Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЕМОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

Егорова Д.С. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В данной статье рассматриваются вопросы внедрения в учебный процесс новой образовательной технологии – новемологии – при разработке рабочей программы по русскому языку в основной школе. Основная цель заключается в разработке и реализации новемологической системы в обучении разделам морфемики и словообразования в основной школе. Учащиеся должны не только осознавать морфему как значимую единицу языка, но и отличать морфемы от других значимых единиц, понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Также следует уделять должное внимание анализу словообразовательной структуры слова, обучающиеся должны уметь различать изучаемые способы образования слов различных частей речи, составлять словообразовательные типы и словообразовательные цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда. Использование новых образовательных технологий является ключевым компонентом в обучении морфемике и словообразованию. Внедрение в школьную практику новемологии как образовательной технологии обусловливает создание новой экспериментальной модели обучения морфемике и словообразованию. Материалы данного исследования могут быть использованы учителями на уроках русского языка, при составлении учебных программ, элективных курсов по лингвистике, а также олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию в русском языке.
новемология
образовательная технология
образование
методы и приемы
методика преподавания
Процесс обучения
русский язык
содержание обучения морфемике и словообразованию
обучающиеся основной школы
1. Лихач Т.П. Методика обучения морфемике, формо- и словообразованию русского языка во взаимосвязи с речевым развитием учащихся (6-7 классы): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Минск, 2019. 36 с.
2. Чудаева Н.Л. Трудные случаи морфемно-словообразовательного разбора при подготовке к ЕГЭ и их отражение в действующих учебниках старших классов, педагогического колледжа и словарях // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 89-96.
3. Оконешников В.И. Колымский проект. Философия северного движения: идея Мирового наукограда, как путь решения методологического обеспечения экологического благосостояния Мирового сообщества / Под общей редакцией д-ра культурологии В.В. Ромма. Новосибирск: ЗСО МСА, 2013. 66 с.
4. Федоров К.Ф., Федоров К.Ф., Дмитриева Е.Н. Методика обучения русскому языку в национальной школе. Якутск: Бичик, 2005. 384 с.
5. Олесова А.П. Методика преподавания русского языка в национальной школе (в структурно-логических схемах и таблицах). Якутск: ЯГУ, 2007. 126 с.
6. Егорова Д.С. Новемология как новая образовательная технология // Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур: сборник материалов научно-практической конференции (Якутск, 19-21 ноября 2017 г.) / Редкол.: Т.А. Бердникова, Л.Н. Павлова, Л.И. Румянцева, А.В. Осина, Н.И. Никонова, Р.П. Макарова, М.С. Соловьева, Е.В. Дишкант, О.В. Дедюхина. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. 320 с.

Словообразовательная система языка характеризуется исключительной мобильностью, в результате чего словарный состав языка постоянно обновляется. Изучение словообразования способствует осмысленному обогащению словарного запаса обучающихся, лучшему пониманию семантики слов, их выразительных возможностей.

В научно-педагогических исследованиях, посвященных обучению русскому языку в учреждениях общего среднего образования, определены научно-практические основы изучения словообразования (Ф.И. Буслаев, З.А. Потиха, Г.О. Винокур и др.); разработаны концепция функционально-семантического обучения словообразованию русского языка как родного (С.И. Львова), рекомендации по изучению отдельных разделов русского языка на основе анализа механизмов их взаимодействия со словообразованием: лексики (Н.А. Пленкин, А.Д. Алферов и др.), грамматики (М.Т. Баранов, Л.П. Федоренко и др.), орфографии (М.М. Разумовская, Л.Б. Гамзаева и др.). Формированию грамматического строя речи обучающихся посвящены труды А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова, С.Н. Цейтлина, Н.И. Жинкина [1, 2].

