В последние годы человечество приблизилось к такой фазе развития, которая характеризуется становлением общества знаний. Отличительной чертой такого общества является то, что высшее образование приобретает признаки всеобщего. В силу того, что образование приобрело квазирыночный характер доступность его выросла.
Рост численности людей с высшим образованием характерно для всех развитых стран. Например, в Японии около 80 % работоспособного населения имеют высшее образование и это существенный фактор экономического роста общества.
Необходимо отметить, что в России сегодня образование находится в поиске векторов развития. На это указывает то обстоятельство, что каждый ВУЗ решает образовательные задачи по своему. Например, несмотря на существование государственных образовательных стандартов, в ВУЗах часто меняются учебные планы, образовательные программы, учебные часы по дисциплинам, формы контроля и формы оценки знаний. В некоторых ВУЗах остались сессионные экзамены, в других аттестационная итоговая форма, а ряд ВУЗов пошли еще дальше и внедряют стобальную систему.
Неизменной осталась наиболее важная проблема- обеспечение соответствующего качества образования.
Согласно действующей государственной политике в сфере образования достижение соответствующего качества образовательного процесса должна обеспечить достаточно успешно внедряемая концепция государственных образовательных стандартов (ГОС).
Необходимо отметить, что при подобной схеме, обеспечение качества традиционно связывают с эффективной образовательной программой, материально техническим, кадровым и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса. Однако в действительности достижение необходимого качества связано с постоянным процессом по совершенствованию образовательного процесса - управление качеством.
На деле оказывается, что система ГОСов не обеспечивает желаемого качества образовательных процессов.
Материально- техническая база ВУЗов совершенствуется: профильные аудитории, мультимедийные классы, компьютеры и т. д.
Кадровая наполняемость докторами, кандидатами наук в ВУЗах достигнута, что подтверждается их аккредитацией, аттестацией. Правда, нельзя не учитывать, что в современных условиях сложился рынок диссертаций и качество «новоиспеченных» кандидатов и докторов оставляет желать лучшего.
Созданные учебно-методические комплексы уже являются составляющей любого образовательного процесса. Но все эти меры не решили и не решают до конца проблему качества образования.
При всех этих составляющих, обеспечивающих образовательный процесс, необходимо усилить мотивацию образования, которая должна осознаваться самим обучающимся студентом и управляться преподавателем.
На данном этапе осознана необходимость многоуровневой системы образования (бакалавр, специалист, магистр), но однако это только целевая установка не подкрепленная схемами реализации. Думается, целесообразно в этом плане предусмотреть дифференциацию разделов внутри дисциплин, выбор которых происходит свободно при осознанной необходимости самыми студентами. Мотивацией для этого выбора послужит уровень образовательного развития студента.
Мотивация образования должна ориентироваться на объективный независимый даже от преподавателя контроль знаний, обеспеченный новейшими информационными технологиями.
При этом, как и любой процесс управления, управление качеством должно базироваться на общей теории управления и современных технологиях сбора, обработки, хранения и передачи информации. Недостаточное внимание к методологии и процессу управления образовательными процессами существенно снижает эффект от тех огромных усилий и средств, что направлены на рациональную перестройку системы образования. Основными направлениями использования информационных технологий является их применение для анализа, интеграции и совместного использования информации применяемой для формирования и поддержания качества образования всеми участниками образовательного процесса.
В Тюменском государственном нефтегазовом университете создана целевая программа управления качеством подготовки специалистов. Эта работа возглавляется Ректоратом Тюм ГНГУ при поддержке департамента образования и науки Администрации Тюменской области.
Библиографическая ссылка
Артерчук В.Д.,Туровец Л.А. К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30 (дата обращения: 15.10.2024).