Основной внутренней угрозой безопасности современного общества является этнический экстремизм, что определяет актуальность и значимость проблемы его профилактики среди студенческой молодежи.
Возникновение и развитие этнического экстремизма обусловлены рядом объективных и субъективных факторов, отражающих особенности социализации современного подрастающего поколения. Кризисы экономических систем, семьи и других социальных институтов, рост социального неравенства, неопределенность будущего, преобладание в обществе гедонистических стремлений, падение коллективистских идеалов, отсутствие устойчивой системы жизненных ценностей и приоритетов обусловливают обострение социальной напряженности, приводящее к развитию экстремистских настроений в молодежной среде [1–3]. Модернизация общественной жизни стимулирует напряженность и в межнациональных отношениях. За последние годы во многих странах мира зафиксирован рост межэтнических конфликтов, что свидетельствует о наличии скрытых тенденций к открытому проявлению этнического экстремизма.
В связи с этим одной из центральных задач развития современного общества становится разработка действенных профилактических программ, ориентированных на предотвращение распространения идей и убеждений этнического экстремизма, особенно среди молодежи как самой уязвимой части населения страны.
В настоящее время профилактическая деятельность, регламентированная рядом нормативно-правовых актов, принятых в целях предотвращения экстремистской деятельности, ограничивается в основном совершенствованием и приумножением соответствующей законодательной базы. В образовательных организациях, роль которых в профилактике этнического экстремизма признана первостепенной, профилактическая деятельность носит эпизодический характер и сводится, по сути, к повышению правовой культуры обучающихся, пропаганде патриотических и интернациональных идеалов [4].
Педагогический опыт позволяет констатировать факт отсутствия в современных образовательных организациях высшего образования единой системы профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи с четким определением ее цели, задач, основных направлений, форм, средств и методов их реализации в учебно-воспитательном процессе вуза. Разработка такой системы должна осуществляться на основе научно обоснованных и эмпирически подтвержденных сведений о факторах этнического экстремизма, о критериях и показателях эффективности его профилактики среди студенческой молодежи.
Цель исследования – разработка и научное обоснование модели профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи, отражающей педагогические условия ее эффективной реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Материал и методы исследования. Согласно ранее проведенному исследованию, большинство студентов современных вузов характеризуются недостаточным уровнем устойчивости к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности, обусловленным низким уровнем развития у них межэтнической, правовой и гражданской компетентностей, что определяет необходимость организации в вузе целенаправленной профилактической деятельности [5].
Направления и содержание деятельности вуза по профилактике этнического экстремизма среди студенческой молодежи определяются исходя из субъективных и объективных факторов, стимулирующих или, напротив, блокирующих развитие у студентов устойчивости к экстремистским убеждениям и действиям экстремистской направленности. К субъективным факторам относятся: деформация этнической идентичности; высокий уровень внушаемости и конформизма, обусловливающий готовность студентов принимать этнические «мифы» и стереотипы; чрезмерная критичность восприятия социальных явлений, проявляющаяся в скрытой агрессии и враждебности; гедонистические ценности и приоритеты студентов. Среди объективных факторов следует отметить: эпизодичность и разрозненность профилактических мероприятий, ограниченность их информационно-криминологическим подходом; низкую готовность преподавателей вуза к организации и осуществлению системной профилактической деятельности.
Модель профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе представляет собой целостную педагогическую систему, определяющую:
– цель и задачи профилактической деятельности (целеполагающий блок);
– методологические подходы и принципы построения в вузе процесса профилактики (теоретико-методологический блок);
– ее основные направления и содержание (ориентационно-содержательный блок);
– алгоритм профилактической деятельности (процессуально-алгоритмический блок);
– формы, средства и технологии разработки и реализации вариативных профилактических программ, ориентированных на первичную и вторичную профилактику (программно-технологический блок);
– критерии и показатели ее эффективности (оценочно-мониторинговый блок) (рис. 1).
Рис. 1. Модель профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе
Целью специально организованной педагогической деятельности является построение в вузе эффективной системы профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи, интегрирующей организацию всех видов деятельности посредством включения в них элементов и технологий, ориентированных на формирование у студентов тех компетентностей, которые обеспечивают устойчивость их личности к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности.
