Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным запросам государства и общества, является одной из приоритетных задач МЧС России. Анализ положений ФГОС ВО, а также соответствующих профессиональных стандартов показывает необходимость формирования практико-ориентированных умений у курсантов вузов МЧС России как составляющей профессиональной подготовки. Для формирования данных умений должны быть выявлены и обоснованы определенные условия.
Целью статьи являются выявление и обоснование организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России.
Материал и методы исследования: теоретические – анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ нормативных документов профессионального педагогического образования; эмпирические – тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; статистические – обработка эмпирических данных, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка результатов с помощью критерия χ2 Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение. Авторами научных работ формирование умений рассматривается как часть профессиональной подготовки специалиста [1]. Исходя из положений системного, деятельностного, компетентностного подходов под практико-ориентированными умениями курсантов вузов МЧС России понимается совокупность практически отработанных, последовательно воспроизведенных действий, основанных на практико-ориентированных знаниях и нацеленных на успешное решение задач профессиональной направленности [2]. Опираясь на работы авторов, на требования приказов МЧС России в части организации деятельности аэромобильных группировок и проведя анализ содержания требований, предъявляемых ФГОС ВОпо специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» к выпускнику, осуществляющему сервисно-эксплуатационную и производственно-технологическую профессиональную деятельность, можно выявить следующие практико-ориентированные умения курсантов вузов МЧС России.
1. Уметь эксплуатировать средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД), приборы контроля и оборудование, используемое для обеспечения деятельности газодымозащитной службы (ГДЗС).
2. Уметь производить расчеты параметров развития и тушения пожара.
3. Уметь выполнять действия номеров расчета на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов развертывания сил и средств.
4. Уметь при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ эксплуатировать немеханизированный, механизированный, гидравлический инструмент и оборудование.
Составляющими практико-ориентированных умений являются: мотивы и ценности; практико-ориентированные знания; практико-ориентированные действия [3].
Для успешного формирования практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России необходимы определенные организационно-педагогические условия.
Термин «условие» определяется как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [1].
В настоящей статье выявлены организационно-педагогические условия, без которых процесс формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России не может реализоваться в полной мере.
Формулировка организационно-педагогических условий формирования практико-ориентированных умений курсантоввузов МЧС России осуществлена исходя из интересов:
- вуза, заинтересованность которого заключается в подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к профессиональной деятельности и способных решать оперативные задачи в период обучения;
- работодателей в виде руководителей частей пожарно-спасательных гарнизонов МЧС России, которым требуются специалисты, мотивированные на профессиональную деятельность, не требующие дополнительной адаптации к условиям прохождения службы, имеющиесформированные практико-ориентированные умения;
- курсантов вузов МЧС России, которые заинтересованы в качественном образовании, обладании знаниями и умениями для реализации себя в профессиональной деятельности [4].
Организационно-педагогические условия формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России основываются на соответствующих педагогических стратегиях [5, 6] и формулируются следующим образом:
– ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач;
– обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуационных задач на специализированном полигоне;
– приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны.
Первое организационно-педагогическое условие – ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач, нацелено на формирование у курсантов ценностей и мотивов овладения практико-ориентированными умениями [7].
Ориентирование курсантов на освоение действий, направленных на успешное решение профессиональных задач,осуществляется поэтапно.
Первый этап – начальноеобучение в вузе. На нем у курсантов формируетсяотчетливое представление о предстоящем периоде обучения и о должностях, занимаемых сотрудниками МЧС России. Качественное проведение указанной работы способствует быстрому процессу адаптации к новой реальности в вузе.
Второй этап – возрастание профессиональной направленности обучения.При успешно сформированном отношении к выбранной профессии на данном этапе у курсантов возрастает интерес к специальным дисциплинам, что выражается в их активном участии в мероприятиях научного, спортивного и общественного характера, связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также в выполнении оперативных задач, стоящих перед образовательной организацией (реагирование на ЧС).
Третий этап – этап производственных и преддипломных практик.Он обусловлен важностью создания ситуации успеха применения практико-ориентированных умений при прохождении производственной и преддипломной практики.
Второе организационно-педагогическое условие – обогащение знаний, умений и компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов посредством решения ситуационных задач на специализированном полигоне.
Педагогическая стратегия «обогащения» предполагает качественный отбор содержания, гибкое использование форм, методов, приемов и средств образовательной деятельности, в том числе с использованием интерактивных технологий обучения.
Основная задача интерактивного обучения заключается в том, чтобы курсантыне только овладели определенной системой знаний, необходимых для будущей практической деятельности, но и работали над развитием своих практико-ориентированных умений. При этом перед курсантами вузов МЧС России должны ставиться такие задачи, которые являлись бы характерными для вида профессиональной деятельности, трудовых функцийпрофессиональных стандартов и создавали бы благоприятные условия для формирования практико-ориентированных умений. По нашему убеждению, такими задачами являются ситуационные задачи.
