Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Халатян К.А. 1
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Данная статья посвящена диагностике сформированности творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности. Исследованием охвачено 416 старшеклассников, 75 учителей старших классов и руководителей школьных подразделений. В статье описано изучение особенностей организации педагогического процесса, обеспечивающего формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности; определен комплекс взаимодополняющих методик диагностики, совокупность показателей и критериев объективной оценки уровней сформированности творческих умений учащихся. Выяснено, что диагностику уровня сформированности творческих умений старшеклассников целесообразно проводить через применение комплекса методик, адаптированных для старшего школьного возраста. На основе проведенной диагностики сформированности творческих умений в учебно-исследовательской деятельности автор делает вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность не пронизывает всю систему учебной и внеклассной работы, и в старших классах отмечается недостаточное использование потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании творческих умений учащихся. Автор считает, что операционные и содержательные знания старшеклассников в области исследовательской творческой деятельности и опыт проявления творческих умений учащихся неустойчивы, недостаточно сформированы и могут подвергаться изменениям в процессе грамотно организованного и целенаправленного включения школьников в различные формы учебно-исследовательской деятельности.
творчество
творческие умения
учебно-исследовательская деятельность
учебное исследование
уровень сформированности творческих умений
диагностика уровня формирования творческих умений
1. Валеева О.А, Железовская Г.И. Технология учебно-исследовательской деятельности в вузе // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 2 (26). С. 148-157.
2. Зверева Л.Г., Шкура А.Н. Исследовательская деятельность в общеобразовательной школе в процессе освоения курса "Информатика и ИКТ": практический аспект // Наука и школа. 2019. № 3. С. 83-89.
3. Халатян К.А. Характерные особенности потенциала учебно-исследовательской деятельности учащихся // Альманах современной науки и образования. 2010. № 3. Ч. 1. С. 201-202.
4. Халатян К.А. Характеристика творческой личности в психологических исследованиях // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 14-15 февраля 2019 г.). МНИЦ ПГАУ. Пенза: РИО ПГАУ, 2019. С. 96-99.
5. Басманова Л.В. Проблема исследовательской деятельности школьников в отечественной методике преподавания литературы: из истории вопроса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 2-1 (44). С. 29-33.
6. Халатян К.А. Формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 183 с.
7. Андрусенко Е.Ю. Основные подходы к формированию компетентности студентов-бакалавров с использованием информационных образовательных технологий // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 2-1. С. 117-122.
8. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Развиваем креативное мышление. М.: Издательство - КТК Галактика, 2018. 302 с.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Ин-та Психотерапии, 2002. 488 с.
10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Пед. поиск», 2001. 160 с.
11. Гуревич К.М. Борисова Е.М. Введение в психодиагностику. Учеб. пособие. М., Академия, 2000. 192 с.
12. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998. 170 с.
13. Петрушенко Н.Н. Исследовательская деятельность учащихся // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 1 (37). С. 49-54.
14. 14 Белякова О.А. Исследовательская деятельность обучающихся как один из механизмов обеспечивающих учебную мотивацию // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы Международной научно-практической конференции (15 мая 2015 г.). Т. 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 36-39.

В настоящее время основной целью обучения стало не формирование знаний, умений и навыков, а формирование умений применять личностные качества, знания, умения и практический опыт для успешной работы в определенной области, способностей к самообразованию, саморазвитию; формирование функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности [1]. Поэтому в педагогическом сообществе значительно возрос интерес к применению исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Это объясняется также тем, что в учебно- исследовательской деятельности повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, развиваются познавательный интерес и умственные способности учащихся, такие характеристики интеллекта, как умение классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать [2]. Исследовательская деятельность формирует умение работать как самостоятельно, так и в команде, что является основой для развития их творческого потенциала [3; 4]. Хотя возможности раскрытия и развития творческого потенциала в учебно-исследовательской деятельности очевидны, обучение навыкам исследовательской деятельности в школе в настоящее время массово не происходит [5]. Современному обществу необходимы инициативные, творческие выпускники школ. Мы все чаще слышим призывы к развитию и преподаванию творчества в средних школах. Тем не менее исследования показывают, что механизм возникновения творчества на сегодняшний день остается недостаточно понятным.

Цель исследования: диагностика сформированности творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности.

