Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНАЖЕР АУСКУЛЬТАЦИИ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ

Дьячков В.А. 1 Рубаненко А.О. 1 Щукин Ю.В. 1 Пискунов М.В. 1 Юрченко И.Н. 1
1 ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России
В статье приводится обзор обучающего тренажера аускультации сердца и легких, разработанного сотрудниками ФГБОУ ВО Самарского государственного медицинского университета Минздрава России. Данный тренажер дает возможность обучающимся овладеть навыками аускультации сердца и легких в норме, а также при различных патологических состояниях. Тренажер аускультации работает в проверочном режиме, что позволяет студентам самостоятельно контролировать навыки проведения аускультации. При работе в проверочном режиме программа указывает обучающимся на допущенные методические ошибки в процессе аускультации. При помощи данного тренажера студенты имеют возможность изучить основы аускультации сердца и легких как самостоятельно, так и при непосредственном участии и контроле преподавателя. Тренажер аускультации содержит специальное звуковое сопровождение, включающее в себя набор тонов и шумов сердца, а также дыхательных шумов и хрипов легких в норме и патологии. Использование данного тренажера аускультации позволит обучающимся повысить уровень усвоения учебного материала и увеличить их мотивацию при освоении практических навыков. Тренажер аускультации может применяться не только во время очного обучения, но и в дистанционных образовательных технологиях.
тренажер аускультации
аускультация сердца
аускультация легких
техника аускультации
обучающие тренажеры
1. Щелокова Ю.В., Ворфоломеева Т.В. Элементы технологии "стандартизированный пациент", реализуемые на дисциплине "общая хирургия" // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1. С. 172-182.
2. Зинченко О.В., Муравьева А.А., Владимирова О.В. Симуляционное обучение студентов-медиков // Высшее образование в России. 2016. №4. С. 166-168.
3. Муравьев К.А., Ходжанян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования. 2011. № 10-3. С. 534-537.
4. Рубаненко А.О., Дьячков В.А., Щукин Ю.В., Башева Т.В. Электронный симулятор электрокардиографии // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29355 (дата обращения: 14.04.2020).
5. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с.
6. Колсанов А.В., Воронин А.С., Яремин Б.И. с соавт. Виртуальные и симуляционные технологии в медицинском образовании // Врач-аспирант. 2013. № 2.3. (57). С. 411-415.
7. Зайнуллин Р.Х., Кириллин В.А., Смотрова Е.В., Мотыженков А.С., Мотыженков Д.С., Корнилов Л.А., Гусаров Д.В., Валиахметов Р.Р. Медицинский тренажер для отработки практических навыков аускультации // Патент на изобретение RU 2702864 C1, 11.10.2019. Заявка № 2019119577 от 21.06.2019.
8. Доготарь О.А., Хынку Е.Ф., Базанаев А.С., Сопетик В.С. Симуляционное обучение практическим навыкам исследования сердца и легких на разных тренажерах аускультации: сравнительная характеристика, методики и эффективность // Вестник последипломного медицинского образования. 2018. № 2. С. 16-23.
9. Кравчук В.И. Информационная поддержка современных средств обучения аускультации легких. // Вестник магистратуры. 2017. № 12-4 (75). С. 8-10.
10. Колсанов А.В., Назарян А.К., Щукин Ю.В., Дьячков В.А., Назахова А.Р. Тренажер аускультации // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016663010, 28.11.2016. Заявка № 2016660736 от 13.10.2016.
11. Колсанов А.В., Назарян А.К., Щукин Ю.В., Дьячков В.А., Назахова А.Р. Специальное звуковое сопровождение тренажера аускультации // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2016621584, 28.11.2016. Заявка № 2016621366 от 13.10.2016.

На протяжении многих поколений основные принципы передачи медицинских знаний от учителя к ученику принципиально не изменялись. С древнейших времен молодой врач наблюдал за действиями своего учителя и далее пытался их воспроизводить. Такой опыт накапливался в течение многих лет, и предотвратить некоторые фатальные ошибки иногда не было возможности. Однако с середины XX в. появилась возможность отрабатывать основные практические навыки не только на реальных пациентах, и даже не на лабораторных животных, но на имитации пациента, максимально приближенной к реальности.

