Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ ВИДОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА

Никифорова Е.П. 1 Лукина М.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»
Статья посвящена актуальной проблеме в методике преподавания русского языка в билингвальной школе – формированию коммуникативной компетенции учащихся. Раскрывается роль аналитической работы с текстом в преодолении интерференции родного языка. В частности, уделяется внимание грамматическому аспекту – анализу видовременных форм глаголов в тексте. Выбор грамматической категории глагола обусловлен различиями языковых систем русского и якутского языков. В русском языке именно глагол обладает разнообразными специфическими формами для воплощения функционально-семантических категорий. Умение выявлять функции глаголов в текстах различных стилей, типов и жанров помогает обучающимся в интерпретации авторской позиции и выстраивании аргументированного связного высказывания, развивает речемыслительные способности. Дается характеристика выразительных возможностей основных глагольных категорий. Авторы подчеркивают, что глаголы не только несут в себе динамику, но и являются немаловажной частью идейной составляющей текста, погружают в подтекст. В статье приводится пример учебного анализа текста, который можно выполнить на уроке развития речи. Создание учащимися собственного высказывания в жанре характеристики текста становится выражением всего комплекса предметных, метапредметных и личностных умений, сформулированных в новых ФГОС.
билингвизм
обучающийся
коммуникативная единица
категория глагола
интерпретация текста
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
1. Дресвянина С.Д. Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. № 2 (191). С.162-168.
2. Борисова Л.П., Никифорова Е.П., Макарова Р.П. Текстоцентрический подход в обучении русскому языку в начальной школе // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 11. С.26-38.
3. Хамраева Е.А. Деятельностный подход к обучению русскому языку в аспекте создания нового учебника // Вестник. 2013. № 1. С. 206-209.
4. Харитонов Л.Н. Формы глагольного вида в якутском языке. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960. 179 с.
5. Евдокия Иннокентьевна Коркина: биографика и интерпретация научного и творческого наследия: сборник научных статей. Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2018. 281 с.
6. Убрятова Е.И. Грамматика современного якутского литературного языка. Фонетика и морфология. М.: Наука, 1982. 492 с.
7. Слепцов П.А. Разработка П.А. Ойунским научно-теоретических основ якутского литературного языка // Северо-восточный гуманитарный вестник. № 2(7). 2013. С.105-110.
8. Ефремов Н.Н. Основные функции порядка слов в якутском языке // Глагольные и именные категории в системе функциональной грамматики. СПб.: Нестор-История, 2013. С.92-96.
9. Данилова Н.И., Ефремов Н.Н., Самсонова Е.М. Функционально-семантические категории в якутском языке: казуативность, эвиденциальность, итеративность. Новосибирск: Наука, 2013. 240 с.
10. Федоров К.Ф. Методика обучения глагольным словосочетаниям русского языка в 4-6 классах якутской школы: дис. канд. пед. наук. Москва, 1986. 233 с.
11. Дмитриева Е.Н., Кашкина Э.Х., Попова М.К. Преподавание русского языка в системе билингвального образования. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2016. 318 с.
12. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Характеристика текста как вида учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С.77-84.

Формирование и развитие умения правильно выражать мысли в устной и письменной формах наряду с воспитанием гармоничной и всесторонне развитой личности обучающихся являются главными задачами современного образования. Известно, что текст служит ключевой коммуникативной единицей речи. Человек выражает свои мысли не отдельными словами, словосочетаниями и предложениями, а сложными синтаксическими целыми, коммуникативными блоками, предикативно-релятивными комплексами или целыми текстами. Для выражения своих мыслей в устной или письменной речи говорящий или пишущий использует группу предложений, связанных между собой темой, идеей, композиционной структурой и логикой. Построение текстов различных стилей и типов имеет определенные закономерности, и с ними необходимо знакомить обучающихся с начальных классов.

Цель исследования – рассмотрение эффективных форм и приемов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего образования.

Материал и методы исследования. В работе внимание сфокусировано на анализе видовременных форм глаголов, так как в языковых системах русского и якутского языков имеются большие различия в грамматической категории вида. Знание функциональных возможностей глаголов в текстах различных стилей, типов и жанров поможет обучающимся интерпретировать тексты, сформирует у них умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, приводить аргументированные доказательства и делать выводы, а также использовать видовременную связь глаголов как средство текстообразования.

