Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воробьева С.А. 1 Веремчук А.С. 2 Волгушева А.О. 1 Завершинская Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
В статье осуществляется концептуализация мотивации обучения и учения в высшей школе, раскрывается содержание внутренних и внешних мотивов студентов в учебном процессе, дается характеристика социальных, познавательных, прагматичных коммуникативных, профессиональных стремлений, побуждающих студентов к учебе. Рассмотрение особенностей формирования учебной мотивации студентов основано на результатах эмпирического исследования, в котором приняли участие студенты специалитета, бакалавриата и магистратуры СПХФУ. В статье особое внимание обращается на социально-психологические и возрастные характеристики студентов, обучающихся в СПХФУ, на динамику ценностных мотиваций студентов разных курсов, на их прагматизм как отражение реалий рыночной экономики, а также на их социальные установки. Важное место занимает анализ отношения студентов к профессиональной карьере, к самореализации в профессии, к успешности, к стремлению приносить пользу людям и получать высокие доходы. Наряду с этим выявляется ряд факторов, снижающих мотивацию студентов к учебе. В статье затрагивается также вопрос о психолого-педагогических методах, которые способны изменить отношение студентов к учебной деятельности, сформулированы некоторые рекомендации преподавателям для повышения учебной мотивации и, соответственно, роста результативности процесса обучения.
мотивация
студенческий возраст
профессиональная деятельность
профессиональная мотивация
обучение в вузе
1. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5(96). С. 61-64.
2. Наркевич И.А., Воробьева С.А. Аксиологический портрет студента СПХФА // Фармация. 2014. № 6. С. 11-14.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/330501_C_3_26062018.pdf (дата обращения: 27.02.2020).
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 2008. 672 с.
5. Бахарева Н.С., Мильченко Н.О., Шантыз Г.Ю. Мотивация к учебе у студентов фармацевтического факультета с различными формами обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4 (1). С. 36-38.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2015. 705 с.
7. Логинова Н. А. Целостный человек как проблема российской психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 62-70.
8. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первых и выпускных курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70-76.
9. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности у абитуриентов и студентов вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 6 (814). С. 185-194.

Система российского образования в настоящее время заметно меняется: происходит ее интеграция в мировое образовательное пространство, перемены наблюдаются в структуре и содержании образования, в развитии новой методологии, в пролонгированном обучении и т.д.

Смена образовательной парадигмы в высшей школе предполагает выдвижение новых требований к уровню образованности и развитию личности студентов, к профессиональным и человеческим качествам будущих специалистов, перед которыми стоит задача умножения интеллектуального и социально-экономического потенциала российского общества. Речь идет не просто о передаче постоянно растущего объема знаний, навыков и умений, а об способности их творческого применения при решении нестандартных проблем. Для этого необходимо сделать студента активным участником педагогического процесса, стремящимся к овладению знаниями, умеющим самостоятельно учиться и непрерывно самообразовываться, успешно осваивать профессиональные компетенции, достигать жизненного успеха и соответствующего социального положения.

Однако педагогический процесс в высшей школе на фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускников сталкивается с серьезными проблемами, касающимися снижения у студентов интереса к учебе, недостаточно развитых умений работать самостоятельно, ориентироваться в учебном материале, проявлять инициативу в освоении необходимых универсальных и профессиональных компетенций и т.д. Все перечисленные проблемы можно квалифицировать как проявление несформированной учебной мотивации студентов. В этой связи особую актуальность приобретает создание условий в высшей школе для оптимизации процесса мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности, для превращения учебной деятельности в личностно значимый вид деятельности студента. «Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленность на достижение соответствующих результатов. Мотивационная сфера личности студента включает целый спектр его личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общей социализации молодых людей, формирования у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии» [1].

Цель исследования – определить уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации студентов СПХФУ и психолого-педагогические факторы ее оптимизации.

Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:

- изучить учебно-профессиональную мотивационную сферу личности студента на базе СПХФУ,

- проанализировать динамику изменения мотиваций студентов в процессе их взросления и профессионального обучения,

- определить психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования основываются на проведенном социологическом опросе студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. Объектом исследования стали студенты в возрасте от 17 лет и старше бакалавриата, специалитета и магистратуры СПХФУ. В исследовании приняли участие 195 студентов двух факультетов: фармацевтического факультета (ФФ) и факультета промышленной технологии лекарств (ФПТЛ).

