Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Винокурова М.И. 1 Игнатьев В.П. 1 Дарамаева А.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Целью проведенного исследования является изучение влияния внешних факторов на уровень профессиональной мотивации у будущих юристов в условиях компетентностного подхода. В статье раскрывается роль внешних факторов, имеющих региональный аспект, в развитии профессиональной мотивации у студентов средних профессиональных учебных заведений, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Научная новизна заключается в комплексном анализе влияния различных внешних факторов на развитие профессиональной мотивации у будущих юристов в контексте компетентностного подхода в образовательной среде среднего профессионального учебного заведения. Проведено обследование студентов трех образовательных организаций СПО, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, с целью выявления степени их мотивированности на получение профессии юриста. В качестве региональных аспектов, влияющих на профессиональную мотивацию студентов, были рассмотрены социальные и этнокультурные факторы. В результате проведенного исследования доказано, что в условиях компетентностного подхода влияние внешних факторов на профессиональную мотивацию будущих юристов может способствовать повышению их мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Для решения выявленных в ходе исследования проблем разработаны практические рекомендации, направленные на повышение профессиональной мотивации студентов образовательных организаций.
профессиональная мотивация
внешние факторы
компетентностный подход
рынок труда
региональный аспект
1. Дельгас И.А. Формирование профессиональной мотивации у студентов педагогического колледжа в контексте компетентностного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2007. 210 с.
2. Иванова Т.Н. Факторы социально-экономического воздействия на выбор профессии и профессиональное самоопределение молодежи Самарского региона (опыт социологического исследования) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 7. С. 132-136.
3. Слизкова Е.В., Панфилова О.В. Профессиональная мотивация студентов как средство повышения качества подготовки в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 103-110.
4. Панина С.В. Научно-методическое сопровождение профессиональной ориентации учащейся молодежи в Якутии // Вестник Север-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2018. № 2 (10). С. 14-23.
5. Хузина А.Х. Мотивация образовательной деятельности студентов - юристов: стадии процесса // Вопросы управления. 2013. № 4 (25). С. 25-255.
6. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона // Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Регионология. Науки об образовании. 2015. № 4. С. 139-147.
7. Бородина Т.И. Диагностика мотивационной спецификации: профессионально-региональный аспект // Военный университет МО РФ. М.: Московский государственный областной университет. 2018. № 11-2 (119). С. 341-349.
8. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека 2012. № 2. С. 8.
9. Сорокоумов С.П. Определения «Профессиональная компетенция» и «Профессиональная компетентность» в системе вузовской подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1 (39). С. 323-328.
10. Цибульникова В.Е. Методология и методы научного исследования: Учебно-методический комплекс дисциплины. М.: МПГУ, 2016. 64 с.
11. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
12. Miller J., Bligh J., Stanley I., Shehri A. Al. Motivation and continuation of professional development. British Journal of General Practice. 1998. Vol. 48. P. 1429-1432.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 508 «Об утверждении ФГОС СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (в ред. Приказов Минобрнауки России от 24.07.2015 № 754, от 14.09.2016 № 1193) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/57402441/ (дата обращения: 05.10.2020).

За последние годы у выпускников школ под воздействием внешних факторов существенно снизился уровень мотивации к получению профессии юриста, несмотря на то, что высококвалифицированные юристы продолжают оставаться востребованными в различных сферах экономической, социальной и иной деятельности государства. В связи с этим подготовка юридических кадров с высоким уровнем профессиональной мотивации стала актуальной проблемой теории педагогики профессионального образования. С учетом небольшой продолжительности обучения юристов в колледжах или техникумах изучение данной проблемы наиболее актуально в системе среднего профессионального образования (СПО).

Цель исследования – изучение влияния внешних факторов на развитие уровня профессиональной мотивации у будущих юристов в условиях компетентностного подхода в системе СПО.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • установить наиболее актуальные внешние факторы, влияющие на уровень профессиональной мотивации студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях;
  • выявить региональные особенности внешних факторов на примере Республики Саха (Якутия), способствующие выбору профессии юриста;
  • обосновать роль профессиональной мотивации в подготовке будущих юристов в контексте компетентностного подхода в соответствии со ФГОС СПО специальности «Право и организация социального обеспечения».

