Обеспечение качественного высшего образования в Российской Федерации – основная цель государственной политики. Конкурентоспособность выпускников образовательных организаций основывается на высоких требованиях современного рынка труда. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования предусмотрена компетентностная модель выпускника, основывающаяся на совокупности сформированных компетенций и связанных с ними знаний и умений. Однако наличие сформированных компетенций не дает полной гарантии выпускникам в трудоустройстве. Это связано с высокой конкуренцией, а также с несоответствием их профессиональной подготовленности реальным требованиям рынка труда.
Потребность государства в конкурентоспособных выпускниках нашла свое отражение в таких нормативно-правовых документах, как:
– Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
– Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Таким образом, выпускник университета должен обладать способностью объединить знания, полученные в образовательном учреждении, с практической профессиональной деятельностью. Следовательно, к их профессиональной подготовке предъявляются высокие требования, которые в современных условиях стремительно меняются.
Цель исследования заключается в раскрытии сущностных аспектов конкурентоспособности студентов, а также поиске путей личностного развития выпускников.
Материал и методы исследования. В проведенном исследовании применялись следующие методы: анализ научной психологической, педагогической, а также методической литературы, наблюдение, анкетирование, диагностические методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Все большее внимание в рамках модернизации образования уделяется решению проблемы воспитания конкурентоспособного молодого человека. По мнению ряда авторов, при получении работы с высокой заработной платой преимуществом пользуются молодые люди, обладающие высоким квалификационным уровнем, имеющие целевые установки, опыт работы. От того, какие условия созданы для формирования конкурентоспособной личности обучающегося, зависит не только качество их работы как специалистов, имеющих высокие показатели экономического роста, но и способность конкурировать на мировом рынке труда. К огромному сожалению, не все студенты готовы конкурировать на рынке труда, несмотря на потребность регионов в высококвалифицированных, профессиональных кадрах [1].
Согласно проведенным исследованиям С.Д. Резник, Е.С. Коноваловой выявлено, что сдерживающими факторами, влияющими на рост профессионализма и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений высшего образования, являются:
– жизненный опыт, находящийся в стадии накопления необходимой информации;
– отсутствие готовности к самостоятельным решениям и способности к инициативным действиям;
– проблемы психологического характера в общении и взаимодействии с другими членами коллектива;
– низкий уровень готовности к высокой интенсивности трудовой деятельности [2].
С.Д. Резник считает, что необходима разработка вопроса по подготовке студентов к управлению своей конкурентоспособностью на основе их конкурентоориентированности. Конкурентоориентированность – это комплексное воздействие внешней среды на студента, работодателей, родителей с целью формирования их мышления через проведение связанных между собой мероприятий, влияющих на повышение их конкурентоспособности.
Подготовка кадров с высшим образованием требует в современных условиях существенных изменений. Необходимы мероприятия по разработке рекомендаций, имеющих практический характер в области конкурентоспособности студентов, начиная с младших курсов. Это даст возможность к концу обучения иметь конкурентоспособного выпускника [2].
Основополагающим фактором формирования конкурентоспособного выпускника становится модель, основанная на профессионально-личностном развитии. В современных условиях она должна решать задачи развития личностных способностей обучающихся в постоянно изменяющихся социальных, экономических, культурных условиях [3].
Выпускники после окончания университета испытывают значительные трудности при переносе усвоенных ранее навыков в новую профессиональную обстановку, при которой уровень сложности предлагаемых профессиональных задач может значительно меняться.
Конкурентоспособность молодежи и ее формирование нашли свое отражение в Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, которая обращает внимание на цель государственной политики в необходимости достижения молодежью экономической, социальной и культурной конкурентоспособности. Основным направлением Стратегии становится формирование положительного, позитивного мировоззрения, воспитание самостоятельности, лидерских черт, ценностей духовных, нравственных и направленности на сохранение здоровья и здоровый образ жизни [4].
Согласно документам, регламентирующим деятельность образовательных учреждений высшего образования, первостепенное значение приобретает факт:
– введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования для обеспечения качественной подготовки специалистов;
– ухода от узконаправленной специализации учебного процесса;
– усиления роли инновационных технологий в изучении учебных дисциплин;
– решения вопросов по преодолению сложившихся противоречий между качеством подготовки и потребностью общества в конкурентоспособных выпускниках;
– организации высокотехнологичных условий, необходимых для формирования конкурентоспособных выпускников.
Для воспитания гармонично развитой, конкурентоспособной личности, имеющей развитую систему нравственных ценностей, высокий уровень профессиональной и личностной культуры, необходимые профессиональные знания, а также способной к постоянному совершенствованию – потребуется создание высокотехнологичных условий, способных влиять на формирование индивидуальных качеств личности молодежи, ее самореализацию и самосовершенствование [5].
Опираясь на требования рынка труда в современных условиях, считаем, что от конкурентоспособной личности необходимо проявление следующих профессиональных качеств:
– быстрая реакция, которая необходима для ответа на изменение спроса на разнообразные услуги;
– подвижность и готовность к быстрой адаптации, т.е. возможность видоизменять предложенное содержание;
– способность к постоянному расширению профессиональной деятельности;
– готовность к изменениям в содержании профессиональных видов деятельности.
