Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Туленкова Л.А. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Данная научная статья посвящена вопросам, касающихся анализа понятий «личность» и «личностные универсальные учебные действия» в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Проведенный автором анализ научной литературы позволил остановиться на определении понятия «личность» через некоторое действие, которое направлено на формирование самой личности. В философии понятие «личность» трактуется через некую деятельность, направленную на другого человека и имеющую результат для общества. В контексте зарубежных психологических исследованиях понятие «личность» рассматривается в рамках биогенетического, социогенетического и психогенетического подходов, в которых делается акцент на один из двух факторов: среды или наследственности. На основе отечественных психологических учений определение «личности» базируется на социальной деятельности. Подвергнув рассмотрению педагогические источники, автором проанализированы деятельностный и системно-деятельностный подходы к определению понятия «личности». В статье детально разобраны современные педагогические исследования в области определения понятия «личность» и личностных универсальных учебных действий, были выделены ряд основных характеристик при определении данных понятий. Настоящая статья будет интересна специалистам в системе образования, исследователям в данной теме, педагогам и студентам педагогических вузов.
личность
универсальные учебные действия
личностные универсальные учебные действия
деятельность
общество
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897/ (дата обращения: 10.09.2020).
2. Джумакаева, Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 823-826.
3. Тучалаев C.Т., Бабаева Л.М., Пулатова Г.Ш. Внедрение новых педагогических технологий как фактор и тенденция развития образования // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2015. №4 (33). С. 89-93.
4. Панасенко Г.В. Философское понятие личности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №8(67). С.320-325.
5. Туленкова Л.А. Деятельностный подход в формовании личностных универсальных учебных действий // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 3. С. 75-78.
6. Шайкина В.Н., Лихолетов В.В.Анализ и синтез понятия "личность" на основе обобщенного метода качественных структур//Вестник ЮУрГГПУ.2011.№4. С. 167-179.
7. Туленкова Л.А. К понятию о «личности» // Форум молодых ученых. 2017. Выпуск № 10(14). С. 736-740.
8. БайновА.М.Психология личности // Скиф. 2018. №11 (27). C. 169-171.
9. Куликова Н.Г. Феноменология качества современного образования // Открытое образование. 2017. №5. C. 4-13.
10. Яшина М.Н. Истоки теоретических воззрений Э. Эриксона на роль социальных факторов в развитии личности // Дискуссия. 2014. №5(46). С.91-100.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.:Питер, 2007. 368 с.
12. Абдулаева П.З., Османова А.А. Некоторые особенности основных элементов в теории личности в психологии // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9-. С. 233-239.
13. Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. №6(125). С.25-31.
14. Герт В.А. Деятельностный подход: этапы и перспективы развития // Педагогическое образовании в России. 2014. №11. С.36-42.
15. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
16. Круглик О.С. Соотношение понятий проектная и исследовательская деятельность учащихся 5-6 классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. №1(11). С. 21-29.
17. Озерина А.А., Голубь О.В. Влияние типа мышления личности на профессиональное самоопределение старшеклассника // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования. № 11.4 (47). 2013. С. 78-86.
18. Поломошнова С.А. Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 179-181.
19. Амирханова С.В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска: автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2009.24 с.
20. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. … докт. психол. наук: 19.00.13. Санкт-Петербург, 2020. 355 с.
21. Хорошая В.С. К постановке проблемы соотношения потребностей и мотивов деятельности личности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24341 (дата обращения: 02.09.2020).
22. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна: [сборник статей] / Отв. ред. К.А. Абульханова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 429 с.
23. Романова Т.А. Личность как предмет научно-философского исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17942 (дата обращения: 28.08.2020).
24. Захарова И.Н. Деятельность и основные виды деятельности личности // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 229-231.
25. Мишечкина Н.А. Разбор понятия «личность» на примере работ отечественных авторов // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). С. 75-77.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит перед собой цель– развить личностные характеристикиобучающихся [1]. В связи с этим перед образованием ставятся следующие задачи: научить навыку самостоятельно учиться с осознаваниемценности полученного образования и, как следствие, акцентировать внимание обучающихся на их самообразовании ииспользованииприобретенных ими знаний на практике.Таким образом, возникает необходимость как в детальном изучении новых требований, так и в рассмотрения самого понятия «личностные универсальные учебные действия» в теории и практикепедагогики. В системе образования с введением нового стандарта приоритетным направлением является целостное развитие личности, оно возможно через формирование универсальных учебных действий [2].

