С конца XX в. педагоги высшей школы (В.А. Андриеш, Г.С. Батищев, А.З. Варисов, Б.П. Вышеславцев, A.B. Гусева, Э.В. Ильенков, В.С. Лазарев, Т.А. Черникова, П.Д. Юркевич и др.) особое внимание уделяют роли исследовательской работы студентов в их личностном и профессиональном становлении, рассуждают о невозможности автономного существования в вузе системы научно-исследовательской работы обучающихся. Исследователи указывают: «Чтобы выпускники готовились к решению исследовательских задач на качественно более высоком уровне, чем в настоящее время, в каждом вузе должна действовать специальная образовательная подсистема, включенная в его общую образовательную систему» [1, с. 26]. Считаем, что научно-исследовательская деятельность способна быть эффективной только при включении ее в единую образовательную систему страны. Интеграция между различными сферами научной деятельности может рассматриваться как основа для осуществления результативных научных исследований, а соответствующие по тематике социальные сети, актуализирующие исследовательскую деятельность обучающихся, могут не только эффективно управлять ею, но и способствовать «формированию научно-исследовательской компетентности студентов» [2, с. 44].
Акцентируя внимание на возросшей роли сетевых ресурсов в образовании, специалисты с удовлетворением пишут: «Социальные сети могут быть представлены сегодня в качестве новой учебной среды для современных школьников и студентов, предлагая им иные способы взаимодействия, новые информационные и коммуникационные каналы, специальные технологии общения и деятельности» [3, с. 221]. Современная информационно-образовательная среда вуза, объединяющая электронные информационные и образовательные ресурсы, основана на компьютерно-телекоммуникационных технологиях, способствующих управлению образовательной деятельностью вуза.
Цели исследования: выявление особенностей научно-исследовательской деятельности обучающихся Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета (СФУ), основных этапов ее организации, а также разработка методических рекомендаций о том, как усилить эффективность и результативность научно-исследовательской работы студентов посредством использования ими различных возможностей современных сетевых ресурсов.
Материал и методы исследования. Материалом исследования стали многолетние наблюдения над работой в системе LMS Moodle студентов ЛПИ – филиала СФУ, а также осмысление результатов сотрудничества этого структурного подразделения СФУ с Оксфордским Российским Фондом (далее – ОРФ) и Красноярским краевым фондом науки (далее – ККФН).
Методы предлагаемого исследования включают теоретический анализ научных источников по проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта в области организации научной работы студентов посредством сотрудничества с различными фондами, а также с социальной сетью ОРФ, анкетирование и интервьюирование студентов, статистический метод, метод кластерного анализа материалов и др.
Результаты исследования и их обсуждение. Образовательное пространство современного вуза может органично развиваться лишь на основе сочетания процесса обучения с научными исследованиями обучающихся и исследовательской деятельностью. Деятельность студентов в системе управления обучением или виртуальной образовательной среде MOODLE нацелена на освоение формализованных знаний (понятий, терминов, методов исследования и др.) по дисциплинам базовой части учебного плана («История России», «Всеобщая история», «Философия», «Теория и практика эффективного общения», «Е-портфолио в развитии и оценивании образовательных результатов» и др.). Эти знания становятся прочной основой студенческих научных исследований в профессионально значимых сферах образования и науки, что позволяет ЛПИ – филиалу СФУ выстроить многолетнее сотрудничество с ОРФ, представляющим ежегодно 5–6 стипендий нашим студентам, и ККФН, ежегодно осуществляющим грантовую поддержку 30–40 студентов для участия в научных конференциях в различных регионах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Признавая LMS MOODLE эффективным инструментарием расширения возможностей преподавания, 100% преподавателей ЛПИ – филиала СФУ активно используют эту систему управления процессом обучения. Решая вопрос об эффективности LMS MOODLE, мы провели в феврале 2020 г. анкетирование среди студентов ЛПИ – филиала СФУ, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В анкетировании были задействованы 52 студента (2–4-х курсов), которые среди наиболее активно используемых ими элементов курсов LMS MOODLE указали тесты, включающие вопросы разных типов (100% респондентов), составление глоссария (90%). Эти виды учебной деятельности были определены респондентами как наиболее привлекательные для них: 77% и 50% соответственно. Из ресурсов системы самыми востребованными стали книги, папки и текстовые страницы, предоставляющие студентам возможность познакомиться с фрагментами статей, учебников, монографий и иного (80%), а также папки, включающие различные видеоматериалы: учебные фильмы, видеозаписи уроков преподавателей и студентов-практикантов и др. (77%).
Сравнивая оценку работы в системе LMS MOODLE, представленную в исследованиях методистов 5-летней давности, следует отметить, что сегодня студенты не обращают внимания на сложности работы, связанные с технической стороной функционирования системы: регистрацией пользователей, медленной работой сайта и т.п. [4, с. 160–161].
