Словообразовательная система языка характеризуется исключительной мобильностью, в результате чего словарный состав языка постоянно обновляется. Изучение словообразования способствует осмысленному обогащению словарного запаса обучающихся, лучшему пониманию семантики слов, их выразительных возможностей.
В научно-педагогических исследованиях, посвященных обучению русскому языку в учреждениях общего среднего образования, определены научно-практические основы изучения словообразования (Ф.И. Буслаев, З.А. Потиха, Г.О. Винокур и др.); разработаны концепция функционально-семантического обучения словообразованию русского языка как родного (С.И. Львова), рекомендации по изучению отдельных разделов русского языка на основе анализа механизмов их взаимодействия со словообразованием: лексики (Н.А. Пленкин, А.Д. Алферов и др.), грамматики (М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко и др.), орфографии (М.М. Разумовская, Л.Б. Гамзаева и др.). Формированию грамматического строя речи обучающихся посвящены труды А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова, С.Н. Цейтлина, Н.И. Жинкина [1, 2].
Использование новых образовательных технологий является ключевым компонентом в обучении морфемике и словообразованию. Новемология как образовательная технология представляет совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности (новемологическая матрица – девятисекторная квадратная матрица (3 х 3)), из которых складывается процесс запоминания учебного материала.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки системы работы, подходов, методов и приемов совершенствования в обучении морфемике (составу слова) и словообразованию обучающихся-билингвов с учетом трудностей.
Освоение образовательной методики – новемологии – может значительно повысить эффективность образования и результативность образовательной деятельности. В связи с необходимостью повышения эффективности преподавания общеобразовательных учебных предметов с применением новых образовательных технологий разработана новемологическая система обучения морфемике и словообразованию в 5-м классе основной школы.
Цель исследования: разработать новемологическую систему в обучении морфемике и словообразованию обучающихся 5-го класса основной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная новемологическая система обучения морфемике и словообразованию может быть перенесена и на другие разделы школьного курса русского языка.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями на уроках русского языка, при составлении рабочих программ, а также олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию русского языка.
Изучение специальной литературы позволяет заключить, что новемология – девятидольно-матричная технология систематизации и запоминания информации, дифференцированная к природе мнемонических, то есть запоминательных, способностей человека.
Автором данной методики и технологии является кандидат философских наук Василий Иванович Оконешников. По его методике разработаны предметные курсы по математике, физике, химии, истории и другим предметным областям. Новемология как образовательная технология внедряется в учебный процесс не только в Республике Саха (Якутия), но и в городе Москве [3].
Суть технологии заключается в том, что основные положения фиксации движения нашего зрения соответствуют «международному стандарту» нумерации клавиатуры цифровых блоков компьютеров и калькуляторов и что информация, хранящаяся в таком матричном состоянии, запоминается наиболее надежно.
В связи с необходимостью повышения эффективности преподавания общеобразовательных предметов с использованием новых образовательных технологий разработана новемологическая программа обучения русскому языку в 5-м классе по УМК под редакцией М.М. Разумовской.
Содержание обучения русскому языку в основной школе включает следующие компоненты:
– знание языка по разделам курса русского языка;
– умения и навыки по типу речевой деятельности и общения в типовых ситуациях;
– знание лингвистики текста;
– способы учебных действий обучающихся в усвоении знаниями по русскому языку;
– этнокультуроведческий материал (табл. 1).
Таблица 1
Содержание курса «Русский язык» в 5–9-х классах
1. «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции» |
2. «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» |
3. «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции»
|
В пункте 2 «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» следует отметить, что язык является важнейшим инструментом общения, формирования и духовного развития личности.
В настоящее время при обучении русскому языку в основной школе выделяются следующие типы компетенции: языковая, лингвистическая, текстовая, коммуникативная, культурологическая и лингвокультурологическая. Языковая компетенция подразумевает знание норм языка (орфоэпических, орфографических, грамматических, лексических, пунктуационных). Лингвистическая компетенция – представление об основах лингвистики как особой науки (о ее основных понятиях и категориях, теории и истории, о выдающихся ученых-лингвистах).
УМК под редакцией М.М. Разумовской 5–9-х классов по содержанию, обеспечивающему формирование языковой и лингвистической компетенций, включает в себя следующие разделы (табл. 2).