Цель исследования: проанализировать определение «личность» в контексте универсальных учебных действий для формирования личностных универсальных учебных действий.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования:научные статьи, авторефераты диссертаций, диссертации, учебная литература, электронные ресурсы. Методыисследования: анализ литературных источников, обобщение и классификация полученной информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Хотясистема образования является ориентированной на развитие личностных универсальных учебных действийчерезформирование личности обучающегося, в педагогической практике возникают некоторые трудности при определении данных понятий. Вследствие этого стандарт нового поколения ставит цель – создание и применение новых технологий и подходов, в частности развивающего образования (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) [3]. Различные исследователи (Дж. Уотсон, Дж. Локк, Э. Газри, К. Хорни и др.) говорят о том, чтов педагогической практике личность может быть сформирована через социально-активную деятельность. Доказательством служат следующие определения понятия «личность» через некоторое действие (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Философы со времен Сократа рассматривали понятие «личность» как практическое начало – воля, которая должна быть направлена на сотворение добра и блага. «Личность» не просто представляет собой природный организм, а уже имеет человеческие качества и проявляется через них[4]. Рассмотрим некоторые определения понятия «личность» в философском контексте (табл. 1).

Таблица 1

Определение понятия «личность»через деятельность в философском контексте

Имя ученого

Определение

Ф. Аквинский

Личность является совершенной во всей природе, для нее характерно быть«господином своих действий», то есть выполнять какую-то деятельность

И. Кант

Личность понимается через самостоятельное поведение, самостоятельное выполнение действия, вследствие чего поборола свою биологическую природу

И. Фихте

Личность формируется только при взаимодействии с другими индивидами

К. Маркс

Личность представляет собой совокупность общественных отношений

Н.О. Лосский

Личность понимается через способность осознавать и достигать ценности

В.С. Соловьев

Личность – сжатое общество, а общество, в свою очередь, дополнение для личности

Э.В. Ильенков

Личность проявляется только в некоем результате, который полезен для других индивидов

Э. Брайтмен

Личность –самотворческое начало, которое направлено на сотворение лучшего мира

Э. Гуссерль

Личность является субъектом общества, взаимодействуя с другими личностями

 

Изучив ряд определений сущности понятия «личность», мы пришли к выводу, что изначально «личность» рассматривалась как некоесвойство духовного начала человека, которое является совокупностью врожденных и приобретенных духовных характеристик человека. Далее,при рассмотрении понятия «личность» в философском контексте, акцентировалось внимание на развитых и приобретенных в социумекачествах человека, которые превращалисьв знания, умения, ценности и цели. В частности, из биологического индивида происходило изменение в социально-биологическую личность путемнекого действия или труда, так как при их помощи индивид может раскрыть все грани своей личности.Теоретический анализ научных источников по философии в ходе нашего исследования показал, что при формировании личностиакцент делался уже на ту деятельность, прикоторой личность становится личностью, а не просто на характеристики данного понятия [5,6]. Понятие «личность» определяется не только через биологическую составляющую, а совместно с деятельностью, направленной на другого человека, которая имеет некий результат. Отметим, что общество является дополнением для личности, так как деятельность направлена на сотворение самой личности в обществе, в окружении других индивидов.

В зарубежной психологии выделяются несколько подходов к исследованию понятия «личность»: биогенетический, социогенетический, психогенетический (рис. 1). Каждый подход при определении понятия «личность» делает акцент на одном из двух факторов: среде или наследственности.

