Техносоциальные трансформации в обществе усиливают спрос на инициативных специалистов с расширенным набором коммуникативных умений, способных созидать и самосовершенствоваться в эпоху глобальной интеграции. Межотраслевая и межкультурная коммуникация, знание нескольких иностранных языков, знание принципов бережливого производства и социальная ответственность инженера являются новыми востребованными навыками на мировом рынке труда. В современном контексте коммуникация призвана обеспечивать четкое понимание и видение общественных проблем, научить комплексно подходить к решению различных вопросов. Коммуникация может стать как частью проблемы, так и способом ее решения. В сегодняшнем все более сложном и фрагментированном мире технологические разработки ведут к созданию новых организационных структур, где возникают мощные, но сложные сети коммуникации. Коммуникация становится еще более центральным навыком, повсеместным, требующим нового типа экспертов для управления и понимания последствий в будущем.
Целями данной статьи являются теоретическое обоснование роли и значения коммуникации в социокультурной компетентности студентов инженерного вуза и определение ее структуры.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели применялись теоретический анализ международных и российских требований к инженеру в социокультурном контексте, исследование образовательной нормативной документации на предмет выявления сущностных характеристик социокультурной компетентности, обзор педагогической литературы.
С целью развития профессиональной идентичности и укрепления положения инженера во всем мире функционируют международные федерации, деятельность которых ориентирована, прежде всего, на аккредитацию инженерных образовательных программ, определение результатов учебной деятельности выпускников и присвоение статуса инженера международного уровня. Одними из самых авторитетных аккредационных органов по разработке и внедрению стандартов для инженеров являются FEANI (Европа), CEAB (Канада), ABET (Австралия). Оценка их требований с точки зрения социокультурных навыков позволяет выделить следующие требования, которые отражены в таблице.
Требования аккредитационных агентств для присвоения звания инженера международного уровня
FEANI (Европа) |
CEAB (Канада) |
ABET (Австралия) |
Коммуникативные навыки; |
Коммуникативные навыки; |
Навыки эффективной коммуникации с любой аудиторией; |
понимание сущности профессии инженера |
способность оценить социальные последствия внедрения продуктов инженерной деятельности |
способность выявить этическую и профессиональную ответственность в инженерных решениях, принимать адекватные решения в глобальном, экономическом, социокультурном контекстах |
Этика и профессиональная ответственность инженера перед общественной безопасностью |
Разработка и оценка результатов устойчивого развития и индикаторов рационального использования окружающей среды |
Умение распознавать текущие нужды в новых знаниях и выбирать соответствующие стратегии обучения и применения этих знаний |
Влияние инженерной деятельности на экономическое, социальное, культурное, экологическое и устойчивое развитие |
Учет глобальных, региональных, местных и общественных ценностей при разработке нового продукта |
Умение действовать как член команды или ее лидер, ставить цели, соблюдать сроки и создать плодотворную рабочую среду |
Если рассматривать российские инициативы формирования социокультурной компетентности в инженерной деятельности, то здесь уместно обратиться к «Атласу новых профессий», разработанному Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково». Разработчики планируют, что обладатели универсальных или надпрофессиональных навыков смогут без последствий развиваться и преуспеть в рамках одной или смежных/несмежных отраслях, сохраняя профессиональную ценность. В списке надпрофессиональных навыков в социокультурном контексте выделяются навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, умение работать с коллективами, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству, бережливое производство, а также мультиязычность.
Потребности мировых и профессиональных сообществ определяют цели и содержание образовательного процесса с точки зрения компетентностного подхода. Российские ученые понимают компетентность как способность применять полученные знания, умения, навыки для эффективной социализации, профессиональной реализации и социокультурной адаптации человека в условиях модернизации общества. Другими словами, компетентность должна обеспечить студентов востребованным обществом уровнем знаний, достаточным для выполнения социальных и профессиональных задач любой направленности. В широком контексте социокультурная компетентность – собирательное понятие, которое отображает всю человеческую сущность и соотносится со всеми видами взаимодействия человека с окружающим миром. Она выступает результатом социального воспитания и саморазвития человека, его личностного роста и опыта.
В рамках образовательного процесса для студента необходимо иметь возможность использовать коммуникацию и социокультурную компетентность при изучении всех курсов. Ю.А. Кустов и Ю.А. Лившиц выявляют в структуре социокультурной компетентности интеграцию культурной, социальной и профессиональной компетенций. Ученые подчеркивают ее сквозной характер и указывают на длительный срок ее формирования средствами всех учебных курсов и всех преподавателей, не исключая креативную деятельность студентов [1]. В контексте образовательной деятельности на первый план выходит коммуникация как одна из ключевых социально-коммуникативных функций образования.
Существуют различные виды коммуникации в образовательной деятельности:
1) с любым источником информации;
2) с профессорско-преподавательским составом;
3) с другими студентами;
4) во время развития навыков, когда студент сам оценивает уровень своих знаний и умений;
5) самообразование;
6) межкультурная коммуникация.
Коммуникация присутствует во всех аспектах международной деятельности студента: при подаче заявки на грант, участии в международных конференциях, в зарубежной производственной практике, ознакомительных поездках, при присутствии на лекциях приглашенных зарубежных преподавателей, общении с иностранными студентами, при входящей и исходящей академической мобильности.
Однако если речь идет об иноязычной подготовке, то коммуникация приобретает характер практического применения, направленного на использование иностранных языков в ситуациях межкультурного взаимодействия для делового и глобального взаимопонимания. А.П. Садохин выделяет социокультурный аспект межкультурной коммуникации как основу международных контактов и в этом контексте фокусирует свое внимание на таких феноменах, как аккультурация, культурный шок, международные конфликты и способы их преодоления [2].
