Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Токмакова С.И. 1 Бондаренко О.В. 1 Луницына Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье описан опыт использования дистанционного обучения в медицинском высшем учебном заведении на примере стоматологического факультета в период пандемии COVID-9. Охарактеризованы положительные и отрицательные стороны данной формы обучения. Проведено анонимное анкетирование 449 студентов 1-5 курсов стоматологического факультета. Вопросы анкеты касались пандемии COVID-19, организации дистанционного обучения в условиях самоизоляции и уровня владения персональным компьютером и навыков работы в сети Интернет. В ходе анализа ответов выявлено, что современные студенты обладают хорошими навыками по работе с современной техникой, программным обеспечением и работой в сети Интернет, и это способствует быстрой адаптации к новой форме обучения; абсолютное большинство студентов владеют актуальной информацией, касающейся путей распространения и методов профилактики распространения новой коронавирусной инфекции, получаемой в основном из официальных источников; большинство студентов удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме, высоко оценивают содержание учебной информации и ее подачу преподавателями университета; проблемы и трудности, возникающие в ходе освоения образовательных программ в новой форме, в основном связаны с техническими проблемами из-за высокой нагрузки на сервер вуза. Сделан вывод о возможности использования данной формы образования в качестве взвешенной альтернативы очной форме в условиях пандемии и при отсутствии возможности классической формы обучения. Подчеркнута важность отработки практических навыков в условиях симуляционного центра и поликлиники как одного из самых значимых недостатков медицинского образования в новых условиях.
дистанционное обучение
высшее медицинское образование
стоматология
moodle
пандемия covid-19
1. Жураева К.С. Карантин: использования дистанционных методов обучения в эпоху ограничений // Прогрессивные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 29-33.
2. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 89-92.
3. Степанова Ю.А., Гурьева Т.Н. Цифровые средства и технологии дистанционного образования // Вестник Белого генерала. 2020. № 3. С. 110-116.
4. Итинсон К.С. Дистанционное обучение студентов в медицинском вузе
// Наука сегодня: вызовы и решения: материалы международной научно-практической конференции. Вологда: Научный центр «Диспут». 2019. С. 131-132.
5. Круглякова Л.В., Нарышкина С.В., Сулима М.В. Дистанционные технологии обучения в медицинском вузе // Амурский медицинский журнал. 2018. № 1-2 (20-21). С. 140-144.
6. Гарас Н.Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 72-75.
7. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. 2011. С. 103-105.

В последние месяцы весь мир находится в особой эпидемиологической обстановке: 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила коронавирусную инфекцию COVID-19, которую вызывает возбудитель SARS-CoV-2, пандемией. Стало понятно, что пандемия коронавируса изменила нашу жизнь и стала тяжелым испытанием для современного общества. Сложности возникли во всех сферах жизни, не стало исключением и высшее медицинское образование. В то же время возникшая ситуация послужила катализатором внедрения цифровых технологий в систему образования, когда возможным стало только дистанционное обучение [1]. Образовательные учреждения в сжатые сроки должны были полностью перейти на удаленный формат организации учебного процесса. В связи с этим руководство Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ) приняло решение о переводе педагогического процесса в дистанционную форму обучения для безопасности студентов и преподавателей, сократив до минимума необходимость их физического присутствия в аудиториях.

Наша действительность сегодня демонстрирует готовность педагогического коллектива вуза к результативной работе в новых условиях благодаря постоянному повышению квалификации профессорско-преподавательского состава университета в области информационных технологий, знакомству с возможностями дистанционных образовательных технологий, владению преподавателями основными инструментальными системами для создания методических и дидактических материалов. Для АГМУ переход на полное дистанционное обучения в кратчайшие сроки стал возможен благодаря наличию системы дистанционного обучения Moodle (СДО Moodle).

В образовательный процесс нашего вуза прочно вошли такие интернет-ресурсы, как Студенческая электронная библиотека и «Консультант врача». В электронной библиотеке, к которой имеют доступ все студенты и преподаватели, существуют электронные версии большинства учебников, учебных и учебно-методических пособий.

