Компьютерные и информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. Сегодня практически каждый, начиная от школьника и домохозяйки и заканчивая учеными и государственными деятелями, использует в процессе своей деятельности такие средства, как сотовая связь, электронная почта, мессенджеры, USB-флеш-накопители, компьютеры и другие устройства, предназначенные для передачи и обработки информации (ТУП и ОИ). Задача передачи, обработки и хранения информации является, таким образом, типовой задачей, то есть задачей, с которой сталкивается в процессе своей жизни каждый человек.
Повсеместность использования названных технических устройств (ТУ) диктует необходимость включения базовых знаний о физических принципах их работы в содержание школьного образования. Так, в [1] подчеркивается, что обучение физике в средней школе должно основываться на триаде «теория – методология – приложение», что должно приводить к синтезу фундаментальных и прикладных знаний. Примером такого синтеза могут являться классические учебники по физике. Действительно, первый пробный пуск паровоза произошел в 1836 г., а описание его конструкции и принципа действия нашло отражение в учебниках Н. А. Любимова 1867 г. и К. Д. Краевича 1880 г. Первый прибор для записи звуковой информации – фонограф – был изобретен Т. Эдисоном в 1877 г., а информация о принципе работы данного технического устройства была включена в учебник физики К. Д. Краевича 1880 г.
Однако, опираясь на результаты исследований PISA [2], приходится констатировать факт существенного временного разрыва между использованием современных технических устройств передачи и обработки информации (ТУП и ОИ) и описанием их принципа действия в школьных учебниках физики. Об этом свидетельствует результат анализа содержания учебников физики, кратко представленный в таблице 1.
Таблица 1
Разница между временем создания технического устройства обработки или хранения информации и временем его включения в содержание учебников физики
Название технического объекта |
Время создания технического объекта |
Учебники, в содержание которых впервые включено описание данного технического устройства |
Фотоаппарат |
1826 г. |
1. «Начальная физика» А.В. Цингера (1926 г.). 2. Учебник физики К.Д. Краевича (1880 г.) |
Электромагнитный телеграф |
1832 – телеграф Шиллинга 1844 – телеграф Морзе |
1. Учебник физики А.В. Цингера (1926 г.). 2. «Начальные основания физики в объеме гимназического курса» Н. Любимова издания 1867 г. 3. Учебник «Физика» К.Д. Краевича издания 1880 г. |
Стереоскоп |
1837 г. – Ч. Уитсон |
1. «Начальная физика» А.В. Цингера (1926 г.). 2. Учебник физики К.Д. Краевича (1880 г.). 3. «Начальные основания физики в объеме гимназического курса» Н. Любимова издания 1867 г. |
Телефон |
1876 г. – «говорящий телеграф» А. Белла 1877–1888 гг. – телефон Эдисона |
1. Учебник физики А. В. Цингера (1926 г.). 2. «Конспекты лекций по физике» В.Д. Зернова (1927 г.) |
Фонограф Эдисона |
1877 г. |
1. Учебник физики К.Д. Краевича издания 1880 г. (глава «Прибавление III». Фонограф). |
Граммофон |
1877 г. |
1. «Начальная физика» А.В. Цингера (1926 г.). 2. «Курс физики. Том 2» О.Д. Хвольсона (1911 г.) |
Радио |
1895 – радио А.С. Попова |
1. Учебник О.Д. Хвольсона «Курс физики. Том IV» издания 1915 г. |
Синематограф (аппарат), витоскоп |
1895 г. – братья Люмьер; Ч. Джекинсон |
1. «Начальная физика» А.В. Цингера (1926 г.). 2. Учебник физики К.Д. Краевича (1880 г.) |
Принимающая электро-лучевая трубка (кинескоп) |
1911 г. |
Учебник физики для 10-го класса А.В. Перышкина (1965 г.) |
Магнитные накопители информации |
1930-е гг. |
Учебник физики 10-го класса под редакцией А.А. Пинского (1993 г.) |
Радиолокатор |
3 января 1934 г. |
«Справочник по физике» авторов А.И. Бачинского, В.В. Путилова и Н.П. Суворова (1954 г.) |
Оптический диск (CD, DVD, BlueRay) |
1961 г. |
Учебник физики для 10-го класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (2014 г.) |
Факс |
1964 г. – компания Xerox |
– |
Принтер |
1964 г. – корпорация Seiko Epson |
Учебник физики для 10-го класса В.А. Касьянова (2010 г.) |
Плазменная панель |
1964 г. |
– |
Оперативная память |
1970 г. |
– |
Жидкокристаллический монитор |
1970-е гг. |
Учебник физики для 10-го класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского (2014 г.) |
Сенсорный экран |
1971 г. |
– |