Мы согласны с мнением авторов Н.С. Касаткиной, Е.Ю. Немудрой, Н.С. Шкитиной и М.В. Циулиной [8], что ситуационная задача как интегративный метод обучения имеет практико-ориентированную направленность, которая способствует вхождению обучаемых в аналогию профессиональной деятельности и более качественному усвоению изучаемой информации. При этом практически любая рассматриваемая нами ситуационная задача характеризуется единством теории и практики, учебного и воспитательного процесса, межпредметной интеграцией, а также направленностью на требования конкретных работодателей [9].
Моделирование реальной ситуации при проведении практических занятий способствует тому, что курсанты будут наглядно представлять, как им действовать в вариациях возможных обстановок на пожаре и чрезвычайной ситуации.
Для курсантов вузов МЧС России профессиональная направленность учебных занятий обусловливается применением ситуационных задач на специализированном полигоне. При этом методическое наполнение формирования практико-ориентированных умений должно предусматривать четко сформулированные ситуации с максимальным приближением к профессиональной деятельности.
Третье педагогическое условие – приобщение курсантов к производственно-технологической деятельности при прохождении практик в подразделениях пожарной охраны. Оно направлено на закрепление практико-ориентированных действий при формировании практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки [10]. Безусловно, приобщение носит деятельностный характер. Производственно-технологическая деятельность — это один из видов деятельности, предусмотренный ФГОС ВО по специальностям 20.05.01 «Пожарная безопасность», 20.03.01 «Техносферная безопасность», по которым обучаются курсанты вузов МЧС России. Приобщение курсантов к этому виду деятельности реализуется при единстве подходов вуза МЧС России и подразделений ГПС МЧС России, в которых они проходят производственную практику.
Мы считаем, что именно организация наставнической деятельности в период прохождения практики поможет курсанту быстрее адаптироваться к реалиям несения службы в пожарно-спасательных частях и эффективно формировать практико-ориентированные умения.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) осуществлялась в период с 2015 по 2018 гг. во ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России на факультете инженеров пожарной безопасности. Эксперимент подразумевал участие 100 курсантовв период обучения со второго по третий курс.Оценка сформированности компонентов практико-ориентированных умений проводилась по мотивационному, когнитивному, деятельностному и обобщенному критериям. Методики диагностики приведены в таблице 1.
Таблица 1
Методики диагностики компонентов практико-ориентированных умений
Критерии |
Диагностические методы, инструменты измерения показателей |
Мотивационный |
|
Когнитивный |
|
Деятельностный |
|
Обобщенный |
|
ОЭР подразумевала проведение входного и итогового контроля, результаты которых представлены на рисунке. Сравнительный анализ результатов сформированности практико-ориентированных умений курсантов в экспериментальной и контрольной группах показал, что доля курсантов с низким уровнем сформированности в экспериментальной группе снизиласьна 46%. В контрольной группе доля курсантов с низким уровнем сформированности умений также снизилась на 42%, что на 4% меньше, чем в экспериментальной группе. Динамики изменения доли курсантов со средним уровнем сформированности практико-ориентированных умений в экспериментальной группе не наблюдалось. При этом в контрольной группе количество курсантов со средним уровнем сформированности практико-ориентированных умений выросло на 22%. Более выражена динамика сформированности практико-ориентированных умений у курсантов экспериментальной группы с высоким уровнем. Так, на начало ОЭР курсантов с высоким уровнем сформированности практико-ориентированных умений было 2%, а на ее окончание доля таких курсантов составила 48%. В контрольной группе увеличение количества курсантов с высоким уровнем сформированности составило 20%, что на 26% меньше по сравнению с экспериментальной группой.
Уровни проявления сформированности практико-ориентированных умений курсантов контрольной и экспериментальной групп при входном и итоговом контроле по обобщенному критерию
Для статистической обработки результатов использовался критерий χ2 (табл. 2). Его применение позволяет утверждать, что в экспериментальной и контрольных группах на момент начала ОЭР отсутствовали статистически достоверные различия, а на момент окончания ОЭР имелись статистически значимые различия.
Таблица 2
Направление и достоверность различий сдвига в экспериментальной и контрольной группах по сформированности практико-ориентированных умений курсантов вузов МЧС России на начало и окончание опытно-экспериментальной работы (с помощью критерия χ2 Пирсона)
Контроль |
Число степеней свободы |
Значение χ2 |
Пороговое значение χ2 при p = 0,05 |
Уровень достоверности 95% |
Входной |
2 |
1,495 |
5,991 |
Значимых различий нет |
Итоговый |
2 |
9,950 |
5,991 |
Есть значимые различия |
Заключение
Приведенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что применение предложенных нами организационно-педагогических условий обеспечит результативность формирования практико-ориентированных умений в процессе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России.
Библиографическая ссылка
Адольф В.А., Трояк А.Ю., Чернушевич Е.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29648 (дата обращения: 14.10.2024).