Принципы формирования общества в современных реалиях, развитие новой технологической, основанной на всеобщей компьютеризации, парадигмы, глобализация и информатизация интегрируются во все отрасли современного социума, в том числе в процесс педагогической дидактики [1, 2]. Задача современного образования на сегодняшний день заключается уже не только в получении обучаемым базового объема знаний и набора умений и навыков, но и в том, чтобы «научить учиться самостоятельно» (отработать навык самостоятельно усваивать новые знания, ценности, осваивать новые виды навыков).
Виртуальная реальность относится к перечню ключевых информационных технологий современности [3]. Стратегия развития информационного общества предполагает не только подготовку IT-специалистов, но и обучение информационным технологиям и работе с ними всех заинтересованных в этом специалистов из самых разных отраслей. Сегодня для решения этой проблемы применяются методики, позволяющие более эффективно усваивать новые знания с высокой степенью вовлеченности в образовательный процесс. К ним относятся и технологии виртуальной реальности. Таким образом, вполне очевидным становится факт – VR-технологии являются и обучающим инструментом, и объектом для исследования [4, 5].
Цель исследования: определить структуру VR-тренажера и его роль в формировании коммуникативных навыков и профессиональных компетенций медицинских специалистов.
Материал и методы исследования. Разработана и апробирована образовательная программа для медицинских регистраторов «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». При подготовке программы ставилась задача формирования у медрегистраторов таких профессиональных компетенций, как: способность и готовность использовать знания законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих медицинскую деятельность, знания механизма реализации прав граждан, представление о степени юридической ответственности медицинских работников, этико-деонтологических принципах их деятельности, в конечном итоге – выработка умений оперативно реагировать на сложные ситуации, решая проблемы пациентов «здесь и сейчас».
Также нами был разработан VR-тренажер для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом как интегрированный элемент созданной образовательной программы. Тренажер помогает вырабатывать поведенческие установки в непредвиденных и конфликтных ситуациях с пациентами, имеющими различные типы темпераментов, и тем самым повысить уровень коммуникативных компетенций.
VR-тренажер для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом, не имеющий аналогов в России, был апробирован в СамГМУ (разработка запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности как программа для ЭВМ «Программа для отработки коммуникативных навыков медицинским регистратором в формате виртуальной реальности» – номер свидетельства 2020617225 от 02.07.2020 г.).
Было проведено исследование, насколько эффективен данный тренажер в условиях стандартной учебной программы для слушателей Института профессионального образования СамГМУ. Для реализации поставленной цели были осуществлены апробация и оценка эффективности отработки коммуникативных навыков.
Оценкой эффективности применения VR-тренажера были успеваемость и итоговая отчетность слушателей Института профессионального образования СамГМУ, прошедших обучение по образовательной программе «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». Работа состояла из трех блоков:
1-й блок – подтверждающий;
2-й блок – создающий;
3-й блок – исследовательский.
На подтверждающем этапе были сформированы две экспериментальные группы обучающихся и одна контрольная группа, выбран метод педагогической оценки и статистической обработки результатов полученных знаний. Совокупная выборка составила 156 слушателей Института профессионального образования СамГМУ, прошедших обучение по программе «Управление конфликтами и совершенствование коммуникации в современной поликлинике». Во втором блоке работ происходила работа в группах. Первая группа обучающихся осваивала образовательную программу и отрабатывала коммуникативные навыки с помощью разработанного VR-тренажера, вторая – с помощью педагогических ролевых игр. Контрольная группа обучалась по стандартной методике (по методическим материалам, разработанным на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Института профессионального образования СамГМУ).
Критерии оценки были следующими: в каждой группе был идентичный учебный план: количество часов, проведенных с преподавателями, и время, данное на самостоятельное изучение темы, были равными, занятия проводились в одинаковых условиях, методы контроля знаний промежуточных и итоговых у студентов были одинаковыми, достижения и неудачи оценивались в стандартном режиме. Для оценки успешности обучения использовались тестовые задания на основе критериально-ориентированного подхода, разработанные сотрудниками кафедры. Полученные данные были обработаны и проанализированы в рамках 3-го блока работы.