Методологическую основу исследования составляют принципы педагогического исследования: системности, целостности, объективности, историзма, комплексного применения методов педагогического исследования.

При изучении учебной деятельности студентов СПХФУ в качестве методологических подходов использовались теоретические положения философии образования, теории развития личности и готовности к учебной деятельности, личностно ориентированного обучения, развития профессионального образования.

Методами исследования являются эмпирические (анкетирование, анализ результатов деятельности), теоретические (систематизация, обобщение полученных материалов), методы математико-статистического анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить факторы учебной мотивации студентов, раскрыть условия и возможности изменения отношения студентов к учебной деятельности, обозначить рекомендации для преподавателей, нацеленные на повышение мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности.

Сегодня происходит существенный пересмотр тех групп ценностей, которые были характерны для студенческой молодежи предшествующих десятилетий. Формируются новые аксиологические приоритеты, меняется динамика ценностных позиций в ходе обучения в вузе, намечается зависимость структуры ценностей от выбора будущей профессии студента [2]. Сложность задач, которые стоят сегодня перед высшей школой, требует понимания и раскрытия ценностного потенциала современной молодежи. Адекватность педагогического мышления преподавателей обусловлена не только знанием преподаваемого предмета, но и владением психолого-педагогических и дидактических методов и приемов обучения. Среди множества основных компетенций, которые должен сформировать преподаватель у выпускников химико-фармацевтического вуза, можно выделить такие:

- определение и реализация приоритетов собственной деятельности, способность ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни;

- осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработка стратегии действий;

- способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;

- способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия [3] и др.

Преподавание и учение – две взаимосвязанные стороны образовательного процесса, они обе должны быть активны в процессе обучения и воспитания студентов, формируя у студентов универсальные и профессиональные компетенции. В этой связи вопрос мотивации учебной деятельности студента высшего учебного заведения приобретает первостепенную практическую значимость, а концептуализация феномена мотивации становится важнейшей теоретической и дидактической проблемой.

Понятие «мотивация» берет свое происхождение от латинского слова «movere» – двигать. А. Шопенгауэр в начале XIX столетия написал статью «Четыре принципа достаточной причины», где ввел данное понятие в научный оборот [4].

Проблему мотивации рассматривали многие ученые: З. Фрейд, Д. Уотсон, Э. Толмен, И.П. Павлов, К. Голдштейн, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, А. Адлер, М. Босс, А.Н. Леонтьев, Ж. Нюттен, Д.Н. Узнадзе (ситуационно-динамическая мотивация), Х. Хекхаузен, Ю. Куль, Ю. Бекман, Э. Деси и Р. Райан. Также, на наш взгляд, интересны работы по мотивации В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Маркова и др.

Сегодня по-прежнему не существует единого подхода к сущности, природе и структуре мотивации в современных психолого-педагогических науках. В исследованиях по этой проблеме отмечается ее сложность, противоречия в динамике и механизмах, недостаточная степень изученности соотношения мотивации к учебе и выбранной специальности [5].

Совершенно очевидным является то, что в основе мотивации лежат мотивы, которые представляют собой стремления, интересы, потребности, цели, желания, идеалы, побуждающие человека к продуктивной познавательной деятельности. Мотивация включает как мотивацию обучения, которая стимулирует преподавателя к добросовестному выполнению своих профессиональных обязанностей, так и мотивацию учения, которая связана с потребностями и смыслом учения для обучающихся. «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, – писал С.Л. Рубинштейн, – нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» [6].

Следует различать связанные с мотивацией разные зоны ответственности:

– зону ответственности преподавателя и учебного заведения;

– зону ответственности студента.

В зоне ответственности студента можно выделить как внутренние, так и внешние мотивы. К внутренним можно отнести его саморазвитие в процессе учебной деятельности, к внешним – воздействие на его личность со стороны родителей, преподавателей, студенческой группы, требование, принуждение, что очень часто встречает внутреннее сопротивление личности. Справедливости ради стоит заметить, что если уровень преподавания в вузе низкий, то мотивация может исчезнуть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, которая в свою очередь систематизирована и является устойчивой, динамичной и направленной. На учебную мотивацию напрямую влияют формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы психологического и педагогического характера.

