Приоритетной задачей трансформации системы отечественного образования на всех его стадиях является на сегодняшний день повышение его доступности, результативности, эффективности и качества. Ответ на подобные запросы требует комплексных структурно-институциональных преобразований, основу которых составляют, по нашему мнению, реновация содержательного аспекта образования, соотнесение его с международными стандартами и перспективами развития российского общества.
Новые векторы государственной политики в сфере обучения и воспитания находят отражение, в первую очередь, в обновлении федеральных государственных образовательных стандартов, в которых отражены требования к результатам освоения основных образовательных программ, уровню обученности выпускников, их личностным качествам и компетентностным характеристикам.
Цель статьи – исследование возможностей применения межкультурных проектов по иностранным языкам как результативной формы организации внеучебной деятельности с обучающимися учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Материалы и методы исследования: наукометрический анализ литературы по методике преподавания иностранных языков в учреждениях СПО; анализ существующих подходов к организации внеучебной работы по иностранным языкам; обобщение имеющегося опыта реализации проектной деятельности.
Результаты исследований и их обсуждение. Важной задачей модернизации образовательной системы на уровне средних специальных образовательных организаций представляется обеспечение качественного нового уровня сформированности профессиональной компетенции современных выпускников в совокупности всех ее составляющих, соответствующих личностным и социальным запросам.
Согласно ФГОС СПО одним из критериев реализации основной образовательной программы является «использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся» [1]. Одновременно с этим небольшое количество времени на аудиторное взаимодействие преподавателя с обучающимися не позволяет в полной мере использовать весь арсенал образовательных технологий и форм работы. Именно поэтому одним из педагогических факторов восполнения образовательных дефицитов, поддержания устойчивой мотивации к учению, профессионального становления будущих специалистов является, на наш взгляд, использование ресурсов внеучебной деятельности, которые делают возможной разработку новых методик и технологий обучения и воспитания учащихся СПО, направленных на обеспечение целостности образовательного и воспитательного процессов за счет интеграции урочной и внеучебной деятельности.
Под внеучебной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ» [2]. При этом следует отметить, что данный вид деятельности тесным образом взаимосвязан с дополнительным образованием как одной из базовых моделей организации взаимодействия учащихся с преподавателем. Объединяющими элементами выступают следующие формы работы: факультативные занятия, научные кружки, элективные курсы, профессиональные объединения учащихся и др.
Организация внеучебной деятельности призвана, в первую очередь, обеспечить поддержку и дальнейшее развитие личности обучающихся за счет углубленного изучения, закрепления, практического применения отдельных аспектов содержания обучения, заложенных в основную образовательную программу.
Глобальной целью обучения иностранным языкам учащихся средних профессиональных образовательных организаций является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, в том числе в профессиональной сфере, посредством развития личности обучающегося в диалоге культур. Именно уровень владения данным видом компетенции имеет ключевое значение в связи с расширением профессиональных контактов с иностранными специалистами в различных сферах взаимодействия.
Наукометрический анализ литературы по проблеме исследования показал, что вопросы организации внеучебной работы по иностранным языкам достаточно полно освещены в работах Г.В. Роговой, А.А. Миролюбова, С.Ф. Шатилова, Л.З. Якушиной и др. Однако авторы рассматривают данную проблему применительно к условиям организации образовательного процесса в средней школе, в то время как специфика данного вида работы в учреждениях СПО остается малоизученной.
Специфика учебной дисциплины «Иностранный язык» характеризуется тем, что процесс обучения не ставит задачей овладение основами наук. Приоритет отдается освоению новым вербальным кодом как средством межкультурного личностного и профессионального взаимодействия, инструментом приобщения к мировому наследию и расширения профессионального кругозора.
Интеграция урочной и внеучебной деятельности по иностранным языкам делает возможным «личностно-деятельностную ориентацию образовательного процесса, направленную на удовлетворение индивидуальных запросов каждого обучающегося» [3, c. 163], расширение их общеобразовательного и общекультурного уровней.
Необходимо также отметить следующие особенности внеучебной деятельности по иностранному языку.
Во-первых, компенсационно-восполняющий характер подобной деятельности, призванный решить те задачи процесса обучения, которым отводится меньше времени в плане аудиторных занятий (развитие фонетических и лексико-грамматических навыков, обучение видам речевой деятельности в аспекте профессиональной коммуникации (чтение профессиональной документации, заполнение специализированных формуляров, написание писем и обращений, формы устного взаимодействия) и др.).