Текст – высшая коммуникативная единица речи. Любой язык существует в форме текстов. Без них не обходится ни одна сфера общественной жизни человека, ни одна речевая ситуация. Все средства языка служат для построения текстовых единиц. Соответственно, изучение русского языка в школе должно быть направлено на формирование коммуникативной компетенции [1]. В свою очередь коммуникативная компетенция оттачивается через выполнение заданий на основе текстов различных функциональных стилей речи. «Работа над текстом на уроках русского языка должна учитывать и тот факт, что изменилась его природа, современный текст стал невербальным, чаще встречается в виде рисунков, схем, таблиц и диаграмм. Главной отличительной чертой новых текстов является их лаконичность. Школьники все чаще слышат тексты, звучащие из электронных источников» [2, c. 35]. В связи с этим должны меняться методы и формы работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

В условиях билингвизма обучающиеся сталкиваются с проблемой интерференции, отрицательного влияния родного языка на изучаемый. Поэтому очень важно организовать особую обучающую среду, создаваемую текстами, с которыми мы работаем на уроках русского языка и литературы. Эта среда влияет на чувство языка, на развитие связной русской речи учащихся-якутов.

Таким образом, текст в учебном процессе играет особую роль; следует отметить, что это касается не только уроков русского языка, но и других учебных предметов [3]. Следовательно, на развитие русской речи обучающихся должны обращать внимание не только учителя русского языка и литературы, но и учителя других образовательных областей, а также педагоги системы дополнительного образования. Такой комплексный подход будет способствовать качественному овладению русской речью.

Результаты исследования и их обсуждение. Главная функция глагола в тексте – это выражение динамики. Н.И. Греч отмечал, что «…глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова». А.Н. Толстой говорил: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».

Глагол является ключом для интерпретации текста. Благодаря глаголам мы видим стремительно разворачивающиеся события, чувствуем энергию и напряженность повествования. В тексте глагол передает динамику и процессы, происходящие в окружающем мире и духовной жизни человека. Категорию темпоральности отражает время глагола, аспектуальность передает вид глагола, модальность создается наклонением, персональность отражается в личных формах, субъектно-объектные отношения формирует залог. Безусловно, и другие языковые средства могут выражать эти функционально-семантические категории, но именно глагол обладает специфическими грамматическими формами для их воплощения, что и ставит его в исключительное положение.

В русской лингвистике долгое время шла борьба с учением о множестве и разнообразии форм времени глагола. Важные вопросы по теории глагольного времени сформулировал В.В. Виноградов. Он изучал соотношение объективного времени с приемами его субъективного представления, синтаксические функции форм времени, взаимоотношения между разными глагольными формами, относительное употребление времен. В.В. Виноградовым было установлено 7 временных форм: прошедшее совершенное, прошедшее несовершенное, давно прошедшее время, прошедшее время мгновенно-произвольного действия, описательная форма будущего несовершенного вида, форма настоящего времени несовершенного вида и форма настоящего-будущего времени совершенного вида.

А.В. Бондарко в труде «Вид и время русского глагола» дает следующее определение категории времени глагола: «Глагольное время – грамматический центр, морфологическое ядро темпоральности. Средства выражения темпоральности относятся к разным уровням языка и не образуют однородной системы. Однако эти разнородные элементы могут вступать друг с другом в различные сочетания, могут взаимодействовать в конкретном высказывании, в речи».

В тюркских языках различным аспектам глаголов посвящены работы Н.А. Баскакова «О категориях наклонения и времени в тюркских языках», Х.М. Сайкиева «Грамматическая категория глагола», Т.А. Кильдибековой «Глаголы действия в современном русском языке», Д.М. Насилова «Проблемы тюркской аспектологии. Акциональность», В.Г. Гузева «Очерки по теории тюркского словоизменения: Глагол», А.М. Щербака «Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков: Глагол». В данных исследованиях глагол рассматривается в русле функциональной грамматики. Эти труды явились теоретической основой сопоставления категории времени, вида, залога в русском и якутском языках.

В научных трудах якутских ученых глубоко и детально категории глагола исследованы профессором Л.Н. Харитоновым. Исследователь отмечает, что в якутском языке к видовым формам глагола относятся формы, выражающие такие особенности «…действия, как мгновенность и длительность, прерывность и непрерывность, ускоренность и замедленность, усиленность и ослабленность, окончательность и незавершенность, полнота и неполнота проявления» [4, c. 8]. Наклонения глагола исследованы в работе Е.И. Коркиной [5]. Глагольному управлению и синтагматике глаголов посвящены исследования Е.И. Убрятовой [6], нормам употребления глаголов в различных стилях речи – академика П.А. Слепцова [7], функциональности глаголов – научные исследования Н.Н. Ефремова [8, 9]. Трудностям усвоения видов русских глаголов учащимися-якутами посвящены фундаментальные труды К.Ф. Федорова [10].