Среди методик симуляционного обучения существует возможность проведения ролевой игры с привлечением специально подготовленных актеров, которые разыгрывают те или иные клинические ситуации [1]. Данная методика распространена в зарубежных странах, однако все чаще и чаще встречается и в России. Также имеется и модификация данной методики, когда роль пациентов исполняют сами студенты, при этом моделируя разнообразные заболевания и патологические состояния [2]. Это не требует дополнительных финансовых затрат на обучение актеров и в то же время способствует повышению эффективности освоения материала обучающимися.

Также в настоящее время благодаря современным цифровым технологиям появилась возможность отрабатывать различные клинические ситуации и практические навыки с помощью специально разработанного программного обеспечения на экране монитора или на роботе-пациенте (манекене) [3–5]. Это приводит к повышению эффективности и скорости освоения практических навыков без риска для самого пациента [6].

Несмотря на массовое внедрение передовых цифровых технологий в современную медицину, невозможно представить полноценное обследование без проведения таких традиционных методов, как пальпация, перкуссия, аускультация, которые нередко являются ключом к постановке диагноза и к определению тактики ведения пациента. В связи с этим умение выполнять вышеуказанные методы физикального обследования является крайне необходимым для грамотного врача.

Аускультация, как известно, служит основным методом, применяемым при обследовании пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Для обучающихся крайне необходимы частая практика и довольно длительное время для выработки умения дифференцировать различные тоны и шумы сердца, а также виды дыхания и побочные дыхательные шумы в легких. Однако возможности обучаться на реальных пациентах обычно ограничены и не всегда достаточны. Также следует иметь в виду тот факт, что в клинике внутренних болезней имеются редко встречающиеся заболевания, следовательно, демонстрация аускультативной картины на реальном пациенте в данной ситуации может быть довольно затруднительной.

Успех овладения методикой обследования пациентов во многом зависит от способности быстро и эффективно освоить аускультацию сердца и легких и возможности провести анализ различных тонов и шумов сердца, а также дыхательных шумов в норме и при различных патологических состояниях. Несмотря на то что в настоящее время имеется множество учебных пособий, лекций, видеоматериалов по методике осуществления аускультации, существует определенная проблема в применении полученных умений в практической деятельности.

Общеизвестно, что для пациента наиболее безопасным и эффективным способом отработки практических навыков служит применение виртуальных обучающих технологий. Обучающиеся, полноценно освоившие практические навыки обследования пациентов при помощи тренажера аускультации сердца и легких, на практике гораздо эффективнее проводят диагностику различных заболеваний.

Современный врач в своей практической деятельности вне зависимости от выбранной специальности должен на достаточном уровне владеть методикой аускультации, уметь трактовать услышанные сердечные тоны и дыхательные шумы. Нужно отметить, что на практических занятиях и лекциях уделяется недостаточно времени для освоения методики аускультации сердца и легких ввиду большого объема материала.

В связи с вышеизложенным для улучшения освоения материала обучающимися весьма актуальным является создание тренажера аускультации, который можно использовать как для контактного, так и для дистанционного обучения [7–9].

Цель исследования – внедрение в современный образовательный процесс высшей медицинской школы тренажера аускультации для повышения эффективности самостоятельной подготовки обучающихся по такому важному разделу практических методов обследования пациента, как аускультация сердца и легких.

Задачи:

1) повысить эффективность обучения методике аускультации сердца и легких;

2) осуществлять контроль освоения методики аускультации и проводить системный анализ допущенных ошибок;

3) проводить персонализированный контроль знаний обучающихся.

Материал и методы исследования. В Самарском государственном медицинском университете был разработан «Обучающий тренажер для аускультации сердца и легких в норме и патологии» с виртуальным стетоскопом для подготовки студентов и ординаторов (рис. 1). Данный тренажер аускультации создан сотрудниками Центра прорывных исследований «Информационные технологии в медицине» СамГМУ при непосредственном участии сотрудников кафедры пропедевтической терапии СамГМУ в 2016 г. После реализации проекта были получены свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Тренажер аускультации» № 2016663010 от 28.11.2016 г. [10] и свидетельство о государственной регистрации базы данных «Специальное звуковое сопровождение тренажера аускультации» № 2016621584 от 28.11.2016 г. [11].

