Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Николаев Е.В. 1 Гузеева Л.М. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,Институт психологии
В данной статье авторами раскрываются определения нравственного воспитания; задачи, которые ставили перед собой советские и зарубежные педагоги и психологи; периодизация нравственного развития; уровни развития морального сознания, а также само исследование нравственной воспитанности школьников 3-4 классов. На данный момент проблематика нравственного благородного воспитания, развития в сознании детей и подростков представлений о Добре и Зле, о нормах морали, формирование нравственной личности всегда являются необходимой частью в образовании у ребенка верных и правомерных понятий. Нравственное поведение может строиться на семейных устоях, общественной культуре и, конечно же, в образовательной среде. Предметом своего исследования авторы выбрали уровень нравственного воспитания. Объектом выступают школьники начальных классов, а именно дети в возрасте от 9 до 11 лет, обучающиеся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина» городского округа «Жатай». Авторы в своем исследовании применили методику «Размышляем о жизненном опыте» (автор Н.Е. Щуркова, доктор педагогических наук; адаптирована В.М. Ивановой, Т.Е. Павловой, Е.Н. Степановым). Данный тест специально предназначен для детей младшего школьного возраста. По итогам диагностики было выявлено, что у младших школьников в основном преобладает сформированный уровень нравственной воспитанности.
нравственность
нравственное воспитание
нравственное поведение
моральное сознание
школьники начальных классов
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2012. 304 с.
2. Харламов И. Ф. Педагогика / М.: Гардарики, 2015. 250 с.
3. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой и др. М., 2012. 256 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 2011. 224 с.
5. Курганова Е.А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте. М., 2005. 194 с.
6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Комплексная личностно-ориентированная программа формирования здорового образа жизни и первичной профилактики наркотизации: методическое пособие. Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2010. 498 с.
7. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2011. 992 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009. 464 с.
9. Воспитание нравственной личности младшего школьника: примерная программа и методические рекомендации. Витебск: УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2010. 23 с.
10. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2002. 416 с.
11. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2013. 146 с.

В трудах российских философов и педагогов понятие нравственности включает в себя такие этические категории, как свобода, равенство, самосовершенствование, и именно в работах Д.С. Лихачева, Б. Т. Лихачева и других представителей данного направления была отражена их взаимосвязь и взаимообусловленность. Далее педагоги М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова обосновывали гуманистические принципы образования как возможность формирования гражданина с активной жизненной позицией, что не может произойти без обращения к нравственным ценностям. В свою же очередь нравственные ценности имеют свойство развиваться и меняться в течение определенного времени.

В словаре по философии понятие «нравственность» было определенно равным понятию морали. Мораль определяется как «нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [1].

Определение «нравственное воспитание» выступает как необходимость формирования культуры поведения. По словам отечественного профессора - педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [2, с. 201].

В педагогической энциклопедии понятие «нравственное воспитание» определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Поэтому нравственное воспитание можно раскрыть как единый и обязательный процесс воспитания: нравственных чувств, нравственного вида, нравственной позиции, нравственного поведения и формирования нравственных норм и представлений о них [3].

В отечественной советской педагогике выделяют три группы задач в воспитании нравственного поведения:

  1. Формирование систем нравственных представлений, понятий, суждений на основе идей, взглядов, традиций, преобладающих в данном обществе.
  2. Формирование в сознании ребенка способов и навыков реализации действий и поступков в определенных условиях.
  3. Формирование личности подрастающего человека происходит в системе его социальных отношений и ориентации (как было в советское время: личность формировалась в коллективе, и при этом нравственное поведение образовывалось на основе общности, помощи другим) [3].

По мнению Ю. Болдырева, нравственное воспитание включает:

  • ознакомление с нравственными нормами и спросами в обществе;
  • образование взаимосвязи между поведением человека и потребностями, интересами общества;
  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • формирование культуры поведения и прочных нравственных чувств;
  • развитие нравственных привычек в повседневном поведении.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления [4].

Особую роль в нравственном воспитании играет формирование нравственных представлений на основе знаний норм поведения и ценностной ориентированности на них. Формирование нравственных представлений рассматривается в педагогике как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний: понятий, правил, норм, оценок, ценностей [5].

В комплексной личностно ориентированной программе «формирования здорового образа жизни и первичной профилактики наркотизации» А.Г. Жиляев и Т.И Палачева раскрывают периодизацию нравственного развития человека по Л. Кольбергу в трех уровнях, стимулирующих ребенка к правомерному поведению на том или ином возрасте:

  1. До семилетнего возраста присутствует страх наказания со стороны взрослого, также оно проявляется в страхе быть обманутым.
  2. До тринадцати лет имеется стыд перед окружающими людьми, стыд перед близкими друзьями или же общественным осуждением с негативной оценкой в дальнейшем.
  3. После шестнадцати лет проявляется понимание совести и желание соответствовать своим принципам и нравственным ценностям.

