Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ВОЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Черномаз А.П. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Процесс обучения в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «Президентское кадетское училище», «Суворовское военное училище», «Военно-музыкальное училище», «Нахимовское военно-морское училище», «Кадетский (морской кадетский) военный корпус», «Кадетский корпус “Пансион воспитанниц”» в основном строится имеет традиционный формат, т.е. «ученик – учитель», в котором обязательным аспектом является прямой контакт ученика с учителем. Это, в свою очередь, связано со спецификой самих образовательных организаций с военной составляющей, где наряду с изучением общеобразовательных предметов осуществляется военная подготовка, а именно общевойсковая. Однако в данных учебных заведениях присутствует система дистанционного обучения, но она не так востребована, как традиционный формат обучения. Развитие инфокоммуникационных технологий и пандемия COVID-19 привели к необходимости совершенствования системы обучения в образовательных организациях с военной составляющей. Особое внимание должно уделяться педагогическому составу, который оказался не готовым к организации дистанционного формата обучения, поэтому для верной реализации методики дистанционного преподавания и работы в цифровой образовательной среде с использованием ее инструментов они должны пройти обучение, чтобы увеличить спектр своих компетенций в области преподавания. В данной статье рассматриваются возможные риски и проблемы при подготовке преподавателей образовательных организаций с военной составляющей при реализации дистанционного формата обучения, а также способы их устранения.
педагогический состав
риски
цифровая образовательная среда
спектр компетенций
инфокоммуникационные технологии
1. Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации». [Электронный ресурс]. URL: https://adekkk.mil.ru/upload/site15/document_file/Prikaz_MORF_515.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
2. Приказ Министерства Обороны Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 611 о внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации, утвержденный приказом министра обороны российской федерации от 21 июля 2014 г. № 515. [Электронный ресурс]. http://docs.cntd.ru/document/420311875.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
3. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: дис. … докт. пед. наук. Новосибирск, 2012. 404 с.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 194 с.
5. Михайлова Н.В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2012. 233 с.
6. Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2001. 22 с.
7. Морозова Н.А. Разработка и создание комплекса средств дистанционного обучения для реализации личностно-ориентированного обучения химии: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 163 с

Федеральные государственные общеобразовательные организации со специальными наименованиями «Президентское кадетское училище», «Суворовское военное училище», «Военно-музыкальное училище», «Нахимовское военно-морское училище», «Кадетский (морской кадетский) военный корпус», «Кадетский корпус “Пансион воспитанниц”» находятся под юрисдикцией Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), поэтому для этой категории образовательных организаций разработана дополнительная нормативно-правовая база, регулирующая в них процесс образования [1, 2]. Это предназначено для обеспечения дисциплины и информационной безопасности, так как в них осуществляется военная подготовка обучающихся для дальнейшей службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) и органах государственной власти.

Цель исследования – выявление проблем и рисков в организации дистанционного обучения педагогическим составом из-за специфики образовательных организаций с военной составляющей.

Материал и методы исследования. В образовательных организациях с военной составляющей преобладает традиционный формат обучения, когда обучающиеся находятся под пристальным взглядом и контролем преподавателей, офицеров-воспитателей [3]. Данные меры направлены на то, чтобы создать определенные условия для обучения. Кроме этого, наряду с основным образованием осуществляется специальная подготовка по отдельным разделам общевойсковой подготовки, которая является обязательным и первоначальным разделом в изучении военного дела. К разделам общевойсковой подготовки относятся (рис. 1): тактическая подготовка, физическая подготовка, изучение уставов, иностранные армии, огневая подготовка, военно-медицинская подготовка, строевая подготовка, разведывательная подготовка, инженерная подготовка войск, химическая подготовка, морально-психологическая подготовка.

Рис. 1. Общевойсковая подготовка в образовательных организациях с военной составляющей

Основное образование в образовательных организациях с военной составляющей включает: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование. Изучение военных дисциплин несет в себе практическую значимость, благодаря которой обучающиеся постигают и отрабатывают военные навыки под руководством офицерского состава. Следовательно, традиционный формат является основополагающим в образовательных организациях с военной составляющей.

В образовательных организациях с военной составляющей имеется система дистанционного обучения, но она используется не по назначению. Ключевым фактором в данном аспекте является отсутствие компетенций у педагогического состава в организации дистанционного обучения, так как они «заточены» только под традиционный формат обучения.

На сегодняшний день в связи с развитием инфокоммуникационных технологий и пандемией COVID-19 дистанционное обучение стало более востребованным из-за целого ряда своих преимуществ, чем традиционный формат обучения. Актуальность, рациональность и полезность дистанционного обучения послужили причинами модернизации процесса обучения в образовательных организациях с военной составляющей.

Структура организации дистанционного обучения из-за специфики образовательных организаций с военной составляющей представлена на
рисунке 2 [4].

Рис. 2. Организация дистанционного обучения с учетом специфики образовательных организаций с военной составляющей

В данных образовательных организациях работают лучшие преподаватели страны, о чем свидетельствуют высокие показатели успеваемости обучающихся в сдаче Единого государственного экзамена / Основного государственного экзамена (ЕГЭ/ОГЭ), а также постоянное занятие призовых мест в олимпиадах и конкурсах.

Для реализации перехода образовательных организаций с военной составляющей на дистанционный формат обучения необходимо, чтобы педагогический состав прошел переподготовку с целью расширения спектра своих компетенций для приобретения умений, навыков и знаний в организации полноценного дистанционного процесса обучения. Данное решение будет способствовать переходу педагогического состава на новый уровень педагогического мастерства (рис. 3).

