Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Гненик М.Е. 1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева
В статье рассматриваются воспитательный потенциал лингвистической подготовки студентов технического вуза, ведущие задачи и принципы их реализации при обучении иностранному языку. Под воспитательным потенциалом понимается возможность учебной дисциплины «Иностранный язык» оказывать развивающее, формирующее влияние на качества и способности человека, его личность в целом. Исследование темы показало, что лингвистическая подготовка способствует решению задач воспитания благодаря реализации культурологической парадигмы обучения иностранному языку. Культурологическая парадигма объединяет продуктивные педагогические идеи, определяющие логику воспитывающего влияния на личность в вузе: информационную, компетентностную, личностную. Определены основные задачи воспитания в процессе лингвистической подготовки студента технического вуза: умственное воспитание (воспитание интеллектуальных способностей) и формирование коммуникативной способности личности. Установлены личностные функции, которые формируются в процессе лингвистической подготовки и указывают на целостный подход к воспитанию личности в этом процессе: информационно-коммуникативная, социально-коммуникативная, рефлексивная. Описаны ведущие принципы реализации воспитательного потенциала лингвистической подготовки: индивидуализация обучения; целостность формирования личностных функций; вариативность методов, технологий и организационных форм обучения в соответствии с потребностями студентов; деятельностная организация лингвистической подготовки. Приведены рекомендации по практическому осуществлению указанных принципов в процессе лингвистической подготовки.
воспитательный потенциал
лингвистическая подготовка
умственное воспитание
интеллектуальное развитие
коммуникативная способность
1. Долженко О.В., Тарасова О.И. Будущее: общество информационного многознания или Человек понимающий? // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 32-40.
2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: избр. труды. М.: МПСИ, 1999. 312 с.
3. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/osnovy-miroponimaniya-novoj-epohi-read-1077521.html. (дата обращения: 12.04.2020).
4. Дрюк В.Г. Тотальная формализация и «клиническая смерть» системы образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/1_NIO_2008/Pedagogica/25619.doc.htm (дата обращения: 12.04.2020).
5. Промоскаль В.Д., Рахманкулов Г.А. Формализация и формализм знаний // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-1. С. 75-76.
6. Вакуленко Н.С. Актуальность метода формализации в преподавании иностранных языков. [Электронный ресурс]. URL: https://allbest.ru/otherreferats/languages/01015064_0.html (дата обращения: 12.04.2020).
7. .Романенко О.Н. Применение метода формализации научного текста на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник ТГГПУ. 2011. №4 (26). С. 353-356.
8. Дмитриева Е.Н., Оберемко О.Г. Подготовка преподавателя иностранного языка в русле культурологической парадигмы // Язык и культура. 2018. № 44. С. 182-197.
9. Гутарева Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: http:// oldkonf.neasmo.org.ua/node/1283 (дата обращения: 12.04.2020).
10. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 216 с.
11. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. № 6. С. 110–122.
12. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе: дис. … докт. пед. наук. Тула, 2003. 355 с.

Актуализация воспитательного потенциала вузовского образования, в частности лингвистической подготовки, обусловлена реалиями современного этапа развития общества. Особенности настоящего времени – нестабильный характер всех социальных процессов, рост сложности жизни, формирование новых жизненных стандартов и видов деятельности, требующих от человека радикальных изменений стиля мышления, готовности к овладению новыми способами понимания сложных процессов бытия в современном мире. Исследователи отмечают, что в настоящее время имеет место противоречие, приведшее к обострению гуманитарного (или, иначе, антропологического) кризиса. По мысли ученых, это противоречие выражается в так называемом бегстве от мышления, или отставании способности к осмыслению современной ситуации и тенденций ее развития от результатов преобразующей активности человека [1]. Заметим, что Н.А. Бердяев еще в 1930-е гг. отмечал, что технизация человеческой жизни способна превратить его в средство, инструмент, техническую функцию, если происходит отвлечение от гуманитарной сути и самодостаточности человека [2]. По мысли А.И. Клизовского, несмотря на стремление современного человечества к приобретению материальных благ и усовершенствованию способа их приобретения, человечество не выходит из кризисов, которые приобретают сегодня всеобщий характер [3].