––

Рис. 1. Подходы в психологии к определению понятия «личность»

Так, в биогенетическом подходе (З. Фрейд, Э. Геккель, И. Мюллер, Э. Эриксон и др.) личность рассматривается тольков биологических процессах созревания или жизнедеятельности организма. З. Фрейд говорил, что движущая сила психического развития – это некие врожденные и бессознательные влечения. В его работах развитие психики не обусловлено интеллектуальной сферой, а происходит из-за мотивов и эмоций[7]. Другими словами, психика приспосабливается, адаптируется к той среде, в которой она находится. В учениях Э. Геккеля, И. Мюллера (биогенетический закон) и Э. Эриксона (эпигенетический принцип)трактуется, что у всего живого есть общий план развития: сначала идет развитие отдельной части, а развившись, части формируются в функциональное целое, в связи с этим развитие личности проходит на протяжении всей жизни человека[8,9].При этом Э. Эриксон указывает на два фактора, влияющих на личность и оказывающих влияние на ееформирование. Первый фактор – биологический (подобно теории З. Фрейда), второй фактор – влияние общества [10].

В социогенетическом подходе (Дж. Уотсон, Дж. Локк, Б. Скиннер и др.) личностью становится человек, который родился некой биологической особью, но изменился под воздействием различный социальных условий. Вследствиеэтого делается акцент на экзогенных (внешних) причинах психического развития.

Таким образом, изучив ряд определений сущности понятия «личность», мы выделили ряд основных характеристик данного определения через концепт «поведения»:

1) поведение человека определяется продуктами только внешней стимуляции, а не врожденными (Дж. Уотсон, Дж. Локк);

2) поведение организма представляется как опыт, приобретаемый в течение всей жизни, как набор изучаемых моделей поведения (Э. Газри, Б. Скиннер);

3) поведение зависит от влияния социальных условий (А. Бандура, К. Хорни, А. Адлер и др.).

В психогенетическом подходе (К. Юнг, У.Штерн, А. Маслоу и др.) главной целью является изучение развития психических процессов. Ученые не отрицают влияния биологических или социальных условий, объясняя поведение личности при помощи эмоций, влечения.

В учениях К. Юнга и У. Штерна говорится о структуре личности, но, если в ученияхК. Юнга данное понятие состоит из трех составляющих: коллективное бессознательное (врожденная память поколений), индивидуальное бессознательное (приобретенный характеристики личности), сознание, то в работах У. Штерна в качестве главных отмечаютсядва фактора –«наследственность» и «среда»[11]. «Наследственность» является главной причиной развития психики, а «среда» – условием для реализации наследственнопредопределенных характеристик психики. Таким образом, личность развивается при помощи врожденных психологических факторов, а ее формирование представляется в виде динамического процесса длиною в жизнь. В частности, гуманистическое направление (А. Маслоу) анализирует человека в целом, так как событие в одной части оказывает влияние на весь организм, а развитие личности происходит путем реализации социального опыта, с применением имеющихся и приобретенных знаний, умений и навыков для удовлетворения потребностей [12]. Феноменологическое направление (К. Роджерс и др.) как ветвь гуманистической психологии анализирует поведение при помощи терминов его субъективного восприятия и познания действительности и акцентирует стремлениеличности к сохранению и развитию себя [13].

В отечественной психологии человек представляется субъектом деятельности, который является значимым в формировании самой личности. Личность – саморегулирующаяся система, которая способствует своему развитию и совершенствованию. Личность анализируется при помощи системного подхода (определяется структура как динамическая система), деятельностного подхода (личность подвергается анализу через деятельность).

Развивая идеи деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), ученые трактовали понятие «личность» через деятельность:личностью не рождаются, ею становятся посредством деятельностей, представленных иерархией отношений, которые невозможны без воздействия общества. Личность является субъектом труда, познания и общения, так как любому индивиду при развитии необходимо удовлетворить социальную потребность, для этого используется социально значимая деятельность –процесс социализации[14].Индивид создает свою личность путем общественных отношений,осознает свое отношение к окружающему миру, а это отношение выражается в деятельности в этом мире.Ученые, разрабатывающие системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.), определяли личность совокупностью психических свойств, которая является результатом деятельности между индивидами. Отметим, что личность рассматривалась и через деятельность посредством удовлетворения своих потребностей (Д.Н. Узнадзе и др.). Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что «личность» является неким особым качеством человека, которое приобретается при помощи совместного действия в социокультурной среде.

