристики могут способствовать овладению будущей профессиональной деятельностью, поскольку эти качества можно рассматривать как предпосылку развития такого профессионально важного качества, как способность к быстрому установлению контактов с людьми.
Высокий показатель по фактору Е свидетельствует о том, что отличительными особенностями студентов являются независимость, самостоятельность в оценках, в принятии решений и поведении. Данное качество может создавать определенные затруднения обучающимся в освоении профессии пожарного спасателя, профессиональные обязанности которого предполагают подчинение приказам и жесткое следование дисциплине. Но в плане профессионального обучения это качество может обеспечивать студентам успешность обучения.
Высокое значение по фактору Q3 характеризует студентов как целенаправленных, умеющих контролировать свои эмоции и поведение. Сочетание высокого значения Q3 и среднего значения фактора Q4 у обучающихся может рассматриваться в качестве предпосылки для развития эмоциональной устойчивости при овладении деятельностью пожарного спасателя.
Следует отметить, что такие профессионально важные для будущего пожарного личностные качества, как эмоциональная стабильность, смелость, организованность, у студентов выражены на уровне средних значений (С=5, Н=6, G=5). Это характеризует их как умеренно эмоционально стабильных, решительных, смелых, организованных и нормативных в поведении.
Входящие к комплекс профессионально важных качеств пожарного спасателя такие личностные качества, как самооценка и тревожность, у студентов выражены ближе к низким значениям (МД=4, О=6). Это характеризует их как недостаточно уверенных в себе и склонных к проявлениям тревожности, особенно в напряженных трудных жизненных ситуациях. Эти качества можно рассматривать как возрастные особенности обучающихся. Лицам студенческого возраста могут быть свойственны определенная нестабильность самооценки, неуверенность в себе, что, в свою очередь, способно усиливать тревожность.
Личностные качества интеллектуального блока (факторы В, М, Q1) имеют средние показатели, что характеризует студентов как обладающих умеренно выраженным интеллектуальным потенциалом, достаточно аналитичных и оперативно мыслящих, в меру эрудированных, имеющих склонность к конкретному воображению.
Низкий показатель по фактору Q4 характеризует студентов как расслабленных, недостаточно мотивированных к деятельности. Низкий мотивационный потенциал личности не обеспечивает ей в дальнейшем успешного освоения и эффективного выполнения профессиональной деятельности. Поэтому в рамках профессиональной подготовки в вузе с первых курсов необходимо формировать у обучающихся такой вид мотивации, как мотивация достижения.
Таким образом, наиболее выраженными личностными качествами студентов, способствующими овладению профессией пожарного, выступают: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение. Эти личностные особенности можно рассматривать как определенные предпосылки для формирования профессионально важных качеств пожарного. Некоторые личностные качества, которые входят в комплекс профессионально важных качеств пожарного-спасателя (самооценка, эмоциональная устойчивость, мотивы достижения), у обучающихся пока развиты недостаточно. По мнению А.В. Карпова, личностные качества, входящие в структуру ПВК на этапе первоначального освоения профессии, и профессионально важные качества, обеспечивающие успешное выполнение профессиональной деятельности, могут иметь определенные различия, поскольку ПВК развиваются и совершенствуются в процессе реализации деятельности.
Рассмотрим результаты изучения нервно-психической устойчивости студентов (табл. 2).
Таблица 2
Результаты изучения нервно-психической устойчивости у студентов (в процентах)
Уровни нервно-психической устойчивости |
Количество студентов |
Высокий уровень нервно-психической устойчивости |
14 |
Средний уровень нервно-психической устойчивости |
75,5 |
Низкий уровень нервно-психической устойчивости |
10,5 |
Результаты, приведенные в таблице, показывают, что большая часть (75,5%) студентов имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. Их можно охарактеризовать как умеренно устойчивых к стрессам и социально адаптированных. Однако с увеличением в жизни стрессовых ситуаций их ресурсы стрессоустойчивости способны снижаться, при этом могут возникать проявления дезадаптации. У 14% студентов отмечается высокая нервно-психическая устойчивость, что позволяет предположить эффективное преодоление стрессовых ситуаций и прогнозировать успешность выполнения в дальнейшем профессиональных обязанностей в экстремальных и опасных ситуациях деятельности.