Среди тех факторов, которые нельзя не учитывать – это социально-психологические и возрастные категории студенчества как целостной личности, проблемой которых занималась психологическая школа Б.Г. Ананьева, опираясь на антропологический принцип и синтетическое человекознание [7]. Студенческий возраст – это период ранней юности, в котором завершается созревание личности, складывается мировоззрение, складываются ценностные ориентации и установки. Однако формирование личностной зрелости у студентов младших курсов, т.е. в период ранней взрослости, по замечанию ряда исследователей, запаздывает и характеризуется инфантилизацией, т.е. низким уровнем саморегуляции, самостоятельной организованности своей жизни. Все это, без сомнения, затрудняет становление у студентов младших курсов мотивации к учению.

В работах современных исследователей, посвященных динамике мотивации в ходе обучения, подчеркивается значимость мотивов как материального благополучия, так и профессионализма, а также показателей внутренней и внешней мотивации, различающихся у обучающихся на разных курсах обучения [8; 9].

Целью высших учебных заведений является формирование учебной мотивации у студентов, создание условий, в которых студент сможет получать удовлетворение от процесса обучения. Это имеет своим следствием утверждение ценности личности студента и повышает эффективность самого учебного процесса.

Существует целый набор мотивов, позволяющий изменить отношение студентов к учебной деятельности, среди них:

- социальные, т.е. ответственность за свое будущее, ответственность перед своими близкими;

- познавательные, побуждающие обучающегося получать новые знания;

- прагматичные, связанные с прагматичным желанием иметь высокую зарплату, работать в престижной компании;

- коммуникативные – расширение нового круга знакомств;

- профессиональные – стремление овладеть специальностью, стать профессионалом в своем деле.

В исследовании, проведенном авторами, была предпринята попытка выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов СПХФУ, уровень их вовлеченности в учебный процесс, степень эффективности усвоения учебного материала, показатели успешности учебной деятельности и др. Для авторов важно было проанализировать динамику изменения мотиваций студентов в процессе их взросления и профессионального обучения, а также психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к познавательной и учебной деятельности.

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, учебная деятельность для большинства студентов СПХФУ выступает значимой и важной. Абсолютное большинство студентов полагают, что образование, полученное в СПХФУ, откроет широкие возможности на пути к жизненному успеху, даст возможность самореализации, будет востребовано в условиях рыночной экономики. Многие из них выразили некоторую уверенность в перспективах, связанных с избранной профессией. При этом профессиональная самореализация для большинства респондентов не являлась все-таки основным мотивом при поступлении в СПХФУ (рис. 1).

В анкете вопросы ранжировались по месту получения студентами школьного образования: крупный или малый город / населенный пункт, Санкт-Петербург. При обработке полученных результатов выяснилось, что мотивы, связанные с возможностью профессиональной реализации, в большей степени присутствуют у респондентов из Санкт-Петербурга, в меньшей степени – у респондентов из малых городов / населенных пунктов (рис. 1).

Рис. 1. Мотивы поступления студентов в СПХФУ (ранжирование по месту получения школьного образования)

Поскольку для большинства респондентов возможность получения избранной профессии при поступлении не являлась определяющей, постольку принятое ими решение о поступлении в СПХФУ было истолковано авторами статьи как средство реализации эгоистического мотива. Однако в вузе отношение к профессиональной карьере у студентов меняется, ее значимость повышается (рис. 2). Важность профессиональной карьеры отметили для себя 23-24% студентов первого, второго, четвертого курсов и магистратуры, 38,1% - студенты-третьекурсники.

