Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕТРОСПЕКТИВА ДИСЦИПЛИНЫ “ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ” В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ CВЕТОВОЙ ДИЗАЙН

Быстрянцева Н.В. 1 Лекус Е.Ю. 1, 2 Смилга И.С. 1 Чиримисина Д.А. 1 Лукинская В.В. 1
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
2 Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица
В статье приводится ретроспектива образовательных методик, способствующих развитию образного мышления студента, обсуждается актуальность и эффективность интеграции пропедевтического курса по изучению композиционных первоэлементов в работе со светом, излагаются методологические основы дисциплины. Развитие дисциплины “Принципы и методы светового моделирования” представляет собой непрерывный поиск формы взаимодействия со студентами — работу с их предыдущим опытом и его качественное преобразование, а также оптимизацию заданий, которые одновременно являлись бы простыми в освоении и давали наполненный глубоким смыслом результат. На примерах конкретных заданий рассматриваются плюсы и минусы методик, применяемых в процессе изучения дисциплины с момента её создания. Представленные методики апробированы в рамках дисциплины “Принципы и методы светового моделирования” (направление магистратуры “Световой дизайн”, Университет ИТМО). Дисциплина “Принципы и методы светового моделирования” представляет собой пропедевтический курс для студентов первого года обучения на программе магистратуры. В статье излагаются интегрированные и поданные через специфику света методики Баухауса, ВХУТЕМАса , МАРХИ, а так же элементы работы с восприятием человека, характерные для европейских университетов.
световой дизайн
образное мышление
световое моделирование
восприятие
пропедевтика
1. Быстрянцева Н.В. Комплексный подход в создании световой среды вечернего города: автореф. дис. … канд. арх. Москва, 2015. 27 с.
2. Соколова М.А. Взгляд изнутри. Проектирование архитектурного пространства: интерьер. Учебное пособие. М.: БуксМАрт. 2016. 176 c.
3. Кандинский В. Точка и линия на плоскости / Пер. с нем. Е. Козиной. СПб.: Азбука, 2001. 236 с.
4. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Книга первая: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат. 1996. 709 c.
5. The MSC programme. Aalborg University [Электронный ресурс]. URL: https://www.light.aau.dk/msc-education/ (дата обращения: 15.03.2020).
6. Professional studies master programme lighting design. Wismar University. [Электронный ресурс].
URL: https://studieren.de/fileadmin/europe/germany/_study/docs/Master_Lighting_Design.pdf
(дата обращения: 15.03.2020).
7. Rensselaer Polytechnic Institute. Lighting M. S. [Электронный ресурс].
URL: http://catalog.rpi.edu/preview_program.php?catoid=11&poid=2431&returnto=256 (дата обращения: 15.03.2020).

Дисциплина “Принципы и методы светового моделирования” является пропедевтическим курсом для будущих светодизайнеров. Основные задачи дисциплины: 1) развитие у студентов способности видеть свет по отношению к плоскости, объему и пространству; 2) обучение студентов навыкам передачи образов и смыслов через свет при проектировании своих решений; 3) освоение принципов и законов визуального восприятия; 4) изучение и овладение механизмами влияния визуальной информации на психофизиологическое состояние человека. Ретроспектива дисциплины “Принципы и методы светового моделирования” является иллюстрацией непрерывного поиска форматов взаимодействий со студентами. В течении первого семестра магистерского курса на дисциплине осуществляется качественное преобразование и трансформация предыдущего опыта студента в русло светового дизайна через работу со светом как с инструментом проектирования.

Материалы и методы исследования. Основа первой версии, созданной в 2015 году, дисциплины “Принципы и методы светового моделирования” была взята из диссертационной работы Н.В. Быстрянцевой и состояла из нескольких этапов работы студентов со светом как с инструментом композиционной организации плоскости, объема и пространства [1]. Целью первого задания “Свет и тень на плоскости” было изучение изменений пластики на плоскости при разном типе освещения (фронтальном, боковом рассеянном, боковом контрастном) и светодинамике (боковом освещении). Основными инструментами были бумага, картон, светодинамические приборы и карандаши.