LED-монитор |
1977 г. |
– |
Цифровой фотоаппарат |
1988 г. |
|
Карта памяти |
1990 г. |
– |
ИК-связь |
1990 г. |
– |
Веб-камера |
1991 г. |
– |
Bluetooth |
1994 г. |
– |
Wi-Fi |
1998 г. |
– |
USB-флеш накопитель |
2000 г. |
– |
Как видно из таблицы 1, в современных учебниках физики не приведено описание физических принципов работы таких современных ТУП и ОИ, как сенсорные панели, смартфоны, компьютеры и т.д. В большинстве учебников продолжают описывать биполярный транзистор, кинескоп, амплитудную модуляцию, практически не используемые в современных электронных схемах. Описание принципа работы современной элементарной базы, например, полевого транзистора в учебниках отсутствует. В то же время анализ зарубежных работ по методике преподавания физики свидетельствует о введении данной тематики в изучаемый физический материал. Так, в [3] рассмотрена возможность применения CD- и DVD-дисков для описания явления дифракции, а в [4] – способ моделирования движения данных дисков в лабораторных условиях. В [5] рассмотрены физические основы принципа работы простого стабилизатора камеры. В [6] описан принцип работы LCD-экранов ноутбука при изучении явления поляризации. В [7] рассмотрен принцип действия современных 3D-технологий. В [8] описан процесс «оцифровки» звука – перевод аналогового звукового сигнала в цифровой сигнал. В [9] представлена инструкция того, как использовать колесо прокрутки на беспроводной мыши в качестве датчика движения. В [10] рассмотрен вопрос использования камеры-обскура в качестве непрозрачного проектора. В [11] рассмотрен вопрос создания Wi-Fi датчика с помощью платы микроконтроллера «Arduino».
Целью данного исследования является изучение возможности формирования представления о физических основах функционирования УО и ПЧ при изучении базового курса физики.
Материалы и методы исследования. Анализ учебной и учебно-методической литературы показал, что на данный момент отсутствуют учебные пособия для средней школы, программы элективных и факультативных курсов по физике, в которых рассматривалась бы физика современных технических устройств.
Возникает вопрос: необходимо ли введение в школьный курс физики материала о физических основах принципов работы устройств передачи и обработки информации? Возможно, нужные знания уже имеются у учащихся?
Анализ результатов международных сопоставительных исследований PISA свидетельствует об отставании российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике и для объяснения принципа работы технических устройств передачи и обработки информации.
Об этом же свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента. Эксперимент проходил в два этапа. В ходе первого этапа исследования было проведено анкетирование с целью выяснить у респондентов уровень сформированности знаний о физических основах принципа работы устройств передачи и обработки информации. В данном этапе приняли участие учащиеся 10-11 классов, студенты 1 курса технических направлений подготовки, а также студенты 1 курса педагогических направлений подготовки - будущие учителя физики. Всего около сто двадцати человек. Примеры вопросов анкетирования представлены ниже:
1. Назовите техническое устройство для передачи данных, в основе которого лежит явление полного внутреннего отражения? (оптоволокно)
2. Назовите устройство (устройства) вывода информации, в основе принципа действия которого лежат явления электризации под действием света, а также явление плавление кристаллических тел. (копировальный аппарат (ксерокс), лазерный принтер)
3. Назовите устройство регистрации графической информации, в котором для записи изображения вместо фотохимического используется фотоэлектрический принцип. (цифровой фотоаппарат)
В ходе второго этапа исследования респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Считаете ли Вы необходимым изучение в школьном курсе физики принципов работы современных устройств обработки и передачи информации?» и «Возможно ли изучение данного материала на уроке физике или для этого необходимо организация факультативных и элективных курсов?». Помимо этого, в ходе второго этапа, данные вопросы были также заданы действующим учителям физики и информатики школ города Астрахань и Астраханской области.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты первого этапа исследования представлены на рисунке.