Основополагающим элементом модели, систематизирующим представленные в ней блоки, является необходимость интеграции всех видов деятельности обучающихся студентов и обучающих их преподавателей. Рассмотрим эти виды деятельности.
Традиционно выделяют учебную деятельность студентов, внеаудиторную, научно-исследовательскую, учебно-профессиональную, социально-культурную, общественную, досуговую и коммуникативную деятельность студентов, обучающихся в вузе. Каждый из видов деятельности включает в себя цель, мотивы, определенные действия, их результаты и условия их выполнения, что позволяет говорить об их системном характере. Одна из основных идей, заложенных в разработанной модели, состоит в обязательной интеграции всех видов деятельности студентов на основе включения в них воспитательных элементов и технологий, ориентированных на профилактику этнического экстремизма. Не отдельные эпизодические мероприятия могут приблизить решение обозначенной проблемы, а именно интеграция всех видов деятельности студентов и преподавателей.
Не менее важным положением, лежащим в основе созданной модели, является идея интеграции системного, компетентностного, культурологического, средового и личностно-ориентированного подходов к организации в вузе профилактической деятельности. Именно интеграция как объединительный процесс, как процесс слияния основополагающих принципов обозначенных подходов в единое целое способна приблизить достижение обозначенной цели.
Педагогическая интеграция идей системной, а не эпизодической профилактики, ориентированности на формирование в ее процессе тех компетентностей, которые обеспечивают развитие устойчивости студентов к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности, направленности педагогической системы на воспитание через приобщение к жизни и деятельности в поликультурной среде, построение в вузе единого образовательного пространства и переориентации профилактики с позиций информирования на позиции личностного развития создает необходимые условия для повышения эффективности профилактической деятельности вуза. За счет интеграции обозначенных методологических подходов достигаются прогнозированные результаты педагогической деятельности.
В теоретико-методологическом блоке разработанной модели содержится не только схематическое описание основных подходов к построению в вузе целостной системы профилактики этнического экстремизма, но и основополагающие принципы, к которым мы относим принципы системности, единства обучения и воспитания, принцип парциальности, конгруэнтности и вариативности.
Принцип системности предполагает отказ от понимания профилактики как комплекса разрозненных мероприятий, нацеленных на решение задач предупреждения в студенческой среде проявлений этнической неприязни и разжигания межэтнических конфликтов. Именно из него вытекает принцип единства обучения и воспитания, предполагающий рассмотрение педагогической профилактики как системы, системообразующим элементом которой выступает цель, единая для всех входящих в систему элементов обучения и воспитания. Еще одним немаловажным элементом системной профилактики является отказ от назидания, агитации и пропаганды. Такой отказ предполагает следование принципу парциальности, который вытекает из положения о дополнительном педагогическом воздействии, реализуемом в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Важно, чтобы профилактические мероприятия, имея совершенно четкие цели, не казались обучающимся навязанными и не требовали от них напряжения своих сил для следования должному. При этом педагогическое общение должно быть откровенным и искренним, в связи с чем принцип конгруэнтности предполагает обращение преподавателей к своему жизненному опыту, к опыту студентов, других людей во взаимодействии с представителями других этнических общностей. Принцип вариативности, определенный нами в качестве основных педагогических условий профилактики этнического экстремизма в вузе, заключается в необходимости реализации вариативных профилактических программ, ориентированных на работу с разными категориями студентов, отличающихся, прежде всего, особенностями развития их личности, их жизненных ценностей, их склонностью к насильственному экстремизму, способностью противостоять манипулятивным воздействиям извне и, в частности, воздействиям экстремистских движений и объединений.
