Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД

Иксанова Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Деятельность образовательной организации по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей учеников в Российской Федерации всегда была актуальной. Сегодня она становится одним из приоритетных направлений, поскольку от языка обучения и языка изучения, языка построения воспитательного процесса и языка общения зависят не только качество образования и результат работы школы, но и спокойствие, мир и благополучие страны. В многонациональном государстве почти все школы полилингвальны, имеют поликультурную среду. Образовательный процесс в таких учебных заведениях требует создания четкого механизма выполнения образовательной программы образовательной организации, реализация которой в основном строится на выполнении учебного плана. Урочные и внеурочные занятия, часы дополнительных общеразвивающих программ являются частью этнокультурного педагогического пространства. В настоящее время эта система «недорабатывает» свой потенциал, поскольку нет модели управления общей деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Модель требует выполнения нескольких обязательных условий, таких как: нормативно-правовое, ресурсное и учебно-методическое обеспечение; постоянный мониторинг и диагностика процесса с четкими критериями оценивания; использование возможностей управленческих функций. В статье рассмотрен вопрос управленческого подхода к решению проблемы отсутствия модели. Показаны разработка и внедрение созданной модели в отдельно взятой школе. Отмечается, что экспериментально доказанная гипотеза подтверждает правильность смоделированного механизма управления обеспечения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. В выводах статьи отмечено, что результат деятельности по повышению этнокультурной компетентности зависит от таких немаловажных компонентов, как система повышения квалификации педагогов и взаимодействие всех участников образовательных отношений. Данная модель может быть использована во многих регионах страны.
управление образовательной организацией
обеспечение деятельности
удовлетворения языковых прав
этнокультурные потребности
обучающиеся
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 59 с.
2. Концепция преподавания родных языков народов России. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/ (дата обращения: 25.03.2020).
3. Иксанова Л.Г. Управление повышением уровня педагогической деятельности по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся через непрерывное самообразование педагогов общеобразовательной школы // Высшая школа: научные исследования: материалы Межвузовского научного конгресса (Москва, 6 марта 2020 г.). М.: Издательство Инфинити, 2020. 164 с.
4. Федорова С.Н., Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: монография. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2014. 248 с.
5. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: учебное пособие для вуза. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 304 с.
6. Интеграция этнопедагогических процессов в образовательном пространстве: проблемы и перспективы: VII Международные Волковские чтения: сб. научн. тр. / Отв. ред. В.И. Баймурзина. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. 200 с.

На современном этапе в условиях формирования школ с этнокультурным (поликультурным) составом в многонациональной стране особо актуальной является разработка теоретических основ деятельности образовательной организации по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Особо нуждаются в модели такого управления «национальные школы». Научно-методологическое и методическое содержание общего образования на этнокультурной основе, опирающееся, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национально-культурные и регионально-этнические традиции, а также управление этим процессом и его обеспечение требуют особого внимания исследователей. «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентностного гражданина России» [1, с. 9], в том числе обладающего этнокультурной компетентностью.

Поставленные задачи можно решить более эффективно с помощью внедрения управленческого механизма, который даст возможность для совершенствования деятельности образовательных организаций с этнокультурным (поликультурным) составом и воспитания всесторонне развитой личности. Обучающиеся как субъекты образовательных процессов получат возможность практической реализации умений, знаний и навыков, связанных с этнокультурной и языковой компетентностью, с ранних лет, что послужит сохранению языка и культуры, собственной идентичности, преемственности поколений.

«Несмотря на наличие традиций преподавания родного языка как предмета и использования его как средства обучения на различных уровнях образовательной системы … в обозначенной сфере существует ряд проблем, требующих выработки единых подходов к их решению» [2, с. 2].

В связи с этим проблема управления деятельностью образовательных организаций по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся требует срочного решения. Процесс нуждается в научном обосновании и методическом обеспечении в силу недостаточной изученности, неполного определения теоретической и практической значимости.

Цель исследования - разработать и обосновать организационно-педагогические условия, которые способствовали бы эффективному управлению деятельностью образовательной организации по обеспечению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.

Материал и методы исследования определены целью и задачами исследования диссертации: 1) теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ изученных источников по проблеме исследования, обобщение предположенных идей, подходов и имеющихся фактов; анализ нормативно-правовых документов; моделирование; 2) эмпирические: тестирование и анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент; 3) в ходе всего эксперимента использовались статистические методы обработки его результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат», частично ГБУ ДО «Национальная президентская школа искусств». Были изучены 60-летний опыт работы школы-интерната для одаренных детей и опыт руководства коллективом. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены 320 обучающихся, 36 педагогов, а также 586 родителей. Исследование проводилось поэтапно в период с 2017 по 2020 гг.