Студенты ЛПИ – филиала СФУ высоко оценили те качества системы LMS MOODLE, которые неоднократно отмечены в ранних работах методистов [4, с. 162]: дистанционный характер (100%), доступность в любое время и в любом месте (100%) со всех электронных устройств (100%), возможность почти мгновенного оценивания обучающимися формализованных знаний (особенно тестов). При этом 52% опрошенных отметили в качестве серьезного недостатка работы этой системы невозможность живого диалога с преподавателем, отсутствие оперативной обратной связи.
Таким образом, анализ учебной деятельности в системе LMS MOODLE студентов-гуманитариев позволяет преподавателю эффективно руководить процессом усвоения обучающимися формализованных знаний по дисциплине, видов ресурсов, необходимых для решения профессиональных задач, и т.п. Использование разных элементов и ресурсов обучающих курсов этой системы дает возможность преподавателям сформировать у студентов представление о базовых научных знаниях дисциплины, ее основных понятиях, терминах, общих и специфических методах исследования и т.д.
Отвечая на вопрос о том, может ли система LMS MOODLE быть использована для организации и развития научно-исследовательской работы студентов, большинство респондентов (90%) ответили отрицательно, отмечая, что преподаватель может лишь разместить в системе темы исследований, все остальное обсуждается во время живых консультаций, индивидуального планирования и др. Эта точка зрения отражена во многих работах исследователей и методистов: «Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию исследовательских способностей и умений» [5, с. 52–53].
Преподаватели ЛПИ – филиала СФУ исходят из того, что для органичного объединения в образовательном процессе 2 компонентов (обучение и исследование) необходимо сочетать возможности системы LMS MOODLE и других образовательных интернет-ресурсов (сайтов, социальных сетей и т.п.), среди которых особая роль в этом процессе отводится ОРФ, наиболее значительным проектом которого стала стипендиальная программа, предназначенная для студентов российских академических университетов, обучающихся на гуманитарных факультетах и нацеленных на получение профессий гуманитарного профиля. При распространенном среди современной молодежи мнении о том, что представители профессий гуманитарной сферы в сравнении с техническими специальностями являются менее востребованными, а значит, менее конкурентоспособными, а их услуги – менее оплачиваемыми, ОРФ активно содействует развитию гуманитарного образования в России, его деятельность нацелена на личностное и профессиональное развитие студентов и магистрантов, обучающихся по гуманитарным направлениям и профилям. Материалы и ресурсы, представленные на сайте ОРФ, отражающие актуальные проблемы современного российского образования и науки, позволяют характеризовать его как специализированную социальную сеть, объединяющую молодых исследователей социогуманитарных проблем [6]. Рекомендуем руководителю студенческого исследования или куратору молодых исследователей организовать систематическую работу студентов с сайтами, обсуждать представленные там материалы (объявления, конкурсную документацию, видеоматериалы о событиях, научные публикации, отзывы участников образовательных и научных мероприятий, стипендиатов и т.д.), рекомендовать, чтобы студенты участвовали в конкурсах на посещение знаковых мероприятий, выполнение грантовых проектов и др. Так, студенты, активно посещающие сайт ОРФ, понимают, что эффективности современной исследовательской деятельности (личной и коллективной) многократно способствует единый мировой научный контекст. ОРФ плодотворно занимается актуализацией такого контекста посредством разнообразных образовательных и научных (научно-практических) мероприятий, участниками которых могут стать не только стипендиаты ОРФ, но и студенты, ранее не занятые в программах ОРФ. Наиболее интересными для студенческого сообщества ЛПИ – филиала СФУ, по данным анкетирования, являются зимние и летние школы, открытые конференции, тематика которых носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Такова, например, зимняя школа-лаборатория «Актуальная античность: Идеи и идеалы. Экономика и право. Культура, религия, наука» (февраль 2020 г.). Объявление о теме предстоящей школы и тематике эссе 1-ого отборочного тура было сделано в рамках изучения на 3-м курсе дисциплины «История литературы» стипендиатом ОРФ В. Смагиной. Многие студенты откликнулись на это объявление, заинтересованные тем, насколько эффективным может быть обращение к античной литературе и культуре в отношении избранных ими тем курсовых исследований. Впоследствии обучающиеся говорили о том, что такой дискурс учебных исследований позволил сделать им не только интересные наблюдения, но и убедительные и перспективные выводы, способствующие осмыслению литературоведческих проблем в контексте истории античной литературы и мировой художественной культуры в целом. Во время одной из консультаций обучающихся с научным руководителем без предварительной подготовки состоялась конференция в формате, подобном unconference, т.е. без присущих жанру конференции спикера (ведущего), определенных программой выступающих, слушателей, программы с точным названием докладов. Во время unconference звучали живые, заранее не подготовленные монологи студентов по теме, избранной ими для эссе, спонтанно возникали научные дискуссии, нацеленные на оформление и структурирование полученного знания, и т.п. Осмысляя характер состоявшегося мероприятия, студенты классифицировали его как проявление «нетворкинга в области исследований/знаний» [7, с. 12]. В результате этого мероприятия лишь несколько обучающихся решили представить свои эссе на конкурс для отбора участников зимней школы ОРФ: А. Брагина «Почему мне представляется перспективным обращение к античной мифологии при изучении “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева»; В. Смагина «Каковы перспективы исследования романа И.А. Гончарова “Обломов” в контексте античной литературы и культуры». Остальные участники unconference посчитали, что им необходимо продолжить свои исследования: более корректно работать с научными понятиями и терминами, активно использовать культурно-исторический и сравнительно-исторический методы, структурировать и визуализировать полученные результаты и др. Но желание участвовать в программах ОРФ у обучающихся не исчезло. Результатом unconference стало четко осознаваемое студентами представление о том, что важнейшим составляющим компонентом исследовательской деятельности становится стремление исследователя популяризировать результаты его работы.