Данные уровни основаны на соответствующих библейских представлениях об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. Они способствуют развитию у человека нравственного поведения [6].

Также в учебнике Грэйса Крайга «Психология развития» приводится исследование Л. Кольберга, где уровни развития морального сознания разделяются на три поэтапных процесса.

Первый этап начала процесса - доморальный, или доконвенциональный уровень. Представляет собой внешнюю часть понимания ребенком определенных норм и правил, то есть ребенок на механическом уровне выполняет то, что от него требуют, но сами правила для него являются чем-то внешним. В большей степени ребенок ориентируется на свои потребности, и данный этап в развитии морального сознания является не больше чем избежать наказания или получить награду.

Второй этап исходит уже от договоренности, соглашения с ребенком. На данном этапе нравственное поведение для ребенка все еще является внешним, но имеются со стороны ребенка стремления вести себя определенным образом, чтобы не разрушить свои отношения между окружающими его людьми.

Третьим этапом выступает постконвенциональная, или автономная мораль, здесь уже имеет место внутреннее понимание со стороны ребенка. То есть имеется внутренний ориентир вести и контролировать себя во благо общественного благополучия [7].

В работе Л.И Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» приводится исследование Л. Кольберга, где был выделен значительно малый процент развитого автономного уровня морального сознания, то есть только 10% 16-летних подростков имеют автономную мораль. Также выделено, что только 70% дошкольников и школьников первых классов находятся на доморальном уровне развития. Это говорит о том, что данный уровень сохраняется у части детей вплоть до 16 лет. И также отмечено, что к 13 годам у многих детей имеется переход на второй конвенциональный уровень морального сознания [8].

Следственно, большая часть приходят в школу с доморальным не развитым уровнем нравственного понимания.

Возвращаясь к возрасту от 7 до 11 лет, что по Жану Пиаже является третьим периодом умственного развития, как период конкретных мыслительных операций, дети проявляют способность мыслить систематично, но в том случае, когда они могут опираться на определенные объекты и действия. Взаимодействие с другими детьми и совместная деятельность приводит к изменению мышления [9].

Отталкиваясь от методов и формы организации обучения, можно выделить приемы формирования нравственного поведения.

  1. Наглядный метод включает в себя наблюдения ребенка за процессом обучения. Со стороны преподавателя важна демонстрация картин, показ слайдов и видеофильмов. В процессе данного метода вполне возможно показывать картинки положительного поведения.
  2. Практический метод. В основу практического метода входит упражнение, многократное повторение действий, выделяются подражательные упражнения, когда ребенок повторяет действие за учителем, и творческие упражнения, например нарисовать картинку, где ребенок помогает своей маме.
  3. Игровые методы и приемы. Игровой деятельности присущи две функции: совершенствование и закрепление знаний в понятном формате для ребенка. В развитии нравственно-морального поведения на уроках можно будет разыгрывать сценки, в основе которых одному из участников будет требоваться помощь.
  4. Словесные методы. В данной прием входят показательные рассказы педагога о положительных поступках, беседы на темы как правильно себя вести в обществе, в кино, в театре и т.д. А также чтение художественной литературы на уроках как источник знаний об окружающем мире, правилах и нормах поведения [10].

Также в работе Н.В. Микляевой «Социально-нравственное воспитание дошкольников» рассматриваются три группы приемов, выделенных И.Г. Щукиной, которые влияют на формирование морального сознания у детей. Первый метод формирования сознания происходит ещё с младшего дошкольного возраста, когда родитель читает ребенку рассказы, сказки, тем самым формирует у ребенка понимание, кто в сказке отрицательный герой, а кто положительный. В данный прием также входят объяснения, разъяснения, лекции, этическая беседа и т.д.

Вторым методом является организация деятельности и формирование опыта поведения, когда родитель сам уже на своем примере показывает поступок, который ребенок может от него перенять, и в дальнейшем этот поступок закрепляется упражнением, поручением, воспитывающий ситуацией со стороны родителя.

Третий прием позволяет стимулировать у ребенка данное нравственное поведение с помощью форм соревнования, поощрения или наказания. Поощрение и наказание также служат для одобрения положительных поступков или осуждения отрицательных действий.

При всех перечисленных приемах можно отметить метод нравственного воспитания как личный пример со стороны окружающих ребенка, в данном случае ребенок смотрит на наиболее значимых для него людей, и в частности повторяет за ними поступки и действия [11].

Цель исследования: выявить уровень нравственного воспитания учащихся 3-4 классов. В исследовании участвовали дети в возрасте от 9 до 11 лет, обучающиеся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №2 им. Д.Х. Скрябина» городского округа «Жатай».

Материал и методы исследования

Был использован измененный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте», адаптированный для возраста младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.Е. Павловой, Е.Н. Степановым).