Исследователи, изучающие феномен образования, нередко связывают такое положение с усиливающейся формализацией его содержания, которая начинает приобретать отрицательное значение, отодвигая на второй план познающую личность [4, 5]. Однако исключить формализацию как метод познания из вузовского обучения невозможно, тем более – в условиях информатизации образования, а в техническом вузе еще и ввиду специфики многих профессионально значимых дисциплин. Данный метод имеет место и при обучении языкам [6, 7]. Таким образом, упомянутый выше кризис является объективно существующим в вузовском обучении в целом и в лингвистической подготовке в частности, обусловленным как самим характером познания, так и традиционной организацией обучения в вузе. Выход из данного кризиса в области лингвистической подготовки видится в преобразовании цели обучения, в переходе от ориентации на человека, потребляющего и репродуцирующего информацию, к человеку активному, мыслящему и понимающему; фактически – в усилении внимания к воспитательной функции обучения иностранному языку.

Цель настоящей статьи – выявить воспитательный потенциал лингвистической подготовки студентов технического вуза. В данном случае под воспитательным потенциалом понимается возможность учебной дисциплины «Иностранный язык» оказывать развивающее, формирующее влияние на человека, его свойства и качества, личность в целом. Лингвистическая подготовка является существенным компонентом процесса обучения иностранному языку и подразумевает организованный процесс овладения студентами совокупностью иноязычных знаний, языковых и речевых навыков для осуществления коммуникативной и иной деятельности. Для достижения указанной цели были использованы методы теоретического анализа и обобщения научных публикаций, а также обобщение собственного опыта автора в качестве преподавателя иностранного языка в вузе технического профиля.

 Лингвистическая подготовка способствует решению задач воспитания благодаря реализации культурологической парадигмы обучения иностранному языку, объединяющей продуктивные педагогические идеи, определяющие логику воспитывающего влияния на личность в вузе любого профиля: информационную, компетентностную, личностную [8]. Воспитание специалиста технического профиля должно быть ориентировано на формирование профессиональной личности выпускника, стержневой характеристикой которой выступает инженерное мышление. Обладание инженерным мышлением рассматривается исследователями (Н.Ю. Гутаревой, Н.Н. Коротковой, Д.А. Мустафиной, Г.А. Рахманкуловой и др.) как важнейший фактор конкурентоспособности выпускника технического вуза. Так, Н.Ю. Гутарева, характеризуя инженерное мышление как важнейшее свойство профессиональной личности, приобретаемое в процессе обучения иностранным языкам, указывает на такие присущие ему характеристики, как синтез образного и логического, научного и практического мышления [9]. Следовательно, выпускник технического вуза должен приобрести способность использовать все доступные человеку интеллектуальные возможности освоения мира и его понимания для конструктивной деятельности в сфере создания и эксплуатации высокопроизводительной и надежной техники. В связи с этим задача воспитания умственных способностей (умственное воспитание) или, иначе, интеллектуального развития выходит на первый план в ряду задач воспитания в процессе лингвистической подготовки. В этом, в частности, убеждает обоснованное утверждение В.П. Зинченко о том, что благодаря иностранному языку увеличивается число степеней свободы для познания действительности; освоение каждого нового языка позволяет охватить все большее число сторон и взаимосвязей в мире, поскольку сам язык – это не знание, а инструмент общения, усвоения, мышления, порождения нового знания, его сохранения, развития и трансляции [10]. Эту мысль развивает О.Г. Почепцов, указывая, что «языковомыслительный акт» есть акт представления или отражения мира в языке и с помощью языка, он устанавливает определенные соотношения между миром и его языковым отражением [11]. Соответственно, изучение иностранного языка является предпосылкой для развития представлений о мире, создает информационно-содержательную основу для умственной деятельности.