Данные, полученные по результатам аттестации слушателей, были подвергнуты обработке и проанализированы.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ результатов освоения образовательной программы обучающимися на основе тестов продемонстрировал следующие результаты: в первой группе результаты освоения образовательной программы были самыми высокими (77% отлично пройденных тестов), во второй группе результаты освоения образовательной программы были существенно ниже, чем в первой группе (53% отлично пройденных тестов), в контрольной группе результаты освоения – 43% отлично пройденных тестов. Полученные результаты наглядно показывают, что применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе формирует более качественный тип запоминания материала, что вполне логично приводит к более высоким результатам при последующем контроле полученных знаний (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика результатов проверки полученных знаний по итогам освоения образовательной программы групп слушателей
Оценка успешности обучения слушателей |
Группы |
Всего |
||
|
Первая |
Вторая |
Контрольная |
|
Отлично |
42 (77,7%) |
27 (53%) |
22 (43,1%) |
91 (58,3%) |
Хорошо |
7 (12,9%) |
10 (19,6%) |
14 (27,4%) |
31 (19,9%) |
Удовлетворительно |
5 (9,4%) |
12 (23,5%) |
10 (19,6%) |
27 (17,7%) |
Неудовлетворительно |
0 (0%) |
2 (3,9%) |
5 (9,8%) |
7 (4,4%) |
Всего |
54 (34,6%) |
51 (32,7%) |
51 (32,7%) |
156 (100%) |
Используя VR, человек задействует сразу несколько когнитивных функций, тем самым обеспечивает себя более глубокими знаниями и навыками за более короткий промежуток времени. Практико-ориентированная направленность подхода заключается:
- в комплексной организационной этико-правовой и социально-психологической подаче теоретического материала;
- в высокой интенсивности теоретического блока, его практико-ориентированной направленности и системной компоновке предлагаемых к разбору ситуаций и развивающих заданий;
- в совершенствовании коммуникативных навыков и усвоении вербально-невербальных алгоритмов предупреждающего конфликт поведения в режиме «здесь и сейчас»;
- в глубоком, совместном с преподавателями разборе профессиональных диалогов медицинского регистратора с пациентами, комплексном анализе правового и психологического аспектов их взаимодействия с пациентами;
- в формировании выверенного, устойчивого, стандартизованного профессионального поведения медицинских регистраторов и администраторов входной зоны, направленного на системное повышение удовлетворенности пациентов уровнем оказания медицинской помощи.
Все перечисленные аспекты подготовки объединены вопросами личностного и профессионального самоопределения специалистов. Выделены два уровня профессионального самоопределения: практический и гносеологический. К первой группе относятся события или действия, которые влияют на внешние факторы вокруг личности (соцстатус, профессиональный статус, изменение семейного положения). Ко второй группе относятся перемены внутренних факторов, перестройка, корректировка и на их базе – формирование более эффективного профессионального поведения специалистов, вызванного жизненными событиями или непосредственно требованиями работы. Формирование именно такого уровня личностного и профессионального самоопределения и обеспечивает достижение целей, ради которых данный образовательный комплекс подготовки кадров и создавался.
Взяв за основу принцип геймификации, положенный в основу применения VR-технологий в обучающем процессе, мы проанализировали его как возможную аналогию в метафоре театра, используя при этом теории Э. Берна и Дж. Морено [6]. Для представления этого процесса нами прописана позиционная схема понятийного аппарата механизма геймификации. Она включает 4 элемента и две фигуры:
1-я позиция – Сценариста (СЦ);
2-я позиция – Критика (КР);
3-я позиция – Режиссера (Р);
4-я позиция – Актера (А);
две фигуры Зрителя (ЗР).
Механизм реализации созданного образовательного комплекса – это результат целостного, взаимосвязанного, слаженного взаимодействия всех этих элементов, т.е. использование виртуальной реальности в процессе обучения – это способность человека действовать во всех этих позициях, способность, согласовывая мысли, варианты поведения и активные действия, переходить из одной позиции в другую, реализуя при этом очень выверенное, точное, эффективно профессиональное поведение и эффективную же коммуникацию [7].
В процессе реализации разработанной нами программы с целью формирования и отработки позиций данного принципа, слаженного перехода из позиции в позицию, обеспечивающего конструктивность профессионального поведения и эффективность коммуникации, были подобраны психотехнические средства, отработаны диалоги наиболее часто повторяющихся ситуаций. Практикоориентированность программы была реализована за счет применения VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков медицинским персоналом как элемента контроля полученных знаний по результатам освоения программы.
В таблице 2 представлены основные функции позиций механизма самоопределения исходя из принципов геймификации при использовании VR-технологий в обучающем процессе.
Таблица 2
Основные функции позиций механизма самоопределения
Возможные позиции: |
Задача функции позиции |
Достигаемые результаты при освоении позиции |
Позиция Сценариста (СЦ) Главный вопрос: что делать? Предполагает создание более эффективного для специалиста профессионального сценария действия в различных ситуациях работы с пациентом. В данной позиции формируется понимание более конструктивного самоопределения в плане идеи и доведения его до конкретности проекта и реализации его в профессиональном поведении |
Задача функции – проектирование будущих сценариев профессионального поведения в различных ситуациях взаимодействия с пациентами. Сосредоточенность на необходимых совершенствованиях. Осуществляется при высокой активности когнитивных процессов. Формирование предполагает напряженную аналитическую мыслительную работу с опорой на несвободу выбора, обусловленного рамками пациентоориентированной модели здравоохранения, анализом и отработкой механизма целеполагания |
Освоение законодательно установленных обязанностей медрегистраторов по организации оказания медицинской помощи в современной модели здравоохранения. Знание вопросов конфликтологии, типов конфликтных личностей и эффективного взаимодействия с ними. Освоение вопросов организации бережливого производства.