В якутском языке категория времени тесно связана с категорией наклонения. В наклонениях якутского и русского языков наблюдаются различные взаимодействия модальных и временных значений. Вопросы употребления видовременных форм глагола в речи представляют определенную трудность в методике преподавания русского языка в билингвальной среде [11].

Основные глагольные категории русского языка имеют особые выразительные возможности. Глаголы непосредственно связаны с важнейшими понятийными категориями, которые отражают в нашем сознании действительность; они необходимы для ее художественного воссоздания.

Глаголы в форме прошедшего времени описывают прошедшее событие («прочитал», «слушал», «посещал»). На длительность и повторяемость действий в далеком прошлом указывают глаголы в форме давно прошедшего времени (с суффиксами -а-, -ва-, -ива- (-ыва-)): «Еще Рихард Вагнер заметил его необычайную выдержку, когда мы, бывало, засиживались у него в Люцерне» (Т. Прокопов). Формы прошедшего времени мгновенно-произвольного действия подчеркивают внезапность и стремительность действия, совершавшегося в прошлом: «Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны» (А.С. Пушкин). Внезапно-мгновенное действие со значением стремительного движения или звучания передается через глагольно-междометные слова, которые относятся к экспрессивным формам прошедшего времени: «толк», «стук», «бац», «хлоп», «шлёп».

Глаголы настоящего времени могут указывать на факты, не связанные с временной протяженностью, например: «Этот снаряд напоминает шар с ручкой». Ими также обозначаются повторяющиеся действия, не связанные с конкретным моментом: «Доставляют посылки», или характеризуются постоянные свойства предмета: «Лена протекает по территории Иркутской области и Якутии».

Будущее время глагола называет предстоящие действия. Может иметь значение невозможности: «Не вспомню уж точно, где это было, но близко к осени сорок третьего года …» (В.П. Астафьев). Формы будущего сложного времени употребляются при описании обычной повторяющейся ситуации: «Мы будем бороться до конца». Внезапное наступление действия, отличающееся особой интенсивностью, передается с помощью глагола в форме будущего времени совершенного вида с частицей «как»: «Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!» (А.С. Пушкин). Повествование можно оживить включением глаголов прошедшего времени совершенного вида в контекст будущего, это позволяет представлять ожидаемые события как уже свершившиеся («И вот бросил ты работу. А дальше как быть?»)

В школьной практике для успешного овладения всеми возможностями коммуникативной компетенции наиболее результативным является применение элементов комплексного и лингвостилистического анализов текста [12]. Такая работа учит через анализ точнее приблизиться к пониманию содержания и проблематики исходного текста, последовательно и аргументированно излагать свои мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство современного русского литературного языка.

Источниками для аналитической работы с текстом на уроках русского языка и литературы являются прежде всего художественная речь и жанры публицистического стиля, открытые для экспрессивного использования глагола.

Рассмотрим фрагмент урока русского языка по анализу текста в 11-м классе. Материалом для аналитической работы стал фрагмент из главы 2 очерка «Поколение победителей» М.С. Строганова.

Данное занятие можно проводить в дистанционном формате, используя приложения «Google Диска». Можно воспользоваться приложением «Google Документы». Обучающиеся получат доступ к редактированию текстового документа. Этот текстовый редактор имеет ряд таких преимуществ, как совместный доступ, комментирование, возможность вставлять различные элементы, что позволит оптимизировать работу и экономить время. В ходе анализа могут использоваться «Google Таблицы», позволяющие анализировать и визуализировать данные. Или можно создавать схемы, диаграммы и другие типы изображений в приложении «Google Рисунки».

На первом этапе анализа отмечаем, что текст состоит из 8 абзацев – значит, условно можно разделить на 8 микротем.

Обучающиеся определяют стиль текста, относят его к публицистическому стилю (эссе; очерк; статья). Далее внимание акцентируется на хронологии текста, определяется время описанных событий – прошедшее.

Затем ученики строят архитектонику текста. Графу «Глагольные формы» необходимо разделить на три части: глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Выписывают все глаголы в следующую таблицу (по абзацам) (табл. 1).

Таблица 1

Построение архитектоники текста

Глагольные формы в тексте М.С. Строганова

 

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

 

НСВ

СВ

НСВ

СВ

НСВ

СВ

1

Сравнивают;

растут;

бегают;

дерутся;

мирятся;

ходят;

влюбляются;

строят;

вносит

Приходит;

наступает, обнаруживаются;

(способные) противостоять

(способные) вынести,

Победить – инфинитивы в значении наст. в.