Во-вторых, развивающий характер организации внеучебной деятельности, нацеленный на развитие общекультурных компетенций и метапредметных умений обучающихся, расширение как общеобразовательного, так и профессионального кругозора, развитие творческой активности учащихся при решении профессиональных задач, формирование национально-культурной идентичности, готовности к организации и результативному осуществлению взаимодействия на межкультурном уровне.
Следует отметить, что целевые установки урочной и внеучебной деятельности по иностранным языкам во многом схожи и дополняют друг друга. Однако наблюдаются различия в принципах организации образовательного процесса, в реализуемых формах и видах работы, а также в содержании обучения. Так, внеучебная деятельность по иностранным языкам должна быть подчинена следующим принципам:
1) принципу целостности образовательного процесса, рассматриваемому нами в двух аспектах: во-первых, данный принцип провозглашает комплементарный характер внеучебной деятельности по отношению к требованиям основной образовательной программы, содержательно дополняет и расширяет программный материал, подлежащий усвоению; во-вторых, целостность в нашем понимании проявляется в реализации междисциплинарных связей предмета «Иностранный язык» и дисциплин профессионального цикла;
2) принципу вариативности, подразумевающему неограниченный выбор направлений, формы взаимодействия, типов и видов заданий при планировании и организации внеучебной деятельности, нацеленной на развитие творческой иноязычной активности обучающихся СПО;
3) принципу профессиональной практической ориентации занятий по иностранному языку, реализующемуся через моделирование во внеучебной деятельности ситуаций и кейсов иноязычного взаимодействия с представителями зарубежного профессионального сообщества.
Одной из наиболее результативных и зарекомендовавших себя форм организации внеучебной деятельности является проектное творчество обучающихся [4]. В современной лингводидактике данный вид работы рассмотрен и всесторонне описан О.И. Барменковой, И.А. Зимней, Е.С. Полат, М.С. Трубициной и др. Авторы отмечают большой практико-ориентированный потенциал проектной деятельности, высокую степень автономии и креативности обучающихся при одновременной поддержке и контроле со стороны преподавателя. Основная идея данного вида работы заключается в «поэтапном выполнении поисковой, исследовательской деятельности, способствующей формированию навыков и умений критического отбора информации» [4, c. 129], обеспечению преемственности между учебной деятельностью и реальными условиями будущей профессиональной самореализации обучающихся, развитию их творческих способностей. При этом, как утверждают Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова, проектное творчество по иностранным языкам «обеспечивает познание как внешней (эксплицируемые сущности), так и внутренней стороны иноязычной культуры (система внутренних установок, представлений и верований)» [5, c. 10]. Методическая интерпретация данного понятия позволяет включить в проектную деятельность по иностранным языкам различные методы и приемы:
– коворкинг как форму взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем;
– исследовательскую профессионально ориентированную деятельность на изучаемом языке;
– ролевые игры и приемы драматизации при предъявлении результатов проектной работы;
– организацию практикумов, профессионально ориентированных конкурсов и олимпиад с участием представителей реального сектора экономики (работодателей);
– научно-поисковый метод и т.д.
Практический опыт показывает, что успешное профессиональное взаимодействие с зарубежными партнерами невозможно реализовать без целенаправленного процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования межкультурной компетенции, рассматриваемой в «единстве специальных знаний (социокультурные, лингвострановедческие, психологические, лингвистические и др.), межкультурных умений (компенсаторные, паравербальные, социально-ценностные, идентификационные, обобщающие и др.), а также ориентация на ведение продуктивного диалога с учетом ценностных установок родной и иноязычной культур» [6, с. 125]. Исходя из данной идеи проектная деятельность по иностранным языкам имеет тройное целеполагание: во-первых, она должна быть нацелена на профессиональное развитие обучающихся СПО, выраженное в создании конкретного продукта; во-вторых, она преследует образовательную цель, которая заключается в освоении норм проектной деятельности, открытии и овладении технологией работы по организации собственной деятельности при разработке проекта; в-третьих, она отвечает требованиям организации межкультурного взаимодействия при овладении стратегиями и тактиками коммуникации с зарубежными партнерами.
Кроме этого, межкультурные проекты позволяют реализовать поиск новых предметных знаний по профильным дисциплинам средствами иностранного языка, способствуют освоению обучающимися мировых достижений и тенденций развития профессиональной области.
