Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЫРАЖЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Михальчич И.О. 1 Казьмин А.С. 1 Меретукова А.А. 1 Наматян А.Б. 1 Наматян Т.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
По данным ВОЗ, в результате нарушений психологического благополучия человека происходит снижение производительности труда, в связи с этими нарушениями каждый год мировая экономика теряет свыше 1 трлн долларов. Проблема эмоционального выгорания широко распространилась преимущественно среди населения крупных городов, это связано с большими объемами информации, поступающей как в ходе очного общения, так и через технические средства связи. Люди некоторых профессий особенно подвержены этому состоянию. Нами проведено исследование медицинских работников и преподавателей высших учебных заведений на основе опросника MBI, адаптированного Н.Е. Водопьяновой. Методом случайной выборки отобрано 2 группы, разделенные по профессиональной принадлежности, по 25 анкет, разброс возраста составил от 22 до 77 лет. Для оценки интегративного показателя эмоционального выгорания результаты разделялись на 4 уровня выраженности показателей выгорания: низкий, средний, высокий и очень высокий. Статистическая оценка проводилась с помощью программы Statistica 10. Результаты исследования показали, что медицинские работники по сравнению с преподавателями высших учебных заведений более подвержены эмоциональному выгоранию. Вероятнее всего причина кроется в большей психоэмоциональной нагрузке, это подтверждается выраженными различиями в деперсонализации. Длительные психоэмоциональные нагрузки с большой вероятностью проявятся соматическими нарушениями здоровья.
эмоциональное выгорание
профессиональное выгорание
синдром хронической усталости
деперсонализация
преподаватель вуза
врач
1. Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник ТГУ. Математика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-vrachey-terapevtov (дата обращения: 11.06.2020).
2. Информационный листок ВОЗ «Психическое здоровье на рабочем месте», май 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/mental_health/in_the_workplace/ru/ (дата обращения: 11.06.2020).
3. Сообщение ВОЗ от 29 мая 2019 г. «Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания» [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/ (дата обращения: 11.06.2020).
4. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Индивидуально-психологические характеристики профессионального выгорания у экологов в свете психологии отношений В. Н. Мясищева // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №9 (115). С. 207-2017.
5. Гарданова Ж.Р., Есаулов В.И., Кектеева Ю.И. Особенности эмоционально-личностной сферы при развитии синдрома эмоционального выгорания у врачей акушеров-гинекологов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25477 (дата обращения: 11.06.2020).
6. Михайлова В. В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Ремедиум Приволжье. 2020. № 2 (179). URL: https://remedium-nn.ru/?id=14428 (дата обращения: 08.07.2020).
7. Мегедь Е.В., Ульянова О.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2, № 9(26). С. 33-37.
8. Третьякова В.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №2. С. 71-85.

В наш век технологического прогресса каждый человек противостоит обрушивающемуся на него нескончаемому потоку информации. Кроме того, год от года совершенствуются технические средства (смартфоны, компьютеры) и методы связи между людьми, часто происходит перевод общения в дистанционное русло. Это накладывает дополнительную психологическую нагрузку на тех людей, чья профессиональная деятельность и без того связана с активным личным общением (врачей, учителей, преподавателей) [1]. Последствия такой непомерной нагрузки могут проявляться в виде депрессии, стрессового состояния и серьезно ухудшать качество жизни таких работников.

Депрессия и тревожные расстройства способны нанести не только непоправимый вред здоровью и психологическому благополучию отдельного человека, но и серьезный ущерб мировой экономике. По оценкам специалистов ВОЗ, из-за снижения производительности труда в связи с этими нарушениями каждый год мировая экономика теряет свыше 1 трлн долларов. Согласно статистике от депрессии страдают 264 млн человек в мире, причем у некоторых из этих людей также имеются симптомы тревожности [2].

Эмоциональное выгорание (ЭВ) — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса, который возникает у человека в связи с его профессиональной деятельностью, связанной с общением в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональных услуг, сопряженной с высокой степенью ответственности, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками: ощущением мотивационного или физического истощения; нарастающим психическим дистанцированием от профессиональных обязанностей или чувством негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям; и снижением работоспособности.