Использование новых образовательных технологий является ключевым компонентом в обучении морфемике и словообразованию. Новемология как образовательная технология представляет совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности (новемологическая матрица – девятисекторная квадратная матрица (3 х 3)), из которых складывается процесс запоминания учебного материала.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки системы работы, подходов, методов и приемов совершенствования в обучении морфемике (составу слова) и словообразованию обучающихся-билингвов с учетом трудностей.

Освоение образовательной методики – новемологии – может значительно повысить эффективность образования и результативность образовательной деятельности. В связи с необходимостью повышения эффективности преподавания общеобразовательных учебных предметов с применением новых образовательных технологий разработана новемологическая система обучения морфемике и словообразованию в 5-м классе основной школы.

Цель исследования: разработать новемологическую систему в обучении морфемике и словообразованию обучающихся 5-го класса основной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная новемологическая система обучения морфемике и словообразованию может быть перенесена и на другие разделы школьного курса русского языка.

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы учителями на уроках русского языка, при составлении рабочих программ, а также олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию русского языка.

Изучение специальной литературы позволяет заключить, что новемология – девятидольно-матричная технология систематизации и запоминания информации, дифференцированная к природе мнемонических, то есть запоминательных, способностей человека.

Автором данной методики и технологии является кандидат философских наук Василий Иванович Оконешников. По его методике разработаны предметные курсы по математике, физике, химии, истории и другим предметным областям. Новемология как образовательная технология внедряется в учебный процесс не только в Республике Саха (Якутия), но и в городе Москве [3].

Суть технологии заключается в том, что основные положения фиксации движения нашего зрения соответствуют «международному стандарту» нумерации клавиатуры цифровых блоков компьютеров и калькуляторов и что информация, хранящаяся в таком матричном состоянии, запоминается наиболее надежно.

В связи с необходимостью повышения эффективности преподавания общеобразовательных предметов с использованием новых образовательных технологий разработана новемологическая программа обучения русскому языку в 5-м классе по УМК под редакцией М.М. Разумовской.

Содержание обучения русскому языку в основной школе включает следующие компоненты:

– знание языка по разделам курса русского языка;

– умения и навыки по типу речевой деятельности и общения в типовых ситуациях;

– знание лингвистики текста;

– способы учебных действий обучающихся в усвоении знаниями по русскому языку;

– этнокультуроведческий материал (табл. 1).

Таблица 1

Содержание курса «Русский язык» в 5–9-х классах

1.        «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»

2.        «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций»

3.        «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой

компетенции»

 

 

В пункте 2 «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» следует отметить, что язык является важнейшим инструментом общения, формирования и духовного развития личности.

В настоящее время при обучении русскому языку в основной школе выделяются следующие типы компетенции: языковая, лингвистическая, текстовая, коммуникативная, культурологическая и лингвокультурологическая. Языковая компетенция подразумевает знание норм языка (орфоэпических, орфографических, грамматических, лексических, пунктуационных). Лингвистическая компетенция – представление об основах лингвистики как особой науки (о ее основных понятиях и категориях, теории и истории, о выдающихся ученых-лингвистах).

УМК под редакцией М.М. Разумовской 5–9-х классов по содержанию, обеспечивающему формирование языковой и лингвистической компетенций, включает в себя следующие разделы (табл. 2).

Таблица 2

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенций

2.7. «Синтаксис»

2.8. «Правописание: орфография и пунктуация»

2.9. «Справочные материалы»

2.4. «Морфемика (состав слова) и словообразование»

2.5. «Лексикология и фразеология»

2.6. «Морфология»

2.1. «Общие сведения о языке»

2.2. «Фонетика и орфоэпия»

2.3. «Графика»

 

Поскольку работа по морфемике и словообразованию служит фундаментом, на котором основано формирование орфографических навыков, мы рассмотрели раздел 2.4. «Морфемика (состав слова) и словообразование», который изучается в 5–6-х классах основной школы.

