Обеспечение населения качественной и безопасной фармацевтической помощью является базовой задачей современной системы здравоохранения, где одна из ключевых ролей отводится фармацевту. В нынешнее время все более существенными становятся чуткое отношение к проблемам пациента, умение предоставлять качественную информационно-консультативную помощь при отпуске лекарственных средств. Наличие большого количества аптечных организаций предполагает их свободный выбор, вследствие этого повышаются требования потребителей лекарственных препаратов (ЛП) к качеству оказания фармацевтической помощи [1-3].
Фармацевтическая помощь – это аптечная практика, ориентированная на пациента, результат фармакотерапии, что требует налаживания коммуникаций между пациентом и другими медицинскими работниками в целях безопасной и эффективной лекарственной терапии, укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний. Целями фармацевтической помощи являются оптимизация качества жизни пациента, связанного со здоровьем, и достижение положительных клинических результатов [4-6].
Цель исследования: изучение мнений потребителей лекарственных препаратов, применяемых при синдроме диспепсии, о качестве оказания фармацевтической помощи в Кыргызской Республике.
Материалы и методы исследования. Для выявления и изучения факторов, влияющих на потребление и спрос ЛП, применяемых при синдроме диспепсии, было применено количественное исследование, нацеленное на получение статистической информации от потребителей ЛП, применяемых при синдроме диспепсии, а именно посетителей аптек, в дизайне случайного бесповторного опроса респондентов.
Концепция данного исследования включала два этапа: установление социально-демографической структуры потребителей ЛП и анализ качества оказания фармацевтических услуг. Объектом исследования послужили формализованные личные интервью (face-to-face) на бумажных анкетах (PAPI – Paper Assisted Personal Interviews). С этой целью нами была разработана оригинальная анкета, состоящая из 25 вопросов открытого и закрытого типов, соответствующая современным требованиям, предъявляемым к социологическому инструментарию. Составление анкет: во введении анкеты указываются сведения о целях исследования и организации, проводящей данное исследование, информация о полной конфиденциальности, далее обсуждаются частные и обобщающие вопросы.
Объем выборки для исследования рассчитывался по следующей формуле:
где: z – коэффициент доверия (z=1,96 для 95% надежности – таблица значений функций Лапласа);
n – объем выборки;
N – объем генеральной совокупности;
p – доля признака в выборочной совокупности;
q – ошибка репрезентативности.
Для определения объема выборки выборочное значение дисперсии признака принято как для биномиального распределения s2=pq, где p – доля признака, q=(1 – p). Задано максимальное значение произведения pq, т.е. p=0,5. Была задана 5%-ная ошибка репрезентативности, в десятичном формате – 0,05. Расчет выборки показал, что для получения достоверных и репрезентативных данных среди взрослого дееспособного населения КР, которое составляет 3 000 000 человек, необходимо включить в исследование 384 респондента.
Для более достоверных результатов нами был взят объем выборки, составляющий 510 респондентов – посетителей аптек с синдромом диспепсии. Статистическая обработка данных производилась пакетом SPSS и Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение
Среди опрошенных посетителей аптек превалировали женщины (58%), мужчины составляли 42%. Возрастные категории потребителей ЛП, применяемых при синдроме диспепсии, представлены следующим образом: 17–24 года – 8%; 25–34 года – 10%; 45–54 года – 15%; 55–64 года – 25% и доля населения в возрасте 65 лет и старше – 30%.
Среди посетителей аптек, включенных в исследование, были респонденты с разным уровнем образования: с высшим образованием – 41%; с незаконченным высшим – 16%; средним специальным – 37%; средним – 6%.
Что касается рода деятельности, то среди опрошенных посетителей аптек примерно в равной степени встречаются служащие (19%) и рабочие (18%), учащиеся образовательных учреждений составили 6%, безработные/домохозяйки – 12%. Доля пенсионеров – 26%, что несколько выше доли ранее перечисленных категорий, а доля индивидуальных предпринимателей составила 19%.