В качестве одного из этапов отбора участников школы-лаборатории ОРФ «Актуальная античность: Идеи и идеалы. Экономика и право. Культура, религия, наука» (февраль 2020) было собеседование координаторов/кураторов со студентами по представленным эссе в режиме виртуального общения. В процессе собеседования организаторы корректно определяли контуры исследовательской идеи будущего участника школы, методы его исследования, владение культурой научной дискуссии с учетом различия дисциплинарных и коммуникационных бэкграундов предполагаемых участников проектов, запланированных в рамках мероприятия будущих участников, и т.п. Индивидуальный характер проводимого собеседования в рамках избранной обучающимся темы исследования, участие в работе тематической школы, безусловно, способствуют осознанию студентами роли продуманной коммуникационной стратегии в научном исследовании, которая, как считают специалисты по организации международных исследовательских проектов, «позволяет сделать результаты проекта доступными широкой аудитории», «удобными для продвижения» в обществе [7, с. 122].
Анализ сайта ОРФ с позиции социальной сети позволяет утверждать, что безусловный интерес в рубрике «Новости» вызывают материалы о стипендиатах ОРФ, воплощающих примеры успешных жизненных стратегий («Экс-стипендиаты в роли экспертов»), что способствует вовлеченности пользователей социальных сетей в коммуникационные и деятельные форматы обучающихся гуманитарных специальностей российских университетов. Все вышеизложенное дает иногда студентам основание считать Оксфордский Российский Фонд социальной сетью, которая предоставляет широкие возможности для успешного роста пользователей, открывает им намечаемые горизонты ожиданий своего формирующегося разнонаправленного научного будущего.
Материалы сайта ОРФ дают полное представление о коммуникации представителей социогуманитарных направлений современной науки, об опыте построения научных и личных связей пользователей и стипендиатов ОРФ. Следствием этого являются постоянное расширение научного кругозора пользователей, структурирование информации о происходящих в мире процессах, что становится основой для международной интегрированной научной деятельности в области глобальных вопросов современности.
Заключение. Таким образом, систематическая работа обучающихся в виртуальной образовательной среде под управлением преподавателя способствует усвоению студентами формализованных знаний по дисциплинам базовой (обязательной) части учебного плана образовательной программы. Формирование у обучающихся представлений об основных понятиях научных дисциплин, содержании специфических терминов, отражающих состояние современной науки в контексте политики, экономики, культуры, является основой дисциплинарных и коммуникационных бэкграундов современных студентов, обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды, основанной на современных компьютерно-телекоммуникационных технологиях. Нацеленность учебной деятельности студентов на изучение базовых знаний дисциплин характерна для этапа подготовки к исследовательской деятельности.
2-й этап организации исследовательской деятельности студентов, основанный на органичном объединении в образовательном процессе обучения и исследования, начинается в конце 2-го и/или начале 3-го курсов и проводится в контексте установления партнерских отношений вуза со специализированными фондами, всемерно поддерживающими молодых исследователей в их стремлении активно обращаться к новейшим коммуникативным технологиям, разнообразным проявлениям открытого нетворкинга и обмена информацией. Преобладание междисциплинарной тематики летних и зимних школ (в том числе школ-лабораторий, открытых конференций, мастер-классов, организованных ОРФ, тематических смен, организованных ККФН в летнем молодежном лагере «ТИМ – Бирюса») позволяет молодым исследователям определить междисциплинарный и коммуникативный контекст исследовательской идеи, продумать коммуникационные стратегии, способствующие продвижению исследовательского проекта в обществе.
Исследование выполнено при поддержке Оксфордского Российского Фонда.
Библиографическая ссылка
Бахор Т.А., Безруких Ю.А., Смагина В.Ю., Брагина А.О., Мещерова Ю.Н., Перцева С.А. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29636 (дата обращения: 12.10.2024).