Важнейшим условием формирования лингвистической компетенции в процессе изучения морфемики и словообразования является поэтапность. Именно поэтапное формирование лингвистической компетенции предполагает овладение знаниями о языке как о знаковой системе (табл. 3).

Таблица 3

Содержание раздела «Морфемика (состав слова) и словообразование»

2.4.7.      Осмысление морфемы как значимой единицы языка»

2.4.8.      «Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования»

2.4.9.      «Применение знаний по морфемике в практике правописания»

2.4.4.      «Возможность исторических изменений в структуре слова»

2.4.5.      «Понятие об этимологии»

2.4.6.      «Этимологический словарь»

 

2.4.1.      «Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка»

2.4.2.      «Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы»

2.4.3.      «Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов»

 

Изучение данного раздела в 5-м классе основной школы является практико-ориентированным и подразумевает достижение следующих целей:

– дать обучающимся определенные представления о значимых частях слова и его основе;

– привить первоначальные навыки выделения в слове его значимых частей, практически ознакомить с основными случаями чередования звуков в корне;

– привить и укрепить навыки правописания слов на основе умения выделять морфемы с нужной орфограммой и подбирать проверочные слова [4, с. 116].

Методика изучения состава слова и элементов словообразования – раздел методики грамматики, изучающий пути формирования у учащихся словообразовательных понятий и умений производить морфемный и словообразовательный разбор, процесс усвоения способов словопроизводства, функции и значение морфем (табл. 4) [5, с. 110].

Таблица 4

Основные приемы обучения словообразованию

7. «Морфемный анализ»

8. «Словообразовательный анализ»

9. «Работа с этимологическим словарем»

4. «Подбор слов заданной структуры»

5. «Подбор слов определенной модели по значению»

6. «Выяснение стилистической функции слов определенной структуры в тексте»

1. «Подбор однокоренных слов»

2. «Подбор слов с одной и той же приставкой и суффиксом»

3. «Подбор слов, состоящих из определенного количества морфем»

 

В научной литературе по словообразованию существуют разные классификации способов словообразования. В рабочих программах и учебных материалах по русскому языку рассмотрены только основные способы образования слов (табл. 5).

Таблица 5

Основные способы словообразования

7. «Аббревиатура.

Сложносокращенные слова»

8. «Переход из одной части речи к другой (субстантивация)»

9. «Состав слова»

4. «Безаффиксный способ»

5. «Способ слияния»

6.             «Способ сложения основ»

1.             «Приставочный способ»

2.             «Суффиксальный способ»

3.             «Приставочно-суффиксальный способ»

 

Известные ученые-методисты считают, что словообразование является одним из самых сложных и важных разделов школьного курса русского языка, поэтому обучение словообразованию не следует ограничивать изучением морфологии и синтаксиса в последующих классах [4, с. 123].

Раздел морфемики и словообразования рассматривается как определенная система, которая включает парадигматические и синтагматические связи и отношения [6, с. 144].

В пункте 2.4.2. «Словообразующие и формообразующие морфемы» (табл. 3) целесообразно отметить, что словообразование предусматривает тесную связь с морфологией, поскольку оба раздела посвящены изучению морфем, но словообразование изучает словообразующие морфемы.

Исходя из этого мы составили новемологическую систему упражнений по пункту 2.4.2 «Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы» в соответствии с содержанием УМК под редакцией М.М. Разумовской в 5-м классе основной школы (табл. 6).

Таблица 6

Темы уроков

2.4.2.7. «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

2.4.2.8. «Правописание окончаний имён существительных»

2.4.2.9. «Словообразование имён прилагательных»

2.4.2.4. «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

2.4.2.5. «Словообразование имён существительных»

2.4.2.6. «Употребление суффиксов существительных»

2.4.2.1. «Как образуются формы слова»

2.4.2.2. «Правописание приставок»

2.4.2.3. «Словообразование глаголов»

 

Апробация новемологической системы проводится на уроках русского языка в 5-м классе МБОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» Усть-Майского улуса (района).