Материал и методы исследования

Для установления влияния внешних факторов на развитие профессиональной мотивации у будущих юристов в статье применяются теоретические методы исследования, основанные на общепринятой концепции о внутренней и внешней мотивации, а также используются эмпирические методы исследования, включающие сбор и накопление информации, полученной путем анкетирования и наблюдения, с последующей обработкой и оценкой результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Внешние факторы, способствующие выбору профессии, обусловлены различными причинами, возникающими в обществе, они оказывают существенное влияние на развитие профессиональной мотивации у будущих юристов.

В начале 1990-х гг. в России профессия юриста характеризовалась высокой востребованностью, связанной с реформой системы управления государством, формированием новых конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых основ законодательства и их реализацией в различных сферах жизни граждан. Возросший интерес профессиональных учебных заведений к подготовке специалистов указанного профиля закономерно повлиял и на качество их подготовки в высших и средних профессиональных учебных заведениях. При этом главным принципом отбора абитуриентов на юридические специальности преимущественно был коммерческий спрос, а не потребности рынка труда, что привело в конце 2000-х гг. к дисбалансу между объемом выпускаемых профессиональными учебными заведениями специалистов и их количеством на рынке труда. Данное обстоятельство способствовало снижению престижа профессии юриста, повлиявшему в последние годы на уровень профессиональной мотивации выпускников школ.

Между тем высококвалифицированные юристы продолжают оставаться востребованными в различных сферах экономики страны. Наибольший спрос на квалифицированных юристов испытывает система социального обеспечения, претерпевшая к 2020 г. коренные преобразования в связи с реформой пенсионного законодательства и законодательства в сфере социальной защиты населения. В связи с этим одной из актуальных проблем теории педагогики профессионального образования становится подготовка юридических кадров, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций. С учетом небольшой продолжительности обучения юристов в колледже или техникуме изучение данной проблемы наиболее актуально в системе СПО.

Поскольку методологической основой современного профессионального образования является компетентностный подход, то одним из его базовых условий служит изучение уровня развития у студентов профессиональной мотивации. В связи с тем, что деятельность юриста тесно связана с реализацией норм права, регулирующих общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности, изучение влияния внешних факторов на развитие профессиональной мотивации обучающихся может способствовать более успешному овладению профессиональными компетенциями.

Исследованию проблем в области теории мотивации и мотивов в целом и профессиональной мотивации в частности посвящено немало работ. Наиболее значимыми из них для темы нашего исследования явились труды в области теории профессиональной мотивации и профессионального самоопределения: И.А. Дельгас [1], Т.Н. Ивановой [2], Е.В. Слизковой, О.В. Панфиловой [3], С.В. Паниной [4], А.Х. Хузиной [5], в области изучения регионального аспекта профессионального самоопределения работы Я.М. Ахметовой, Л.К. Мухаметзяновой Р.Р. Хизбуллиной [6], Т.И. Бородиной [7], а также исследования отечественных ученых, раскрывающие сущность компетентностного подхода и профессиональных компетенций: А.В. Хуторского [8], С.П. Сорокоумова [9], а также зарубежных ученых Дж. Равена [10] , Дж. Миллера, Дж. Блай, И. Стэнли, А. Ал. Шери [11] и др.

Мы согласны с мнением авторов о том, что профессиональная мотивация является внутренним движущим фактором развития профессионализма и личности, так как только на основе высокого уровня ее формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [3, с. 105]. При этом в дидактических исследованиях описание, объяснение и проектирование различных образовательных процессов с позиции понятия «компетентность» получили название компетентностного подхода [12, с. 22].

Вместе с тем анализ теоретических исследований подтвердил, что влияние внешних факторов на развитие уровня профессиональной мотивации будущих специалистов, в том числе юристов в системе СПО, в контексте компетентностного подхода остается не до конца изученной проблемой педагогики профессионального образования.      

К примеру, в соответствии со ФГОС СПО специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения юрист (базовой подготовки) готовится к следующим видам деятельности:

  • 4.3.1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
  • 4.3.2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации [13].

Практика показывает, что большинство студентов 1-го курса, обучающихся по указанной специальности, слабо информированы о специфике будущей профессиональной деятельности. Одной из причин такого положения дел является воздействие на студентов таких внешних факторов, как: традиции, социальный статус, материальное положение семьи, экономическая и политическая ситуация региона и ряд других. К числу немаловажных факторов внешней среды можно отнести и средства массовой коммуникации, пропагандирующие привлекательность той или иной профессии на фоне недостаточности информации о потребности в квалифицированных юридических кадрах.

