Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ)

Денисова О.А. 1 Кун О.А. 1 Денисов А.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
Во время обучения в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19) было проведено выборочное добровольное анкетирование по авторскому опроснику, включающему 31 вопрос закрытого и полузакрытого типов. Исследованная когорта включала 119 студентов Омского государственного медицинского университета от 18 до 30 лет, обучающихся на первых трех курсах вуза. Изучена эффективность системы дистанционного образования в медицинском вузе с точки зрения студентов, с целью определения сильных и слабых сторон, в качестве одного из перспективных направлений образовательной среды. К недостаткам данной формы образования респонденты отнесли: низкую скорость портала (70,6 на 100 опрошенных), отсутствие личных контактов с преподавателем и с другими обучающимися (47,1 на 100), отсутствие прямого контроля преподавателя (34,5 на 100), неудобный интерфейс портала (19,3 на 100), трудность усвоения части учебных материалов в электронном виде (16,8 на 100). Проведенный анализ показал, что результаты анкетирования в значительной степени обусловлены степенью образовательной активности студентов, их поведенческими установками, уровнем развития учебной и профессиональной мотивации. Установлено существование корреляционной связи между отношением опрошенных к системе дистанционного обучения и следующими показателями: курсом (rxy =0,329; p<0,05), интересом к учебе (rxy =0,56; p<0,05), успеваемостью (rxy =0,370; p<0,05), участием в научных конференциях (rxy =0,365; p<0,05) и заседаниях студенческого совета (rxy =0,319; p<0,05). Более 50% студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», имеющих высокий познавательный интерес к обучению, участвующих в студенческих научных конференциях и заседаниях студенческого совета, относятся негативно к перспективе использования в будущем элементов системы дистанционного обучения.
система дистанционного образования
студенты медицинского вуза
образовательная среда
1. Климачков А.В. Роль информационных технологий в дистанционном образовании, подход к обучению, цели образования и компетенции // Сборник статей по материалам II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. С. 59-79.
2. Ляпин В.А., Степанов А.П., Абрамова И.А. Информационно-образовательная среда, как парадигма функционирования перспективного вуза // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2018. № 3 (47). С. 128-134.
3. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Усачева Е.В. Подготовка преподавателя медицинского вуза к оцениванию результатов освоения федерального государственного образовательного стандарта // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 5. С. 53-57.
4. Семенова Н.В., Денисов Ю.П., Вяльцин А.С., Василевская Е.С., Авдеев Д.Б.
Восприятие потребителями образовательных услуг образа медицинского вуза в интернет-пространстве // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11-1. С. 165-169.
5. Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения URL: http://www.ejoe.ru/sod/99/3_99/st176.html (дата обращения: 16.07.2020).
6. Денисова О.А., Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А. Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 99-102.
7. Глазачев О.С., Микерова М.С., Морохина С.Л. Новые практики и инициативы сеченовского университета в интернационализации медицинского образования // Медицинское образование и ВУЗовская наука. 2017. № 1 (9). С. 43-47.
8. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 110–120.
9. Никитин Ю.Б., Котюргина А.С., Федорова Е.И. Информационные технологии в современном медицинском образовании // Концепт. 2019. № V1. С. 51-56. URL: http://ekoncept.ru/2019/196008.html (дата обращения: 19.06.2020).
10. Whetten D.A. Principles of Effective Course Design: What I Wish I Had Known about Learning-Centered Teaching 30 Years Ago. Journal of Management Education. 2007. Vol. 31. No. 3. P. 339-357.
11. Толстой Л.Н. Афоризмы. Амрита. 2019. С.48.
12. Гетман Н.А., Зырянов Б.Н. К вопросу о готовности к проектированию индивидуального образовательного маршрута врача – стоматолога в последипломном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25488 (дата обращения: 19.07.2020).
13. Жураева К.С. Карантин: использования дистанционных методов обучения в эпоху ограничений. // Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 29-33.
14. Максименко Л.А., Зенец Н.Г., Ражина Н.Ю., Гетман Н.А., Шустер П.И., Киселева Д.С., Добровольская Т.В., Березнева Е.Ю., Храмых Т.П., Вяльцин А.С., Жихарев В.Д., Лобова Т.Г., Мироненко Т.В., Алгазина А.А. Преподаватель в условиях реформирования системы высшего образования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 88-92.
15. Денисов А.П., Дробышев В.В., Моисеенко С.В., Сергеева В.С. Практикум по статистике для студентов вузов. Омск: Из-во Вариант-Сибирь, 2007. 108 с.