Результаты исследования и их обсуждения

По итогам проведенного исследования было выявлено у учащихся 3-4 классов, в возрасте от 9 до 11 лет, что 71% из них имеют показатели, свидетельствующие о достаточном нравственном воспитании учащихся, что говорит об их сформированной моральной осознанности. Данная моральная осознанность может проявляться в добрых поступках и достаточно спокойном отношении детей к людям, которые могут по всей случайности прикрикнуть, и при этом ребенок не станет отвечать тем же. Только у 29% были выделены показатели, свидетельствующие о несформированности нравственных отношений, неустойчивом и, возможно, импульсивном поведении, что определяется как безнравственное воспитание. Это показывает, что отсутствует формирование у младшего школьника нравственных представлений. Далее мы решили сравнить уровни нравственного воспитания между третьим и четвертым классом. В 3 классе высокий уровень нравственного воспитания преобладает у 70% обучающихся, что говорит об их готовности оказывать активное действие в вопросах нравственных поступков, отвечать за свои действия и быть наготове, если взрослому понадобится помощь. У 30% учащихся имеется ориентация на безнравственное воспитание. Следовательно, имеется низкий уровень развития поведенческого показателя сформированности нравственных представлений, иначе говоря, они предпочитают уходить от ответственности в нужный момент и при этом знают, что им за это ничего не будет.

И при всем этом хочется отметить, что даже если в третьем классе у детей имеется ориентация на безнравственное поведение, то в этом ничего плохого нет. Выше были приведены результаты исследования Лоренца Кельберга, где имеется у 10% показатель ориентации на безнравственность среди 16-летних подростков, что уже на этот момент является отрицательным фактом. Возвращаясь к нашим третьим классам, можно обозначить ту возрастную линию, когда на ребенка действительно можно положительно повлиять и без каких-либо трудностей развить в ребенке ценностно-нравственную позицию.

Среди детей 4-го класса было выделено, что у 73% сформировано нравственное воспитание, а у 27% не сформировано, что говорит о неразвитости в 10-11-летнем возрасте морального сознания. Насколько мы помним, по Кольбергу выделяются три этапа развития морального сознания, и в данном возрасте по теории должен происходить переход на второй конвенциональный уровень. То есть в этом возрасте должно формироваться соглашение и принятие нравственных норм, стремление вести себя определенным образом, чтобы не разрушить свои отношения между окружающими его людьми, близкими друзьями.

Подводя итоги, можно отметить, что:

  1. особых отличий между развитием между 3-4 классами в нравственном воспитании не наблюдается;
  2. в нашем исследовании имеются совпадения с исследованием Л. Кольберга. В младшем школьном возрасте преобладает доморальный уровень нравственности, проявляется в полном непонимании моральных предписаний, но соответствии им ради себя;
  3. ситуацию с детьми, у которых имеется низкий уровень нравственного воспитания, можно решить с помощью приемов, которые были выделены выше. Методы имеют наиболее удобную форму взаимодействия педагога с ребёнком, так как там раскрывается формат познавательного воздействия и игровая деятельность, что и является комфортной благоприятной и наиболее эффективной передачей знаний;
  4. исходя из результатов исследования был сделан вывод о необходимости разработки рекомендаций по формированию нравственных представлений у учащихся младших классов.

Рекомендации для родителей в формировании и развитии у младшего школьника нравственного воспитания, морального сознания:

  1. Вместе читать рассказы этического характера, основанные на ситуациях с выбором в положительную сторону. После прочтения рассказов обязательно обговаривать, о чем был сюжет, что делали главные герои и что ему понравилось или не понравилось.
  2. Смотреть мультфильмы, где отображаются ситуации различного характера, сцены нравственного воспитания, и также выделять те же вопросы, что выше.
  3. Проводить беседы на тему правил поведения в обществе (как нужно здороваться, когда говорить: «пожалуйста», а также как правильно себя вести в общественном транспорте и др.).
  4. На своем примере развивать у ребенка правильность в поступках (найдя телефон или кошелек, вернуть тому, кто потерял; уронив случайно бумажку, сразу же поднять и донести до мусорного бака и т.д.).
  5. Стоит также не забывать поощрять ребенка за правильность его поступков в поведении для выработки положительного подкрепления и дальнейшего формирования привычки.

Заключение

В заключение можно выделить, что нравственное воспитание формируется у детей с 7 лет. На период 7-летнего возраста ребенку присущ доморальный уровень нравственности, что говорит о его поступках послушания как об установленных взрослыми правилах, где имеется наказание за их ослушание, но не более. Внутренне нравственное воспитание принимает свою осознанную часть только в подростковом возрасте, когда подросток начинает овладевать такими понятиями, как «совесть», «добро и зло».

Опираясь на результаты исследования, можно обозначить, что у большей части школьников 3-4 классов преобладает уже сформированное нравственное воспитание, и при этом всем оно проявляется во внешнем поведении. Что касается 29% школьников начальных классов, которые имеют ориентацию на безнравственное воспитание, то их родителям необходимо ознакомиться с рекомендациями и повысить уровень нравственного воспитания.


Библиографическая ссылка

Николаев Е.В., Гузеева Л.М. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30296 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674