2

Видит;

ведёт

хочет пройти

3

Станет

4

была (открыта)

Совпадает,

(уготовано) жить, разделять

 

(уготовано) победить, потребуется,

отдать

5

Повторял,

не припоминал,

не предъявлял

положил

 

не пристанет, останется

6

Предстояли (в значении будущего времени)

Рождает;

закаляет

7

Гоняли;

жались;

постигали;

целовались

будут совершать,

будут являть,

будут стоять

Окажутся;

станут (непобедимыми); станут

8

будут ценить,

понимать,

 

не сломит;

закалит;

воспитает;

научит; принимать;

не бояться;

не сомневаться;

сделает

*Условные обозначения в таблице:

НСВ – несовершенный вид глагола.

СВ – совершенный вид глагола.

Таблица, составленная учениками, показывает, что в тексте преобладают глаголы несовершенного вида в настоящем времени и глаголы совершенного вида в будущем времени. Далее с учащимися выводят количественный состав глаголов разного времени в структуре текста (табл. 2).

Таблица 2

Количественный состав глаголов разного времени в структуре текста

Абзацы

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

 

НСВ

СВ

НСВ

СВ

НСВ

СВ

1

12

2

2

2

1

3

1

4

1

3

3

5

3

1

2

6

1

2

7

4

3

3

8

2

7

Всего

9

1

20

6

5

13

 

– Глаголы какого времени использованы в рассказе о прошедших событиях? (Ответы: больше глаголов настоящего и будущего времен).

– Почему в повествовании о прошлом глаголов прошедшего времени меньше, чем глаголов настоящего и будущего времен? Попытаемся разгадать замысел автора.

Во вступлении глаголы настоящего времени («сравнивают», «растут», «бегают», «дерутся», «мирятся», «ходят», «влюбляются», «строят») отображают постоянные повторяющиеся действия. Автор использует прием философского размышления о жизни, им показан круговорот обыкновенной человеческой жизни. Затем идет переход на настоящее историческое время («приходит», «наступает», «обнаруживаются»). И читатель понимает, что речь идет не об абстрактных событиях, а о конкретном периоде.

Приводя пример о Герое Советского Союза Николае Кузнецове, М.С. Строганов использует слова «повторял», «не припоминал», «не предъявлял». Эти глаголы несовершенного вида в прошедшем времени не только показывают многократность действия, но и утверждают твердость и непоколебимость разведчика. Далее в предложении 17 представлен ряд однородных членов: «гоняли», «жались», «постигали», «целовались», описывающих картины мирного времени. Здесь также эти формы глаголов несут в себе подтекст: этих милых сердцу, трогательных моментов больше не случится. Они остались как мираж, как кадры другой жизни.  

В третьем, четвертом абзацах будущее время употребляется вместо прошедшего («станет», «не пристанет», «останется»). Оно указывает на прошедшие факты как будущие, последующие по отношению к другим прошедшим.

В последние две микротемы автор вводит глаголы в будущем времени, намеренно избегая использования глаголов в прошедшем времени. Здесь с помощью несовершенного вида («будут совершать», «будут являть», «будут стоять», «будут ценить», «понимать») увековечивается подвиг юношей и девушек сороковых годов. Жизнеутверждающе, торжественно звучат глаголы совершенного вида в будущем времени в последней микротеме («не сломит», «закалит»; «воспитает», «научит», «сделает»).

Подводя итоги, обучающиеся отмечают, что прошедшее время, переданное глаголами настоящего и будущего времени, придает тексту метафорический смысл. Автора восхищают сила духа, стойкость, самоотверженность, жертвенность людей того времени. Основная мысль текста – сохранить память о героизме защитников Родины.

Выводы. Следует отметить, что глаголы строят своеобразный каркас текста. Они не только несут в себе динамику, но и являются немаловажной частью идейной составляющей текста, погружают в подтекст.

Интерпретация текста – это процесс учебной текстовой деятельности, результатом которой является связный ответ учащегося (письменный или устный). Данная учебная деятельность предполагает прохождение этапов восприятия текста; его комплексного анализа; обобщения смыслов, выявленных в ходе анализа, и выявления результата – интерпретации текста.

Благодаря комплексному анализу создается объективная основа для дальнейшей интерпретации текста. Этап обобщения смыслов текста становится кульминационным, так как учащийся синтезирует, собирает воедино и интерпретирует глубинные смыслы текста. Создание школьниками собственного высказывания в жанре характеристики текста является выражением всего комплекса предметных, метапредметных и личностных умений, сформулированных в новых ФГОС.


Библиографическая ссылка

Никифорова Е.П., Лукина М.Н. ВОЗМОЖНОСТИ ВИДОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29927 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674