Теоретический анализ научных источников по педагогике на рубеже XIX и XX вв. в ходе исследования показал, что, во-первых, произошло разграничение понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность» для улучшения образовательного процесса, так как, во-первых, личность является результатом развития индивидуальности, а во-вторых, личность стала определяться как синтез свойств, способностей и интересов. Развивая данную концепцию, исследователи определяли, что человек является индивидуальностью, так как имеет особые неповторимые качества, но человек– это личность, которая сознательно определяет свое отношение к окружающему миру(С.Л. Рубинштейн и др.).

Вслед за К.Д. Ушинским, который отмечает, что только под влиянием деятельности самой личности, а не только из-за наследственности и воспитания человек превращается в личность [15], И.П. Подласый определяет личность как человека, который,развившись, стал носителем сознания и самосознания и способен выполнять самостоятельную деятельность. Отметим, что также подчеркивается сильное влияние общества на личность (П.Ф. Каптерев) и что личность представляет собой целостную психическую систему, выполняющую функции создания и обслуживания (Л.С. Выготский).

Проанализировав вышеуказанные определения понятия «личность», мы пришли к выводу о том, что личностью называют такого индивида, который является носителем неких социальных ролей, который может выбирать свой жизненный путь, оказывая воздействие как на природу, на социум, так и на самого себя. «Личность» раскрывается через понятия творческого субъекта, который может принимать и анализировать свои действия, которые воспроизводят культуру, человеческие отношения и деятельность, имеет воздействие на окружающий его мир и общество. Стоит отметить, что развитие личности невозможно без влияния социума, но она автономна от общества, так как личность понималась как что-то целое, не разделяясь на биологическое и социальное.

Обратимся далее к обзору современных педагогических исследований в области личности, в частности личностных универсальных учебных действий. Некоторые педагоги отмечают, что первостепенной задачей системы образования становится развитие личности, но путем выполнения некой деятельности через:

1) проектную и исследовательскую деятельность (О.С. Круглик) [16];

2) влияния внешнейсреды(О.В. Голубь)[17];

3) деятельностный подход(С.А. Поломошнова)[18];

4) формирование идентичности (С.В. Амирханова) [19];

5) целенаправленные усилия самого человека (М.А. Щукина) [20];

6) мотивирование (В.С.Хорошая) [21].

Мы разделяем мнение вышеупомянутыхзарубежныхпсихологов(Дж. Уотсона, Дж. Локка, Э. Газри, К. Хорни и др.), отечественныхисследователей(А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна)в том, что личностью не рождаются, а ею становятся посредством деятельности[22,23].При этом личность может быть сформирована через социальноактивную деятельность(В.С. Соловьев, Э.В. Ильенкови др.),личность превращается в личность под влиянием деятельности(К.Д. Ушинский, И.П. Подласый и др.) [24,25].

Вывод.Таким образом, различного рода деятельность в обучающем процессе через реализацию универсальных учебных действий оказывает влияние на саму личность, что способствует наиболее эффективному,гармоничному развитию личности, а также впоследствии – формированию и развитию личностных универсальных учебных действий.Без формирования и развития составляющих универсальных учебных действий, в частности личностного компонента, невозможны дальнейшее развитие личности и формирование личностных универсальных учебных действий. При этом важно подчеркнуть, что теоретический анализ научных источников в ходе исследования показывает, что личностные универсальные учебные действия реализуются при субъект-субъектных отношениях, выполняя социальнозначимую деятельность, важную как для самой личности, так и для других индивидов. Для личности в таком случае необходима деятельность в некоем социуме, направленная на изменение как самой личности, так и окружающего мира.


Библиографическая ссылка

Туленкова Л.А. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30152 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674