Последние годы отмечается устойчивая мировая тенденция, выражающаяся в последовательных шагах от компьютеризации к информатизации с целью создания развитой информационно-образовательной среды [1; 2] как наиболее целесообразного способа получения качественного образования с помощью современных интернет-технологий. В качестве примера можно привести появление специализированных открытых университетов (Британский открытый университет, Каталонский открытый университет и др.).

Данная форма обучения предполагает большие возможности, касающиеся широкого доступа к всевозможным электронным изданиям, соответственно новым знаниям и технологиям, а также дифференциации учебного материала согласно их активности, индивидуальным способностям, запросам по повышению своего учебно-профессионального уровня [1; 3; 4].

Тем не менее, несмотря на значительное количество печатных работ как иностранных, так и российских исследователей, признающих привлекательность дистанционного образования [5], нельзя не признать существование специфических особенностей каждого отдельного вуза, предопределяющих своеобразие конкретной образовательной среды [6-8]. В высшей медицинской школе невозможно обойтись одними электронными технологиями, поскольку врачебная деятельность предполагает приобретение не только определенных научных знаний, но и психологических умений, гуманистических ценностей и соответствующих практических навыков, которые невозможно получить без непосредственного контакта с педагогом в отсутствие практических занятий [3; 9; 10]. Как говорил великий русский писатель Л.Н. Толстой, «и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» [11].

Именно поэтому одной из важных задач высшей медицинской школы является создание комфортной академической среды, когда широкое использование современных информационных технологий в комплексе с классическим обучением позволит не только развить созидательный потенциал каждого студента, но и избежать изъянов традиционного образования, повысить заинтересованность в приобретении навыков к самостоятельному получению знаний [12-14]. Это позволит в конечном итоге повысить качество высшего медицинского образования, с последующим повышением эффективности медицинской помощи населению.

Цель исследования: дать оценку эффективности системы дистанционного образования в медицинском вузе с точки зрения студентов.

Материалы и методы исследования

В период эпидемии коронавирусной инфекции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением коронавирусной инфекции» и распоряжением губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» студенты и преподаватели Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ), начиная с 6 апреля 2020 года до окончания семестра, были переведены на систему дистанционного обучения. В течение этого периода проведено выборочное добровольное анонимное анкетирование 119 студентов по авторскому опроснику, включающему 31 вопрос полузакрытого типа. Полученные данные были подвергнуты обработке посредством соответствующих современных статистических методов [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Оказалось, что опрошенные студенты распределились по возрасту следующим образом: 18-19 лет – 31,2%, 20-21 год – 56,3%, 22-23 года – 5,0%, 24-25 лет – 5,0%, 26-29 лет – 2,5%. Из них обучались на 1 курсе – 25,0%, на 2 курсе – 25,0%, на 3 курсе – 50,0%. В исследованной когорте преобладали лица женского пола 70,6%.

По результатам опроса большинство опрошенных студентов (58,0%) считают, что учиться в ОмГМУ – это престижно. Среди оставшихся респондентов 37,0% ответили, что скорее престижно, чем не престижно; 3,4% имеют обратную точку зрения; 1,6% полагают, что, напротив, не престижно. Таким образом, полученные данные совпадают с результатами официальных и независимых экспертиз, согласно которым омский университет регулярно входит в число 100 лучших вузов России.

При опросе было установлено, что 52,9% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос о том, интересно ли им учиться в университете, а 42,0% опрошенных ответили, что скорее интересно. Это подтверждает вывод о наличии достаточно высокого познавательного интереса к обучению у большинства студентов.

Для определения наиболее значимых причин выбора будущей профессии был использован способ ранжирования, показавший следующие результаты. По степени значимости для респондентов наибольшее значение имело желание овладеть профессией врача (86,6 на 100 опрошенных), далее следовала возможность трудоустройства после окончания вуза (36,1 на 100 соответственно), затем известность и престиж вуза (21,8 на 100), требование родителей (17,0 на 100), интересная студенческая жизнь (16,0 на 100). Высокое качество преподавания оказалось на последнем месте (15,1 на 100). Один из респондентов написал, что решающим моментом послужила «доступная цена за обучение, а также хорошие отзывы в Интернете». Среди представленных ответов был и такой вариант: «Хочу делать добро всем людям».