Структура и алгоритм организации и реализации обучающимися межкультурного профессионально ориентированного проекта представляют собой поэтапное прохождение трех стадий: выявление, выполнение, представление, каждая из которых включает ряд компонентов. Разберем их более детально.
Первая стадия – выявление, в состав которой входят следующие этапы.
- Определение тематики. Данный этап представляется крайне важным, поскольку именно на нем происходит выявление той проблемы, определение того профессионального кейса, который подлежит рассмотрению и решению. Преподавателю необходимо организовать мозговой штурм, дискуссию, в ходе которой обучающиеся проникнутся идеей решаемого вопроса, осознают его практическую ценность по отношению к будущей профессии.
- Проведение исследования. На данном этапе обучающимся следует ответить на вопросы: как и где возникает проблема и на кого она влияет? Таким способом происходят сужение и конкретизация круга профессиональных ситуаций межкультурного взаимодействия, подлежащих разработке.
- Этап генерации идей, на котором в процессе обсуждения обучающиеся решают, как проблемная ситуация, выявленная на первом этапе, может быть улучшена или изменена для тех, на кого она влияет, и какой положительный эффект может быть получен в результате решения данного кейса.
- Вторая стадия – выполнение, на которой обучающиеся проходят следующие шаги.
- Планирование. После того как определена проблематика проекта и намечены возможные пути ее решения, учащимся необходимо детально продумать и конкретизировать план своих действий, распределить зоны ответственности (при коллективном выполнении проекта) и промежуточные контрольные точки предъявления результатов исследования. На данном этапе преподавателю необходимо предложить обучающимся ресурсную базу (тексты, интернет-ссылки, справочную литературу), которыми они могут пользоваться в процессе самостоятельной работы.
- Этап реализации, предполагающий самостоятельную исследовательскую работу обучающихся, накопление и систематизацию материала в соответствии с планом. Задачей преподавателя является подготовить ряд заданий, направленных на развитие умений устного публичного выступления и освоение основных форм письменной коммуникации.
- Доработка. В период промежуточного контроля и обсуждения полученных результатов учащиеся, следуя рекомендациям преподавателя, имеют возможность усовершенствовать полученный продукт проектной деятельности.
- Третья стадия – предъявление, она включает следующие этапы:
1) обсуждение, на котором решается вопрос о форме предъявления результатов проекта (стендовый доклад, защита проекта, виртуальная экскурсия и др.);
2) презентация. На данном этапе учащиеся представляют итоги проектной деятельности. Опираясь на личный опыт, скажем, что наиболее увлекательной формой защиты проекта является ролевая игра, в ходе которой вся группа освещает изученный и проработанный кейс, принимая на себя различные роли (изготовителя продукта, внешнего эксперта, зарубежного партнера, потребителя и т.д.), что делает возможным моделирование реальных ситуаций межкультурного взаимодействия в учебных целях;
3) рефлексия, нацеленная на самооценку обучающимся своей работы, оценку деятельности других участников группы, а также призванная наметить перспективные векторы развития и преобразования полученного продукта под иные производственные цели и задачи.
Стоит отметить, что при реализации проектной работы преподаватель перестает быть основным источником знаний для обучающихся. Его функции смещаются в сторону тьюторского сопровождения деятельности учащихся, когда педагог создает условия для самостоятельной творческой работы и развития личности ученика, организует консультационную поддержку при выполнении проекта, отбирает дополнительные материалы и информационные источники, которые помогут учащимся при необходимости скорректировать свою траекторию выполнения проекта. На этапе презентации результатов проектной деятельности преподаватель выполняет функции модератора, управляя процессом представления обучающимися итогов работы, организуя дискуссию и совместное обсуждение достигнутых результатов.
Заключение. Резюмируя, отметим, что система внеучебной работы по иностранным языкам с обучающимися средних профессиональных учебных заведений требует построения особой образовательной модели, которая способствует комплексному развитию предметных и метапредметных навыков и умений, служит основой для личностного развития учащихся, формирования их мотивации к учению, способности и готовности реализовывать профессиональную деятельность. Творческая проектная деятельность как одна из форм организации внеучебной работы полностью соответствует заявленным характеристикам.
Библиографическая ссылка
Шимичев А.С., Морозов С.С. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30267 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30267