Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ САМБО

Осипова И.С. 1 Медведев А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
С учетом модернизации процесса подготовки спортсменов в условиях отдельных спортивных федераций возникает необходимость пересмотра эффективности системы управления в целом и ее элементов. В статье предпринята попытка выделения аспектов модернизации процесса управления в сфере физической культурой и спорта; акцентируется внимание на значении развития самбо в Российской Федерации. Представлено определение понятия «управление развитием», которое трактуется как процесс оперативного, тактического и стратегического руководства, направленного на трансформацию управляемой системы. В статье обосновывается моделирование процесса управления развитием самбо как популярного вида спорта в Уральском федеральном округе. Авторская модель основывается на этапах управления его развитием, включающих: определение и постановку цели (дерева целей); вариативное планирование развития самбо; процессно-стадийное моделирование развития самбо; внедрение модели; мониторинг развития; коррекционный этап; мониторинг изменений. Модель реализуется на основе специально разработанных условий, которые включают: управленческую и рефлексивную подготовку руководителей спортивных организаций самбо, в том числе на уровне федераций самбо, и совершенствование внутренней среды подготовки спортсменов-самбистов. Представлены варианты реализации организационно-педагогических условий управления развитием региональной федерации самбо.
самбо
модель
управление
модель управления развитием самбо
условия управления развитием самбо
1. Шаруненко Ю.М. Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации: учебно-методическое пособие. Орел: МАБИВ, 2014. 200 с.
2. Елсаков И.В. История боевого самбо и перспективы его развития в республике Беларусь // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 25 мая 2019 г.). Пенза, 2019. С. 209-213.
3. Шестаков В.Б., Ерегина С.В., Емельяненко Ф.В. Самбо – наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов: учебное пособие. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. 224 с.
4. Антонюк С.Д., Кожевникова И.В. Реализация инновационной программы «Самбо в школу» в рамках учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта // Вестник ТГУ. 2016. № 9 (161). С. 50-57.
5. Данилюк А.А. Управление изменениями: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 288 с.
6. Осипова И.С. Эффективность руководителя физкультурно-спортивной организации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 1. С. 27-32.

Управление различными социальными системами было и остается острой проблемой, так как от результативности и эффективности управления зависит не только функционирование, но и развитие системы, а также успешное существование ее частей. Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни общества. Успехи спортсменов на международной спортивной арене подчеркивают авторитет страны, добавляют очков к ее политическому весу. Наличие широких возможностей и условий для занятий физической культурой и спортом для граждан страны демонстрирует степень заботы о здоровье населения всех возрастов, формирование положительных установок на здоровый образ жизни. Физическая культура и спорт как часть сферы жизнедеятельности общества не оторваны от других сфер жизни (социальной, политической, экономической и духовной). Однако в современных исследованиях указываются разнообразные сложности управления в сфере физической культуры и спорта. Так, Ю.М. Шаруненко (2014) отмечает, что в стране до сих пор существует проблема, когда принятые нормативные правовые документы в сфере физической культуры и спорта не имеют достаточной логической связи между собой. Они не являются обязательными для исполнения в регионах Российской Федерации, поскольку не подкрепляются финансированием из средств государственного бюджета [1].

Мы выделили некоторые аспекты модернизации процесса управления в сфере физической культурой и спорта. Так, необходимы:

– стратегичность и единство управленческих решений и действий на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном);

– ориентация на удовлетворение потребностей человека, общества и государства в здоровом образе жизни, самосовершенствовании посредством пропаганды и популяризации конкретных видов спорта;

– развитие видов спорта в изменяющихся социально-экономических условиях: учет тенденции переориентации рыночных отношений на экономику физкультурно-спортивных индивидуальных услуг; использование возможностей формирования спроса на физкультурно-спортивные услуги с целью развития конкретных видов спорта;

– оптимизация системы управления спортивными федерациями с целью совершенствования процесса подготовки спортсменов (в частности, пересмотр организационной структуры, повышение ее мобильности);

– развитие системы подготовки управленческих кадров для сферы физической культуры и спорта на региональном уровне для повышения результативности их деятельности и др.

Особые сложности возникают у многих региональных спортивных федераций, особенно у местных спортивных федераций, действующих на уровне района, муниципалитета. Перед ними остро стоит задача не потерять качество подготовки спортсменов, продолжать наращивать уровень спортивного мастерства, расширять поле своей деятельности, оставаться конкурентоспособными даже в условиях ограниченных источников дохода. Но в каких бы условиях ни функционировала любая федерация, основной ее целью остается развитие вида спорта.

