Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Колодезникова А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье представлены аргументированный выбор и теоретическое обоснование методологических подходов к проблеме формирования самостоятельности студентов технических специальностей Северо-Восточного федерального университета Республики Саха (Якутия) при изучении специальных дисциплин по направлению Строительство профиль Теплогазоснабжение и вентиляция. Главная задача высшего образования – научить самостоятельности будущего конкурентоспособного специалиста, готового целенаправленно и независимо ориентироваться в сфере профессиональной деятельности, проявлять индивидуальный подход в решении поставленных задач в постоянно изменяющихся условиях. Избранная методологическая база рассматривается с позиции системного, гендерного, этнопедагогического и регионально-этнического подходов в образовательной практике. Системный подход предусматривает взаимосвязь между развитием самостоятельности студентов и учебным процессом, гендерный подход определяет личностно-ориентированную модель взаимодействия, с позиции этнопедагогического и регионально-этнического подхода самостоятельность обучающихся развивается с учетом национальных особенностей. Реализация таких подходов даст возможность наполнить содержание образовательной программы средствами, формами и методами, обеспечивающими эффективную подготовку студентов, для повышения самообразования и саморазвития, а также сформировать личностный смысл будущего инженера в профессиональной деятельности. Сделан вывод о необходимости повышения уровня самостоятельности студентов технических специальностей при изучении специальных дисциплин.
самостоятельность
специальные дисциплины
системный подход
гендерный подход
регионально-этнический подход
теплогазоснабжение и вентиляция
1. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Издательство «Наука, 1978. 391 с.
2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Издательство «Наука», 1974. 279 с.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. 399 с.
4. Леднев В.С. Системный подход в педагогике // Метафизика. 2014. №4 (14). С. 39-51.
5. Веденская Т.Е. Понятие «система» и системный подход // Педагогические науки. Теория и практика общественного развития. 2017. №7. С. 197-199.
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогический антропологии. М.: Гранд: Файр пресс, 2004. 574 с.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
8. Васюра С.А. Гендерная психология: современные проблемы и направления; учеб. пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
9. Колодезникова А.Н. Некоторые аспекты к организации самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе обучения специальным дисциплинам // Педагогические науки. 2019. №6. С.65-67.
10. Барахсанова Е.А., Татаринов Ф.Ф. Воспитание юношей в сельской гимназии на основе гендерного подхода // «Образовательный вестник «Сознание». 2019. Vol.21. №9. С.5-10.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ с изменениями от 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/4.html (дата обращения: 21.09.2020).
12. Колодезникова А.Н., Парникова Г.М. Подходы к организации самостоятельной работы бакалавров по направлению «Строительство», профиль «Теплогазоснабжение и вентиляция» // Глобальный научный потенциал. 2019. №6(102). С. 14-16.
13. Арчакова Р.А. Воспитание межэтнической толерантности студентов университета: методологический и технологический аспекты // Известия Южного федерального университета. Педагогический науки. 2015. №12. С.55-60.
14. Харитонов М.Г., Никитин Г.А. Научно-педагогическая школа Г.Н. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: материалы Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 22-24 июня 2017 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2017. С. 45-46.
15. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. № 1(65). С. 105–110.
16. Мирошниченко В.В. Этнорегионально-педагогическая деятельность учителей школ с родным (нерусским) языком обучения // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 74-79.
17. Парникова Г.М. Регионально-этнический подход к иноязычному образованию: монография. Якутск: Сахаада. 2018. 49 с.
18. Павлова С.Н. Методические принципы обучения второму иностранному языку студентов-переводчиков из числа коренных жителей Якутии // Педагогические науки. 2018. № 1 (79). Ч. 1, С. 205-208.
19. Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Корнилов Ю.В. Развитие образования в многонациональной стране // Педагогические науки. 2016. №6. С. 126-129.