По мысли З.И. Конновой, высокоразвитый интеллект обеспечивает умение воспринимать и анализировать многозначную разобщенную информацию, формулировать цели деятельности, прогнозировать развитие ситуаций, выстраивать логику доказательств, оценивать последствия своих действий, организовывать деятельность других людей и многое другое [12]. Таким образом, воспитание интеллекта происходит в том случае, если в образовательном процессе уделяется внимание формированию приемов познавательной умственной деятельности – запоминанию, анализу, обобщению и классификации, эвристики и т.д. Поэтому работа с иноязычной информацией должна быть направлена не только на запоминание, но и на приобретение опыта продуцирования знаний, их систематизации, навыков логичного, точного и полного формулирования мысли. Это обеспечивает развитие умственных способностей, совершенствование познавательной деятельности, позволяет решать все более сложные умственные задачи, в том числе связанные с созданием новых интеллектуальных продуктов (текстов, проектов и т.д.).

В ходе изучения иностранного языка осуществляется и другая, не менее важная задача – формирование коммуникативной способности в процессе общения. Принимая во внимание, что общение – это деятельность, которая детерминирует развитие всех психических процессов и личности в целом, отметим, что организация иноязычной коммуникации в процессе лингвистической подготовки способствует овладению студентами как языковой, так и речевой компетенцией. В совокупности они позволяют обучающемуся овладевать широким тематическим репертуаром, включающим бытовую, социально-культурную, профессиональную информацию, участвовать в ситуациях общения и разрабатывать коммуникативные ситуации.

В процессе лингвистической подготовки формируются такие важные личностные функции, как информационно-коммуникативная, социально-коммуникативная и рефлексивная. Это позволяет говорить о целостном подходе к воспитанию личности в процессе лингвистической подготовки:

– информационно-коммуникативная функция обеспечивает способность отбирать информацию для общения, планировать и осуществлять речевую деятельность соответственно тематическому репертуару и коммуникативной ситуации, учитывая прямой или опосредованный характер последней, применяя при этом необходимые языковые средства;

– социально-коммуникативная функция обеспечивает действие механизмов интеллектуального регулирования коммуникации, контроля использования соответствующих средств и поведения в коммуникативной ситуации для достижения необходимого понимания информации и взаимопонимания с точки зрения смысла высказывания; в рамках данной функции происходит становление диалогического стиля общения, способности адекватно воспринимать высказывание партнера (слушать и слышать) и реагировать на него; развивается способность к социальной перцепции;

– рефлексивная функция позволяет установить эмоциональный контакт с партнером по коммуникации, оценить качество и результативность коммуникации, создавая основание для своевременной коррекции содержания и формы ее осуществления; благодаря данной функции возникает переживание успеха или неуспеха от коммуникации, что ориентирует студента на ее принятие или изменение, стимулируя к дальнейшему познанию, продвижению в развитии.

Таким образом, организация иноязычной коммуникации в процессе лингвистической подготовки создает основание для воспитания личности студента, а именно: для формирования познавательной направленности; становления культуры межличностного и профессионального общения; приобретения регулятивных качеств коммуникативного поведения, необходимых для диалогического общения: выдержки, осмысленности, понимания, уважения, гибкости, адекватности и т.п.

Реализация воспитательного потенциала лингвистической подготовки в техническом вузе осуществляется в процессе обучения иностранному языку при условии выполнения ряда принципов, регулирующих содержание и организацию этого процесса. Эти принципы предлагаются исходя из некоторых объективных предпосылок.

 Интеллект, являясь базовым психологическим ресурсом личности (А.Г. Асмолов, М.А. Холодная и др.), обладает признаком индивидуальности, которая проявляется в характере восприятия, понимания, объяснения, принятия решений человеком в тех или иных случаях. Эти действия, осуществляемые в разных ситуациях, приводят к формированию индивидуального умственного (ментального) опыта человека, обогащение которого стимулирует интеллектуальное развитие. Абитуриенты технического вуза изначально имеют разный опыт в области лингвистической подготовки. Соответственно, важным условием умственного воспитания (интеллектуального развития) является соблюдение принципа индивидуализации обучения иностранному языку. Организационная форма индивидуализации должна включать создание пропедевтического курса «выравнивания» лингвистического опыта на первом году обучения для «слабых» студентов и «продвинутого» курса для «сильных» в виде дополнительных или факультативных занятий, курса по выбору и иных, в том числе с использованием информационных ресурсов. Методической формой индивидуализации является обеспечение педагогической поддержки студентов на каждом занятии в виде вариативных (по объему и сложности) заданий, целесообразного применения технологий индивидуального, группового (бригадного) и коллективного способов обучения.