Было установлено, что максимальное число положительных ответов на вопрос о престижности учебы в ОмГМУ отмечалось среди тех студентов, для которых наиболее значимым мотивационным фактором выбора будущей профессии является высокое качество преподавания (97,0%) и желание овладеть профессией (85,7%). Минимальное число опрошенных, разделяющих данную точку зрения (33,3%), отмечалось среди лиц, поступивших в вуз по требованию родителей.

Поскольку и образовательная активность студентов, и их поведенческие установки в значительной степени обусловлены уровнем осознания сущности своей будущей профессиональной деятельности, респондентам был задан вопрос о том, насколько хорошо они понимают ее содержание. Полученные данные представлены в таблице 1. Оказалось, что у студентов 3 курса по сравнению с 1 курсом более зрелое восприятие сущности будущей профессиональной деятельности, 63,6% третьекурсников против 50,0% первокурсников являются уверенными в правильности своего выбора.

Таблица 1

Распределение студентов в зависимости от понимания содержания своей будущей профессии по полу и курсу обучения (в %)

Ответы

Пол

Курс

Всего

Мужчины

Женщины

1

2

3

Уверен в правильности своего выбора

65,7

53,5

50,0

59,0

63,6

57,1

Смутное представление о профессии

25,7

34,5

36,7

36,4

29,5

31,9

Сомневаюсь

2,9

6,0

3,3

6,5

5,0

Не думал

5,7

2,4

6,7

2,6

3,5

Важнее получить высшее образование

3,6

3,3

2,6

2,5

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

В результате корреляционного анализа была установлена прямая средней силы связь между пониманием содержания своей будущей профессии с курсом (rxy=0,327; p<0,05), возрастом (rxy=0,401; p<0,001), успеваемостью (rxy=0,365; p<0,05), участием в работе научных кружков (rxy= 0,327; p<0,05).

Не все студенты находят время для участия во внеучебной деятельности университета. Это связано с плотным расписанием учебного процесса, значительными транспортными передвижениями по всему городу, направленными на перемещение из одного учебного корпуса в другой. В таблице 2 приведены данные, характеризующие распределение студентов в зависимости от понимания содержания своей будущей профессии по участию во внеучебной деятельности университета.

Таблица 2

Распределение студентов в зависимости от понимания содержания своей будущей профессии по участию во внеучебной деятельности университета (в %)

Ответы

Виды внеучебной деятельности в университете

Всего

Конференции

Кружки

Спорт

Студ. совет

Волонтеры

Уверен в выборе

63,8

59,0

61,2

100,0

63,6

57,1

Смутное представление

27,8

30,8

27,8

27,3

31,9

Сомневаюсь

5,6

7,6

9,1

5,0

Не думал

11,0

3,5

Важнее получить образование

2,8

2,6

2,5

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Оказалось, что самые активные респонденты являются наиболее уверенными в понимании содержания своей будущей профессии. Из них 63,8% посещают студенческие конференции, 59,0% - научные кружки, 61,2% - спортивные секции, каждый участвует в заседаниях студенческого совета, и 63,6% занимаются волонтерской деятельностью. Напротив, те студенты, для которых важнее получить вообще высшее образование или главное окончить университет, минимально вовлечены во внеучебную деятельность университета.

При ответе на вопрос «Как Вы оцениваете возможность в будущем использования элементов системы дистанционного обучения?» ответы распределились следующим образом. Часть опрошенных студентов - 34,7% - высказались отрицательно, 26,9% – положительно, 33,6% – нейтрально, а 4,8% – никогда не думали об этом.

Противники системы дистанционного обучения обосновывали свое мнение наличием целого ряда отрицательных моментов, связанных с данной формой деятельности. Преобладающее большинство респондентов отмечало проблемы со скоростью работы электронного портала (70,6 на 100 опрошенных). Часть студентов не устраивало отсутствие личных контактов с преподавателем и с другими обучающимися (47,1 на 100); отсутствие прямого контроля со стороны преподавателя (34,5 на 100); неудобный интерфейс портала (19,3 на 100); трудность усвоения части учебных материалов в электронном виде (16,8 на 100).