|
Позиция Режиссера (Р) Ответ на вопрос: как лучше и правильнее сделать? Главная задача: при получении новой образовательной информации осуществить синтез нового и старого и сформулировать основу будущего алгоритма поведения и эффективного общения с разными пациентами. Анализ всех вариантов, выбор и усвоение оптимального диалога, алгоритма взаимодействия. Когда сценарий самоизменения во внутреннем психическом пространстве выбран, он начинает разворачиваться сам, подчиняясь необходимости решать профессиональную задачу, и при этом начинает менять структуру профессионального опыта специалиста, наполняя его большей конструктивностью |
Задача функции – организация действий и оптимальности взаимопереходов из позиции в позицию. Понимает самоопределение в плане эффективности и целесообразности действия, создает ситуативные потребности в изменении, поняв и приняв новые задачи, режиссирует новые поведенческие модели взаимодействия с пациентами в различных профессиональных ситуациях, инициирует и разворачивает внутрипсихический процесс готовности к апробации и адаптации эффективной коммуникации в реальных и конкретных профессиональных диалогах |
Получение навыков системного подхода к организации действий при изучении современной системы маршрутизации пациентов. Умение актуализации креативного компонента, явлений мысленного инсайта, обсуждение и поиск нестандартных действий в критических ситуациях, анализ условий переноса найденного решения в жизнь; отбор и усвоение самого оптимального варианта взаимодействия и самой эффективной коммуникации в конкретной ситуации |
Позиция Актёра (А) Действует по плану внутреннего Режиссера и воплощает образ в действие
|
Задача функции – отработка нового поведения при условии изменения эмоционального состояния (от «плохо» к «хорошо») и активный процесс удовлетворения потребности в самоанализе своего поведения для дальнейшего закрепления вновь сформированного и более оптимального. При самоанализе – сосредоточенность и фиксация на ошибках, трудностях и препятствиях. Осуществление реальной попытки построения программы самоизменения, личностного и профессионального роста |
Овладение средствами эффективной коммуникации, выработка навыков эмоционального самовыражения. Развитие способности ведения аналитических диалогов, формирование навыков и алгоритмов эффективно-конструктивного вербально-невербального общения с пациентами |
Позиция Критика (КР). Самоопределяется в плане анализа альтернатив в общении и поведении |
Задача функции – действие в «идеальном» пространстве, где идет мыслительная работа с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием. Всегда соотносит варианты имеющегося собственного поведения и нового, предложенного, более эффективного поведения и коммуникации. Может критически осознать свои и чужие ошибки, создавая внутрипсихические условия для самоизменения в конкретном направлении |
Умение поиска критериев оценки, обнаружения ошибок, достижения более ясного собственного понимания ситуаций и ее последствий
|
Две фигуры Зрителя (ЗР). Благодаря фигурам ЗР становится активной способность занимать позиции СЦ, КР, Р, А и действовать взаимосвязанно и переходить из позиции в позицию, осуществляя внутрипсихическую работу профессионального самоопределения
|
Задача функции – побуждение специалиста задуматься над необходимостью расширения собственного сознания. Только благодаря позиции ЗР у специалиста возникают образ и потребность реального изменения себя, осознаются реальные направления изменений поведения, актуализируется потребность сделать коммуникативные процессы более эффективными |
Формируются профессиональное развитие и мотивация в самоизменении; зафиксированные ошибки, трудности, препятствия приводят к расширению сознания в направлении построения схемы и программы личностного роста и профессионального развития
|
По итогам реализации данной программы подготовки кадров для современной поликлиники с абсолютной уверенностью можно сказать, что наличие хорошо подготовленного и грамотно обученного персонала медицинской регистратуры поликлиники способствует предотвращению и разрешению до 60% различных компонентов конфликтов и профилактике последующих обращений и жалоб пациентов.
Заключение. Полученные результаты могут служить методологической и теоретической основой для дальнейшего исследования проблематики применения виртуальных технологий в процессе обучения коммуникативным навыкам, в частности сотрудников современной поликлиники.
Выводы, которые мы сделали о возможности применения виртуальных технологий в процессе профессиональной подготовки:
– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе позволяет формировать новую методику преподнесения материала;
– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков в образовательном процессе позволяет формировать новый, более качественный тип запоминания материала;
– стимулирующий эффект (с точки зрения улучшенного качества восприятия образовательного контента) образовательной программы с использованием технологий виртуальной реальности формируется за счет: восприятия визуализируемых объектов в 3D-формате, интерактивности действий обучаемого (возможности активной работы с предметами локаций формата 3D), эффекта полного присутствия (эффекта погружения в среду), визуализации пространства, в рамках которого идет обучение, максимально приближенного по стилистике к реальной современной поликлинике;
– применение VR-тренажера для отработки коммуникативных навыков позволяет улучшить результаты освоения образовательной программы по сравнению со стандартной методикой обучения более чем на 30%.
Библиографическая ссылка
Воронин А.С., Хашина О.А., Чертухина О.Б., Бальзамова Л.А., Бардовский И.А., Юнусов Р.Р., Назарян А.К., Канаев Е.И., Мякотных М.Н., Миронов А.А. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ VR-ТРЕНАЖЕРА В ОТРАБОТКЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКЛИНИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30061 (дата обращения: 24.01.2025).