Ориентационно-содержательный блок модели раскрывает основные направления и содержание деятельности вуза по профилактике этнического экстремизма среди студенческой молодежи. Согласно разработанным критериям и показателям эффективности профилактической деятельности вуза, основными ее направлениями должны стать:
– формирование межэтнической компетентности как интегративной характеристики личности студента, интегрирующей знания, умения, опыт деятельности, мотивы и качества личности, необходимые для полноценной жизни в поликультурном обществе и бесконфликтного продуктивного взаимодействия с представителями разных этносов;
– формирование правовой компетентности как теоретико-правовая подготовленность студентов к решению профессиональных и жизненных задач с соблюдением действующего законодательства;
– формирование гражданской компетентности как готовность и способность студентов выполнять функции гражданина своей страны, проявляя гражданскую ответственность, политическую культуру, патриотизм и приверженность идеям демократического общества равных возможностей.
Алгоритм разработки и реализации вариативных профилактических программ, представленный в соответствующем блоке модели, отражает последовательность педагогических действий, осуществляемых для решения таких педагогических задач, как:
1) педагогическая диагностика и выделение групп студентов и преподавателей, характеризующихся устойчивостью и неустойчивостью к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности;
2) педагогическое проектирование и планирование профилактической деятельности;
3) реализация программ первичной и вторичной профилактики, объединяющих учебную и внеучебную деятельность студентов;
4) мониторинг результатов профилактической деятельности.
Программно-технологический блок модели содержит формы, средства и технологии разработки и реализации вариативных профилактических программ, ориентированных на первичную и вторичную профилактику этнического экстремизма среди студенческой молодежи. На занятиях по истории Отечества, политологии, социологии, правоведению, религиоведению, иностранному языку, русскому языку и культуре речи включение воспитательных элементов, в том числе и учебного материала по проблемам этнического экстремизма, а также проблемам, затрагивающим этническую идентичность, явления национализма, политические дебаты и иное, способствует развитию у обучающихся устойчивости к экстремистским убеждениям и действиям, что является конечной целью профилактической деятельности вуза.
Модель предусматривает включение в учебный процесс специально разработанных курсов, ориентированных на формирование у студентов межэтнической, правовой и гражданской компетентностей, обеспечивающих устойчивость их личности к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности, а в соответствии с требованиями ФГОС – ключевых компетенций, в том числе готовности и способности студентов взаимодействовать с представителями разных культур. В нашем эксперименте были реализованы программы следующих спецкурсов (факультативы): «Тренинг межэтнической толерантности»; «Основы профессиональной деятельности в поликультурном обществе»; «Основы межэтнического общения»; «Основы правовой культуры профессионала».
К внеаудиторным формам профилактики этнического экстремизма относится широкий спектр разнообразных мероприятий, как традиционных (День международного единства, День Конституции, День Победы, День России и др.), так и инновационных, ориентированных на реализацию системного подхода к профилактической деятельности вуза. Одной из эффективных инновационных форм является студенческая встреча, организованная нами на первых курсах. Студенческие встречи для знакомств, обсуждения актуальных проблем первокурсников проводились один раз в месяц в вечернее время и включали в себя тренинговые упражнения и игровые технологии, ориентированные на устранение субъективных факторов устойчивости к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности, выявленные нами в процессе эмпирического исследования. Они способствовали формированию позитивной этнической идентичности студентов, снижению у них уровня внушаемости и конформизма, развитию социально значимых ценностей и приоритетов.
Достижение поставленных цели и задач профилактики этнического экстремизма среди студенческой молодежи осуществлялось с помощью педагогических технологий и методов: информационных, просветительских, развивающих, активизирующих, корригирующих технологий; исследовательских методов и методов проектной деятельности; социально-активизирующих технологий; методов преодоления игнорирования и социального исключения; методов психолого-педагогической поддержки и психологического сопровождения.
Одним из главных условий педагогической профилактики является создание психологически безопасной образовательной среды в вузе. Такая среда становится фоном становления личности студента. Создание безопасной среды в вузе осуществляется за счет поведения и внутренних особенностей преподавателей, а также особенностей их научно-педагогической деятельности. Воспитывающее воздействие среды достаточно известно. Важно, чтобы преподаватели подавали обучающимся пример интересной и законопослушной активной жизни, чтобы в своем профессиональном действии они руководствовались чувством справедливости, долга, ответственности, чтобы в отношениях со студентами не было дискриминации по каким-либо признакам, чтобы они были интересными собеседниками и настоящими наставниками обучающихся. Создание такой среды – достаточно сложная задача, решение которой зависит от самих научно-педагогических работников и от их личностных особенностей.