Как видно из приведенного рисунка, только 2,27% опрошенных имеют представления о физических явлениях, лежащих в основе функционирования названных технических устройств, в то время как больше половины опрошенных не смогли ответить ни на один из вопросов анкеты.
Результаты тестирования знаний о физических принципах работы устройств обработки и передачи и информации проведённого со школьниками старших классов и студентами технических и педагогических направлений подготовки
Результаты второго этапа исследования оказались следующими. Около 89 % школьников старших классов и студентов технических и педагогических направлений подготовки высказались о том, что формирование данных знаний необходимо. Из них около 67% считают, что данный материал должен преподаваться на уроке в процессе изучения темы, 20 % - на факультативных занятиях, а 13% - на элективных курсах.
Также примерно 74% опрошенных учителей и студентов согласны со школьниками и студентами в вопросе о необходимости формирования знаний о физических основах принципа работы устройств передачи и обработки информации в школьном курсе физики. Однако, практически все опрошенные ответили, что формирование данных знаний должно осуществляться во внеурочное время: 53% - на факультативных занятиях, 18% - в ходе изучения элективных курсов.
Возникает вопрос: «Как органично включить изучение основ работы устройств обработки и передачи информации в процесс изучения физики?» На наш взгляд, существующая программа по физике содержит возможность включения информации о принципах работы современных устройств обработки и передачи данных при изучении учебного материала. В таблице 2 приведены темы школьного курса физики, в которых возможно изучение принципа работы ТУП и ОИ.
Таблица 2
Темы школьного курса физики, в которых возможно изучение принципа работы технических устройств обработки и передачи информации
Тема урока, класс |
Физические знания |
ТО, физический принцип которого может быть объяснен |
Плавление кристаллических тел (8-й класс) Кристаллические и аморфные тела (10-й класс) |
Плавление кристаллических тел Жидкие кристаллы. Явление свечения жидких кристаллов |
Копировальный аппарат, лазерный принтер LCD-экран |
Плазма (10-й класс) |
Явление ионизации газа. Явление свечение люминофора |
Плазменная панель |
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел (8-й класс) Электрический заряд и электризация тел. Закон сохранения заряда (10-й класс) |
Электризация тел. Закон сохранения заряда |
Копировальный аппарат, лазерный принтер |
Проводники и диэлектрики электрического заряда (8-й класс, 10-й класс) |
Явление проводимости электрического заряда |
Сенсорный экран |
Электроемкость. Единицы электроемкости Конденсатор (10-й класс) |
Изменение величины электроемкости конденсатора при изменении расстояния между обкладками |
Клавиатура, оперативная память, емкостный сенсорный экран |
Закон Ома для участка цепи (8-й класс, 10-й класс) |
Резистор. Явление изменения силы тока при изменении сопротивления |
Резистивный сенсорный экран |
Электрический ток в полупроводниках, транзистор |
Различные виды транзисторов, полупроводниковые лазеры |
Оперативная память, LED-экраны, USB-флэш-накопители, оперативная память, цифровой фотоаппарат |
Взаимодействие токов. Сила Ампера (11-й класс) |
Явление движения проводника с током в магнитном поле |
Звуковая колонка (динамик) |
Действие магнитного поля на движущуюся в нем заряженную частицу. Сила Лоренца (11-й класс) |
Явление отклонения заряженной частицы в магнитном поле |
Монитор на ЭЛТ |
Электродинамический микрофон |
Явление возникновения ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле |
Микрофон |
Гармонические колебания (11-й класс) |
Явление возникновения механических колебаний |
Звуковая колонка (динамик) |
Звуковые колебания и волны. Звук (11-й класс) |