Дистанционное обучение – это совокупность технологий, которые позволяют обучающимся получить основной объем изучаемой информации, интерактивное общение с преподавателем в ходе обучения, а также позволяют осуществлять самостоятельную работу для освоения материала [2]. Дистанционное обучение в настоящее время пользуется большой популярностью в связи с рядом преимуществ [3]. Это, прежде всего, наличие всей учебной информации в одном месте, когда каждый студент имеет свободный доступ к контенту в любом месте и в любое время. Важно, что студент обучается в индивидуальном темпе, может пропускать «знакомые» темы или возвращаться к вопросам, которые вызвали затруднения, повторно просматривая обучающий материал. Учебный модуль можно постоянно обновлять, что позволяет находиться в курсе новейших достижений науки и доносить современную и важную информацию; преподаватель имеет возможность видоизменить отдельные части учебного курса в соответствии со своими, авторскими представлениями о характере материала и его актуальности. Кроме того, системы дистанционного обучения позволяют проверить знания студентов по изученному материалу удаленно и мгновенно, а администрация университета получает актуальную статистику учебного процесса, отслеживая успеваемость студентов и качество преподавания [4]. Еще одним немаловажным достоинством, актуальным в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, является возможность студентов осваивать образовательную программу, не выходя из дома, что является мерой профилактики распространения коронавируса.

Интерактивное взаимодействие студент–преподаватель в АГМУ на сегодняшний день происходит в информационно-образовательной среде, созданной на основе СДО Moodle посредством интернет-трафика и наличия любого современного технического оборудования (компьютер, планшет, смартфон). Кроме того, постоянное и оперативное общение, связанное с естественными и необходимыми дискуссиями в процессе обучения и с помощью преподавателя при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях, осуществляется также посредством Skype, приложений ZOOM, Discord, через электронную почту, чаты социальных сетей и мессенджер WhatsApp.

Система Moodle имеет удобный интуитивно понятный интерфейс, студенты стоматологического факультета и все преподаватели вуза имеют личный кабинет, регистрируясь по индивидуальному логину и паролю. Основной структурной единицей каждого модуля, соответствующего дисциплине, является «Интерактивное занятие», доступ к которому открывается соответственно календарно-тематическому плану. Нормативные документы модуля включают типовую и учебную программу дисциплины, тематические планы лекций и практических занятий, а также расписание занятий и графики консультаций и отработок. Занятие состоит из информационного и контролирующего блоков. Теоретический раздел представлен в виде лекционного материала и презентаций. Информационный блок включает также методические рекомендации, список литературы со ссылками на источники в электронных библиотеках. Контролирующий блок состоит из контрольных вопросов, задач на развитие клинического мышления и тестирования, что позволяет быстро и качественно оценить уровень подготовки студентов. На выполнение каждого из представленных заданий отводится ограниченное количество времени.

После окончания занятия преподаватель индивидуально в автоматическом или ручном режиме оценивает работу каждого студента, выносит письменные замечания, дает пояснения и комментарии в интерактивном виде. Полученные оценки и данные о присутствии студентов на занятии вносятся в электронный журнал.

Однако при всех положительных моментах после первых двух недель дистанционного обучения мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, возникает проблема достоверности того, что полученные от студента материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи, отсутствует возможность контролировать заимствование текста из учебной литературы и ресурсов сети Интернет.

Кроме того, основной целью обучения на клинических кафедрах медицинского вуза является овладение студентами практическими навыками и умениями [5; 6], поэтому второй серьезной проблемой стало отсутствие возможности отрабатывать практические навыки на симулированных пациентах в клинике и в условиях симуляционного центра АГМУ.

