В настоящее время основной целью обучения стало не формирование знаний, умений и навыков, а формирование умений применять личностные качества, знания, умения и практический опыт для успешной работы в определенной области, способностей к самообразованию, саморазвитию; формирование функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности [1]. Поэтому в педагогическом сообществе значительно возрос интерес к применению исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Это объясняется также тем, что в учебно- исследовательской деятельности повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, развиваются познавательный интерес и умственные способности учащихся, такие характеристики интеллекта, как умение классифицировать, сравнивать, обобщать и анализировать [2]. Исследовательская деятельность формирует умение работать как самостоятельно, так и в команде, что является основой для развития их творческого потенциала [3; 4]. Хотя возможности раскрытия и развития творческого потенциала в учебно-исследовательской деятельности очевидны, обучение навыкам исследовательской деятельности в школе в настоящее время массово не происходит [5]. Современному обществу необходимы инициативные, творческие выпускники школ. Мы все чаще слышим призывы к развитию и преподаванию творчества в средних школах. Тем не менее исследования показывают, что механизм возникновения творчества на сегодняшний день остается недостаточно понятным.
Цель исследования: диагностика сформированности творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности.
Материал и методы исследования. В нашем констатирующем эксперименте участвовали 416 учащихся 10-х и 11-х классов и 75 учителей старших классов и руководителей школьных подразделений. В ходе исследования нами использовался комплекс методов, среди которых приоритетными были анализ, синтез и систематизация материала по проблеме диагностики творческих умений, тестирование старшеклассников, анкетирования и беседы с учителями и с учащимися.
Результаты исследования и их обсуждение. В нашем исследовании мы придерживались следующих определений:
1) умение – это определенная совокупность знаний и гибких навыков, способность осознанно выполнять то или иное действие; проходя через ряд этапов формирования, умение в конечном счете перерастает в мастерство и творчество; умения проявляют себя и развиваются в деятельности;
2) творческие умения – это освоенные учащимся способы выполнения умственных и практических действий, направленных на решение творческих (учебно-исследовательских) задач, в которых он выступает субъектом творчества и личностного саморазвития;
3) учебно-исследовательская деятельность – это форма проявления учебно-познавательной, творческой активности школьников, заключающаяся в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения [6].
Исходя из положения о том, формирование умений, в частности творческих, происходит в деятельности, и учитывая, что учебное исследование является формой проявления творческой активности старшеклассников, следует, что учебное исследование выступает дидактическим средством формирования творческих умений.
На наш взгляд, сложность исследования творчества в том, что проявления его многообразны и оценку творческого потенциала (т.е. не в режиме актуализации) можно провести только с помощью самой личности с позиции собственных субъективных ощущений. Поэтому одна из первых задач нашего исследования была направлена на выявление оценки старшеклассников об уровне сформированности у них творческих умений и определения осведомленности учащихся об учебно-исследовательской деятельности. Для этого была разработана анкета, состоящая из 14 вопросов: «Что означает слово "творчество"?», «Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать творческой личностью?», «Что представляет собой творческая задача?», «Что Вы понимаете под исследованием?», «Участвовали ли Вы в учебно-исследовательской деятельности? Если да, то какие исследования выполняли?» и др. Данные анализа ответов учащихся достаточно емко охарактеризовали творческую личность: 1) 24,1% считают, что личность обладает способностями самостоятельно решать задачи и оригинально решать различные задачи, 2) 20,8% – развитым воображением, 3) 19,8% – фантазией, 4) 15,3% – гибким живым умом, 5) 12,2% – любознательностью, 6) 7,8% – потребностью в новых впечатлениях, новых идеях и образах.
Результаты анкетирования и бесед показали, что большинство старшеклассников необъективно оценивают собственный уровень творческих умений. Завышенная оценка собственного творческого потенциала вступала в противоречие с экспертной оценкой и с результатами последующего тестирования. В данном анкетировании изучался также вопрос о наличии у старшеклассников интереса к учебному исследованию. Анкетирования показали, что у 89% респондентов этот интерес присутствует. Данный факт можно рассматривать как аспект, демонстрирующий уровень мотивационно-личностного развития учащихся, обусловливающего тип активного исследовательского поведения.