Мы выяснили, что в образовательной деятельности «национальных школ» важно применить принципиально новые модели управления, учитывая интересы и потребности всех участников образовательных отношений: обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних), педагогов, социальных партнеров. Привыкнув к «советской» системе субъекто-объектных отношений и к административно-командному управлению, педагоги, обучающиеся и родители не всегда хотят менять порядок, а руководители не стремятся рушить устоявшуюся систему вертикального управления. Мы считаем, что в силу быстро протекающего процесса обновления и внедрения современного педагогического менеджмента необходимо разработать и внедрить новую модель управления, «где особое место занимают программы персонифицированной модели … для педагогических работников, ориентированных на дефицитарный подход» [3, с. 28].

Результаты исследования и их обсуждение. Исследования показали положительную динамику и высокие достижения деятельности поликультурной школы. В 2019 г. ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» стало лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие образовательные учреждения Российской Федерации – 2019» за высокое качество образовательных услуг. Результатом научного исследования служит наша разработанная модель управления деятельностью образовательной организации по обеспечению удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Основные положения и результаты исследования по теме изложены в научных публикациях автора, по теме диссертационного исследования опубликовано 22 научные работы. На рисунке 1 показана модель управления деятельностью образовательной организации (ОО) по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся (УЯПиЭПО).

Рис. 1. Модель управления деятельностью ОО по удовлетворению УЯПиЭПО

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением определенного комплекса методов, целесообразных цели и задачам, а также объекту и предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных, полученных при педагогическом эксперименте; использованием метода статистической обработки и анализа данных эксперимента. Гипотеза исследования подтверждена.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в ходе опытно-экспериментальной работы в ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат». Данная школа является центром для развития одаренных детей, совместно с ГБУ ДО «Национальная президентская школа искусств» реализует образовательную программу по внеурочной деятельности по следующим направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое, театрально-литературное. Миссией школы являются обучение талантливых детей мари из дальних деревень Республики и регионов с компактным проживанием мари и подготовка творческих кадров.

Результаты данного исследования были обсуждены в виде теоретических положений, выводов, рекомендаций на заседаниях кафедры (2018–2020 гг.); активно исследовались в ходе участия на международных конференциях: на Межвузовском научном конгрессе «Высшая школа: научные исследования» (г. Москва, март 2020 г.), Международной НПК «Этническая культура в современном мире» (г. Чебоксары, 08.11.2019 г.); V Международной НПК (г. Йошкар-Ола, 2019 г.); Международном научном педагогическом форуме «Наука и образование XXI века: вызовы и стратегии» (г. Москва, 2019 г.); Международной НПК «Цифровая трансформация в этнокультурном образовании: вызовы современности» (г. Йошкар-Ола, 2019 г.); Международной НПК «Этнопедагогические ориентиры в поликультурной образовательной среде как основа формирования этнической толерантности» (г. Чебоксары, 2019 г.); XV международном конгрессе финно-угорских писателей (Румыния, 2019 г.), на всероссийских конференциях: Всероссийской НПК «Управление школой в условиях реализации национального проекта «Образование» (г. Москва, 2019 г.); VI Всероссийской НПК с международным участием «Проблемы марийской и сравнительной филологии» (г. Йошкар-Ола, 2019 г.); Всероссийской НПК «Языки народов России: актуальные проблемы преподавания языков в современной школе» («Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка» (г. Москва, 2019 г.)), III Международной НПК «Учитель создает нацию. А.-Х.А. Кадыров» (г. Махачкала, 2018 г.); XIV Международном конгрессе финно-угорских писателей (г. Тарту, 2017 г.); VI съезде Общероссийского движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» «Финно-угорские народы России: гражданская идентичность и этнокультурное многообразие» (Сыктывкар, 2017 г.), Всероссийской НПК «Менторы для образования будущего» (г. Москва, 2017 г.), Всероссийской конференции «Эффективные модели управления образованием в городе» (г. Москва, 2017 г.); Межрегиональном научном семинаре «Этнополитические и этноязыковые процессы в российских регионах» (г. Казань, 2019 г.), на III Республиканской НПК «Пряниковские чтения» (г. Йошкар-Ола, 2019 г., III Республиканской НПК «Этномир» (г. Йошкар-Ола, 2019 г.) и др.