Рис. 3. Переход педагогического состава на новый уровень педагогического мастерства

Приобретя умения, навыки и знания в области организации дистанционного обучения, педагогический состав столкнется со следующими проблемами из-за специфики образовательных организаций с военной составляющей (рис. 4).

Рис. 4. Проблемы в организации дистанционного обучения из-за специфики образовательных организаций с военной составляющей

Проблемами и путями их решения могут быть [5]:

1) ограниченные функциональные возможности электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), поэтому необходимо будет провести реорганизацию структуры ЭИОС для полноценной организации дистанционного обучения;

2) отсутствие умений и навыков работы у обучающихся в ЭИОС, в данном случае решением будут проведение тренировочных занятий с обучающимися или разработка инструкций;

3) для обеспечения информационной безопасности внутри и вне образовательной организации с военной составляющей используется ограниченный доступ в Интернет, который является обязательным элементом организации дистанционного обучения, поэтому необходимо создать зашифрованную локальную вычислительную сеть (ЛВС) с доступом в Интернет только в учебных целях;

4) пользование средствами сотовой связи, планшетами, ноутбуками в образовательных организациях с военной составляющей ограничено, поэтому обучающиеся имеют право пользоваться ими строго в отведенное время, однако не каждый обучающийся имеет цифровые устройства; решением данной проблемы будет обеспечение каждого обучающегося цифровым оборудованием, которое будет использоваться исключительно в учебных целях, а также следует внести изменения в правила пользования цифровыми устройствами на территории образовательной организации, на учебных занятиях и в часы самостоятельной подготовки;

5) выбор платформ и использование цифровых инструментов обучения подразумевают заключение договоров с контракторами на пользование услугами и возможностями обучающих платформ, а также цифровыми обучающими инструментами при условии, что они являются сертифицированными и обеспечивают заданный уровень информационной безопасности;

6) коммуникация с обучающимися строится на работе по взаимодействию преподавателей с обучающимися дистанционно по ЛВС, где могут использоваться социальные сети, видеочаты, электронная почта и иное; единственным вариантом решения данной проблемы будут выступать выбор социальных сетей, пригодных для данных целей, или создание внутренней системы обмена данными;

7) доступность к учебному материалу заключается в обеспечении круглосуточного доступа обучающихся к материалу и создание собственной электронной библиотеки;

8) обратная связь ориентирована на нахождение преподавателей в режиме online для поддержки и консультации обучающихся.

Педагогические риски – это вероятность возникновения трудностей для преподавателя в организации обучения, которые зависят от используемых методов, приемов, инструментов обучения.

Виды рисков в организации дистанционного обучения с ожидаемыми последствиями, мероприятиями по предупреждению и действиями в случае возникновения представлены в таблице.

Риски в организации дистанционного обучения в образовательных организациях с военной составляющей

Риски

Ожидаемые последствия

Мероприятия по предупреждению риска

Действия в случае наступления риска

1

Недостаточная

компетентность педагога

Отсутствие или нарушение логики исследования, невозможность достижения цели и выполнения задач

Изучение педагогических приемов взаимодействия, особенностей возраста обучающихся, оценка используемых форм работы

Консультация с более опытными педагогами, владеющие методикой проектной деятельности

2

Отсутствие у обучающегося умений в исследовательской работе

Проблема реализации практической части исследования

Разъяснение приемов взаимодействия, подбор способов мотивации обучающихся

Изменение хода исследования, акцент на другие виды исследований

3

Неспособность мотивировать обучающегося к исследованию

Невозможность достижения цели

Выбор различных способов мотивации обучающегося

Создать группу, на которую смог бы смотреть и ориентироваться обучающийся

Организация дистанционного обучения в виде электронного учебного курса (ЭУК) представляет собой проект [7]. Недостаточная компетентность педагога в создании проекта способствует нарушению структуры и логики исследовательской деятельности, конечным результатом чего будут невозможность достижения общей цели и невыполнение поставленных задач. Для предупреждения данного вида риска преподавателю следует изучить педагогические приемы взаимодействия, особенности возраста обучающихся, а также провести оценку используемых форм работ. Если риск в процессе обучения возник, то преподавателю следует проконсультироваться у более опытных педагогов, обладающих методикой проектной деятельности.

Следующим риском является отсутствие у обучающегося умений в исследовательской работе, вследствие чего возникнет проблема реализации практической части исследования. Для выявления данного риска необходимо будет разъяснить приемы взаимодействия и подбор способов мотивации обучающихся. Если риск уже наступил, то рациональным выходом будут изменение хода исследования и акцент на другие виды исследований.

Заключительным риском является тот факт, что при отсутствии мотивации обучающегося к исследованию цель не будет достигнута. Для предупреждения этого следует использовать различные способы мотивации обучающегося. В случае наступления риска единственным выходом выступает создание группы обучающихся, на которую смог бы смотреть и ориентироваться немотивированный обучающийся.

Представлен список проблем и рисков в организации дистанционного обучения, с которыми может столкнуться педагогический состав образовательных организаций с военной составляющей.

Заключение

Переход образовательных организаций с военной составляющей на дистанционный формат обучения будет реализован за счет реорганизации ЭИОС, переподготовки педагогического состава. На основе специфики образовательных организаций с военной составляющей был представлен перечень проблем и рисков, с которыми может столкнуться педагогический состав при организации дистанционного обучения. Предложены пути решения проблем, а также способы предупреждения и действия в случае наступления рисков. Данный подход в организации дистанционного обучения в образовательных организациях с военной составляющей с учетом их специфики позволит перейти на новый уровень подготовки обучающихся к государственной и военной службе в ВС РФ.


Библиографическая ссылка

Черномаз А.П. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ВОЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30289 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074