Опрос учащихся и анализ школьной документации выявили, что за время обучения в школе старшеклассники участвовали в выполнении 2-3 учебных исследований, в основном в процессе факультативной и кружковой работы. Обнаружено, что в 87,5% случаях были привлечены учащиеся, показывающие отличные и хорошие показатели успеваемости. По словам учащихся, в учебном исследовании основными затруднениями являлись: сложность определения ведущей идеи исследования и затруднение в поиске информации, необходимой для решения задачи; неумение выбирать наиболее эффективные способы решения задачи; неумение самостоятельно планировать пути проверки выдвинутых гипотез; определение существенных признаков объекта исследования; неумение четко проявить и показать авторскую позицию в результатах исследования, правильно интерпретировать результаты исследования; недостаток времени для проведения исследования и др. Однако, по мнению учителей, старшеклассники часто недооценивают трудности и проблемы, возникающие у них при выполнении учебного исследования. Они считают, что в процессе исследования ученикам не достает также умений строить модель учебного исследования, оформлять результаты исследования, вступать в творческое взаимодействие и др.
Анализ ранее проведенных учебных исследований старшеклассников показал, что большая часть учебно-исследовательских работ представляет собой репродуктивное списывание, и только 12,5% работ старшеклассников можно рассматривать как собственно творческие работы. Для определения степени усвоения учащимися системы знаний, связанных с учебно-исследовательской деятельностью, знаний о сущности понятий, относящихся к категории творчества, были разработаны серии вопросов и исследовательских заданий. Согласно В.П. Беспалько и А.В. Усовой, процесс усвоения знаний включает чувственно-конкретное восприятие содержания, его осмысление, выявление новых свойств и признаков, установление связей и отношений между ними и овладение определенными способами действий в ходе активной познавательной деятельности учащегося. Поэтому механизм усвоения знаний можно представить в виде четырех последовательных уровней [7], содержательная характеристика каждого из которых служит критерием качества знаний при количественной обработке результатов диагностики: I уровень – знакомство; II уровень – воспроизведение; III уровень – применение; IV уровень – творчество. В данной диагностике мы анализировали качества знаний старшеклассников по таким критериям, как объем, системность, осмысленность и глубина. Наши исследования позволили интервальным методом распределить всех респондентов по данным уровням следующим образом: I уровень – 19,6%, II уровень – 48,6%, III уровень – 23,6%, IV уровень – 8,2% учащихся.
Для оценки степени сформированности конативного критерия творческих умений респондентам была предложена серия творческих заданий [8], направленных на проверку умения применять знания в конкретных ситуациях, требующих творческого исследовательского подхода в их решении. Данные задания предполагают достижение результата, не сводимого к стандартному, единожды верному решению, а предусматривающего появление новых, неожиданных, оригинальных идей, реализацию целостной системы творческого отношения старшеклассника к миру. Анализ предложенных респондентами решений позволил выявить степень сформированности у них таких творческих умений, как фантазировать, формулировать неординарные гипотезы, предлагать новую, оригинальную идею, мотивированно отказываться от образца, уходить от стереотипов, предлагать оригинальные пути решения задач и т.д. Часть задач была направлена на выявление степени сформированности у старшеклассников творческих умений, необходимых для успешного выполнения учебного исследования. В процессе анализа вариантов ответов внимание экспериментаторов акцентировалось на беглость выдвижения ряда подходящих идей, гибкость, разнообразие идей, вариантов решения, подходов, оригинальность, необычные решения, реакции и т.п. Анализ ответов учащихся распределил респондентов по следующим уровням: 1) 12,6% – уровень сформированности умений не проявился; 2) 29% – сформированность ниже среднего уровня; 3) 38,9% – средний уровень; 4) 19,5% от общего количества - высокий уровень сформированности умения в решении задач.
Для подтверждения полученных результатов было проведено тестирование. Одним из предложенных старшеклассникам тестов была методика Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова «Самооценка творческого потенциала личности» [9]. Данный материал состоял из 10 вопросов с предложенными тремя различными вариантами ответов, за каждый из которых начисляется определенное количество баллов. Распределение старшеклассников по трем уровням творческого потенциала, согласно результатам тестирования, выглядит следующим образом: высокий уровень у 69,3% школьников, средний уровень присущ 28%, и лишь 2,7% старшеклассников считают уровень своего творческого потенциала низким. Как видим, данные тестирования подтверждают результаты анкетирования относительно завышенной самооценки старшеклассников. Однако результаты следующего же теста не подтвердили выводы учащихся о высокой степени сформированности их творческих умений. Так, например, в процессе проведения методики «Опросник для определения творческих наклонностей у школьников (В.И. Петрушин)» [10] высокая склонность к творчеству обнаружена лишь у 12,8% старшеклассников, средняя – у 37,5% и низкая – у 49,7% учащихся старших классов. Эти данные были подтверждены результатами тестирования учащихся по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева и Л.А. Воловича [11]. В данном тесте замеры осуществлялись по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. По средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию, осуществлялось оценивание критерия. Тестирование позволило распределить респондентов по трем уровням творческой активности и отдельных ее аспектов: высокому – 19,3% школьников, среднему – 69,1%, и низкому – 11,6%.