Аускультативная база данных тренажера включает в себя основные тоны и шумы сердца, которые можно выслушать в норме и при различных патологических состояниях сердечно-сосудистой системы, а также дыхательные шумы и хрипы, выслушиваемые в норме и при патологии органов дыхания.

Рис. 1. Обучающий тренажер аускультации с виртуальным стетоскопом

Результаты исследования и их обсуждение. Данная научно-техническая разработка включает в себя два раздела. В первом разделе представлен материал, необходимый для освоения методики аускультации сердца. При работе в программе требуется зарегистрировать обучающегося (рис. 2).

Затем обучающийся имеет возможность провести аускультацию сердца на тренажере с использованием виртуального стетоскопа. При использовании данной разработки можно воспроизвести не только I и II тоны сердца, встречающиеся в норме, но также и эмбриокардию, и III тон сердца с моделированием ритма галопа, и т.д. Также имеется возможность смоделировать аускультативную картину при различных патологических состояниях сердечно-сосудистой системы, например при нарушениях ритма сердца, артериальной гипертензии, приобретенных пороках сердца, искусственных клапанах сердца.

Аускультация сердца должна проводиться обучающимися в точках аускультации в определенной методической последовательности, что соответствует современным стандартам.

Рис. 2. Регистрация обучающего во время работы с тренажером аускультации

После завершения аускультации по каждому разделу на мониторе появляется протокол с указанием допущенных ошибок во время выполнения данной процедуры (рис. 3). В дальнейшем преподаватель на практическом занятии может обсудить с обучающимися ошибки и провести их коррекцию.

Во втором разделе приведен материал, необходимый для освоения методики аускультации легких. Там содержится аускультативная база дыхательных шумов, которые могут встречаться в норме и при патологии органов дыхания, например при пневмонии, бронхитах, бронхиальной астме, хронической обструктивной болезни легких. Аускультация легких обучающимся должна проводиться по передней, боковой и задней поверхностям грудной клетки в определенной методической последовательности. После завершения работы в данном разделе программы на мониторе также появляется протокол с указанием неверно выполненных действий (рис. 4). В этом разделе также имеется возможность коррекции ошибок, допущенных обучающимися во время аускультации.

Рис. 3. Проверка знаний методики аускультации сердца

Рис. 4. Проверка знаний методики аускультации легких

В настоящее время «Обучающий тренажер для аускультации сердца и легких в норме и патологии» используется в образовательном процессе у студентов Самарского государственного медицинского университета. При внедрении данного тренажера в образовательные технологии отмечается увеличение эффективности подготовки студентов по разделу «Аускультация сердца и легких» по разделу «Методы исследования при заболеваниях органов дыхания» и «Методы исследования при заболеваниях органов кровообращения», что выражается в лучшем усвоении материала и повышении успеваемости.

Данный тренажер аускультации можно также эффективно использовать при реализации дистанционных технологий образования для облегчения и улучшения подготовки студентов к практическим занятиям, а также к аттестации и аккредитации.

В дальнейшем планируется добавлять в данный тренажер новые звуки, в том числе и при редких патологиях сердца и легких, а также систему тестирования обучающихся.

Заключение. На современном этапе развития медицинских технологий общепринятые программы подготовки специалистов не всегда отвечают потребностям здравоохранения. Для подготовки квалифицированного врача-специалиста нередко требуется сочетать традиционные методы обучения с современными образовательными технологиями, в том числе с симуляционными.

Таким образом, предложенный «Обучающий тренажер для аускультации сердца и легких в норме и патологии» позволяет более эффективно освоить материал по аускультации сердца и легких, провести персонифицированную оценку полученных знаний. Неоспоримыми преимуществами данного тренажера служат наглядность демонстрации методики и возможность проводить самостоятельное освоение материала. Тренажер аускультации успешно применяется как в образовательном процессе, так и при проведении промежуточной аттестации по практическим навыкам.


Библиографическая ссылка

Дьячков В.А., Рубаненко А.О., Щукин Ю.В., Пискунов М.В., Юрченко И.Н. ОБУЧАЮЩИЙ ТРЕНАЖЕР АУСКУЛЬТАЦИИ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29698 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674