Явление зависимости громкости звука от амплитуды, явление зависимости высоты тона от частоты колебаний |
Звуковая колонка (динамик) |
Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения |
Явление передачи энергии электромагнитными волнами |
Сотовый телефон, спутниковый навигатор GPS, беспроводная точка доступа WI-FI, bluetooth |
Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. Плоское зеркало |
Явление отражения света |
Компьютерная мышь, сканер |
Преломление света. Полное внутреннее отражение |
Явление полного внутреннего отражения |
Оптоволоконная связь |
Дифракция света. Дифракционная решетка |
Дифракция света. Дифракционная решетка |
СD- и DVD-диски |
Поперечность световых волн. Поляризация света |
Явление поляризации света |
LCD-экран |
Применение фотоэффекта |
Фотоэффект |
Копировальный аппарат, лазерный принтер |
Лазеры |
Вынужденное излучение |
Копировальный аппарат, лазерный принтер, полупроводниковые лазеры, привод оптических дисков |
Из таблицы 2 видно, что изучение принципа работы такого устройства, как компьютерная клавиатура, может быть осуществлено за один урок в процессе изучения темы «Конденсатор. Емкость конденсатора». Объясним принцип действия данного устройства. Так, например, при нажатии клавиши клавиатуры, которая представляет собой конденсатор, происходит изменение расстояния между его обкладками. Это приводит к изменению емкости и, следовательно, заряда. Изменение заряда ЦП распознает как сигнал.
Рассмотрим принцип действия микрофона. Попадание на микрофон звуковых колебаний приводит к возникновению переменной ЭДС индукции. Тем самых звуковой сигнал переводится в электрический. Принцип действия микрофона может быть рассмотрен в процессе изучения темы «ЭДС индукции в движущихся проводниках».
Чаще встречается ситуация, когда темы, при изучении которых могут быть рассмотрены основы функционирования конкретного технического устройства, изучаются в разных классах. Рассмотрим принцип действия резистивного сенсорного экрана. При нажатии на экран происходит изменение силы тока, текущего через резистор (закон Ома для участка цепи, 8-й класс). ЦП определяет конкретное место изменения силы тока (Определение координаты тела, 9-й класс) и реагирует на это.
Знакомство с принципом действия, например, копировального аппарата может происходить следующим образом. При изучении темы «Плавление и отвердевание кристаллических тел» в 8-м и 10-м классах на этапе применения полученных знаний внимание учащихся акцентируется на том, что процесс закрепления тонера на бумаге при печати на копировальном аппарате и лазерном принтере осуществляется благодаря изученному ими явлению. При актуализации знаний в процессе изучения темы «Электризация тел» в 8-м и 10-м классах учащиеся узнают, что тонер попадает на бумагу благодаря взаимодействию отрицательно заряженного тонера и положительно заряженной бумаги. Ответ на вопрос, каким образом тонер попадает на печатный барабан именно в те места, где в последующем будет напечатано изображение, выясняется в процессе изучения темы «Фотоэффект» в 11-м классе.
Заключение. Таким образом, на основании анализа результатов проведенного педагогического эксперимента и учебной литературы можно утверждать, с одной стороны, об отсутствии в школьных учебниках информации о физических принципах работы современных устройств для передачи и обработки информации, с другой – о возможности формирования таких знаний у школьников. Существующая программа, дополненная в идеале соответствующим элективным или факультативным курсом, позволяет сформировать представления о физических основах функционирования названных устройств при изучении базового курса физики.
Библиографическая ссылка
Ракин Г.В., Смирнов В.В. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВАХ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ УСТРОЙСТВ ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29785 (дата обращения: 10.10.2024).