Другой важный принцип реализации воспитывающего потенциала лингвистической подготовки – принцип целостности формирования личностных функций. Согласно данному принципу каждое занятие должно включать задачи по формированию данных функций (к примеру, «формировать способность планировать высказывание соответственно коммуникативной ситуации…», «учить отбирать лексический материал для доказательства…», «развивать способность оценивать результат высказывания с точки зрения достижения результата…», «подобрать языковые средства для выражения положительных/отрицательных эмоций в ситуации…» и т.д.).

Существенное значение имеет принцип вариативности методов, технологий и организационных форм обучения в соответствии с потребностями студентов. Под потребностями подразумеваются объективные потребности, то есть те индивидуальные особенности лингвистического опыта, которые должны быть известны преподавателю, но, возможно, не ясны для студента (к примеру, преобладание образного или логического освоения мира). Кроме того, в соответствии с указанным принципом необходимо учитывать и те потребности, которые предъявляют сами студенты: потребность в индивидуальных материалах, наглядности, способах запоминания и освоения иноязычной информации и др.

В ряд вышеназванных принципов следует включить принцип деятельностной организации лингвистической подготовки. Он предполагает осуществление как традиционной для обучения иностранному языку коммуникативной деятельности, так и целенаправленное планирование и организацию других видов деятельности, в которых происходят приобретение способов познания, а также личностная самореализация (информационно-познавательная, исследовательская, творческая, проектная). Согласно данному принципу приоритеты в обучении иностранному языку смещаются в пользу активных методов обучения – теоретических и практических исследований, проблемных и творческих заданий разного уровня сложности, аналитических самоотчетов, проектирования и т.п. Названные методы в контексте решения задач воспитания направлены на активизацию мыслительных процессов, достижение понимания учебной информации на более высоком, в том числе профессионально-техническом, уровне, повышение личностной активности и развитие способности к самоорганизации. Отметим, что указанные принципы в совокупности помогают реализовать задачи воспитания в процессе лингвистической подготовки и не вступают в противоречие с дидактическими/методическими принципами обучения иностранному языку.

Заключение. Отношение к иностранному языку в современном обществе и высшем образовании меняется в направлении усиления его значения для современного выпускника вуза, однако в практике обучения иностранному языку в техническом вузе лингвистическая подготовка не всегда ставится студентами в ряд приоритетов. Рассмотрение воспитательного потенциала лингвистической подготовки в техническом вузе позволяет сделать некоторые выводы, существенные для повышения ее результативности.

  • Реализация воспитательного потенциала обеспечивает единство духовной и практической составляющих лингвистического знания; ликвидирует отчуждение этого знания от личности студента, помогая осмыслить значимость лингвистической подготовки для собственного личностного и профессионального развития, выступая определяющим фактором развития духовных потребностей студентов. В свою очередь духовные потребности составляют основу познавательной направленности личности, что позволяет прогнозировать повышение познавательной активности не только в процессе обучения иностранному языку, но и при освоении широкого спектра дисциплин.
  • Для успешного включения выпускника вуза в социальную жизнь требуется достаточно высокий уровень интеллекта и коммуникативных способностей. Иноязычные знания и навыки успешно отрабатываются в учебном процессе. Научить интеллектуальным или коммуникативным способностям не представляется возможным, но их можно воспитывать в благоприятных условиях лингвистической подготовки, стимулируя личностную включенность в многообразную умственную и практическую деятельность в процессе изучения иностранного языка, способствуя осуществлению потребностей студентов в собственном развитии и содействуя формированию у них новых духовных потребностей и интересов.

Воспитательный потенциал лингвистической подготовки по своим возможностям выходит далеко за рамки воспитания у студента отдельных положительных качеств, позволяя осуществлять влияние на становление целостной профессиональной личности, актуализировать действие психологических механизмов ее развития в процессе изучения иностранного языка. Ориентация на воспитательную ценность лингвистической подготовки является фактором формирования в техническом вузе гуманитарного образовательного пространства, предпосылкой к созданию антропоцентрической модели подготовки современного специалиста технического профиля.


Библиографическая ссылка

Гненик М.Е. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29775 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674