После первоначального понимания “пластических свойств” свойств света на плоскости студенты переходили ко второму этапу — работе с объёмом. Задание “Свет и тень на объёме” предполагало работу с кубом, как с самым простым геометрическим объектом, и было направлено на формирование у студентов понимания изменений формообразующих качеств различных типов композиционной организации при освещении нескольких видов (фронтальном, боковом рассеянном, боковом контрастном) и светодинамике (боковом освещении) (рис. 1).

Рис. 1. Свет и тень на объёме (Студентка: Дубиновская А.)

Приобретенные на двух предыдущих этапах навыки служили базой для создания студентами “Павильона пространственных ощущений”, где посредством светопространственной композиции люди погружаются в заложенные автором эмоциональные состояния, обретают новый опыт взаимодействия с пространством на концептуальном уровне. Работа с формой происходит по методике надрез-отгиб МАРХИ [2].

Ограничение задания работой исключительно со светом и его свойствами (преломлением, рассеиванием, спектральными характеристиками, световым потоком) дало возможность преодолеть шаблонность в мышлении студентов и открыло новые возможности в освоении художественной образности светового языка. Однако, работая в рамках довольно серьезных ограничений (одна геометрическая форма, светораспределение конкретного прибора, аналоговое проектирование) магистранты испытывают трудности с тем, чтобы перенести знания, полученные при выполнении первых двух заданий, на практическую основу.

Поэтому с 2015 года общее направление дисциплины сместилось в сторону большей свободы действий студента с материалом и формой, к работе с образом. Первым заданием обновленного курса стала “Светобумажная пластика” - создание светового объекта из листа бумаги (этот материал даёт широкий спектр возможности работы со светом: отражение, поглощение, пропускание), освещение его снаружи и изнутри, а также присвоение созданному образу названия. Целями методики было приобретение студентами опыта взаимодействия формы и света через работу одновременно с формообразованием и светом для достижения требуемого образа, а также понимание особенностей светораспределения на различной форме (округлой и жесткой), проектирование светотени формой самого листа (рис. 2).

Рис. 2. Светобумажная пластика ( Студентка: Бондарь А.)

Для дальнейшего усиления и развития образного мышления и восприятия студентов применялось задания по “Знаковому кодированию”, позволяющие перейти от материально-предметного восприятия к формально-образному. Методика заключалась в графической символьной фиксации (символ устанавливался заранее — например, “стул”) студентами списка из 30 слов, озвучиваемых с интервалом в 1-3 секунды. Затем учащиеся обменивались созданными графическими изображениями и восстанавливали по ним список понятий, озвученных ранее. Скорость выполнения задания предполагала развитие навыков обобщения и архетипизации.

Следующим шагом было выполнение студентами задания “Световая графика”, где создавались максимально комфортные для магистрантов условия, “уравнивающие” навыки дизайнеров и учащихся технической направленности с целью раскрыть творческий потенциал каждого. Используя экран обратной проекции с помощью рук, дополнительных материалов и объектов создавались свето-теневые композиции, имитирующие природные паттерны. Дополнительной задачей было указание смыслового и эмоционального значения образа. В процессе выполнения студенты экспериментально осваивали возможности различных материалов, а также основные законы композиции. Во время работы над заданием изучались такие понятия как “силуэт — фон”, “большое — малое”, “контраст — нюанс”, “статика — динамика”.

При выполнении следующего задания “Световая типографика” использовался экран обратной проекции, светодиодный прожектор, красный и синий фильтры, оптоволокно и фонарь с точечным источником с целью создания объемных моделей шрифтовых литер и составления из них смысловых композиций. Работая над заданиями студенты изучали такие пары понятий как “силуэт — фон”, “большое — малое”, “контраст — нюанс”, “статика — динамика”, “графема — смысл”, а также особенности восприятия шрифтовых композиций при работе со светом.