Некоторое респонденты отдельно отмечали такие негативные последствия, как: появление ощущения хронической усталости, недостатка сна - у 59,7 человека на 100 опрошенных, отсутствие свободного времени - у 52,9 на 100, ухудшение здоровья - у 31,1 на 100, снижение самооценки, ощущение подавленности - 21,0 на 100, отвращение к учебе - 10,1 на 100. Только 15,1 человека на 100 опрошенных ответили, что не отмечали подобных последствий от учебы.

Среди ответов встречались и такие варианты:

  • Ужасно болит спина, болят глаза, падает зрение, ибо часами сидишь в телефоне и компьютере, выполняя задание! Никакого общения с преподавателями и однокурсниками нет, сидишь и деградируешь. Обратной связи с преподавателем практически нет.
  • Дистанционные занятия никогда и никоим образом не заменят стандартные лекции и семинары.
  • Отсутствие практики по необходимым предметам (анатомии, биологии, химии, гистологии).
  • Слишком много письменных заданий, не остается времени, чтобы хорошо выучить предмет, очень много рефератов.
  • Дистанционное обучение – это пустая трата времени студентов и преподавателей.

Напротив, сторонники данной системы в качестве достоинств упоминали следующее: возможность самому планировать свой распорядок дня (69,7 на 100 опрошенных), совмещать работу с учебой (69,7 на 100), скачать лекцию/презентацию себе (41,2 на 100), самообучаться (20,2 на 100), а также обучение в комфортной и привычной обстановке (42,0 на 100).

Корреляционный анализ показал, что существует прямая связь между отношением опрошенных к системе дистанционного обучения и следующими показателями: курсом (rxy =0,329; p<0,05), интересом к учебе (rxy =0,56; p<0,05), успеваемостью (rxy =0,370; p<0,05), участием в научных конференциях (rxy =0,365; p<0,05) и заседаниях студенческого совета (rxy =0,319; p<0,05).

Наиболее негативно по отношению к системе дистанционного обучения настроены студенты, обучающиеся на «хорошо» и «отлично» (50,0%), а наиболее позитивно - на «удовлетворительно» (40,9%). Обращает на себя внимание, что студентов, никогда не задумывавшихся об этой системе обучения, больше всего (6,9%) среди лиц с удовлетворительными оценками.

Среди ответов на вопрос «Каким образом дистанционное обучение оказало влияние на Вашу успеваемость?» встречались и такие варианты:

  • Успеваемость упала, сложно самостоятельно осваивать новый материал, без разъяснений преподавателя. Пострадало качество знаний.
  • О какой успеваемости может идти речь, когда мы делаем все дома с полным доступом ко всему, контроля нет, качество наших знаний снизилось, не имею понятия, как с такими знаниями идти на сессию.

Выводы

Результаты проведенного анкетирования показали, что мнение студентов о возможном использовании элементов системы дистанционного обучения в значительной степени определяется их степенью образовательной активности, поведенческими установками, уровнем развития учебной и профессиональной мотивации.

Половина студентов, успевающих на «хорошо» и «отлично», имеющих высокий познавательный интерес к обучению, участвующих в научных конференциях и заседаниях студенческого совета, относится негативно к перспективе использования в будущем элементов системе дистанционного обучения. Однако третья часть студентов, несмотря на достоинства и недостатки данной формы обучения, занимает нейтральную позицию в этом вопросе, что можно объяснить как недостаточной зрелостью, так и отсутствием активной жизненной позиции.

Вызывает некоторую тревогу, что у 27,3% студентов после трех лет обучения в университете до сих пор сохраняется размытое представление о выбранной профессии, а у 9,1% остаются сомнения в правильности своего выбора. Полученные данные говорят о наличии достаточно слабых представлений о профессии врача, что заставляет задуматься о необходимости проведения разъяснительной работы с абитуриентами, а также более активного позиционирования специальности в стенах ОмГМУ.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена глобальными изменениями в образовательной системе, обусловленными активным внедрением современных интернет-технологий в учебный процесс высшей школы. Поскольку учебные заведения в своей образовательной деятельности, учитывая имеющиеся специфические особенности, опираются, с одной стороны, на многолетние традиции и устои, с другой - равняются на передовой российский и зарубежный опыт, то каждое из них по отдельности является в своем роде уникальным и неповторимым. Поэтому применение дистанционного обучения в медицинских учебных учреждениях должно проводиться крайне вдумчиво, осторожно и неторопливо, с учетом всех плюсов и минусов.


Библиографическая ссылка

Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ АНКЕТИРОВАНИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30014 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674