В каждом субъекте Российской Федерации с учетом традиций развития спорта высших достижений в регионе, сложившихся спортивных школ со своей плеядой тренеров и спортсменов существуют развиваемые виды спорта. В Уральском федеральном округе одним из таких видов является самбо. И.В. Елсаков образно описывает сущностный потенциал самбо через сравнение этого спортивного единоборства с особой системой воспитания, которая способствует развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности, способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей [2]. В связи с национальным масштабом популярности самбо в Российской Федерации, значительным воспитательным значением этого вида спорта, большим количеством вовлеченных в управление и организацию учебно-тренировочного и соревновательного процессов людей проблема разработки модели управления развитием самбо представляется актуальной.

Цель исследования: теоретическое обоснование модели управления развитием самбо и выявление организационно-педагогических условий управления развитием региональной федерации самбо.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является моделирование процесса управления развитием самбо.

Методы исследования: анализ научной литературы, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Несмотря на то что самбо среди других видов спорта (дзюдо, каратэ, кикбоксинг и др.) позиционируется как молодой вид спорта, его популярность можно определить как стабильно растущую. Соответственно, требуются такие механизмы управления развитием самбо, которые обеспечат наиболее желаемое состояние объекта управления.

Исследованием управленческих проблем в сфере физической культуры и спорта занимались такие ученые, как Л.В. Аристова, С.Н. Братановский, С.И. Гуськов, В.А. Какузин, В.В. Новокрещенов, И.И. Переверзин, В.С. Родиченко, С.Г. Сейранов, В.И. Столяров, В.А. Чистяков и др.

В настоящее время исследованием вопросов развития системы самбо и ее управленческими аспектами занимаются такие ученые, как В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко [3] (занимались разработкой теоретических и методических основ подготовки самбистов), С.Д, Антонюк, И.В. Кожевникова [4] (изучали реализацию инновационной программы «Самбо в школу» в условиях реализации ФГОС) и др. Заслуга В.И. Ильинича состоит в том, что он заложил в систему управления развитием самбо компонент учета предварительной спортивной подготовленности или одаренности. А.В. Жалилов и А.С. Махов разработали систему работы со спортсменами с нарушениями слуха.

Акцент на управлении развитием требует конкретизации этого понятия. В нашем исследовании оно будет пониматься как процесс оперативного, тактического и стратегического руководства, направленного на трансформацию управляемой системы.

А.А. Данилюк, занимаясь изучением управления изменением [5], акцентировала внимание на том, что процесс управления изменениями (развитием) требует переработки колоссального объема информации, что возможно сделать путем построения моделей [5, с. 67].

Моделирование процесса управления развитием рассматривается нами как инструмент проектирования оптимальных изменений в целях модернизации процесса управления.

Процесс разработки модели был выбран в силу ряда причин.

Во-первых, модель способна адекватно описать свойства моделируемого объекта или системы.

Во-вторых, модель наглядно демонстрирует наличие и взаимосвязь элементов моделируемого объекта или системы.

В-третьих, разработка модели позволяет выделить проектные параметры и их содержание, что дает возможность спрогнозировать решение управленческой проблемы.

Учитывая семантику центральных понятий нашего исследования, дадим авторское определение модели управления развитием вида спорта.

Под моделью управления развитием вида спорта мы понимаем визуализированный проект, который воспроизводит основные этапы и параметры управления развитием субъекта управления (управляющих организаций), отражающего возможности для устойчивого развития вида спорта как объекта управления.

Экстраполируя данные положения на объект и предмет нашего исследования, мы разработали модель управления развитием самбо. Однако следует уточнить, что процесс управления, в том числе управления развитием, предполагает этапность, которая и обеспечивает устойчивое развитие объекта управления. Процесс управления развитием самбо включает следующие ключевые этапы:

1) определение и постановка цели (дерева целей);

2) вариативное планирование развития самбо;

3) процессно-стадийное моделирование развития самбо;

4) внедрение модели;

5) мониторинг развития;

6) коррекционный этап;

7) мониторинг изменений.

На основе выделенных нами этапов управления развитием разработана процессная модель управления развитием самбо (рис.).