На следующем этапе нашей опытно-экспериментальной работы мы применили методику Е. Торренса, в которой определяются творческие способности через характеристики процесса, в ходе которого обучаемый становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты [12]. Описанный автором теста процесс по своим характеристикам схож с учебно-исследовательской деятельностью, требующей от ее участника именно умений уходить от стереотипов, генерировать новую, оригинальную идею, формулировать неординарные исследовательские гипотезы, представлять и обосновывать результаты исследования. Данная методика состоит из вербальной и образной батарей. Тест позволяет оценить вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, сопротивляться стереотипам. В процессе нашего исследования для каждого респондента индивидуально подсчитывался балл по различным тестовым категориям, который сравнивался с данными, полученными посредством других методов диагностики. Применительно к рассматриваемому нами объекту можно сказать, что уровень сформированности творческих умений – это шкала измерения достигнутых учащимися результатов в овладении творческими умениями в двух планах – количественном и качественном. На основании полученных результатов все учащиеся, участвовавшие в эксперименте, были распределены по трем уровням сформированности творческих умений: 1) 21,4% от общего количества – высокий уровень, 2) 40% – средний уровень; 3) 38,6% – низкий уровень.
Исследование также показало, что одни учителя понимают под учебно-исследовательской работой реферат, другие – самостоятельную творческую работу исследовательского характера. Для выявления степени осознания педагогами сущности, значимости и возможностей учебно-исследовательской деятельности нами было проведено анкетирование. Полученные ответы респондентов можно условно сгруппировать следующим образом: 1) 10,7% учителей достаточно полно раскрывали суть, роль и возможности учебно-исследовательской деятельности; 2) 15% респондентов раскрыли актуальность организации учебных исследований в старших классах, но функции учебно-исследовательской деятельности связали только с обучающей составляющей; 3) 20% учителей указали значение и возможность учебно-исследовательской деятельности, исходя из имеющегося опыта руководства учебно-исследовательской деятельностью; 4) 53,3% учителей раскрыли сущность учебно-исследовательской деятельности, а возможности её назывались в общем виде.
Анализ ответов также показал, что важность учебно-исследовательской деятельности понимается педагогами в следующих контекстах: 1) 13,3% педагогов отмечали возможности развития творческого потенциала учащихся в учебно-исследовательской деятельности; 2) 26,7% – самостоятельности и критичности мышления старшеклассников; 3) 48% – развития навыков и умений исследовательской деятельности; 4) 69,3% учителей – в рамках формирования познавательного интереса.
Исследование показало, что 71% педагогов развернуто дают определение понятиям «творчество», «творческий потенциал», «творческие умения» и осознают необходимость развития творческих умений учащихся. У 70,7% респондентов просьба определить основные механизмы развития у школьников этих умений, пути и условия успешного использования исследовательской деятельности в решении данной проблемы вызвала сложность.
Мы согласны с мнением Петрушенко Н.Н., что учитель должен знать основные методы исследовательской деятельности и методику организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, и только при этом условии может произойти реформирование школьного образования, которое не должно научить на всю жизнь, а должно научить учиться всю жизнь [13]. Осознавая важность организации учебного исследования в школе, учителя отмечают, что большая нагрузка учителей старших классов, недостаточное владение технологией организации учебно-исследовательской деятельности являются теми факторами, которые сдерживают развитие этой деятельности [14].
Несмотря на положительный опыт учителей в организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников и понимание важности совершенствования данного процесса, констатируется следующее: 1) недостаточная подготовленность учителей к использованию ее как средства развития их творческих умений; 2) педагоги не ставят цель организовать эту работу на всех этапах процесса обучения, что связано все же с преобладанием в школах объяснительно-иллюстративного обучения.
Выводы. На основе проведенной диагностики сформированности творческих умений и анализа направленности учебного процесса на формирование творческих умений старшеклассников в учебно-исследовательской деятельности можно сделать следующие выводы:
1) содержательные и операционные знания старшеклассников в области исследовательской творческой деятельности и опыт проявления творческих умений не устойчивы, недостаточно развиты и могут подвергаться изменениям в процессе грамотно организованного, целенаправленного вовлечения школьников в различные формы учебного исследования;
2) в старших классах учебно-исследовательская деятельность имеет нерегулярный характер и не пронизывает всю систему учебной и внеклассной работы; к ее выполнению привлечено не более 40% старшеклассников; и отмечается недостаточное использование потенциала учебно-исследовательской деятельности в формировании творческих умений учащихся;
3) необходимы высокий уровень профессиональной готовности педагога к формированию творческих умений учащихся посредством учебно-исследовательской деятельности и внедрение педагогической технологии формирования творческих умений учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности.
Библиографическая ссылка
Халатян К.А. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29993 (дата обращения: 30.11.2023).