Для практического использования при обучении русскому языку в 5-м классе предлагаются разработанные дидактические материалы и методические рекомендации по обучению морфемике, формо- и словообразованию современного русского языка.

Констатирующий эксперимент в начале учебного года показал недостаточный уровень развития у обучающихся умений морфемного членения, нормативного формо- и словообразования, правописания и употребления слов в речи. При выполнении некоторых упражнений, ориентированных на речевую деятельность обучающихся, возникли трудности.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающиеся допустили много ошибок в правописании приставок именных частей речи, большинство которых интерферентные, свойственные обучающимся-билингвам, поскольку в якутском языке в отличие от русского приставок нет, также в якутском языке отсутствуют озвончение и оглушение внутри слова. У детей-билингвов также наблюдается оканье под влиянием орфографии при выполнении подбора однокоренных слов с чередованием гласных и согласных звуков в корне, так как гласные в якутском языке менее подвергнуты позиционным изменениям. Наблюдается недостаточное усвоение морфологических способов словообразования в средних классах основной школы, одна из причин этого – отсутствие системности работы в формировании морфемно-словообразовательных навыков.

Обучающий эксперимент подразумевает использование на уроках новемологической системы работы по усвоению формообразующих и словообразующих морфем.

Результаты экспериментального обучения морфемике и словообразованию с использованием новемологической системы по формированию языковой и лингвистической компетенций показали следующее (табл. 7).

Таблица 7

Результаты экспериментального обучения морфемике и словообразованию

Диагностируемые тематические ячейки

Уровень

сформированности умений и навыков в аспекте темы (по ячейкам)

 

КГ (%)

 

ЭГ (%)

Как образуются формы слова

высокий

достаточный

средний

низкий

13

40,2

36,8

10

20,7

46,4

25,6

7,3

Правописание приставок

высокий

достаточный

средний

низкий

12

35,5

30,5

22

22,4

46,6

23,2

7,8

Словообразование глаголов

высокий

достаточный

средний

низкий

12,8

38

30

19,2

20,5

45

26,5

8

Правописание безударных личных окончаний глаголов

высокий

достаточный

средний

низкий

12

40

30,7

17,3

21,6

43,2

28,8

6,4

 

Таким образом, с введением новемологической системы в процесс обучения морфемике и словообразованию повысилось качество успеваемости и обученности. Надеемся, что результаты работы будут положительны при выполнении ВПР (Всероссийских проверочных работ по русскому языку).

Для контрольного эксперимента нами составлены упражнения также по новемологическому принципу, диагностируются обе группы – контрольная и экспериментальная.

По завершении эксперимента на основании результатов контрольного среза с идентичными заданиями в соответствии с констатирующим экспериментом статистическая обработка результатов проводилась путем вычисления средней величины и показала достаточный уровень усвоения учебного материала по морфемике и словообразованию.

Для реализации данной методической работы разработаны и внедрены в образовательную практику авторские методички, рабочие тетради по изучению морфемики и словообразования в основной школе. Эффективность обучения с применением авторских разработок обусловлена поурочным представлением в них дидактического материала, наличием четко сформулированных методических заданий, комментариев к упражнениям и тем, что структура каждого упражнения соответствует этапам формирования морфемно-словообразовательных навыков.

Экспериментальное обучение показало эффективность и результативность представленной системы работы по усвоению формообразующих и словообразующих функций и основных способов словообразования обучающимися-билингвами и обучающимися – носителями русского языка в основной школе, что подтверждает возможность проведения такого обучения в 5–11-х классах.

Таким образом, новемологическая система работы по усвоению формообразующих и словообразующих морфем, их функций и основных способов словообразования в основной школе доказала свою эффективность в ходе обучающего и контрольного этапов эксперимента.


Библиографическая ссылка

Егорова Д.С. НОВЕМОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМИКЕ И СЛОВООБРАЗОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29997 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674