В настоящее время система высшего образования предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалистов технических специальностей: будущий инженер – это конкурентоспособный профессионал, который должен уметь самостоятельно ставить перед собой профессиональные цели и достигать их, быть готов взять на себя ответственность и проявить инициативу. Для достижения данной цели необходимо определить совокупность методологических подходов, составляющих научно-теоретическую основу нашего исследования. В рамках исследования мы выделяем следующие методологические подходы для формирования самостоятельности при изучении специальных дисциплин студентами технических специальностей: системный подход (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, К.Д. Ушинский, Э.Г. Юдин и др.); гендерный подход (С.А. Васюра, А.А. Чекалина, Е.А. Барахсанова, Ф.Ф. Татаринов и др.); этнопедагогический и регионально-этнический подход (А.Ю. Белогуров, Г.Н. Волков, В.В. Мирошниченко, Г.М. Парникова, С.Н. Павлова и др.).

Цель работы – определить совокупность методологических подходов, составляющих научно-теоретическую основу формирования самостоятельности студентов при изучении специальных дисциплин технических специальностей.

Материал и методы исследования. Исследования проводились с использованием теоретических (изучение и анализ научно-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирических (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы) методов.

Результаты исследования и их обсуждение. Основоположником системного подхода считается Карл Людвиг фон Берталанфи, известный австрийский биолог, который исследовал многообразие связей в живой природе, их разнокачественность и соподчинение. Э.Г. Юдин подчеркивал, что «именно в путях углубления представлений о системе связей отыскивается в настоящее время решение проблем иерархического строения живой природы, а также связанной с этим проблемы управления» [1, с. 98].

Впоследствии Л. фон Берталанфи рассматривал общую теорию систем как совокупность системных идей, изучал, как они представлены в науке, технике и в организации производства. Он различал: системную науку, которая включает в себя системные концепции в различных дисциплинах, и общую теорию систем, формирующую основные принципы ко всем видам систем; системную технику для практического применения системных идей в современной технике; «философию систем» как способ мышления и общего понимания мира [2].

И.В. Блауберг рассматривает системный подход как методологическое направление, где разрабатываются принципы, методы и средства изучения объектов, которые представляют собой общую систему. Исследователь считает, что системный подход позволяет соединить анализ и синтез, т.е. теоретический и управленческий смыслы.

Академик П.К. Анохин считает, что при применении системного подхода как метода в исследованиях необходимо опираться на единство самостоятельных характеристик отдельных компонентов системы и свойств, которые они приобретают при системном функционировании. Элемент системы действует не как самостоятельное образование, а как элемент, подчиняющийся общему плану системы, который направлен на получение определенного результата [3]. Системный подход проник «в самую сложную часть науки с точки зрения диапазона и специфики применимых методов – педагогику» [4, с. 40].

Главные принципы системного подхода – целостность и адаптация: все элементы системы должны соответствовать друг другу, при этом изменение в любой из частей системы влечет за собой изменения в других частях. Каждый элемент системы несет в себе определенные функциональные обязанности, выполняемые определенным образом. От степени взаимодействия всех элементов зависят влияние действия одного элемента на всю систему в целом и его качество функционирования [5].

Любой системный подход раскрывается через его составляющие: целостность, структурность, иерархичность, множественность. Принцип целостности представляет собой единое целое, все элементы подчинены общим принципам, целям и задачам. Принцип структурности представляет собой объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы с определенными признаками. Принцип иерархичности – это совокупность элементов, в которой каждый элемент имеет свое значение и зависит от других элементов или другие элементы зависят от него. Принцип множественности предусматривает использование большого количества различных форм для описания каждого отдельного элемента системы.

Идейными вдохновителями системного подхода в педагогике являлись западноевропейские педагоги: Я.А. Коменский, Д. Локк, А. Дистервег. Первые идеи системного подхода к процессу обучения и воспитания изложил в своих трудах признанный педагог Я.А. Коменский. В основе его педагогической системы находится представление о воспитании как всеобъемлющей категории, оказывающей влияние на формирование, развитие и жизнь общества в целом. А Дистервег полагал, что педагог является организатором всей системы воспитания и служит образцом для подражания.