Таблица 2
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций
2.7. «Синтаксис» |
2.8. «Правописание: орфография и пунктуация» |
2.9. «Справочные материалы» |
2.4. «Морфемика (состав слова) и словообразование» |
2.5. «Лексикология и фразеология» |
2.6. «Морфология» |
2.1. «Общие сведения о языке» |
2.2. «Фонетика и орфоэпия» |
2.3. «Графика» |
Поскольку работа по морфемике и словообразованию служит фундаментом, на котором основано формирование орфографических навыков, мы рассмотрели раздел 2.4. «Морфемика (состав слова) и словообразование», который изучается в 5–6-х классах основной школы.
Важнейшим условием формирования лингвистической компетенции в процессе изучения морфемики и словообразования является поэтапность. Именно поэтапное формирование лингвистической компетенции предполагает овладение знаниями о языке как о знаковой системе (табл. 3).
Таблица 3
Содержание раздела «Морфемика (состав слова) и словообразование»
2.4.7. Осмысление морфемы как значимой единицы языка» |
2.4.8. «Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования» |
2.4.9. «Применение знаний по морфемике в практике правописания» |
2.4.4. «Возможность исторических изменений в структуре слова» |
2.4.5. «Понятие об этимологии» |
2.4.6. «Этимологический словарь»
|
2.4.1. «Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка» |
2.4.2. «Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы» |
2.4.3. «Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов» |
Изучение данного раздела в 5-м классе основной школы является практико-ориентированным и подразумевает достижение следующих целей:
– дать обучающимся определенные представления о значимых частях слова и его основе;
– привить первоначальные навыки выделения в слове его значимых частей, практически ознакомить с основными случаями чередования звуков в корне;
– привить и укрепить навыки правописания слов на основе умения выделять морфемы с нужной орфограммой и подбирать проверочные слова [4, с. 116].
Методика изучения состава слова и элементов словообразования – раздел методики грамматики, изучающий пути формирования у учащихся словообразовательных понятий и умений производить морфемный и словообразовательный разбор, процесс усвоения способов словопроизводства, функции и значение морфем (табл. 4) [5, с. 110].
Таблица 4
Основные приемы обучения словообразованию
7. «Морфемный анализ» |
8. «Словообразовательный анализ» |
9. «Работа с этимологическим словарем» |
4. «Подбор слов заданной структуры» |
5. «Подбор слов определенной модели по значению» |
6. «Выяснение стилистической функции слов определенной структуры в тексте» |
1. «Подбор однокоренных слов» |
2. «Подбор слов с одной и той же приставкой и суффиксом» |
3. «Подбор слов, состоящих из определенного количества морфем» |
В научной литературе по словообразованию существуют разные классификации способов словообразования. В рабочих программах и учебных материалах по русскому языку рассмотрены только основные способы образования слов (табл. 5).
Таблица 5
Основные способы словообразования
7. «Аббревиатура. Сложносокращенные слова» |
8. «Переход из одной части речи к другой (субстантивация)» |
9. «Состав слова» |
4. «Безаффиксный способ» |
5. «Способ слияния» |
6. «Способ сложения основ» |
1. «Приставочный способ» |
2. «Суффиксальный способ» |
3. «Приставочно-суффиксальный способ» |
Известные ученые-методисты считают, что словообразование является одним из самых сложных и важных разделов школьного курса русского языка, поэтому обучение словообразованию не следует ограничивать изучением морфологии и синтаксиса в последующих классах [4, с. 123].
Раздел морфемики и словообразования рассматривается как определенная система, которая включает парадигматические и синтагматические связи и отношения [6, с. 144].
В пункте 2.4.2. «Словообразующие и формообразующие морфемы» (табл. 3) целесообразно отметить, что словообразование предусматривает тесную связь с морфологией, поскольку оба раздела посвящены изучению морфем, но словообразование изучает словообразующие морфемы.
Исходя из этого мы составили новемологическую систему упражнений по пункту 2.4.2 «Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы» в соответствии с содержанием УМК под редакцией М.М. Разумовской в 5-м классе основной школы (табл. 6).