В целях установления степени влияния тех или иных внешних факторов на уровень развития профессиональной мотивации к овладению компетенциями по специальности «Право и организация социального обеспечения» (ПИОСО) нами проведено практическое исследование путем анкетирования студентов 1-х и 2-х курсов, обучающихся по специальности ПИОСО в различных профессиональных учебных заведениях Республики Саха (Якутия).

Всего исследованием были охвачены 143 респондента в юридическом колледже Северо-Восточного федерального университета (ЮК СВФУ) и колледже технологии и управления Якутской государственной аграрно-технологической академии (КТ и У ЯГАТУ), а также в Якутском сельскохозяйственном техникуме (ЯСХТ). Среди респондентов 57 человек – студенты 1-х курсов, 86 – студенты 2-х курсов указанных средних профессиональных учебных заведений.      

Методика исследования опиралась на общепринятую концепцию о внутренней и внешней мотивации. Мы предполагали, что изучение состояния внешней мотивации у студентов на основе полученных результатов исследования позволит не только спрогнозировать динамику ее развития, но и скорректировать ее уровень в процессе обучения. На наш взгляд, влияние внешних факторов на профессиональную мотивацию будущих юристов можно использовать как условие для формирования их профессиональных компетенций, тесно связанных с реализацией прав граждан на социальную защиту. При этом немаловажно учитывать и региональный аспект внешних факторов, который в контексте компетентностного подхода может способствовать повышению уровня профессиональной мотивации, стимулирующей развитие социальной и профессиональной мобильности будущих юристов.

Для выявления регионального аспекта внешнего воздействия нами были составлены вопросы, раскрывающие социальные характеристики студента. К числу таких характеристик мы отнесли: место постоянного проживания (город, село), принадлежность к той или иной категории населения (коренной или приезжий), социальный статус семьи, в которой вырос студент (многодетная или семья с 1–2 детьми).

Как показал опрос, все 57 обучающихся 1-х курсов специальности ПИОСО различных профессиональных учебных заведений Республики Саха (Якутия) являются представителями коренного населения. Из них 77,2% студентов – сельская молодежь и лишь 22,8% – городская. При этом большинство респондентов (61,4%) выросли в многодетной семье, в то время как 38,6% студентов являются единственными детьми в семье либо имеют 1 брата или сестру.

Таким образом, основной контингент будущих юристов составляют студенты из многодетных семей из числа коренного населения, проживающие в сельской местности, что является одним из значимых социально-экономических факторов, влияющих на профессиональную мотивацию. Полученные результаты исследования позволили более эффективно применить на занятиях по профессиональным модулям (ПМ), состоящим из ПМ.01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» и ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации», практико-ориентированные формы обучения, в процессе которого у обучающихся наиболее эффективно формируются профессиональные компетенции (ПК). В частности, закрепление теоретических знаний примерами из практики реализации в Республике федеральных и региональных законов о социальной поддержке многодетных семей, о стимулировании рождаемости, о выплате регионального материнского капитала, пособий различным категориям населения, об адресной поддержке малоимущих семей и ином, касающихся большинства студентов, способствует более устойчивому формированию такой ПК, как профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Наряду с вышеуказанным результаты анкетирования студентов 2-го курса позволили установить, что в Республике Саха (Якутия) к числу региональных аспектов, влияющих на развитие профессиональной мотивации, относятся и этнокультурные стереотипы выбора профессии юриста. К числу таких стереотипов мы отнесли слабое проявление желания будущих юристов трудоустраиваться после окончания учебы в сельской местности.   Наиболее ярко этнокультурные стереотипы проявились у студентов КТ и У ЯГАТУ и ЮК СВФУ (3,7% и 3,4% соответственно), в то время как 20,0% студентов ЯСХТ планируют вернуться в сельскую местность.    

Мы предполагаем, что основной причиной преимущественного выбора в качестве места будущего трудоустройства города Якутска (40,7%) и низкого показателя выбора сельской местности (9,3%) является наличие стереотипа мышления «в селе юристы не нужны», негативно влияющего на развитие уровня профессиональной мотивации студентов. При этом наибольшее количество желающих трудоустроиться в г. Якутске отмечено среди студентов ЯСХТ (46,7%). Возможно, по той же причине будущие юристы, обучающиеся в учреждениях СПО Республики, слабо проявляют желание после окончания учебы трудоустраиваться за пределами Республики Саха (Якутия) (9,3%). Так, если 18,5% студентов КТ и У ЯГАТУ и 10,3% студентов ЮК СВФУ выразили готовность трудоустроиться в других регионах РФ, то ни один студент ЯСХТ не планирует покидать территорию Республики.