Рис. 2. Динамика мотивационных факторов студентов СПХФУ в ходе обучения

(1-4 курсы и старше)

Внутренне ориентированные ценности самореализации в жизни и в профессии сочетаются у студентов с внешне ориентированными социальными ценностями. Так, работа в фармацевтической отрасли ассоциируется у преобладающего большинства студентов с пользой людям: у 59.5% первокурсников, у 43,9% и 42,9% студентов второго и третьего курсов, у 44,8% старшекурсников (рис. 2). Для студентов медико-фармацевтического профиля подготовки такая установка имеет немаловажное значение, так как речь идет о серьезных последствиях, связанных с развитием новых медицинских и фармацевтических технологий. Неслучайно около трети студентов ценность будущей работы связывает с техникой. Однако озабоченность вызывает снижение этой мотивации у студентов старших курсов до 13,8% в сравнении с 27% у первокурсников и второкурсников (рис. 2). Возможно, это свидетельствует о снижении мотивации у студентов-старшекурсников к творческой работе в профессии.

В ходе обучения изменяется содержание учебной деятельности студентов, меняется также мотивация обучения и учения. Поэтому при проведении исследования ставилась задача проследить динамику внешних и внутренних мотивационных факторов у студентов всех курсов, проходящих обучение в СПХФУ. Так, если первокурсники в большей степени социально ориентированы, то ценности прагматизма, связанные с реалиями рыночной экономики, с ориентациями на получение высокого дохода, весьма выражены у студентов второго курса (53,3%) и старше (55,2%) (рис. 2). Озабоченность вызывает то, что интерес к профессиональной карьере, особенно у студентов-старшекурсников, вторичен по сравнению с доминирующим мотивом к материальному достатку.

Происходящая в ходе обучения переоценка отношения студентов к профессии – важный шаг к формированию стремления к профессиональному самоопределению, к осознанию необходимости трансформации внутреннего мира, к поиску новых возможностей самоосуществления себя в учебной деятельности. Примечательно, что подавляющая часть студентов связывает свое будущее именно с работой по специальности. Опрос показал, что это намерение превалирует у студентов 1-3 курсов (соответственно 67,6%, 62,6%, 61,9%) и несколько снижается к 4 курсу (58,6%) (рис. 3).

Рис. 3. Намерения студентов (1-4 курсы и старше) работать после окончания СПХФУ

Таблица 1 дает представление о мотивациях студентов в процессе профессиональной подготовки. Треть опрошенных студентов считает важной для себя интересную работу, связанную с получением удовольствия от нее.

Таблица 1

Внешние и внутренние мотивы будущей профессиональной деятельности студентов СПХФУ

Что больше всего мотивирует Вас работать?

Возможность наслаждаться процессом работы

34%

Стабильность, деньги и возможность особо не напрягаться

29,4%

Возможность почувствовать свою важность, нужность

22,2%

Возможность неожиданных перемен, смена мест

5,7%

Острая конкуренция и борьба в профессиональной сфере

5,7%

 

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, у студентов СПХФУ сформированы мотивации к учебной деятельности и овладению профессией. Однако в ходе исследования был выявлен ряд факторов, снижающих мотивацию студентов к учебе (таблица 2).

Таблица 2

Факторы и механизмы снижения мотивации студентов СПХФУ

Факторы, снижающие мотивацию к учебному процессу студентов СПХФУ

Скучные лекции / семинары

22,2%

Авторитарность, агрессивность преподавателей

20,6%

Отсутствие логики при изложении материала

17,5%

Разрыв между образованием и потребностями современных компаний

14,4%

Недостаточная техническая оснащенность аудиторий/лабораторий

13,4%

Недостаток коммуникативных навыков у преподавателей

10,3%

Недостаточная эрудированность преподавателей

1,5%

 

Заключение

Таким образом, мотивация обучения и мотивация учения – важные компоненты образовательного процесса. Изучение мотиваций студентов СПХФУ свидетельствует о сформированности у них стремления к учению и получению профессии. Мотив к профессиональной самореализации сочетается у студентов СПХФУ с прагматическими ценностями. Повышение мотивации студентов к учению находится в непосредственной связи с повышением мотивации преподавательского состава к обучению. В новых реалиях преподавателям необходимо преодолеть консерватизм и сформировать новое педагогическое мышление. Демократический стиль педагогического общения преподавателей со студентами, инновационные технологии чтения лекций и проведения семинаров, наряду с высоким уровнем проведения занятий в классической форме в сочетании с глубоким знанием преподаваемого предмета, могут существенно усилить мотивацию студентов к познавательной и учебной деятельности.


Библиографическая ссылка

Воробьева С.А., Веремчук А.С., Волгушева А.О., Завершинская Н.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29642 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674