Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА»)

Тамме Е.В. 1 Ушаков А.А. 2
1 МБОУ СОШ 68 г. Краснодара
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
В статье рассматривается проблема организации и повышения эффективности процесса формирования критического мышления обучающихся общеобразовательных организаций на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В результате исследования авторами статьи разработана модель процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и при дополнительном образовании в условиях центра «Точка роста». Данная модель имеет системный характер и включает взаимосвязанные друг с другом цель, задачи, психолого-педагогические условия, принципы реализации, процессуальные компоненты, результат, рефлексию и коррекцию. Основными компонентами модели процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра «Точка роста» являются мотивационно-векторный, организационно-содержательный, технологический и результативно-оценочный. Процесс формирования критического мышления обучающихся на уроках и при дополнительном образовании в условиях центра «Точка роста» обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий, таких как: взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности; учет индивидуальных особенностей обучающихся, их личного опыта критического осмысления; использование комплекса многообразных форм и методов представления информации, форм деятельности, их регулярной смены; формирование внутренней мотивации, навыков самоанализа, объективной оценки действий. Авторами сделан вывод, что формирование критического мышления обучающихся не заканчивается в связи с окончательной сформированностью. Динамика формирования критического мышления обучающихся определяется на основе интегративной оценки данного исследуемого феномена.
критическое мышление
интегративная среда
центр «точка роста»
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
2. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 245 с.
3. Турчевская Б.К., Брылина И.В. Логическая компетентность и критическое мышление // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (2).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22504 (дата обращения: 28.10.2020).
4. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: РАН, 2012. 136 с.
5. Горьков И.А. Критическое мышление и философское образование в условиях современного социума // Преподаватель XXI век. 2015. № 2 (1). С. 41-47.

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы является воспитание обучающихся, способных аргументированно доказывать собственную оригинальную точку зрения, определять цели и находить эффективные пути их достижения. Данная задача решается путем развития критического мышления школьников, которое отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления [1]. Такой тип мышления предполагает способность определять возникающие проблемы, находить нестандартные способы их решения, владеть рефлексией интеллектуальной деятельности, что связано с умением анализировать собственные действия и устранять возникающие ошибки. Кроме этого, критическое мышление включает открытость для нестандартных идей и способность к формулированию объективных выводов. Формирование таких компетенций невозможно без переоценки ценностей, адаптации к изменениям и умения мыслить критически, анализируя и сомневаясь во всем происходящем [2]. Критическое мышление основывается на рационализме и логике, при этом обучение происходит через проверку основной мысли [3]. Самыми главными признаками критического мышления являются простота, доступность, множественность мнений. В современном социуме критическое мышление служит ключом к новой динамично развивающейся цифровой эпохе. Критическое мышление как неотъемлемый компонент системы образования в эпоху развития информационных систем и цифровизации общества выступает средством обеспечения информационно-психологической безопасности личности [4]. Таким образом, в условиях современного социума критическое мышление становится важной частью образовательного процесса, являясь фундаментальной культурной ценностью [5].

Одними их ранних документированных упоминаний о критическом мышлении являются высказанные идеи философа Сократа, который указал на важность поиска доказательств, тщательного изучения рассуждений и предположений, анализа основных понятий и отслеживания последствий сказанного и выполненного на практике. Проблеме формирования и развития критического мышления посвящено большое количество научных исследований. Изучением формирования критического мышления занимались многие зарубежные и отечественные ученые: С.И. Векслер, Б.В. Зейгарник, И.Я. Лернер, Г. Линдсей, Н.А. Менчинская, Р. Пауль, Л.А. Рыбак, В.М. Синельников, Е.А. Ходос и др. Понятие критического мышления расширяется и конкретизируется у различных авторов, исследующих данную проблему: мышление о мышлении (Р. Пауль); особый вид мышления, имеющий целью оценку идей (М.Н. Браун); рефлексивное мышление (Д. Дьюи). В многочисленных прикладных исследованиях конкретизируются особенности формирования критического мышления применительно к разным категориям обучающихся и предметному содержанию.

Педагогические исследования показали, что наиболее благоприятным периодом для развития критического мышления является школьный возраст. Формирование критического мышления обучающихся осуществляется в процессе изучения учебных предметов на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Формирующаяся интегративная образовательная среда позволяет обучающимся использовать развивающие возможности как основного, так и дополнительного образования, которое в настоящее время значительно изменяется. С 2019 г. в рамках проектов «Образование» и «Современная школа» создаются центры «Точка роста». Подобные центры нацелены на внедрение современных образовательных технологий, форм и методов обучения и воспитания с целью освоения обучающимися программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» во внеурочное время, в том числе с применением прогрессивных форм дистанционного обучения и сетевого взаимодействия. В рамках центров «Точка роста» в условиях цифровизации образовательно-воспитательного процесса обеспечиваются единство учебных и воспитательных требований, преемственность содержания основного и дополнительного образования, индивидуальный подход к различным категориям обучающихся, что способствует развитию социальной активности, повышению результативности проектно-исследовательской деятельности и в итоге – личностному развитию.

Использование развивающих ресурсов интегративной среды общего и дополнительного образования позволит на ином, качественно более высоком уровне формировать критическое мышление обучающихся. Проблема исследования на современном этапе развития образования заключается в следующем: каким образом организовать и повысить эффективность процесса формирования критического мышления обучающихся общеобразовательных организаций на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»?

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В данной статье представлен этап теоретико-методологического обоснования и разработки модели.