Желание работать в государственных учреждениях в наибольшей степени проявили студенты ЮК СВФУ (44,8%), что, скорее, связано с существующим в обществе стереотипом надежности и стабильности государственных учреждений. При этом большинство обучающихся очень слабо проявляют интерес к сфере бизнеса, лишь 4,6% из числа опрошенных изъявили желание трудоустроиться в частных предприятиях. Возможно, это связано с проявлением противоположного стереотипа, сложившегося в обществе, о непривлекательности частных предприятий, обусловленной нестабильной заработной платой и отсутствием социальных гарантий. Таким образом, на уровень развития профессиональной мотивации у будущих юристов существенное влияние оказывают внешние факторы, имеющие региональный аспект.

На основании вышеизложенного полагаем, что в целях повышения уровня профессиональной мотивации в контексте компетентностного подхода к организации образовательного процесса по специальности ПИОСО в колледжах и техникумах Республики целесообразнее применять практико-ориентированные методы обучения при изучении профессиональных модулей. В свою очередь, повышение уровня профессиональной мотивации будущих юристов позволит повысить эффективность формирования их социальной и профессиональной мобильности в меняющихся условиях внешнего воздействия.

Обобщая опыт преподавательской деятельности по подготовке юристов по специальности ПИОСО, предлагаем в учреждениях СПО с 1-го курса привлекать студентов к активной самостоятельной работе путем:

  • участия в студенческих научных кружках, где они могут заниматься исследовательской работой над актуальными проблемами социального и пенсионного обеспечения, результаты которой могут представлять на научных студенческих конференциях. Нами установлено, что внеурочная исследовательская работа способствует не только повышению профессиональной мотивации, но и формированию одной из базовых ПК «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»;
  • создания при учебных заведениях «юридической клиники», где студенты могут получить первый опыт оказания юридической помощи или правовой консультации по самым разным правовым вопросам. Данный способ компетентностного подхода способствует повышению профессиональной мотивации путем формирования ПК 1.6. ФГОС «Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты»;
  • организации волонтерских отрядов в целях привлечения будущих юристов к оказанию помощи многодетным семьям, пенсионерам и другим социально незащищенным гражданам, что стало особенно актуальным в 2020 г. в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и введением ограничительных мер для пожилых граждан в возрасте 65+. Активное участие в волонтерской работе способствует повышению профессиональной мотивации через формирование у студентов таких важных ПК, как: «Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите», «Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите»;
  • участия в конкурсах «Моя законотворческая инициатива», где студенты работают над своими законодательными инициативами по совершенствованию пробелов или противоречий в региональных или федеральных законах, формируя тем самым очень важную для будущей мобильности ПК 1.1 «Осуществление профессионального толкования нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты». Наиболее мотивированные студенты в дальнейшем могут участвовать в конкурсах профессионального мастерства, региональном и Всероссийском этапах олимпиад по профессиональному мастерству.

В контексте компетентностного подхода невозможно добиться повышения уровня профессиональной мотивации у студентов без формирования таких ключевых общекультурных компетенций (ОК) специальности ПИОСО, как:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Для решения вышеуказанной задачи преподавателю СПО важно определить влияние внешних факторов, воздействовавших на первоначальный выбор профессии. В связи с этим нами были проанализированы основные мотивы, побудившие студентов 1-го курса отдать предпочтение профессии юриста. Примечательными оказались результаты исследования во всех трех профессиональных учебных заведениях Республики, где ответы респондентов коррелировали по двум основным вопросам анкеты из шести. Так, одним из главных мотивов выбора профессии студенты КТ и У ЯГАТУ, ЮК СВФУ и ЯСХТ назвали семейные традиции (26,6%; 25,0% и 23,5% соответственно), что, возможно, является проявлением регионального аспекта в менталитете студента, воспитанного в традиционных семейных устоях, где профессиональные династии либо опыт обучения в том или ином учебном заведении перенимаются более младшими членами семьи как традиция. Также в качестве приоритетных мотивов выбора профессии у студентов 1-го курса разных учебных заведений коррелируют результаты, указывающие на престиж профессии юриста: КТ и У ЯГАТУ – у 26,6%; ЮК СВФУ – у 28,0%, ЯСХТ – у 29,4% студентов. Не менее значимым фактором внешней среды, влияющим на профессиональную мотивацию будущих юристов, является школа, поскольку 26,6% студентов КТ и У ЯГАТУ и 29,4% студентов ЯСХТ указали, что в выборе профессии помогла школа.