Модель управления развитием самбо

Разработанная модель может быть успешно реализована при целенаправленном создании комплекса условий. Для внедрения модели управления развитием самбо условия рассматриваются нами как комплекс процессов, обусловливающих процесс развития самбо как вида спорта. Данные условия носят организационно-педагогический характер.

Мы рассмотрели основные особенности функционирования системы самбо и пришли к выводу, что одними из основных организационно-педагогических условий управления развитием самбо могут быть следующие:

  1. управленческая и рефлексивная подготовка руководителей спортивных организаций самбо, в том числе на уровне федераций самбо;
  2. совершенствование внутренней среды подготовки спортсменов-самбистов.– описание номенклатуры модельных характеристик руководителей спортивных организаций самбо в сфере управления и рефлексии;– мониторинг и самомониторинг реализации модельных характеристик руководителей спортивных организаций самбо на разных уровнях.Названные выше параметры деятельности руководителя спортивной организации обобщенно представляются нами в понятии «управленческая компетентность», а управленческая компетентность руководителей спортивных организаций самбо трактуется нами как интегральное качество его личности, включающее профессиональные умения и навыки, опыт руководящей деятельности, стиль управления, профессионализм, готовность к инновациям в сфере развития самбо.
  3. Немаловажным видом профессиональной компетентности руководителя спортивной организации самбо служит его рефлексивная компетентность.
  4. В одном из наших исследований было определено, что функционал современного руководителя физкультурно-спортивной организации не ограничивается профессиональной квалификацией и полученной профессией [6]. «В спектр его профессиональной деятельности включаются и другие сферы, в частности: спортивный менеджмент, управление принятием решений, научно-методическое сопровождение деятельности организации, осуществление контроля. Все эти функции требуют от руководителя приложения максимума своих профессиональных компетенций, личностных качеств, стремления к самосовершенствованию и саморазвитию. Данные требования актуализируются в понятии “эффективность руководителя”. Поэтому ключевым фактором эффективности деятельности физкультурно-спортивной организации является стиль управления, профессионализм, готовность к инновациям ее руководителя» (И.С. Осипова, 2019) [6].
  5. – реализация модельных характеристик руководителей спортивных организаций самбо на разных уровнях;
  6. Управленческая и рефлексивная подготовка руководителей спортивных организаций самбо, в том числе на уровне федерации самбо, может включать следующие подпроцессы:

Второе условие означает, что важным компонентом и условием подготовки спортсменов-самбистов является совершенствование внутренней среды подготовки, которая охватывает цели и задачи подготовки, функционал всех работников, обеспечивающих и организующих учебно-тренировочный и соревновательный процесс, их образование и квалификацию, социально-психологический климат в организации, стиль управления федерацией и иное, описываемые как в классической управленческой литературе, так и в современных исследованиях.

Вариантами реализации организационно-педагогических условий управления развитием региональной федерации самбо являются создание президиумов федерации и совершенствование управленческой и рефлексивной компетентности руководителей федераций, создание управленских команд, включая менеджеров процессов; функционирование спортивных клубов, школ, кружков по занятиям самбо с разной целевой направленностью, развитие спортивного и боевого самбо; совершенствование материально-технической базы спортивных организаций самбо; развитие сообщества самбистов – спортсменов и тренеров; формирование тематических площадок для объединения всех направлений самбо и их продвижения в информационном пространстве и др.

Выводы. Одним из современных и продолжающих набирать популярность видов спорта является самбо. Моделирование процесса управления развитием вида спорта становится в современных социально-экономических условиях эффективным инструментом проектирования оптимальных изменений в целях модернизации процесса управления. Разработка модели и условий управления развитием самбо является не самоцелью, не процессом ради процесса, а процессом ради результата.

Создание модели управления развитием самбо позволит федерациям получить некоторые преимущества. В частности, это даст руководителям возможность обнаружить точки роста и западающие зоны в управлении, нестыковки компонентов внешней и внутренней среды реализации подготовки самбистов. У руководства федераций появляются возможности для самостоятельного прогнозирования деятельности. Кроме того, визуализация и краткость модели позволяют быстро и наглядно представить стратегии развития всем заинтересованным лицам.

Таким образом, основой для построения практических путей совершенствования и повышения конкурентоспособности самбо могут стать процесс моделирования управления развитием самбо и определение организационно-педагогических условий управления развитием самбо.


Библиографическая ссылка

Осипова И.С., Медведев А.В. МОДЕЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ САМБО // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30227 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074