Для интеграции студентов в «реальную» среду проектирования в 2016 году было введено задание “Бытовой предмет в архитектурном освещении. Объект в среде”. В этом упражнении учащиеся добивались изменения восприятия бытового предмета с помощью освещения, уподобляя его архитектурному объекту.

Анализ результатов задания выявил необходимость больше формализовать задачу, сузить средства и инструменты.

Изучение основ работы с композицией кадра являлось целью задания по “Световой живописи”, на котором студенты с помощью техники фризлайт создавали свето-графические композиции. Формируя световую картину своим перемещением в пространстве, магистранты осваивали взаимодействие света и времени, света и контраста, света и движения. Выполнение задания предполагало собой работу с любыми источниками света, дополнительными материалами, а также с фотоаппаратом с длинной выдержкой.

Поскольку часть магистрантов направления “Световой дизайн” не имеют художественной подготовки и профильного образования в сфере дизайна, архитектуры или искусства было решено ввести в программу “Принципы и методы светового моделирования” упражнения “Сетка”, предназначенного для сокращения разрыва между базовыми знаниями студентов. Упражнение делилось на два этапа, первым из которых была фотосессия в городе, (особое внимание уделялось объектам и их “жизни” в среде) при этом фиксировались “линии”, “точки”, “силуэты”, “ритм”. После этого студенты создавали сетку: на изображение с помощью программы Photoshop наносился слой с линиями, продлевающими основные элементы композиции. Анализируя композиционные приемы, осваивая такие понятия как “модуль” (геометрическая основа композиции), “сильные точки композиции (пятые доли, пропорции)”, “статика — динамика”, “большое — среднее — малое”, “пропорционирование”, “баланс листа”, “подобие”, “ритм и метр”, магистранты осваивали принципы формальной композиции на ранних стадиях обучения.

Проанализировав за двухгодичный период работы студентов, их отзывы, а также степень интеграции полученных магистрантами знаний на курсе “Принципы и методы светового моделирования” в другие дисциплины программы, при формировании новой структуры курса учитывалось: 1) перенесение полученных знаний и навыков на приближенную к практике основу; 2) введение понятных образных единиц; 3) формализация задач, сужение средств и введение чётких критериев выполнения упражнений; 4) формирование связи между композиционными приёмами и образом.

В 2016-2017 учебных годах программа курса “Принципы и методы светового моделирования”: основной упор делается на связи композиции со смысловым образным содержанием работ, “гибкости” работы с материалами для развития образного мышления и формирования творческого “я”. Таким образом основным содержанием программы становится изучение и освоение средств формальной композиции. В дисциплину вводятся основные элементы визуального языка (первичные формальные средства светокомпозиционного построения):

- точка (локальные световые пятна или группа пятен, при дальнем восприятии образующие точку (размытые, графичные, модульные);

- линия (протяженный и тонкий пространственный объект или цепь связанных друг с другом объектов (графичная, размытая, модульная));

- пятно (часть какой-либо поверхности, выделяющаяся по яркости и цвету и характеризующаяся большим размером (прозрачная, живописная, структурная, цельная, модульная, ломаная)) [1].

В соответствии с разработанной И. С. Смилгой системой способов коммуникации с формой, включавшей в себя такие понятия как “объединение”, “растворение”, “структурирование”, “акцент”, “подобие”, “разрушение”, “симметрия”, студенты создавали свето-графические смысловые композиции на плоскости , в объеме и пространстве с использованием света как основного инструмента. Созданные композиции разделялись на 3 группы: 1) линия, точка, пятно на плоскости; 2) линия, точка, пятно в объеме; 3) линия, точка, пятно в пространстве, в каждой из которых необходимо было отразить 7 вышеобозначенных “способов коммуникаций”.