Оценочно-мониторинговый блок модели содержит описание критериев и показателей эффективности профилактической деятельности вуза. В качестве результатов профилактики выступают: увеличение уровня устойчивости студентов к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности; позитивная и недеформированная этническая идентичность студентов; снижение уровня скрытой агрессии, враждебности; высокая готовность преподавателей к осуществлению профилактической деятельности; отсутствие в вузе студентов из «группы риска».
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно разработанной модели профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе, алгоритм разработки вариативных программ заключается в последовательной смене таких педагогических действий, как диагностика, проектирование, реализация, мониторинг. На основе диагностических процедур отбирались четыре группы объектов первичной и вторичной профилактики, а также проводился выбор тех лиц, которые составляли инициативную группу, организующую профилактическую деятельность в вузе. Принцип вариативности предполагал действие как общей программы профилактики, так и отдельных ее подпрограмм, ориентированных на работу с конкретной категорией особо неустойчивых к экстремистским убеждениям и действиям студентов.
В процессе экспериментального исследования нами были сформированы две равнозначные выборки, включающие в себя по 102 студента первых курсов, 28 из которых принадлежали к другим этническим общностям, в том числе к народам Северного Кавказа – 12 и Закавказья – 16. Выборки уравнивались по первоначальным показателям уровня устойчивости их личности к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности. Экспериментальной группой стали студенты ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», контрольной – студенты ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет».
Экспериментальные данные убедительно доказали эффективность разработанных нами педагогических мер по совершенствованию системы профилактической деятельности вуза. Во-первых, за три учебных года у студентов экспериментальной группы значимо выросли показатели основного критерия эффективности профилактики этнического экстремизма – показатели устойчивости их личности к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности.
Если в начале эксперимента высокой устойчивостью, по оценкам преподавателей, обладали лишь 11,76% студентов экспериментальной группы, то к концу эксперимента – уже около половины (рис. 2). Значимо снизился процент тех обучающихся, кто при поступлении в вуз характеризовался низкой устойчивостью к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности и кто составил так называемую группу риска, с которой, согласно предложенной модели, осуществлялась индивидуальная и групповая работа по устранению факторов, препятствующих развитию такой устойчивости. В контрольной группе к концу эксперимента, на его итоговом этапе, такой позитивной динамики не наблюдалось.
Рис. 2. Сравнительный анализ процентного распределения студентов экспериментальной группы по уровню устойчивости их личности к экстремистским убеждениям и действиям до и после эксперимента (%)
Сравнительный анализ показателей каждого компонента компетентностей, обеспечивающих устойчивость студентов контрольной и экспериментальной групп к экстремистским убеждениям и действиям, показал, что разработанные нами модель, алгоритм и профилактические программы способствовали формированию у студентов экспериментальной группы обозначенных компетентностей (табл.).