Среди опрошенных посетителей аптек большую часть составляли семейные люди (66,3%) (рис. 1). У 96% опрошенных клиентов аптек имеются дети. У 35% из числа всех респондентов имеются 3 детей. У 34% посетителей аптек по Республике имеются 4 детей.
Рис. 1. Семейное положение респондентов, N=510
Большинство, а именно 73% респондентов, имеют среднедушевой доход на 1 члена семьи в размере до 57 долл. США. Согласно данным статистического комитета Кыргызской Республики прожиточный минимум на 2019 г. составил 69 долл. США [7]. Соответственно, выбор лекарственных средств у большинства населения Кыргызской Республики может быть существенно ограничен.
Нами изучалась практика поведения посетителей аптек в Кыргызстане в целом и в регионах в отдельности. Оценка практики поведения посетителя аптек включает в себя такие показатели, как частота посещения аптек, удовлетворенность ценами и распространением аптек в районе, использование льгот при покупке лекарств.
Исходя из полученных данных можно сказать, что 73% от общего числа посетителей аптек заходят в аптеки по мере необходимости. При этом только 4% клиентов посещают аптеки относительно часто: несколько раз в неделю.
Среди всех участников опроса отмечается относительно высокий показатель удовлетворенности количеством аптек в районе проживания (59%), при этом только 39% посетителей аптек отметили, что не довольны существующей ситуацией. Респонденты отмечали, что аптеки расположены в местности, где хорошо развита инфраструктура, или рядом с ЦСМ и больницами. Уровень удовлетворенности среди городского и сельского населения различается (рис. 2). В городской местности доля жителей, которые не удовлетворены имеющимся количеством аптек, практически вдвое меньше, чем в сельской.
Рис. 2. Удовлетворенность респондентов количеством аптек в Кыргызстане
Следует отметить, что на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения, в Кыргызской Республике зарегистрированы 2 тыс. 932 фармацевтические организации, а именно 797 аптек, 328 аптечных складов, 1571 пункт и 201 киоск.
В отношении удовлетворенности ценами на лекарственные препараты опрос показал, что более половины респондентов, а именно 58%, не удовлетворены текущими ценами на лекарства в аптеках, считают цены удовлетворительными меньшинство опрошенных (26%). Представленная информация говорит о том, что в Кыргызстане цены на препараты не регулируются, и это «бьет по карману» потребителей ЛП. Согласно данным Национального статистического комитета об уровне бедности за 2018 г. за чертой бедности в Кыргызстане живут 22,4%, или 1 млн 429 тыс. граждан. Из них 35 тыс. человек живут в крайней бедности. Как отмечается, 68% живущих в условиях бедности являются жителями сел [8]. Следует отметить и ряд факторов, влияющих на процесс формирования завышенных цен на ЛП: импортозависимость фармацевтического рынка, наличие так называемых компаний-монополистов, устанавливающих на препараты в Кыргызстане более высокие цены, нестабильность национальной валюты в отношении доллара, незнание потребителями своих прав по поводу получения льгот на лекарства.
Так, было выявлено, что среди 510 респондентов только 23% опрошенных отметили, что приобретают лекарственные средства по льготным рецептам. Большая часть людей, приобретающих лекарства по льготам, приходится на следующие возрастные категории: 55–64 года – 54%, 65 лет и старше – 47%. Основная доля потребителей ЛП (77%) не знали о программах льготного лекарственного обеспечения, что свидетельствует о низкой информированности граждан Кыргызской Республики о системе обязательного медицинского страхования.
При изучении мнения респондентов, предлагают ли фармацевты в первую очередь более дорогое лекарство, большинство (64%) посетителей аптек считают, что во время рекомендации лекарственного средства фармацевтом такая ситуация может возникать, а 17% опрошенных сталкиваются с такой ситуацией постоянно (рис. 3).
Рис. 3. Мнение посетителей аптек о том, предлагают ли фармацевтические работники дорогие препараты в первую очередь, N=510
Полученные данные о действиях фармацевтов относительно рекомендаций пациентам более дорогих лекарственных препаратов противоречат морально-этическому кодексу фармацевта, где четко говорится о том, что фармацевт должен чувствовать социальную ответственность перед населением и действовать исключительно в его интересах.