10,5% студентов имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о низких адаптационных возможностях и возникновении нервных срывов у этой категории обучающихся в условиях деятельности в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование свидетельствует о необходимости развития ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки. Следует отметить, что становление ПВК в системе профессиональной подготовки будущих специалистов достаточно часто рассматривается как «побочный» эффект усвоения знаний, умений и навыков. На наш взгляд, формирование ПВК будущих специалистов должно являться приоритетным направлением в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе и предполагать систематическую и целенаправленную работу в этом направлении.
В нашем вузе разработана программа, предполагающая поэтапное формирование ПВК будущих специалистов пожарной безопасности, в которой делается акцент на использовании не только средств аудиторной работы, но и более широкого арсенала интерактивных методов и методов активного группового обучения.
Первый этап программы (младшие курсы) связан с началом формирования ПВК, а именно формированием когнитивного, мотивационного и коммуникативного компонентов ПВК.
Целями этого этапа являются расширение у студентов представлений о специфике выбранной профессии, ее требованиях к личности профессионала, условиях труда, возможностях профессионального роста, развитие позитивной мотивации освоения профессии и формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Это осуществляется в рамках аудиторных занятий (дисциплина «Введение в профессию») и элективных курсов, в рамках которых используются деловые игры, решение кейс-ситуаций и профессионально ориентированных задач. Также проводятся мастер-классы, к которым привлекаются специалисты учебного пожарно-спасательного центра, на реальных примерах рассказывающие о проблемах и трудностях работы в сфере пожарной безопасности. Для ознакомления студентов с пожарно-спасательным оборудованием и техникой проводятся экскурсии в учебный пожарно-спасательный центр и действующие пожарно-спасательной части.
Для развития коммуникативного потенциала будущих специалистов проводятся психологические тренинги. В тренинге общения не только развиваются необходимые для будущих специалистов коммуникативные качества, но и приобретаются навыки командной работы, доверительного сотрудничества, оказания помощи и поддержки.
Второй этап программы ориентирован на студентов старших курсов и предполагает развитие эмоциональных и волевых качеств системы ПВК в процессе психолого-педагогической подготовки (специальные тренинговые занятия) и физической подготовки, направленной на развитие физической выносливости как особо важного профессионального качества в деятельности пожарного-спасателя.
Целями тренингов развития базовых ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности являются:
– повышение эмоциональной устойчивости;
– развитие навыков волевой регуляции и самоконтроля;
– повышение уверенности в себе;
– развитие навыков антистрессового поведения.
В процессе тренинга используются игровые методы, методы арт-терапии, психогимнастические упражнения и т.д.
Развитию волевых качеств студентов старших курсов, а также их физической подготовленности к деятельности в системе пожарной безопасности способствует интенсивная спортивная подготовка. Поэтому в программе предусмотрено широкое использование различных внеучебных форм физической и спортивной подготовки: занятия по авто- и мотоспорту, спортивному ориентированию, скалолазанию и т.д.
Формирование профессиональных компетенций у студентов старших курсов происходит в процессе прохождения производственной практики на базе учебного пожарно-спасательного центра, где приобретается опыт решения различных профессиональных ситуаций и задач.
На каждом этапе происходит мониторинг сформированности ПВК как на уровне знаний, умений, навыков, компетенций (тесты учебной успешности), так и на уровне развития психологических качеств, необходимых будущему специалисту (тесты психологической диагностики).
Таким образом, данная программа сочетает различные формы работы по формированию ПВК студентов в рамках следующих направлений: компетентностная профессиональная подготовка, психологическая подготовка, спортивная подготовка. Мы предполагаем, что реализация данной программы может интенсифицировать процесс формирования ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности.
Выводы
Проведенное изучение личностных предпосылок профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности показало, что студенты обладают определенным комплексом личностных качеств, способствующих овладению профессией пожарного. Это: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение, умеренно развитая способность к оперативному мышлению. Однако некоторые личностные качества, входящие в комплекс профессионально важных качеств пожарного (высокая самооценка, нервно-психическая устойчивость, мотивация достижения, дисциплинированность), у обучающихся пока развиты недостаточно. Это может создавать студентам трудности как на этапе профессионального обучения, так и при дальнейшем выполнении профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно включать в процесс обучения будущих специалистов с младших курсов специальную программу, направленную на формирование профессионально важных качеств, сочетающую профессионально-компетентностную подготовку, психологическую и спортивную подготовку.
Библиографическая ссылка
Бочкарева Л.П., Виноградов О.С., Виноградова Н.А., Гарькин И.Н., Тертычная С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30298 (дата обращения: 12.10.2024).