Ответственность работников медицинского вуза можно разделить на 2 группы – юридическая и моральная. Юридическая ответственность врача определена Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому врачу придется отвечать за неправомерность действий или невыполнение должностных обязанностей. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Сам термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Первоначально он определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Следует сказать и о синдроме хронической усталости (СХУ). Он определяется как заболевание, которое включает в себя совокупность симптомов, проявляющихся в течение долгого времени (более 6 месяцев). Наиболее важным симптомом является беспричинная, сильно выраженная усталость, которая возникает даже после незначительных умственных и физических нагрузок, не проходит после сна и отдыха, что выражается различными соматическими проявлениями, вплоть до расстройств когнитивных функций.

Принципиально важным отличием терминов СХУ и ЭВ является признание эмоционального выгорания.

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания. Он отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», который включает в себя причины обращения населения в учреждения здравоохранения, не классифицированные как заболевания или медицинские состояния [3].

Цель исследования: количественно оценить различия составляющих эмоционального выгорания среди врачей и преподавателей высшего учебного заведения.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе лечебных отделений и учебных кафедр Ростовского государственного медицинского университета. Врачам и преподавателям предлагалось анонимно заполнить анкету теста-опросника MBI, адаптированного Н.Е. Водопьяновой [4]. Методом случайной выборки исследуемые анкеты распределили на 2 группы по профессиональной принадлежности, по 25 анкет в каждой группе. Для оценки интегративного показателя эмоционального выгорания результаты разделялись на 4 уровня выраженности показателей выгорания: низкий, средний, высокий и очень высокий. Статистическая оценка исследуемых показателей проводилась с помощью программы Statistica 10. Для выявления статистической значимости различий показателей профессионального выгорания в исследованных группах выбран непараметрический критерий Манна–Уитни для несвязанных выборок. При p≤0,05 различия считались значимыми. Описание результатов анкетирования в исследованных группах приводится с указанием медианы распределения, верхнего и нижнего квантилей, а также вариационного размаха Me [Q0,25; Q0,75] (min; max).

Результаты исследования и их обсуждение. Разброс возраста опрошенных составил от 22 до 77 лет. В соответствии с классификацией ВОЗ был проанализирован возрастной состав исследуемых групп. Доля респондентов до 44 лет (молодой возраст) составила в группе преподавателей высшей школы 28%, а в группе медицинских работников – 60%. В средней возрастной категории находилось в исследуемых группах 32% и 28% опрошенных соответственно. К пожилому возрасту было отнесено в сравниваемых группах 36% и 4% опрошенных соответственно. И, наконец, в старческом возрасте находились на момент исследования 4% преподавателей и 8% врачей (рис. 1).

Рис. 1. Возрастной состав исследуемых групп

Полученные при исследовании профессиональной успешности у врачей и преподавателей высшего учебного заведения результаты свидетельствуют о том, что профессиональная успешность преподавателей высшего учебного заведения 36,0 [32,0; 40,0] (27,0; 47,0) и медицинских работников 36,0 [32,0; 39,0] (25,0; 42,0) практически не различаются (рис. 2). У большей части анкетированных значения данного показателя ЭВ соответствуют низкому или среднему уровню.

Рис. 2. Сравнение результатов теста MBI по шкале профессиональной успешности у врачей и преподавателей высшего учебного заведения

Однако при анализе остальных критериев ЭВ в исследуемых группах отмечаются более значительные отличия показателей. В первой группе (врачей) имеет место значимое (p=0,005) повышение (25,0 [23,0; 29,0] (13,0; 39,0)) эмоционального истощения в сравнении с преподавателями высшей школы (21,0 [17,0; 24,0] (9,0; 32,0)). Во второй группе (педагогических работников) данный показатель ЭВ отмечается на среднем уровне, и лишь у 20% анкетируемых этот показатель соответствует высокому уровню, тогда как в первой группе процент респондентов, показавших высокий уровень эмоционального истощения, оказался в 2 раза выше и составил 40% (рис. 3).