Материал и методы исследования. В нашем констатирующем эксперименте участвовали 416 учащихся 10-х и 11-х классов и 75 учителей старших классов и руководителей школьных подразделений. В ходе исследования нами использовался комплекс методов, среди которых приоритетными были анализ, синтез и систематизация материала по проблеме диагностики творческих умений, тестирование старшеклассников, анкетирования и беседы с учителями и с учащимися.

Результаты исследования и их обсуждение. В нашем исследовании мы придерживались следующих определений:

1) умение – это определенная совокупность знаний и гибких навыков, способность осознанно выполнять то или иное действие; проходя через ряд этапов формирования, умение в конечном счете перерастает в мастерство и творчество; умения проявляют себя и развиваются в деятельности;

2) творческие умения – это освоенные учащимся способы выполнения умственных и практических действий, направленных на решение творческих (учебно-исследовательских) задач, в которых он выступает субъектом творчества и личностного саморазвития;

3) учебно-исследовательская деятельность – это форма проявления учебно-познавательной, творческой активности школьников, заключающаяся в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения [6].

Исходя из положения о том, формирование умений, в частности творческих, происходит в деятельности, и учитывая, что учебное исследование является формой проявления творческой активности старшеклассников, следует, что учебное исследование выступает дидактическим средством формирования творческих умений.

На наш взгляд, сложность исследования творчества в том, что проявления его многообразны и оценку творческого потенциала (т.е. не в режиме актуализации) можно провести только с помощью самой личности с позиции собственных субъективных ощущений. Поэтому одна из первых задач нашего исследования была направлена на выявление оценки старшеклассников об уровне сформированности у них творческих умений и определения осведомленности учащихся об учебно-исследовательской деятельности. Для этого была разработана анкета, состоящая из 14 вопросов: «Что означает слово "творчество"?», «Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать творческой личностью?», «Что представляет собой творческая задача?», «Что Вы понимаете под исследованием?», «Участвовали ли Вы в учебно-исследовательской деятельности? Если да, то какие исследования выполняли?» и др. Данные анализа ответов учащихся достаточно емко охарактеризовали творческую личность: 1) 24,1% считают, что личность обладает способностями самостоятельно решать задачи и оригинально решать различные задачи, 2) 20,8% – развитым воображением, 3) 19,8% – фантазией, 4) 15,3% – гибким живым умом, 5) 12,2% – любознательностью, 6) 7,8% – потребностью в новых впечатлениях, новых идеях и образах.

Результаты анкетирования и бесед показали, что большинство старшеклассников необъективно оценивают собственный уровень творческих умений. Завышенная оценка собственного творческого потенциала вступала в противоречие с экспертной оценкой и с результатами последующего тестирования. В данном анкетировании изучался также вопрос о наличии у старшеклассников интереса к учебному исследованию. Анкетирования показали, что у 89% респондентов этот интерес присутствует. Данный факт можно рассматривать как аспект, демонстрирующий уровень мотивационно-личностного развития учащихся, обусловливающего тип активного исследовательского поведения.

Опрос учащихся и анализ школьной документации выявили, что за время обучения в школе старшеклассники участвовали в выполнении 2-3 учебных исследований, в основном в процессе факультативной и кружковой работы. Обнаружено, что в 87,5% случаях были привлечены учащиеся, показывающие отличные и хорошие показатели успеваемости. По словам учащихся, в учебном исследовании основными затруднениями являлись: сложность определения ведущей идеи исследования и затруднение в поиске информации, необходимой для решения задачи; неумение выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; неумение самостоятельно планировать пути проверки выдвинутых гипотез; определение существенных признаков объекта исследования; неумение четко проявить и показать авторскую позицию в результатах исследования, правильно интерпретировать результаты исследования; недостаток времени для проведения исследования и др. Однако, по мнению учителей, старшеклассники часто недооценивают трудности и проблемы, возникающие у них при выполнении учебного исследования. Они считают, что в процессе исследования ученикам не достает также умений строить модель учебного исследования, оформлять результаты исследования, вступать в творческое взаимодействие и др.