Большинство клиентов аптек, а именно 60%, отметили, что самым важным критерием выбора лекарственного средства является его эффективность, около половины (48%) опрошенных как основной критерий выбора назвали цену на лекарственные препараты. Наименее упоминаемыми критериями выбора оказались страна-производитель и новые лекарственные препараты.
Оценка потребителями лекарств информационно-консультативной деятельности фармацевтов. Большинство, а именно 54% посетителей аптек, считают, что сотрудники аптек недостаточно информируют их о лекарственных препаратах. В то же время 32% респондентов утверждают, что получают информацию в полном объеме, и 14% говорят о том, что фармацевты предоставляют сведения о лекарственных препаратах, но полученная информация слишком сложна для понимания.
Тем не менее, несмотря на качество предоставляемой информации, согласно результатам проведенного исследования большинство (42%) респондентов узнают от фармацевтов о дозе препарата и его частоте применения, а также о действии препарата. Информация о побочных действиях лекарственных средств и продолжительности курса приема препарата предоставляется фармацевтами посетителям реже остальной. Только треть (32%) опрошенных посетителей аптек доверяют фармацевтам, если те советуют заменить лекарство, схему приема или длительность курса лечения, а 26% посетителей не доверяют советам фармацевтических работников.
По результатам опроса установлено, что 89% от общего числа посетителей аптек хотели бы, чтобы фармацевты оказывали более широкий спектр услуг по информированию, замене и подбору препаратов. При этом 41% респондентов считают, что для этого необходимо повысить квалификацию специалистов (рис. 4).
Рис. 4. Желание получать широкий спектр услуг по информированию/замене/подбору препаратов, N=510
Исходя из полученных данных большинство (72%) опрошенных по Республике хотели бы, чтобы в аптеке работали более компетентные фармацевты, которые могли оказать качественную консультативную помощь клиентам. Также 15% респондентов высказали пожелание увеличить число одновременно работающих фармацевтов. При этом 12% посетителей аптек были довольны всем.
Выводы
Таким образом, на основе мнения респондентов о качестве оказания фармацевтической помощи пациентам с синдромом диспепсии в Кыргызской Республике можно сделать следующие выводы.
1. Установлена социально-демографическая структура потребителей ЛП, применяемых при синдроме диспепсии: среди анкетируемых преобладают респонденты женского пола (58%), преимущественно с высшим образованием (41%), замужние (66,3%), имеющие среднедушевой доход на 1 члена семьи в размере до 57 долл. США (73%).
2. Более половины респондентов, а именно 58%, не удовлетворены текущими ценами на лекарства в аптеках, считают цены удовлетворительными меньшинство опрошенных (26%).
3. 64% посетителей аптек считают, что во время рекомендации лекарственного средства фармацевты прежде всего пытаются предложить им самые дорогие лекарства, а 17% респондентов сталкиваются с такой ситуацией постоянно.
4. 54% опрошенных считают, что сотрудники аптек недостаточно информируют их о лекарственных препаратах. В то же время 32% респондентов утверждают, что получают информацию в полном объеме.
5. Большинство опрошенных (72%) по Республике считают, что в аптеке должны работать более компетентные фармацевты, которые могли бы оказать качественную консультативную помощь клиентам; 89% респондентов хотели бы, чтобы фармацевты предоставляли более широкий спектр услуг по информированию, замене и подбору препаратов.
Подводя итоги, следует отметить, что выполнение подобных исследований позволяет выявить основные проблемы в оказании качественной фармацевтической помощи, а их результаты могут быть применены для анализа и дальнейшего повышения качества обслуживания населения в аптечных учреждениях.
Библиографическая ссылка
Мурзабаева Э.Б., Сабирова Т.С., Исмаилов И.З. АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С СИНДРОМОМ ДИСПЕПСИИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29766 (дата обращения: 13.10.2024).