В качестве одной из долгосрочных проблем вхождения педагога в процесс профессионального становления выделяется проблема формирования профессионально компетентной личности специалиста, способного решать профессиональные задачи творческим путем, осознавать свою роль; а также проблема подготовки учителя, стремящегося к достижению профессиональных высот.
Педагог, как человек культурный и образованный, должен осознавать свою роль в трансляции основ культуры будущему поколению. А это, в свою очередь, требует модернизации системы профессиональной подготовки специалистов, её ориентации на повышение компетентности, развитие самостоятельности и индивидуальности педагогов, их активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс в качестве субъектов образовательного пространства.
Необходимо важными сегодня становятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Эти качества являются продуктом усвоения таких профессиональных знаний и умений, которые соответствуют современным требованиям ФГОС, адекватны выполнению функциональных обязанностей и проявляются в виде профессионального саморазвития учителя. Профессиональное саморазвитие складывается из двух компонентов: внешних условий (создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам субъект), которые предполагают наличие: потребностей в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; целей и средств [1].
В.А. Сластенин определяет профессиональное саморазвитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает реализацию личностного смысла профессионального саморазвития [2]. В.А. Сластенин называет механизмы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие: самосознание, самоопределение, самоактуализация, самореализация, самодеятельность, саморегуляция, самостроительство, самоидентификация, самооценка.
Осмысливать собственные педагогические наблюдения, учитывать свой опыт, перестраивать восприятие теоретических дисциплин, повышать качество усвоения психолого-педагогических и методических знаний позволяет педагогическая практика. В этот период студент старается найти ответы на свои вопросы, анализирует свои психические процессы и учится управлять ими. Все это направлено в сторону субъекта, способного к саморазвитию.
Компетентностный подход позволяет представить профессиональную подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование» как относительно устойчивый, целостный и непрерывный процесс, направленный на формирование у него профессиональной компетентности, которая включает в себя совокупность основных, базовых, ключевых и специальных компетенций специалиста [3].
Таким образом, профессиональное саморазвитие является непрерывным процессом совершенствования профессиональных качеств и творческой самореализации учителя.
Цель исследования состояла в выявлении критериев сформированности профессионального саморазвития будущего учителя.
Материалы и методы исследования
Молодой учитель должен быть готов к реализации прогрессивных образовательных практик, прийти в школу уже подготовленным к выполнению тех задач, которые прописаны в нормативных документах. Поэтому очень важно, чтобы содержание образовательных программ вуза было связано с новыми школьными стандартами.
Подготовка будущего педагога невозможна без формирования профессионального мышления такого типа, который дает возможность самостоятельно обновлять знания, повышать свою квалификацию, находить новые нестандартные способы решения профессиональных задач и реализовывать их на практике [4].
Опираясь на определение профессионального саморазвития В.А. Сластенина [2], мы предложили студентам 3 курса по направлению «Педагогическое образование» по профилю математика-информатика (бакалавриат с 5-летним обучением) составить свод правил, отражающих их собственный «Образ Я». Анализируя работы студентов, мы выделили ведущие ориентации, определяющие дальнейшие перспективы профессионального саморазвития: трудолюбие, активная деятельность, самоконтроль, уверенность в себе, решительность, искренность.
Сегодня учитель часто сталкивается с чисто психолого-педагогическими проблемами: индивидуальными особенностями конкретного ребенка, отсутствием мотивации к обучению у учащихся, напряженной атмосферой в классе и пр. В связи с этим студент, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», должен быть готов к решению таких вопросов. На педагогической практике на этапе анализа педагогической системы школы мы предлагаем студентам использовать методику «Идеальный ученик» [5]. Студентам предлагается анкета, в которой представлены индивидуальные характеристики личности, каждая из которых не рассматривается как отрицательная. Работа с анкетой проводится в малых группах. Для каждой группы формулируются следующие задания:
- в представленном списке выберите пять индивидуальных характеристик, которые вы считаете наиболее существенными для создания портрета «хорошего ученика» той школы, в которой проходит практика. Расположите их в порядке значимости. Выработайте единое мнение в группе;
- в представленном списке выберите пять индивидуальных характеристик, которые вы считаете наиболее существенными для описания «идеального ученика», ранжируйте их. Выработайте единое мнение в группе;
- опишите успешного взрослого (это задание направлено на выявление понимания социального заказа современной школе).
Результаты работы в группах обобщаются и обсуждаются. Анализ свидетельствует о существовании противоречия между представлениями о том, какой должна быть сегодня личность, востребуемая обществом, и тем, какую личность формирует школа.