Вместе с тем исследование показало, что у студентов 1-го курса внешние факторы недостаточно сформировали представление о специфике будущей профессиональной деятельности, связанной с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение и социальную защиту. Так, на вопрос: «Имеете ли Вы представление о будущей профессии» – утвердительно ответили лишь 43,9% респондентов, затруднились ответить 38,6% и не имели представления 17,5% опрошенных. При этом выяснилось, что количество вариантов ответа на вопрос: «Планируете ли Вы работать в качестве специалиста в сфере социального обеспечения» – оказалось идентично вариантам ответов к предыдущему вопросу: 40,7% студентов затруднились ответить, 27,9% высказались о том, что не планируют работать в сфере социального обеспечения, но 43,8% все же планируют работать в системе социального обеспечения. Наибольшее количество планирующих работать по специальности отмечено среди студентов ЯСХТ (47,1%). Этот результат, возможно, связан с тем, что в данном учреждении СПО профессии юриста учат более 25 лет и это учебное заведение имеет у сельской молодежи положительную репутацию.

Из всех опрошенных наибольшее количество затруднившихся ответить о работе в сфере социального обеспечения приходится на студентов ЮК СВФУ (40,0%). Возможно, это связано с тем, что молодые люди, выбирая ЮК СВФУ, ориентируются на положительную репутацию в регионе юридического факультета СВФУ, готовящего кадры по направлению «Юриспруденция», а не ПИОСО. Данный результат исследования показывает, что при выборе той или иной профессии молодые люди слабо информированы о требованиях ФГОС той или иной специальности.

Для диагностики уровня развития профессиональной мотивации не менее значимым внешним фактором является осознание студентом 1-го курса востребованности его будущей профессии на рынке труда. Для определения степени влияния указанного фактора мы задали анкетируемым вопрос: «Как Вы оцениваете реальную возможность трудоустройства по специальности?» Ответы получились следующие: не видят проблем – 14,1%; считают, что трудно, но вполне возможно, – 24,6%, практически невозможным считают 29,4% и затруднились ответить 35,1% респондентов. Результаты показали слабый уровень развития профессиональной мотивации под воздействием одного из таких значимых внешних факторов, как востребованность профессии на рынке труда.    

Сравнение результатов анкетирования студентов 1-го и 2-го курсов специальности ПИОСО показало, что в процессе обучения у них снизилось желание работать в качестве специалиста в сфере социального обеспечения: с 43,8% на 1-м курсе до 31,4% на 2-м курсе. Наиболее существенное снижение профессиональной мотивации наблюдалось у студентов ЮК СВФУ (с 44,0% на 1-м курсе до 17,2% на 2-м). В целом количество студентов, не желающих работать в системе социального обеспечения, и количество затрудняющихся ответить также имеет тенденцию к увеличению на 2-м курсе.      

Возможной причиной снижения уровня профессиональной мотивации будущих юристов является воздействие факторов, связанных с проблемами профессиональной ориентации в школе и осознанием востребованности их будущей профессии на рынке труда.

Выводы

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить особенности формирования профессиональной мотивации у студентов, обучающихся по специальности ПИОСО в учреждениях СПО Республики Саха (Якутия), и сделать следующие выводы.

  1. Внешние факторы, влияющие на профессиональную мотивацию молодых людей при выборе будущей профессии юриста, имеют региональные особенности.
  2. Выбирая специальность «Право и организация социального обеспечения», по окончании обучения которой присваивается квалификация «юрист», молодые люди преимущественно придерживаются традиционных взглядов о профессии юриста, часто не задумываясь о ее специфике, связанной с более востребованной в современных условиях системой социального обеспечения граждан.
  3. Организация профориентационной работы в школе должна вестись с учетом требований ФГОС СПО той или иной специальности, поскольку недостаточная осведомленность выпускников школ о профессиональных компетенциях, требуемых для той или иной профессии, негативно влияет на развитие профессиональной мотивации в процессе учебы в колледже или техникуме.
  4. Наиболее значимую роль в развитии профессиональной мотивации будущих юристов могло бы играть изучение в старших классах предмета «Основы права», который в контексте компетентностного подхода должны преподавать квалифицированные юристы, а не учителя истории или географии.
  5. Управляя внешними факторами и корректируя их влияние, можно поднять уровень профессиональной мотивации у будущих юристов в системе СПО, что даст возможность повысить их мобильность и конкурентоспособность на рынке труда.

Библиографическая ссылка

Винокурова М.И., Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30232 (дата обращения: 23.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074