В работах отечественных педагогов, таких как К.Д Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский, идеи системного подхода рассматривались как представление о целостном характере педагогического процесса и реализации их в педагогических системах. К.Д. Ушинский впервые в истории педагогики определил основные идеи системного подхода как целенаправленное и систематическое влияние на воспитанников и развил мысль о единстве личности и ее деятельности [6].

Современными исследователями дидактических и воспитательных систем в учебном процессе являются С.И. Архангельский, Л.В. Занкова, Л.Б. Эльконина, М.М. Махмутова.

Мы согласны с С.И. Архангельским, который полагает, что главное отличие учебного процесса от других систем состоит в специфичности процесса, когда взаимодействие студента и преподавателя происходит на психическом уровне, каждый индивидуален и формирует различные информационные потоки при решении тех или иных общих задач в процессе своей деятельности [7].

При изучении специальных дисциплин в техническом вузе системный подход имеет большое значение в связи с кардинальными изменениями принципов конструирования современных технических сооружений. Для них характерны большие масштабы, они имеют сложную структуру, высокую степень автоматизации; поступление внешних воздействий происходит нерегулярно, во времени, а также имеют место состязательные моменты в конкурентной среде. Разработка и конструирование таких систем должны происходить системно, исходя из новых методов технического мышления.

Системный подход в формировании самостоятельности при изучении специальных дисциплин в техническом вузе проявляется в том, что учебно-воспитательный процесс состоит из хорошо структурированных и тесно связанных между собой элементов, когда изменения одного элемента системы приведут к неизбежным изменениям работы всей системы в целом.

Далее перейдем к рассмотрению гендерного подхода к образованию и его применению в рамках нашего исследования, так как подавляющее большинство студентов технических специальностей представлено юношами.

В последние годы количество исключительно мужских и женских профессий уменьшилось, но превалирование того или иного гендерного признака в ряде профессий остается. Например, традиционно мужской сферой профессиональной деятельности является направление «человек – техника». Так, по исследованиям С.А. Васюры, профессии «строитель», «строитель газопровода», «сварщик», «слесарь» и «сантехник» были названы как типично «мужская» профессия в социологических опросах, проводимых как среди женщин, так и среди мужчин [8].

Для России традиционно характерна «мужественная культура», в ней доминируют властные структуры, мужской успех, мужская логика и иное, которые характеризуются самоуверенностью, инициативой, конкуренцией, напористостью. Портрет российского мужчины включает в себя следующие утверждения: доминировать на работе и в семье, работа и карьера важнее домашних дел и т.п. Стремление к успеху, соревновательность, независимость, самореализация и рациональность в принятии решений – вот основные признаки «мужественной культуры».

Результаты анкетирования и педагогического наблюдения показали, что среднестатистический студент, обучающийся на третьем курсе по направлению Строительство, профилю Теплогазоснабжение и вентиляция, – это юноша из числа коренных народов Республики Саха (Якутия) в возрасте 21 год. В таком возрасте он активен, ориентирован на успех, отличается сообразительностью и практическим интеллектом. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Он достиг определенной личностно-социальной и профессиональной зрелости, готов вступить во взрослую жизнь, с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Студент готов к профессиональному самоопределению, часто повторяет путь старшего поколения [9].

Для нас представляет особый интерес исследование Е.А. Барахсановой и Ф.Ф. Татаринова, в котором отмечается, что «учет гендерных особенностей в образовательном процессе играет роль стимула для самореализации пола и создает условия для реализации его потенциала в различных областях, поиска своего места в жизни и самоутверждения как личности» [10, с. 8]. В образовательном процессе такой подход направлен на конструирование «собственного Я», семейной жизни, государства, экономики и др.

Гендерный подход в рамках нашего исследования необходим для поиска средств, методов и форм, обеспечивающих эффективную подготовку студентов, характеризующихся определенными гендерными особенностями.

Следующими подходами, составляющими научно-теоретическую основу нашего исследования, являются этнопедагогические и регионально-этнические.

В ст. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о «единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [11].