Основными целями курса было изучение взаимодействие особенностей композиции с пластическими приемами формообразования, освоение приемов моделирования потока света с помощью оптики, отражателей, ограничителей, изучение на уровне макета приемов работы со светом, а также накопление базы световых приёмов. При выполнении заданий магистранты использовали фотоаппарат, точечные источники света — светодиоды с элементом питания, пенокартон, линзы (выпуклые и вогнутые), отражающие поверхности. Для повышения объективности оценки результатов творческих заданий в курс был введен заключительный этап работы над заданием — опрос. Магистранты размещали свои работы в Google формах, где напротив каждой композиции задавали случайным респондентам вопрос об их ассоциациях с предложенным изображением (выбор из перечня понятий — “способов коммуникации”). На основе опроса студенты готовили аналитический материал о найденных зависимостях между узнаваемостью / неузнаваемостью образа и композиционным решением.

Измененный курс с выстроенным “по шагам” процессом обучения упростил понимание студентами материала, освоение законов композиции стало происходить не через графические средства изображения, а сразу с помощью света. Было установлено, что опрос, как средство обратной связи, является эффективным методом — учащиеся корректировали свои работы и использовали найденные в ходе анализа закономерности в дальнейшем. Тем не менее была отмечена серия недостатков: в композициях на плоскости магистранты использовали дополнительные объекты, тем самым не работая полноценно с возможностями света; в работах с объёмом выбиралось много “случайных” готовых объектов; в целом студенты не всегда понимали разницу между плоскостью и объёмом, так как использовали схожие приёмы при создании композиций; при работе с пространством учащимся было недостаточно световых приборов, которые, к тому же, обладают ограниченной мобильностью за счет их габаритов, что говорит о том, что световую композицию в пространстве, скорее всего, нужно осваивать в макетном формате.

Заключительным этапом курса стало создание “Павильона свето-пространственных ощущений”. Здесь, применяя полученные ранее знания и навыки, студенты создавали макет павильона с целью проявления в нем заложенного светового сценария (дневного и ночного), сценария движения, а также “последовательности” впечатлений (переживаний) человека в этом пространстве. Магистрантам предлагалось выбрать из списка одного из архитекторов, с работами которых они были ознакомлены ранее и, опираясь на его методы работы с пространством и светом, создать собственный павильон. Материалы и инструменты, которыми пользовались студенты: фотоаппарат, Adobe Photoshop, точечные источники света — светодиоды с элементом питания, пенокартон, линзы выпуклые и вогнутые, отражающие поверхности (рис.3).

Рис. 3. Павильон пространственных ощущений (Студентка: Любакова Ю.)

Однако несформулированная практическая функция павильона, а также недостаточный опыт в макетировании и отсутствие понимания сценарности, как свойства пространства, создали определенные трудности при выполнении студентами данного задания. Исходя из этого, авторы методики, сохранив общее направление дисциплины как пропедевтической методики обучения средствам формальной композиции с помощью света и основополагающие принципы и подходы к обучению (переход задач от абстрактных к конкретным), скорректировали программу нового курса следующим образом: 1) был произведен отказ от готовых объектов в задании с объёмом и введено моделирование с уклоном в практическое применение (создание классических, модернистских, постмодернистких форм); 2) во все модули был введен блок изучения восприятия (совмещение в курсе основ проведения эксперимента и творческих подходов, ориентирующееся на пропедевтические методики Баухауса и ВХУТЕМАса [3,4]) для методического выявления закономерностей между оценкой зрителя и итоговой работой студента; 3) было решено производить работу с пространством в макете.

Главными целями итогового пропедевтического курса “Принципы и методы светового моделирования” является развитие у студентов образного мышления, формирование своего художественного языка, а также умения работать с механизмами влияния на психофизиологическое состояние человека за счет света. По мере прохождения модулей и выполнения заданий в конце курса каждый студент формирует собственную базу световых приемов и инструментов влияния на психофизиологическое состояние человека.