Таким образом, в эпоху глобального информационного и образовательного пространства, при возрастающем значении информационных технологий, дистанционная форма обучения дает возможности для приобретения качественного профессионального образования за счет возможности доступа к учебному и дополнительному материалу и быстрому способу передачи информации в процессе взаимодействия обучающегося с преподавателями. Однако для медицинского вуза вынужденный переход на полное дистанционное обучение в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 требует тщательного анализа, связанного как с оценкой эффективности обучения, так и с удовлетворенностью обучающихся. Под удовлетворенностью студентов понимают субъективную, эмоционально окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений [7]. Определение удовлетворенности студентов переходом на полное дистанционное обучение позволит выявить слабые стороны деятельности вуза в данном направлении и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.

Цель исследования: анализ удовлетворенности студентов стоматологического факультета дистанционной формой обучения.

Материал и методы исследования. В ходе работы было проведено анкетирование 449 студентов 1-5 курсов стоматологического факультета АГМУ, среди них 175 (39%) юношей и 274 (61%) девушки, средний возраст которых составил 20,3 года. Опрос проводился анонимно индивидуально, анкеты заполнялись респондентами самостоятельно в системе дистанционного обучения Moodle. Разработанная для данного исследования анкета состояла из 27 вопросов по нескольким блокам: вопросы, касающиеся пандемии COVID-19; вопросы, связанные с дистанционным обучением в условиях самоизоляции; вопросы об уровне владения персональным компьютером и навыках работы в сети Интернет. Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи функционала СДО Moodle.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам анкетирования 99,8% респондентов информированы о переходе АГМУ на дистанционную форму обучения и ознакомлены с соответствующим приказом ректора. Большинство студентов (64%) следят за информацией о распространении коронавирусной инфекции в России и за рубежом, 33% иногда проверяют информацию, и лишь незначительная часть (менее 3%) не интересуется данной темой. На вопрос «Из каких источников Вы берете информацию о распространении коронавирусной инфекции в России и за рубежом?» подавляющее большинство (76% опрошенных) ответили, что читают официальные источники (оперативный штаб по коронавирусу в России, по Алтайскому краю и др.). Из неофициальных источников (блоги в социальных сетях) информацию узнает почти половина (44%) будущих докторов, для 22% дополнительным источником информации являются друзья, знакомые и родственники.

Анализ ответов на вопрос о путях распространения коронавирусной инфекции показал, что 100% обучающихся владеют этой информацией. Следует отметить, что на сайте университета создан большой раздел, посвященный COVID-19. Проведение противоэпидемических мероприятий в вузе было взято на особый контроль, что подтверждено ответами на соответствующие вопросы. Студенты стоматологического факультета соблюдают профилактические меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции: 93% находятся дома в условиях самоизоляции, 87% часто моют руки. Выходя из дома, 68% применяют антисептические средства, 69% не трогают лицо руками, 62% соблюдают дистанцию при общении не менее 1 метра, но лишь 7% опрошенных надевают маску. Возможно, это связано со сложившимся дефицитом масок и их стоимостью, а также неоднозначным мнением о масочном режиме в средствах массовой информации.

Дистанционное обучение – это гибкая и изменяющаяся система, и в таких удаленных условиях нередко возникают ситуации, когда необходимо быстрое информирование студентов об изменениях в организации образовательного процесса. На вопрос о своевременности информирования 92% студентов ответили положительно, всего 6% пожаловались на несвоевременность и только 2% на отсутствие своевременной информации от преподавателей.

Анализ вопросов об адаптации к новым условиям обучения показал, что большинство респондентов (74%) адаптировались хорошо, 20% - удовлетворительно и лишь у 6% - адаптация проходит сложно, что может быть связано с низким уровнем владения персональным компьютером, навыками работы в сети Интернет, а также с техническими трудностями. При этом для 73% опрошенных студентов формат дистанционного обучения является удобным, и они удовлетворены процессом обучения в дистанционной форме. Кроме того, четверть респондентов (24%) отмечают повышение уровня мотивации к обучению, у 16% респондентов он снизился, а у подавляющего большинства остался на прежнем уровне.