Республика Саха (Якутия) характеризуется неоднородностью по этническому составу. Конституционно закреплено функционирование двух государственных языков – русского и якутского. Уважительное отношение к другой культуре, с одной стороны, и превалирование якутского языка в бытовом общении – с другой, является отличительной чертой студентов из числа коренных народов Якутии и достаточно большим барьером при получении образования. Коренные народы отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что поселения расположены на внушительных расстояниях друг от друга, требовалась организация совместного труда, отсюда и «привычка к совместному действию группой». Однако сложные климатические условия объясняют такие черты, как медлительность, немногословность, сдержанность в проявлении эмоций. В то же время эти же климатические условия побуждают к выдержке, выносливости, устойчивости в преодолении трудностей и сохранению самообладания [12].

Исследованием философско-педагогических аспектов развития региональных образовательных систем занимается А.Ю. Белогуров. По его мнению, на формирование личности студента оказывает влияние социально-этническая среда, которая представляет собой общность людей, обладающих одним языком и культурой. Она влияет на способность к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, на формирование национального сознания и самосознания личности. Автор полагает, что этнорегиональная образовательная среда может функционировать в регионе в соответствии с особенностями народов, проживающих на данной территории [13].

Особое место в региональной образовательной системе занимают исследования известного этнопедагога Г.Н. Волкова. В своих работах специалист отмечает, что этнопедагогика «изучает эмпирический опыт этнических групп в сферах воспитания и образования детей, морально-этических, эстетических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, контроля и коррекции поведения, его мотивов внутри этноса, межэтнических оценок и поведения, отношения к природе, объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций» [14, с. 45].

Этнопедагогический подход служит опорой этнорегионального образования, позволяет выделить этническую картину мира, представляющую собой совокупность знаний о социальной жизни общества, где основным понятием выступает традиция народа, сформировавшаяся в процессе деятельности этноса. Реальная действительность в результате практической деятельности становится основным понятием в процессе воссоздания этнической картины мира [15].

Таким образом, этнопедагогика занимает особое место в осмыслении социокультурной реальности. Для многих современных исследователей все более распространенной становится работа на стыке «народные традиции – современность», при этом речь идет не о том, чтобы описать извне процессы, происходящие в социуме и культуре, но о том, чтобы расшифровать общественные отношения, которые этим процессом порождаются. Функция этнопедагогики в этой связи заключается в использовании прогрессивных народных традиций, интеграции их в социокультурную реальность.

В исследованиях В.В. Мирошниченко подчеркивается, что этнорегиональная ориентированная деятельность – более узкое направление этнопедагогики и предполагает включение отдельных элементов культуры народов региона в образовательный процесс. Это включение происходит бессистемно и спонтанно, на уровне подсознания, без погружения в историю народа и его языковые особенности. Учет таких особенностей осуществляется на основе включения в учебные мероприятия материала этнорегиональной направленности, который позволяет формировать развитие собственной культуры и культуры народов региона [16].

Г.М. Парникова рассматривает указанный подход с точки зрения реализации внедрения в образовательный процесс мировых, общероссийских, региональных тенденций, а также идентификации социального заказа государства и специфику региона для подготовки конкурентоспособных специалистов. Такой подход предполагает воспитание этнической идентичности обучающегося, осознание им принадлежности к определенному этносу, стремление изучать и сохранять родной язык и культуру [17].

Нам импонирует точка зрения С.Н. Павловой, что сохранение национальной культуры происходит при наличии в учебном материале различных тем регионального содержания, которые предполагают изучение региональной культуры на всех уровнях образовательного процесса, а также заданий, которые направлены на сравнение и анализ региональных различий культур разных народов [18].

Наполнение образовательного процесса местными региональными материалами является одним из направлений регионализации образования. При обогащении теоретического и практического курса региональными материалами, которые дополняют, уточняют федеральный компонент, процесс обучения становится живым и доступным, что повышает активность и самостоятельность обучающихся [19].

Заключение. Таким образом, применение системного, гендерного, этнопедагогического и регионально-этнического подходов к образованию в нашем исследовании объясняется поиском новых резервов педагогической деятельности для формирования самостоятельности при изучении специальных дисциплин студентами технических специальностей.


Библиографическая ссылка

Колодезникова А.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30199 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674