Результаты исследования и их обсуждение
Педагогическая практика создает необходимые условия для перехода учебной деятельности студентов в профессиональную с соответствующей сменой целей, средств, мотивов, потребностей и результатов. В связи с этим большое внимание на педагогической практике уделяется формированию индивидуального стиля педагогической деятельности, самосознания и стремления к высоким результатам своей деятельности, позволяющих обеспечить профессиональное саморазвитие. Это предполагает выполнение заданий, ориентированных на личность студента, а именно на профессиональную самореализацию.
В исследовании были установлены три уровня сформированности профессионального саморазвития будущего учителя (высокий, средний, низкий). В основу профессионального саморазвития будущего учителя положены следующие критерии: самообразование, субъектная позиция в педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, стремление к достижению успехов, самоуважение и уважение к другим. В соответствии с этим нами были даны содержательные характеристики каждого уровня, которые раскрыты в таблице 1.
Таблица 1
Критерии сформированности профессионального саморазвития будущего учителя
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Самообразование |
Реализует свои знания на практике; умеет конструировать педагогические задачи, в процессе решения которых проявляются базовые и ключевые компетенции учителя; постоянно развивает свой творческий потенциал; дает позитивную оценку своих умений и навыков. |
Успешен в учении; есть стремление развивать свой творческий потенциал; не всегда способен конструировать педагогические задачи. |
Требует постоянной поддержки в учении и самореализации; не всегда способен оценивать свои знания. |
Субъектная позиция в педагогической деятельности |
Баланс «хочу», «могу», «надо»; позитивная субъективная оценка результатов своих действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Проявляет самостоятельность в работе, несет ответственность за самостоятельный выбор решения, действия, поступка. |
Доминирует позиция «надо», не всегда инициативен в выполнении профессиональных задач. |
Доминирует позиция «смогу ли я»; стремится избежать наказания, а не добиться успеха, избегает ответственных заданий. |
Стиль педагогической деятельности |
Организованный и деловой, умеет организовывать коллег и учащихся для решения определенных задач; доводит дело до конца; легко идет на новые социальные контакты; трудную ситуацию рассматривает как возможность тренировки навыков уверенного поведения. |
Организован сам, но других организовать не умеет; не всегда идет на новые социальные контакты. |
Недостаточно деловой и организованный, принимает участие в деле только под руководством других; не доверяет себе; избегает новых социальных контактов. |
Самоуважение и уважение к другим |
Демонстрирует самоуважение и уважение к окружающим людям, ответственен за собственное поведение; отличается позитивным взаимоотношением; поддерживает других в различных ситуациях. |
Демонстрирует самоуважение и уважение к окружающим людям; старается поддерживать других. |
Не всегда демонстрирует уважение к себе и к другим; не всегда заботится о своей чести и достоинстве. |
Стремление к достижению успехов |
Постоянно находится в творческом взаимодействии и сотрудничестве с коллегами и учениками. Стремится к высоким результатам своей деятельности и учащихся. Настойчив в достижении успеха. |
В творческом взаимодействии с коллегами стремится к высоким результатам своей деятельности. Не обладает настойчивостью в достижении успеха. |
Недостаточно сотрудничает с коллегами и учениками. Не ставит специально перед собой цель достигнуть успеха в профессиональной деятельности. |
Мы провели на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Петрозаводска практико-ориентированный семинар на тему «Уроки физики в условиях ФГОС ОО» со студентами 5 и 4 курсов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль физика – математика и физика - информатика, на котором обсудили современные требования к уроку физики в условиях реализации ФГОС ОО. Студентка Светлана С. провела уроки обобщения по теме «Строение вещества» в 7 классе и открытия нового знания по теме «Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах» в 8 классе. Студентка Мария Ц. показала организацию совместной и индивидуальной учебной деятельности учащихся на тему «Первый закон Ньютона» в 10 классе и на тему «Правило Ленца» в 11 классе. Студенты показали умения решать профессиональные педагогические задачи в реальной профессиональной деятельности, такие как: проектировать уроки физики в соответствии с требованиями ФГОС ОО; использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета и др. Студенты, которые не участвовали в проведении уроков в роли учителя, были включены на уроке в учебно-познавательную деятельность вместе со школьниками. На семинаре студентами, выступающими в роли экспертов, была проведена экспертиза урока на определение степени соответствия организации урока требованиям ФГОС. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Экспертиза урока
Элементы урока |