Неизменными в новом курсе остаются основные элементы визуального языка (точка , линия, пятно) — интегрированные и поданные через специфику света пропедевтические методики Баухауса и ВХУТЕМАса [3,4], а также условия выполнения задания (плоскость, объем, пространство).

Студенты создают отвлеченные композиции, которые по мере прохождения дисциплины конкретизируются и подводят к реальным световым решениям в городской среде. Основой педагогической системы является творческо-аналитический метод. Пропедевтический курс имеет четкую структуру и состоит из 3-х модулей, которые включают в себя три смысловых блока, связанных с кодированием информации (1), формообразованием (2) и восприятием (3), элементы работы с которым, характерные также для европейских университетов [5-8].

1 модуль — изучение информационного блока

Создание осмысленных визуальных образов при использовании света как основного инструмента.

Цель: научить студентов добиваться максимальной выразительности визуального образа минимальными средствами.

Инструменты: точка, линия , пятно, свет, оптические установки.

Условие: плоскость (рис.4).

2 модуль — изучение блока формообразования

Изучение принципов формообразования на примере классической, модернистской и постмодернистской парадигмы.

Цель: научить студентов применять свет как инструмент при работе с объемными формами.

Инструменты: точка, линия, пятно, свет, цвет, оптические установки.

Условие: объемные формы (рис. 5).

Рис. 4. Плоскость. Точка. Акцент (Студентка: Рыбкина О.)

Рис. 5. Классика. Модернизм. Постмодернизм (Студентка: Ангелова Л.)

3 модуль — изучение блока восприятия

Знакомство с типами пространств и аналогами проектируемых пространств на примере работ архитекторов.

Цель: поиск новых форм взаимодействия между светом и разными типами пространств, практическое изучение влияния светового решения на эмоциональный отклик людей.

Инструменты: точка, линия, пятно, свет, цвет, оптические установки.

Условие: пространство.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам прохождения студентами 2018-2019 учебного года дисциплины “Принципы и методы светового моделирования” были сделаны следующие выводы: 1) у магистрантов присутствуют трудности в понимании взаимосвязей между пройденными разделами, что говорит о необходимости более структурно объяснять влияние одного задания на другое; 2) существует необходимость введения лекций о художественном языке света; 3) целесообразно внедрение в структуру дисциплины лекций с практическими заданиями, направленными на развитие образного мышления.

В курс интегрированы и поданы через специфику света: 1) пропедевтические методики Баухауса и ВХУТЕМАса по первоэлементам, отвлеченным композициям и исследованиям психологии восприятия человеком архитектурно-художественных форм [2,3]; 2) работа с формой через метод надрез-отгиб МАРХИ [4]; 3) элементы работы с восприятием человека, характерные для европейских университетов [5-7].

Образное мышление, основанное на творческо-аналитическом подходе, применяемом в курсе “Принципы и методы светового моделирования” необходимо студенту при работе с этапами проблемного дизайн-исследования, которое является практикой, впоследствии применяемой в таких дисциплинах как “Проблемно-ориентированный подход в проектировании световых решений”, “Метадизайн: дизайн-прогнозирование”, “Оценка восприятия: зрительное, когнитивное, эмоциональное”.

Заключение

Пропедевтическая дисциплина “Принципы и методы светового моделирования” направления магистратуры “Световой дизайн” Университета ИТМО способна развить у студентов видение света при работе с плоскостью, объемом и пространством, навыки передачи образной составляющей решений с помощью света, понимание принципов и законов восприятия и механизмов влияния визуальной информации на психофизиологическое состояние человека.


Библиографическая ссылка

Быстрянцева Н.В., Лекус Е.Ю., Смилга И.С., Чиримисина Д.А., Лукинская В.В. РЕТРОСПЕКТИВА ДИСЦИПЛИНЫ “ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СВЕТОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ” В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ CВЕТОВОЙ ДИЗАЙН // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29688 (дата обращения: 12.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674