Помимо этого, иноязычная подготовка призвана удовлетворять личностные потребности самих студентов в коммуникативных навыках и межкультурной коммуникации. В настоящее время обучающиеся абсолютно точно знают преимущества владения иностранными языками и межкультурной коммуникацией, что и формирует их конкретный запрос к иноязычной подготовке. И.В. Груздева рассматривает социокультурную компетентность в качестве интегрального личностного качества, которое определяется знаниями и интересом к изучению различных типов социальной культуры; адекватной оценкой межличностного общения и умением контактировать с людьми в различных жизненных ситуациях в соответствии с их ценностями [3, с. 57].
Анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить многоаспектность роли межкультурной коммуникации в социокультурной компетентности в рамках иноязычной подготовки студентов в инженерном вузе. Наличие лингвистических знаний, адекватного коммуникативного поведения, социокультурных навыков способствует социальной адаптации и профессиональной социализации будущих специалистов в локальном и глобальном масштабе. Синтез социокультурной компетентности и коммуникации, а также готовности эффективно применять их для решения профессиональных, личных или учебных задач делает студента востребованным специалистом на мировом рынке труда, способным к саморазвитию в межкультурной среде [4].
Формирование любой компетентности – это метапредметная задача, и социокультурная компетентность не является здесь исключением. Она формируется циклом гуманитарных и естественных наук, где содержание каждой дисциплины должно отражать не только фундаментальную базу, но и новейшие открытия в своей области.
Обзор общекультурных (универсальных), профессиональных и общепрофессиональных компетенций, приведенных в Федеральных государственных образовательных стандартах по направлениям подготовки 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» и 18.03.01 «Химическая технология» [5], позволил найти терминологию, относящуюся к сути социокультурной компетентности и коммуникации студентов инженерного вуза. Это понятия «деловая коммуникация», «реализация своей роли в команде», «воспринимать межкультурное разнообразие», «профессиональное сообщество», «самоорганизация и саморазвитие», «социальное взаимодействие», «траектория саморазвития», «социальная значимость деятельности» и др. Так, формулировки социокультурной компетентности студентов инженерного вуза находятся во всех видах компетенций: в общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных. На основе ФГОС выявлены сущностные характеристики социокультурной компетентности студентов инженерного вуза:
1) готовность к пониманию межкультурного разнообразия стран и реализации межкультурной коммуникации;
2) умение выражать мировоззренческую позицию;
3) способность работать с научно-технической информацией на нескольких языках, готовность к социальному взаимодействию в многонациональных командах и способность к самовоспитанию, самореализации и саморазвитию.
Учитывая указанные выше сущностные характеристики социокультурной компетентности студентов в инженерном вузе и рассматривая их применительно к иноязычной подготовке, можно выразить совокупный результат их сформированности через мультиязычность, межкультурную коммуникацию, национально-культурную идентичность, социальную адаптацию и информационную грамотность. Эти понятия сфокусированы на способностях и умениях, которые специалисты могут приобрести и совершенствовать на протяжении всей жизни, также они способны мобилизовать метакогнитивные способности студента и генерировать новые стратегии самообразования [6, с. 104].
Результаты исследования и их обсуждение.Структурно компетентностная форма может включать в себя несколько независимых компетенций, которые взаимодействуют между собой и выражаются в определенных видах деятельности. Следовательно, элементы компетентности самодостаточны и могут формироваться независимо от состава компетентности.
В процессе иноязычной подготовки в инженерном вузе ФГОС предусматривает формирование как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Однако иностранный язык – это дисциплина с большим потенциалом, содержание, формы и методы которой позволяют развивать у студентов уникальные компетенции [7, 8]. Уникальность заключается в невозможности их формирования другими учебными курсами. Речь идет об общепрофессиональной иноязычной коммуникативной компетенции [9], межкультурной компетенции, мультиязычной коммуникативной компетенции и технокоммуникативной компетенции, которые формируются в рамках иноязычной подготовки и входят в состав социокультурной компетентности студентов инженерного вуза. Однако необходимо отметить, что каждая из четырех компетенций самостоятельна и имеет право на существование вне социокультурной компетентности, поскольку они обладают собственными структурными элементами. Но с учетом их коммуникативной направленности круг функционирования четырех компетенций определяется формированием социокультурной компетентности студентов инженерного вуза. В данном случае социокультурная компетентность определяется как интеграция результатов сформированности четырех компетенций, в основе которых лежит коммуникация. Социокультурная компетентность – это интегративная личностная и профессиональная характеристика, включающая совокупность приобретенных знаний, коммуникативных умений, ценностных ориентаций, личностных качеств, достаточных для полноценной социальной адаптации и профессиональной социализации в глобальном масштабе. Состав и структура социокультурной компетентности представлены на рисунке.
Рис. Состав и структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза
Выводы. В инженерном вузе коммуникация должна играть одну из ведущих ролей во всем образовательном процессе и выражаться как в учебных действиях обучающегося, так и в содержании и методах преподавания всех дисциплин, особенно в процессе иноязычной подготовки [10, 11]. Коммуникацию необходимо изучать в современном контексте технологических изменений, знакомить обучающихся с новейшими технологиями и способами их влияния на коммуникацию. Предложенная структура социокультурной компетентности студентов инженерного вуза способна решить эти задачи за счет включения, помимо традиционных компетенций (межкультурной и общепрофессиональной иноязычной коммуникативной), технокоммуникативной и мультиязычной коммуникативной компетенций, которые расширяют в совокупности коммуникативный потенциал социокультурной компетентности.
Библиографическая ссылка
Царева Е.Е. КОММУНИКАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30241 (дата обращения: 09.06.2023).