Важная роль среди критериев конкурентоспособности отводится коммуникативным способностям. Они позволяют взаимодействовать с профессиональным сообществом, а также дают возможность находить общий язык со всеми заинтересованными лицами.
Ряд исследователей предлагают расширить качественные характеристики, влияющие на формирование конкурентоспособности обучающихся. Они считают необходимым дополнить их: порядочностью, честностью и совестливостью; дисциплинированностью, ответственностью и инициативностью; здоровьем; законопослушностью; патриотизмом и стремлением к карьерному росту и т.п. [6].
С.Н. Ярошенко считает, что конкурентоспособная профессиональная компетентность, исходя из международных требований рынка труда, может быть осуществлена лишь при значительных изменениях всей системы профессиональной подготовки. Недостаточное государственное внимание и низкое бюджетное финансирование высшего образования существенно влияет на качество подготовки выпускников.
По его мнению, существующие недостатки управления учебным процессом зависят от ряда сложившихся противоречий между:
– новшествами в управлении образовательным учреждением и низким качеством самого образовательного процесса;
– запросами рынка к подготовке конкурентоспособных специалистов и готовностью преподавательского коллектива осуществлять эту подготовку;
– готовностью к творческой деятельности профессорско-преподавательского состава и отсутствием необходимых условий для ее реализации [7].
Исследования, проведенные в последнее время, касающиеся проблемы формирования конкурентоспособности выпускников и профессиональных качеств, необходимых им, выявили разнообразные точки зрения. Так, Л.А. Емельянова выделяет следующие компоненты профессиональных качеств: критическое мышление; умение работать в коллективе; решать поставленные задачи способами, ранее не применяемыми; ответственность, честность, способность к постоянному творчеству, совершенствованию и другие [8].
К профессиональным качествам конкурентоспособного специалиста, по мнению В.И. Андреева, относятся: ответственность; устойчивость к стрессовым ситуациям; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; направленность на собственную результативность; умение работать в команде и другие. Он считает, что система образования должна ориентироваться на реализацию национальных интересов конкурентоспособности населения на мировых рынках труда [9].
Исходя из вышесказанного, конкурентоспособный специалист должен обладать определенными индивидуальными характеристиками, представленными нами на рисунке 1.
Рис. 1. Характеристики конкурентоспособного специалиста
В целях изучения эффективности формирования профессиональной конкурентоспособности проведено анкетирование обучающихся. Базой исследования выступил Юго-Западный государственный университет. В выборку вошли студенты I курса факультета строительства и архитектуры (в тестировании приняли участие 60 человек: 40 юношей и 20 девушек). Нами было проведено анкетирование студентов по оценке стратегии их поведения при выборе профессии. Были получены следующие результаты, рисунок 2.
Рис. 2. Стратегии поведения студентов-первокурсников при выборе профессии
На другой анкетный вопрос: «Какие виды деятельности способствуют развитию конкурентоспособности?» первокурсники ответили, что конкурентоспособным может быть студент, способный проявить себя в различных видах деятельности, показанных на рисунке 3.
Рис. 3. Виды деятельности, связанные с конкурентоспособностью студента
На первое место первокурсники ставят умение найти работу, пусть даже не по специальности (34%). По нашему мнению, это связано с их незрелостью в вопросах конкурентоспособности и желанием помочь родителям в оплате за обучение. Следующим показателем считается хорошая учеба (28%), которая, по их мнению, обеспечит им дальнейший успех в получении необходимых знаний для того, чтобы иметь в будущем интересную работу с высокой заработной платой. Работа по специальности для первокурсников является также желанной, несмотря на отсутствие необходимых умений и навыков. Привлекает первокурсников и общественная деятельность (14%). Незначительное количество обучающихся (6%) указало на желание уже сейчас иметь высокие доходы.
В процессе проведенного исследования было выявлено, что первокурсники имеют низкий уровень сформированности знаний о профессиональной конкурентоспособности. Так, не все респонденты систематически занимаются самообразованием и саморазвитием (44%). Это свидетельствует о том, что часть студентов пассивно относится к развитию своих интеллектуальных способностей. Часть опрошенных студентов (26%) отрицательно относится к нововведениям, особенно если это должно исходить по их инициативе.
Заключение. Таким образом, полученные в исследовании результаты можно рассматривать как базовый материал, необходимый для построения процесса формирования конкурентоспособной личности. Она может быть сформирована лишь при условии создания в образовательной организации целенаправленной системы подготовки конкурентоспособных кадров. Эта подготовка должна начинаться задолго до выпуска студентов. Особое внимание необходимо обратить на создание условий для развития профессиональных и личностных качеств молодого специалиста с опорой на готовность к проявлению нестандартных решений, постоянному самообучению и умению адаптироваться к быстро меняющимся профессиональным требованиям.
Библиографическая ссылка
Скриплева Е.В., Скобликова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29781 (дата обращения: 10.11.2024).