Методология и методы исследования. Общеметодологическую основу исследования составили фундаментальные представления о развитии и формировании как о диалектических процессах; научные представления о всеобщей связи и целостности процессов и явлений окружающего мира, его системности и материальности; базовые положения о диалектическом единстве теории и практики; принципы методологии педагогического исследования.

Проведенное исследование базируется на использовании системного и интегративно-средового, а также личностно-деятельностного подходов в формировании критического мышления обучающихся в условиях интегративной среды общего и дополнительного образования. Методологической основой исследования философского уровня изучаемой проблемы является системный подход. Модель процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» понимается как целостная система, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов. Основные идеи и принципы интегративно-средового подхода позволяют исследовать формирование критического мышления обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Личностно-деятельностный подход базируется на представлениях о единстве деятельности и личности. Безусловно, деятельность играет основополагающую роль в процессе формирования критического мышления обучающихся в условиях интегративной образовательной среды.

В исследовании использовались такие методы педагогического исследования, как анализ философской, психолого-педагогической и нормативно-методической документации, моделирование, а также общелогические методы: абстрагирование, синтез, обобщение и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Основными процессуальными компонентами формирования критического мышления обучающихся являются: мотивационный компонент – наличие установок, системы мотивов, психологической готовности к критическому мышлению (стадия вызова); когнитивный компонент – интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки (стадия осмысления содержания); деятельностный компонент – уже имеющийся прошлый опыт критического осмысления; рефлексивный компонент – умение осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (стадия рефлексии).

В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также обобщения имеющегося опыта нами разработана модель процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Данная модель имеет системный характер и включает взаимосвязанные друг с другом цель, задачи, психолого-педагогические условия, принципы реализации, процессуальные компоненты, результат, рефлексию и коррекцию (рис.).

Модель процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Основными компонентами модели процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» являются мотивационно-векторный, организационно-содержательный, технологический и результативно-оценочный.

Процесс формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий, таких как:

– взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности;

– учет индивидуальных особенностей обучающихся, их личного опыта критического осмысления;

– использование комплекса многообразных форм и методов представления информации, форм деятельности, их регулярной смены;

– формирование внутренней мотивации, навыков самоанализа, объективной оценки действий.

Процесс формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра «Точка роста» основан на следующих принципах:

– гуманизации образовательно-воспитательного процесса;

– природосообразности;

– целостности процесса общего и дополнительного образования;

– демократизации процесса обучения;

– культуросообразности обучения и воспитания;

– единства и непротиворечивости действий обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

Процессуальным компонентам критического мышления соответствуют следующие критерии сформированности:

– ценностно-мотивационный критерий;

– интеллектуально-когнитивный критерий;

– опытно-поведенческий критерий;

– аналитико-синтетический критерий.

Критерии соотносятся с уровнями (критический, допустимый, оптимальный) сформированности критического мышления обучающихся. Формирование критического мышления обучающихся не заканчивается в связи с окончательной сформированностью. Динамика формирования критического мышления обучающихся определяется на основе изменения уровней сформированности по каждому критерию, а также с учетом интегративной оценки уровней сформированности критического мышления.

Таким образом, интеграция формирующих ресурсов общего и дополнительного образования в условиях центров «Точка роста» позволяет создать целостную систему формирования критического мышления обучающихся, успешно реализовывать разноуровневые программы с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

В результате обобщения имеющегося опыта разработаны специальные упражнения и методики для развития критического мышления обучающихся в условиях интегративной среды общего и дополнительного образования в центрах «Точка роста».

1. «ССД» – сомнение, свобода, действие. На уроке или занятии по дополнительному образованию обозначается тема урока и предлагается гипотеза путем выражения сомнения в факте. Цель и задачи обучающиеся формулируют сами. В достижении поставленной цели учитель дает свободу действий в поисках информации, сборе фактов и доказательств. Обучающиеся достигают поставленной цели с помощью учебников, дополнительной литературы, технических средств, устройств, конструкторов и др.

2. «Ошибка» – в процессе объяснения нового материала педагог, ссылаясь на ранее изученный материал, целенаправленно озвучивает три ошибки, выдавая их за правду. Обучающийся получает отличную оценку, если после объяснения материала находит эти ошибки, озвучивает их, дает разъяснения и правильный ответ.

3. «Ребусы, головоломки, кроссворды» – работа с настольными играми, ребусами, головоломками позволяет мотивировать обучающихся к разному роду действий, делает урок (занятие) ярче, познавательнее, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий.

4. «Воображарий» – задача игроков – объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и т.д. При описании слова запрещается использовать однокоренные понятия.

5. «Выход за рамки». Ребятам предлагается представить, что необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Следует придумать варианты решения с учетом этого условия, а потом перенести их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумать, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.

6. «Способ применения». Обучающимся предлагается взять любой предмет, например расческу или шариковую ручку, и придумать 100 разных способов его применения.

7. «Случайное слово». Нужно сформулировать проблему и попробовать связать ее с любым случайно выбранным словом (слово можно взять наугад в словаре).

8. Использование телевизионных игр на уроках (занятиях). Например, на уроке провести игры «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и т.д.

Заключение

Таким образом, в результате исследования на теоретико-методологическом уровне обоснована взаимосвязь формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании. Разработанная модель является основой для проектирования траекторий формирования критического мышления обучающихся в условиях интегративной среды общего и дополнительного образования.

Перспективы исследования заключаются в экспериментальной апробации модели процесса формирования критического мышления обучающихся на уроках и в дополнительном образовании в условиях центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».


Библиографическая ссылка

Тамме Е.В., Ушаков А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА») // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30270 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674