Таблица 6
Темы уроков
2.4.2.7. «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» |
2.4.2.8. «Правописание окончаний имён существительных» |
2.4.2.9. «Словообразование имён прилагательных» |
2.4.2.4. «Правописание безударных личных окончаний глаголов» |
2.4.2.5. «Словообразование имён существительных» |
2.4.2.6. «Употребление суффиксов существительных» |
2.4.2.1. «Как образуются формы слова» |
2.4.2.2. «Правописание приставок» |
2.4.2.3. «Словообразование глаголов» |
Апробация новемологической системы проводится на уроках русского языка в 5-м классе МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Усть-Майского улуса (района).
Для практического использования при обучении русскому языку в 5-м классе предлагаются разработанные дидактические материалы и методические рекомендации по обучению морфемике, формо- и словообразованию современного русского языка.
Констатирующий эксперимент в начале учебного года показал недостаточный уровень развития у обучающихся умений морфемного членения, нормативного формо- и словообразования, правописания и употребления слов в речи. При выполнении некоторых упражнений, ориентированных на речевую деятельность обучающихся, возникли трудности.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающиеся допустили много ошибок в правописании приставок именных частей речи, большинство которых интерферентные, свойственные обучающимся-билингвам, поскольку в якутском языке в отличие от русского приставок нет, также в якутском языке отсутствуют озвончение и оглушение внутри слова. У детей-билингвов также наблюдается оканье под влиянием орфографии при выполнении подбора однокоренных слов с чередованием гласных и согласных звуков в корне, так как гласные в якутском языке менее подвергнуты позиционным изменениям. Наблюдается недостаточное усвоение морфологических способов словообразования в средних классах основной школы, одна из причин этого – отсутствие системности работы в формировании морфемно-словообразовательных навыков.
Обучающий эксперимент подразумевает использование на уроках новемологической системы работы по усвоению формообразующих и словообразующих морфем.
Результаты экспериментального обучения морфемике и словообразованию с использованием новемологической системы по формированию языковой и лингвистической компетенций показали следующее (табл. 7).
Таблица 7
Результаты экспериментального обучения морфемике и словообразованию
Диагностируемые тематические ячейки |
Уровень сформированности умений и навыков в аспекте темы (по ячейкам) |
КГ (%) |
ЭГ (%) |
Как образуются формы слова |
высокий достаточный средний низкий |
13 40,2 36,8 10 |
20,7 46,4 25,6 7,3 |
Правописание приставок |
высокий достаточный средний низкий |
12 35,5 30,5 22 |
22,4 46,6 23,2 7,8 |
Словообразование глаголов |
высокий достаточный средний низкий |
12,8 38 30 19,2 |
20,5 45 26,5 8 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
высокий достаточный средний низкий |
12 40 30,7 17,3 |
21,6 43,2 28,8 6,4 |
Таким образом, с введением новемологической системы в процесс обучения морфемике и словообразованию повысилось качество успеваемости и обученности. Надеемся, что результаты работы будут положительны при выполнении ВПР (Всероссийских проверочных работ по русскому языку).
Для контрольного эксперимента нами составлены упражнения также по новемологическому принципу, диагностируются обе группы – контрольная и экспериментальная.
По завершении эксперимента на основании результатов контрольного среза с идентичными заданиями в соответствии с констатирующим экспериментом статистическая обработка результатов проводилась путем вычисления средней величины и показала достаточный уровень усвоения учебного материала по морфемике и словообразованию.
Для реализации данной методической работы разработаны и внедрены в образовательную практику авторские методички, рабочие тетради по изучению морфемики и словообразования в основной школе. Эффективность обучения с применением авторских разработок обусловлена поурочным представлением в них дидактического материала, наличием четко сформулированных методических заданий, комментариев к упражнениям и тем, что структура каждого упражнения соответствует этапам формирования морфемно-словообразовательных навыков.
Экспериментальное обучение показало эффективность и результативность представленной системы работы по усвоению формообразующих и словообразующих функций и основных способов словообразования обучающимися-билингвами и обучающимися – носителями русского языка в основной школе, что подтверждает возможность проведения такого обучения в 5–11-х классах.
Таким образом, новемологическая система работы по усвоению формообразующих и словообразующих морфем, их функций и основных способов словообразования в основной школе доказала свою эффективность в ходе обучающего и контрольного этапов эксперимента.
Библиографическая ссылка
Егорова Д.С. НОВЕМОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29997 (дата обращения: 05.02.2025).