Рис. 3. Сравнение результатов теста MBI по шкале эмоционального истощения у врачей и преподавателей высшего учебного заведения

Опрошенные исследуемых групп также показали статистически значимые различия (p<0,0001) и в отношении деперсонализации. Очень высокий уровень ее выраженности наблюдается у 72% врачей (18 из 25), тогда как практически у такой же доли педагогов (16 из 25) тестированием выявлено среднее значение по шкале деперсонализации (рис. 4). Именно этот аспект ЭВ, по-видимому, вносит максимальный вклад в выявленные различия в уровне эмоционального выгорания между принятыми к исследованию группами.

Рис. 4. Сравнение результатов теста MBI по шкале деперсонализации у врачей и преподавателей высшего учебного заведения

Отмечается значимое (p<0,0001) повышение интегративного коэффициента ЭВ у анкетируемых первой группы (медработников) по сравнению со второй группой.

Обнаруженные нами значимые различия составляющих эмоционального выгорания у преподавателей и врачей в части эмоционального истощения (рис. 3) и деперсонализации (рис. 4), а также интегрального показателя выгорания по шкале MBI позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на несомненную подверженность обеих этих профессиональных групп высокому риску профессионального выгорания, степень его у исследованных групп находится на разном уровне.

При анализе современных литературных источников удалось выяснить, что к факторам, с которыми наиболее тесно связана как вероятность формирования синдрома ЭВ, так и глубина его сформированности, относятся возраст работника и его трудовой стаж. Многочисленными исследованиями выявлено, что возраст и трудовой стаж имеют тесную прямую корреляционную связь с количеством работников, у которых сформирован синдром ЭВ, а также с выраженностью ЭВ. Таким образом, возраст и стаж закономерно повышают риск развития синдрома эмоционального выгорания и его степень [5–8]. Однако по результатам нашего исследования врачи оказались более подвержены эмоциональному выгоранию, даже несмотря на то, что в среднем представители этой группы были моложе членов группы преподавателей (рис. 2). Повышенное чувство усталости, тревоги и эмоциональной опустошенности у врачей вероятнее всего объясняется особенностями профессиональной их деятельности, а именно высокими рисками и ответственностью за здоровье и жизнь пациента, более высокими собственными требованиями к своему профессиональному уровню. Ускоренному развитию синдрома ЭВ, вероятно, способствуют ненормированный рабочий график (ночные, 12-часовые и суточные дежурства), а также интенсивные и разнообразные стрессогенные воздействия (нештатные, экстренные ситуации, требующие быстрых и безошибочных решений по отношению к больному). Более спокойный график у преподавателей высшего учебного заведения и умеренные и равномерные психоэмоциональные нагрузки обусловливают не столь высокие показатели эмоционального выгорания по сравнению с врачами, полученные в ходе опроса у данной группы.

Заключение. Таким образом, полученные результаты говорят о более высоком риске эмоционального выгорания среди людей, избравших профессию врача. Вероятнее всего причина кроется в большей психоэмоциональной нагрузке, связанной как с широким кругом личностных контактов и необходимостью активного очного общения в профессиональной сфере, так и с колоссальной ответственностью за жизнь и здоровье пациента. Это проявляется выраженными различиями в деперсонализации. Необходимо учитывать, что длительные психоэмоциональные нагрузки при отсутствии отдыха должного качества и количества с большой вероятностью могут проявляться соматическими нарушениями здоровья.

В связи с этим в целях предотвращения формирования синдрома ЭВ и минимизации его последствий считаем целесообразной мерой скрининговую диагностику данного состояния у наиболее подверженных категорий работников (в частности, врачей и преподавателей вузов) при помощи специальных методик: тестов, анкет-опросников и т.п. В случае же обнаружения формирующегося синдрома ЭВ рекомендуется квалифицированная психологическая помощь. Кроме того, для профилактики и самостоятельной корректировки подобных состояний может быть полезно проведение инструктажей и тренингов «психологической безопасности» с работниками, находящимися в зоне риска профессионального выгорания.

В дальнейшем планируются расширение исследуемых групп и детальное исследование факторов, влияющих на скорость и глубину формирования синдрома ЭВ (в том числе гендерных, возрастных, стажа работы и психоэмоциональной конституции личности).


Библиографическая ссылка

Михальчич И.О., Казьмин А.С., Меретукова А.А., Наматян А.Б., Наматян Т.Б. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЫРАЖЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29962 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674