Параметры оценки |
Рейтинг (баллы) |
Формулирование темы, целей и задач урока |
Учитель формулирует только тему урока. |
1 |
Учитель формулирует тему, цели и задачи урока. |
2 |
|
В процессе формулирования темы, цели и задач принимают участие ученики. |
3 |
|
Планирование и организация практической деятельности на уроке |
Этап планирования и деятельность по плану отсутствуют. |
1 |
Работа ведется по плану, предложенному учителем. |
2 |
|
Ученики под руководством учителя планируют способы достижения целей и осуществляют действия по плану. |
3 |
|
Форма взаимодействия учителя и учащихся на уроке |
Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности учеников не проводится. |
1 |
Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов проводится только учителем. |
2 |
|
Учитель применяет групповой и индивидуальный методы организации деятельности учащихся. Оценка результатов проводится учителем и учениками. |
3 |
|
Проведение рефлексии |
Рефлексия не проводится. |
1 |
Проводится рефлексия предметных знаний. |
2 |
|
Учитель организует рефлексию предметных и метапредметных знаний и умений. |
3 |
|
Формирование универсальных учебных действий (УУД) |
Формирование УУД не организовано, учитель работает на предметный результат. |
1 |
Учитель способствовал формированию одного-двух УУД. |
2 |
|
Учитель способствовал формированию не менее трех УУД. |
3 |
На педагогической практике студенты подготовили и провели мастер-класс на тему «Использование интерактивной доски в процессе обучения физике» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением иностранных языков» г. Петрозаводска, открытый урок по физике на тему «Условия плавания тел» в 7 классе.
В рамках профориентации студенты провели в 8 классе веб-квест на тему «Близкий и далекий ПетрГУ», рассказали о Петрозаводском государственном университете как опорном вузе Республики Карелия, остановились на особенностях учебной и внеучебной деятельности студентов и ответили на вопросы школьников.
Приведем некоторые выдержки из эссе студентов по теме «Моя деятельность в школе на педагогической практике». Даша Я.: «Я проходила практику в Лицее № 1 г. Костомукша РК. На первой неделе я познакомилась с педагогическим коллективом, ознакомилась с правилами внутреннего распорядка учебного заведения, изучила коллектив класса, в котором мне предстояло работать. Начиная со второй недели, я проводила уроки физики в 10 классе (5 часов в неделю), проводила классные часы в каждую среду, а также посещала психологические тренинги с 10 классом. Дети очень быстро ко мне привыкли, вели себя спокойно на уроках, обращались ко мне по имени и отчеству, не стеснялись задавать вопросы. После проведения рефлексии я поняла, что дети меня не хотят отпускать со школы, очень благодарны за все уроки и мероприятия, которые я проводила. Для меня самым важным было – это научить детей формулировать свою мысль, выражать правильно и логически свою точку зрения, также я поставила перед собой основные задачи: формировать применение знаний по физике в повседневной жизни; показать, что физика - это интересная и занимательная наука; научить детей работать в группах, чтоб каждый участвовал в совместном обсуждении. С каждым уроком получалось все лучше и лучше. С детьми очень быстро поладила, с коллегами-учителями поддерживала очень хорошие отношения. Я довольна своей практикой! Мне бы хотелось скорее вернуться в школу, чтобы преподавать физику».
По отзывам учителей, директора школы, студенты находились в творческом взаимодействии и сотрудничестве с ними и учениками, проявляли самостоятельность в работе, несли ответственность за самостоятельный выбор решений в урочной и внеурочной деятельности, стремились к высоким результатам своей деятельности и учащихся.
По результатам педагогической практики студенты выступали на Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ПетрГУ по темам: «Особенности педагогической практики в сельской школе» (Анна Л.); «Организация внеурочной деятельности со школьниками 7 класса по физике на педагогической практике в средней школе № 5 г. Петрозаводска» (Адриана Ш., Анастасия С.); «Проектирование уроков физики в условиях ФГОС на педагогической практике в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением иностранных языков» г. Петрозаводска» (Ирина З., Галина А.). Все были отмечены дипломами первой и второй степени.
Заключение
Таким образом, профессиональное саморазвитие будущего учителя в условиях педагогической практики определяется стремлением студента к развитию своих профессионально-личностных качеств, к самосовершенствованию, к постановке перед собой отдельных задач по саморазвитию. Основу профессионального саморазвития составляют: самообразование, субъектная позиция в педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, самоуважение и уважение к другим.
На пересечении процессов духовного, личностного и профессионального развития будущего учителя формируется его профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности.
Библиографическая ссылка
Ермакова Л.И., Янюшкина Г.М. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29665 (дата обращения: 11.10.2024).