Выводы. Для реализации экспериментальной части работы в ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» и ГБУ ДО Республики Марий Эл «Национальная президентская школа искусств» среди обучающихся (воспитанников) по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей были сформированы экспериментальная группа обучающихся (респондентов) в количестве 20 человек (5б класс) и контрольная группа обучающихся – 20 человек (5а класс).

В соответствии с поставленными целью и задачами опытно-экспериментальное исследование состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Констатирующий этап эксперимента предполагал реализацию подготовленных диагностик, определяющих исходный уровень сформированности этнокультурной компетентности наших обучающихся. Результат рассчитывался как среднее по трем выделенным критериям. Данные, полученные на этом этапе эксперимента, позволили распределить всех респондентов – школьников экспериментальной группы и контрольной группы – по уровням сформированности этнокультурной компетентности (высокий, средний, низкий) (табл. 1). Формирующий этап эксперимента был направлен на апробацию в экспериментальной группе (ЭГ) разработанных нами педагогических условий, которые обеспечивали результативность процесса формирования этнокультурной компетентности школьников средствами этнопедагогических технологий. «Этнокультурные образовательные технологии представляют собой довольно сложное, многоаспектное, социально-педагогическое явление, основанное на элементах традиционной народной художественной культуры и содержащее комплекс образовательно-воспитательных средств, обусловленных особой технологической последовательностью» [4, с. 55].

Контрольный этап эксперимента заключался в проведении повторной диагностики уровня сформированности этнокультурной компетентности обучающихся в экспериментальной и контрольной группах с целью определения эффективности опытно-экспериментальной работы (таблица). Полученные результаты подтверждают положительную динамику формирования этнокультурной компетентности обучающихся средствами управления по УЯПиЭПО.

Результаты исследования уровня сформированности этнокультурной компетентности

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

0

2,9

1

6,8

6

28,5

1

8,4

Средний

4

20,1

4

18,7

12

63

5

26,7

Низкий

16

77

15

74,5

2

8,5

14

64,9

Всего

20

100

20

100

20

100

20

100

 

На рисунке 2 показана динамика изменений уровня сформированности этнокультурной компетентности в процессе управления деятельностью ОО по УЯПиЭПО.

Констатирующий этап Контрольный этап эксперимента

Рис. 2. Динамика изменений уровня сформированности этнокультурной компетентности в процессе управления деятельностью ОО по УЯПиЭПО

Достоверность и значимость полученных результатов, подтверждение гипотезы исследования доказывались с помощью критерия Пирсона (c2). Необходимо было проверить, отличаются ли данные, полученные эмпирическим путем, от теоретических равновероятных данных исследования. Далее определили две гипотезы: нулевая гипотеза H0 – уровень сформированности этнокультурной компетентности обучающихся в экспериментальной и контрольной группах не отличается (равновероятное распределение частот между членами групп); конкурирующая гипотеза H1 – уровень сформированности этнокультурной компетентности обучающихся в экспериментальной и контрольной группах достаточно значимо отличается. При выполнении условия принимается конкурирующая гипотеза, а нулевая гипотеза отклоняется. Рассчитанное нами значение c2 эмпирическое больше, чем значение c2 критическое для уровня значимости α=0,01. Следовательно, мы можем утверждать, что внедрение разработанных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности обучающихся в процессе управления деятельностью ОО по УЯПиЭПО в условиях этнокультурной образовательной среды ГБОУ РМЭ «Национальная президентская школа-интернат» способствует повышению уровня этнокультурной компетентности обучающихся. Этнопедагогика имеет огромный потенциал, и «следует выделить и такой ее компонент, как накопленный опыт воспитания подрастающего поколения» [5, с. 19].

В заключение представлено обобщение полученных результатов исследования в виде изложения его основных выводов. Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования подтверждают эффективность выявленных управленческих механизмов по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся и для формирования этнокультурных компетентностей обучающихся.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена теоретическими и экспериментальными материалами; цель достигнута и поставленные задачи диссертационного исследования решены.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемой проблемы, но может иметь широкое практическое применение в школах при разработке собственных моделей, образовательных программ и методических пособий для повышения эффективности деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Учитывая, что «научная педагогика до недавнего времени мало учитывала национальные особенности, традиции, обычаи и народный опыт воспитания и обучения детей» [6, с. 65] в процессе управления школой, данное исследование вносит свой вклад в педагогический менеджмент. Перспективным направлением дальнейших исследований является анализ управленческой деятельности образовательной организации по УЯПиЭПО совместно с иными образовательными организациями.


Библиографическая ссылка

Иксанова Л.Г. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29749 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674