Результаты сравнительного анализа показателей уровня сформированности у студентов экспериментальной и контрольной групп компетентностей после эксперимента
Показатели |
ЭГ |
КГ |
t |
p |
Межэтническая компетентность |
||||
Когнитивный компонент |
8,2 ± 0,8 |
5,2 ± 0,5 |
3,19 |
<0,01 |
Эмоциональный компонент |
7,0 ± 0,7 |
4,0 ± 0,4 |
3,23 |
<0,01 |
Мотивационный компонент |
7,5 ± 0,8 |
4,4 ± 0,5 |
2,66 |
<0,01 |
Деятельностный компонент |
6,9 ± 0,7 |
4,0 ± 0,4 |
2,24 |
<0,05 |
Личностный компонент |
7,0 ± 0,7 |
4,2 ± 0,5 |
2,02 |
<0,05 |
Правовая компетентность |
||||
Когнитивный компонент |
9,0 ± 0,9 |
6,0 ± 0,6 |
2,78 |
<0,01 |
Эмоциональный компонент |
8,7 ± 0,9 |
5,2 ± 0,5 |
3,43 |
<0,001 |
Мотивационный компонент |
8,0 ± 0,8 |
5,0 ± 0,5 |
2,94 |
<0,01 |
Деятельностный компонент |
7,4 ± 0,8 |
5,4 ± 0,5 |
1,85 |
>0,05 |
Личностный компонент |
7,0 ± 0,7 |
3,9 ± 0,5 |
2,34 |
<0,01 |
Гражданская компетентность |
||||
Когнитивный компонент |
7,6 ± 0,8 |
4,8 ± 0,5 |
2,98 |
<0,01 |
Эмоциональный компонент |
8,0 ± 0,8 |
5,0 ± 0,5 |
3,13 |
<0,01 |
Мотивационный компонент |
8,2 ± 0,8 |
5,0 ± 0,5 |
3,24 |
<0,01 |
Деятельностный компонент |
7,0 ± 0,7 |
4,2 ± 0,4 |
2,82 |
<0,01 |
Личностный компонент |
7,5 ± 0,8 |
4,4 ± 0,5 |
3,38 |
<0,01 |
Таким образом, результаты сравнительного анализа показателей каждого компонента компетентностей, необходимых для устойчивости личности к экстремистским убеждениям и действиям экстремистской направленности, свидетельствуют об эффективности разработанной модели. Статистически достоверные различия между двумя исследовательскими группами в конце эксперимента были зафиксированы по всем интересующим нас показателям. Преподаватели обучающихся экспериментальной группы отмечают позитивные изменения и в правовом сознании студентов, и в их мотивации к межэтническому взаимодействию, и в развитии гражданской ответственности, чувства долга, патриотизма, лишенного ненависти к представителям другой национальности. Принятие факта поликультурного государства, развитие способности жить в нем и не делить при этом людей на представителей своей и чужой национальности стали возможны благодаря реализации разработанных нами педагогических мер.
В результате реализации экспериментальной модели, алгоритма разработки профилактических программ и самих профилактических мероприятий, системно представленных в содержательном и технологическом обеспечении профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе, повысились основные показатели эффективности профилактической деятельности в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», в котором проходил педагогический эксперимент. В ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» таких данных выявлено не было.
Заключение
Данные итогового эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной модели профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе.
Модель профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе представляет собой целостную педагогическую систему, определяющую цель и задачи профилактической деятельности (целеполагающий блок), методологические подходы и принципы построения в вузе процесса профилактики (теоретико-методологический блок), ее основные направления и содержание (ориентационно-содержательный блок), алгоритм профилактической деятельности (процессуально-алгоритмический блок), формы, средства и технологии разработки и реализации вариативных профилактических программ, ориентированных на первичную и вторичную профилактику (программно-технологический блок), критерии и показатели ее эффективности (оценочно-мониторинговый блок).
Алгоритм разработки и реализации вариативных профилактических программ отражает последовательность педагогических действий, осуществляемых для решения следующих педагогических задач: 1) педагогической диагностики и выделения групп студентов и преподавателей, характеризующихся устойчивостью и неустойчивостью к экстремистским убеждениям и действиям этнической направленности; 2) педагогического проектирования и планирования профилактической деятельности; 3) реализации программ первичной и вторичной профилактики, объединяющих учебную и внеучебную деятельность студентов; 4) мониторинга результатов профилактической деятельности.
Педагогическими условиями профилактики этнического экстремизма среди студентов в процессе их обучения в вузе являются: нацеленность профилактической деятельности на блокирование субъективных и объективных факторов, препятствующих развитию устойчивости студентов к экстремистским убеждениям и действиям; готовность преподавателей к разработке и реализации профилактических программ, включающая в себя позитивную этническую идентичность их личности и высокий уровень гражданской ответственности; включение в учебно-воспитательный процесс вуза специфических и неспецифических воспитательных элементов, ориентированных на создание воспитательной среды; осуществление взаимодействия преподавателей и студентов на основе принципов системности, единства обучения и воспитания, парциальности, конгруэнтности и вариативности.
Библиографическая ссылка
Вешкин С.В. МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30290 (дата обращения: 19.01.2025).