Использование в процессе обучения в дистанционном режиме образовательного портала университета отметили 87% студентов. Почти все участники анкетирования (99%) ответили положительно на вопрос о проведении занятий с применением платформы Moodle. В процессе обучения сами преподаватели чаще всего используют обучающие презентации, семинары и вебинары на собственных дистанционных сервисах университета, а также Scype и Zoom сессии. В качестве наиболее оптимальных для учебного процесса форм взаимодействия с преподавателем студенты в равной степени отмечают различные способы: вебинары, социальные сети, видеосервисы, форумы и чаты, практические работы в цифровом виде с отзывом преподавателя, а также использование электронной почты.

Большинство респондентов (67%) высоко оценили как способ подачи преподавателями учебной информации, так и ее содержание, в то же время 28% отметили, что хотели бы получить больше дополнительного материала по изучаемым темам, для 4% преподаваемый материал не открыл ничего нового, и для 1% обучающихся материал остался непонятным.

В процессе дистанционного обучения некоторые студенты столкнулись с трудностями и техническими проблемами. Прежде всего, это сложность выполнения заданий в СДО Moodle из-за длительной загрузки материалов (47%), иногда возникающие технические перебои в процессе воспроизведения материала (42%), задержка кадра (25%), связанные, очевидно, с большим количеством пользователей, одновременно находящихся в СДО, и значительными нагрузками на сервер. Среди других проблем 18% отмечают сложный уровень заданий, 17% - недостаточное количество обучающего материала, 8% - погрешности обратной связи, 5% - несвоевременное получение ответа на поставленный вопрос. В то же время контроль выполнения заданий преподавателями, по данным анкетирования, выполнялся регулярно, жалоб на несвоевременность выставления оценок в электронный журнал предъявлено не было.

Среди положительных моментов дистанционного обучения студенты отметили: низкий риск заражения коронавирусной инфекцией (88%), возможность повторно просматривать обучающий материал (69%), возможность правильно питаться (60%), индивидуальный темп обучения (53%), использование современных технологий обучения (41%). Широкие возможности самообучения указали 36% респондентов, наличие дополнительного объема материалов и повышение качества обучения – 18% обучающихся. В числе недостатков удаленного обучения в медицинском университете опрошенные указывали на отсутствие демонстрации преподавателем практического навыка (85%) и возможности его отработки (48%), что, безусловно, является важным для будущего врача.

Для дистанционного обучения необходимо иметь базовые навыки по работе с компьютером: умение пользоваться необходимыми программами, электронной почтой, иметь навыки набора текста на клавиатуре; при выполнении заданий на смартфоне необходимо умение быстро ориентироваться в соответствующих приложениях. Поэтому студентам были предложены вопросы, связанные с уровнем владения ПК и навыками работы в сети Интернет. Анализ ответов показал ожидаемый уровень уверенной работы более чем у половины респондентов (56%), а 21% даже отметили свой высокий профессиональный уровень работы с ПК и Интернетом, в то же время 23% указали на недостаточный уровень владения современной техникой.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало, что современные студенты обладают достаточно хорошими навыками по работе с современной техникой, программным обеспечением и работе в сети Интернет, что способствовало быстрой адаптации к новой форме обучения в условиях пандемии COVID-19. Абсолютное большинство владеет актуальной информацией, касающейся путей распространения и методов профилактики распространения новой коронавирусной инфекции, получаемой в основном из официальных источников. В целом студенты удовлетворены процессом обучения в дистанционном режиме, высоко оценивая содержание учебной информации и ее подачу преподавателями университета. Проблемы и трудности, возникающие в ходе освоения образовательных программ в новой форме, в основном связаны с техническими моментами из-за высокой нагрузки на сервер вуза.

Современные сетевые технологии позволяют использовать быстроразвивающееся информационное пространство для получения дополнительной информации и сделать его частью образовательного процесса. Однако дистанционное обучение, по мнению большинства студентов, не может в полном объеме охватить практическую часть программы, которая является важной для будущего врача. В то же время вынужденный переход на дистанционную форму образования стоматологического факультета АГМУ подтвердил, что такой удаленный формат может рассматриваться в качестве разумной альтернативы традиционному обучению в условиях пандемии COVID-19.


Библиографическая ссылка

Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Луницына Ю.В. ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29772 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674