Анализ ранее проведенных учебных исследований старшеклассников показал, что большая часть учебно-исследовательских работ представляет собой репродуктивное списывание, и только 12,5% работ старшеклассников можно рассматривать как собственно творческие работы. Для определения степени усвоения учащимися системы знаний, связанных с учебно-исследовательской деятельностью, знаний о сущности понятий, относящихся к категории творчества, были разработаны серии вопросов и исследовательских заданий. Согласно В.П. Беспалько и А.В. Усовой, процесс усвоения знаний включает чувственно-конкретное восприятие содержания, его осмысление, выявление новых свойств и признаков, установление связей и отношений между ними и овладение определенными способами действий в ходе активной познавательной деятельности учащегося. Поэтому механизм усвоения знаний можно представить в виде четырех последовательных уровней [7], содержательная характеристика каждого из которых служит критерием качества знаний при количественной обработке результатов диагностики: I уровень – знакомство; II уровень – воспроизведение; III уровень – применение; IV уровень – творчество. В данной диагностике мы анализировали качества знаний старшеклассников по таким критериям, как объем, системность, осмысленность и глубина. Наши исследования позволили интервальным методом распределить всех респондентов по данным уровням следующим образом: I уровень – 19,6%, II уровень – 48,6%, III уровень – 23,6%, IV уровень – 8,2% учащихся.

Для оценки степени сформированности конативного критерия творческих умений респондентам была предложена серия творческих заданий [8], направленных на проверку умения применять знания в конкретных ситуациях, требующих творческого исследовательского подхода в их решении. Данные задания предполагают достижение результата, не сводимого к стандартному, единожды верному решению, а предусматривающего появление новых, неожиданных, оригинальных идей, реализацию целостной системы творческого отношения старшеклассника к миру. Анализ предложенных респондентами решений позволил выявить степень сформированности у них таких творческих умений, как фантазировать, формулировать неординарные гипотезы, предлагать новую, оригинальную идею, мотивированно отказываться от образца, уходить от стереотипов, предлагать оригинальные пути решения задач и т.д. Часть задач была направлена на выявление степени сформированности у старшеклассников творческих умений, необходимых для успешного выполнения учебного исследования. В процессе анализа вариантов ответов внимание экспериментаторов акцентировалось на беглость выдвижения ряда подходящих идей, гибкость, разнообразие идей, вариантов решения, подходов, оригинальность, необычные решения, реакции и т.п. Анализ ответов учащихся распределил респондентов по следующим уровням: 1) 12,6% – уровень сформированности умений не проявился; 2) 29% – сформированность ниже среднего уровня; 3) 38,9% – средний уровень; 4) 19,5% от общего количества - высокий уровень сформированности умения в решении задач.

Для подтверждения полученных результатов было проведено тестирование. Одним из предложенных старшеклассникам тестов была методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова «Самооценка творческого потенциала личности» [9]. Данный материал состоял из 10 вопросов с предложенными тремя различными вариантами ответов, за каждый из которых начисляется определенное количество баллов. Распределение старшеклассников по трем уровням творческого потенциала, согласно результатам тестирования, выглядит следующим образом: высокий уровень у 69,3% школьников, средний уровень присущ 28%, и лишь 2,7% старшеклассников считают уровень своего творческого потенциала низким. Как видим, данные тестирования подтверждают результаты анкетирования относительно завышенной самооценки старшеклассников. Однако результаты следующего же теста не подтвердили выводы учащихся о высокой степени сформированности их творческих умений. Так, например, в процессе проведения методики «Опросник для определения творческих наклонностей у школьников (В.И. Петрушин)» [10] высокая склонность к творчеству обнаружена лишь у 12,8% старшеклассников, средняя – у 37,5% и низкая – у 49,7% учащихся старших классов. Эти данные были подтверждены результатами тестирования учащихся по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева и Л.А. Воловича [11]. В данном тесте замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. По средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию, осуществлялось оценивание критерия. Тестирование позволило распределить респондентов по трем уровням творческой активности и отдельных ее аспектов: высокому – 19,3% школьников, среднему – 69,1%, и низкому – 11,6%.

На следующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы мы применили методику Е. Торренса, в которой определяются творческие способности через характеристики процесса, в ходе которого обучаемый становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты [12]. Описанный автором теста процесс по своим характеристикам схож с учебно-исследовательской деятельностью, требующей от ее участника именно умений уходить от стереотипов, генерировать новую, оригинальную идею, формулировать неординарные исследовательские гипотезы, представлять и обосновывать результаты исследования. Данная методика состоит из вербальной и образной батарей. Тест позволяет оценить вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, сопротивляться стереотипам. В процессе нашего исследования для каждого респондента индивидуально подсчитывался балл по различным тестовым категориям, который сравнивался с данными, полученными посредством других методов диагностики. Применительно к рассматриваемому нами объекту можно сказать, что уровень сформированности творческих умений – это шкала измерения достигнутых учащимися результатов в овладении творческими умениями в двух планах – количественном и качественном. На основании полученных результатов все учащиеся, участвовавшие в эксперименте, были распределены по трем уровням сформированности творческих умений: 1) 21,4% от общего количества – высокий уровень, 2) 40% – средний уровень; 3) 38,6% – низкий уровень.

Исследование также показало, что одни учителя понимают под учебно-исследовательской работой реферат, другие – самостоятельную творческую работу исследовательского характера. Для выявления степени осознания педагогами сущности, значимости и возможностей учебно-исследовательской деятельности нами было проведено анкетирование. Полученные ответы респондентов можно условно сгруппировать следующим образом: 1) 10,7% учителей достаточно полно раскрывали суть, роль и возможности учебно-исследовательской деятельности; 2) 15% респондентов раскрыли актуальность организации учебных исследований в старших классах, но функции учебно-исследовательской деятельности связали только с обучающей составляющей; 3) 20% учителей указали значение и возможность учебно-исследовательской деятельности, исходя из имеющегося опыта руководства учебно-исследовательской деятельностью; 4) 53,3% учителей раскрыли сущность учебно-исследовательской деятельности, а возможности её назывались в общем виде.

Анализ ответов также показал, что важность учебно-исследовательской деятельности понимается педагогами в следующих контекстах: 1) 13,3% педагогов отмечали возможности развития творческого потенциала учащихся в учебно-исследовательской деятельности; 2) 26,7% – самостоятельности и критичности мышления старшеклассников; 3) 48% – развития навыков и умений исследовательской деятельности; 4) 69,3% учителей – в рамках формирования познавательного интереса.

Исследование показало, что 71% педагогов развернуто дают определение понятиям «творчество», «творческий потенциал», «творческие умения» и осознают необходимость развития творческих умений учащихся. У 70,7% респондентов просьба определить основные механизмы развития у школьников этих умений, пути и условия успешного использования исследовательской деятельности в решении данной проблемы вызвала сложность.

Мы согласны с мнением Петрушенко Н.Н., что учитель должен знать основные методы исследовательской деятельности и методику организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, и только при этом условии может произойти реформирование школьного образования, которое не должно научить на всю жизнь, а должно научить учиться всю жизнь [13]. Осознавая важность организации учебного исследования в школе, учителя отмечают, что большая нагрузка учителей старших классов, недостаточное владение технологией организации учебно-исследовательской деятельности являются теми факторами, которые сдерживают развитие этой деятельности [14].

Несмотря на положительный опыт учителей в организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников и понимание важности совершенствования данного процесса, констатируется следующее: 1) недостаточная подготовленность учителей к использованию ее как средства развития их творческих умений; 2) педагоги не ставят цель организовать эту работу на всех этапах процесса обучения, что связано все же с преобладанием в школах объяснительно-иллюстративного обучения.

Выводы. На основе проведенной диагностики сформированности творческих умений и анализа направленности учебного процесса на формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности можно сделать следующие выводы:

1) содержательные и операционные знания старшеклассников в области исследовательской творческой деятельности и опыт проявления творческих умений не устойчивы, недостаточно развиты и могут подвергаться изменениям в процессе грамотно организованного, целенаправленного вовлечения школьников в различные формы учебного исследования;

2) в старших классах учебно-исследовательская деятельность имеет нерегулярный характер и не пронизывает всю систему учебной и внеклассной работы; к ее выполнению привлечено не более 40% старшеклассников; и отмечается недостаточное использование потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании творческих умений учащихся;

3) необходимы высокий уровень профессиональной готовности педагога к формированию творческих умений учащихся посредством учебно-исследовательской деятельности и внедрение педагогической технологии формирования творческих умений учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности.


Библиографическая ссылка

Халатян К.А. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29993 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674