Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

Лукина А.К. 1 Севостьянова А.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но в нынешней ситуации оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, актуализировать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила школы. Уклад - это то, что складывается годами, и просто так изменить его невозможно. В данной статье представлены результаты анализа сайтов школ и опрос уполномоченных по делам ребенка в муниципальных образованиях Красноярского края, которые позволяют вынести необходимые параметры и характеристики для становления уклада школьной жизни. Нами была разработана анкета, включающая как закрытые, так и открытые вопросы. В опросе приняли участие 40 респондентов, 20 из которых были представители города Красноярска и других малых городов края, и 20 представителей сельской местности. Среди участников большую часть составляли работники образования (учителя, социальные педагоги) и представители учреждений социальной защиты населения. Проанализировав сайты общеобразовательных школ, по определенным параметрам, мы пришли к выводу, что школьный уклад не прослеживается в информационном пространстве (интернет-ресурс).
воспитательная система
уклад школьной жизни
атмосфера
образовательный опыт
социальная среда
1. Тубельский А.Н. Новые ценности образования // Демократическая школа Александра Тубельского. 2012. №1 (49). С. 18-21.
2. Джексон Ф. Жизнь в классе / Пер. с англ. А. Сидоркина, Т. Соколова. М.: Высшая школа экономики, 2016 248 с
3. Плахова Т.В. Уклад школьной жизни // Директор школы. 2019. №1 (234). С. 85-92.
4. Сапрыкина Д., Тихомирова Е.Е. Главное – атмосфера в школе // Директор школы, 2019. №5. С. 50-56.
5. О совершенствовании уклада школьной жизни» // Рекомендациями Министерства образования от 17 сентября 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901807545 (дата обращения: 15.03.2020).
6. Иванова Е.В., Виноградова И.А., Нестерова О.В., Маякова Е.В. Концепция развития образовательных условий московских школ // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29131 (дата обращения: 03.02.2020).
7. Вентцель К.Н Антология гуманной педагогики. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999. 216 с.

Уклад школьной жизни – трудноуловимая её характеристика, тем не менее оказывающая существенное (некоторые исследователи даже говорят - решающее) влияние на то, какой образовательный результат будет получен: чему и как ребенок научится за время обучения в школе, какие ценности станут для него определяющими. Различные аспекты проявления уклада школьной жизни и его влияния на развитие ребенка проанализированы в работах С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, А.Н. Тубельского [1], Ф. Джексона [2] и других исследователей

А.Н. Тубельский отмечал, что само понятие «уклад» является сложным и плохо структурируемым, что элементами уклада являются и различные формы дифференциации учащихся, и структура реальной власти в школе, и язык школы, его семантика, преобладающий тон, и многие другие слабо осознаваемые элементы школьной жизни [1].

В статье Т.В. Плаховой [3] рассмотрены основные элементы уклада школьной жизни - это и нравственная культура школы, и культура взаимоотношений участников образовательного процесса, и история школы, и показано, что в настоящее время педагоги и руководство школ уделяют недостаточно внимания проектированию уклада, без чего невозможно выстроить эффективную воспитательную систему.

Л.П. Кезена, в прошлом руководитель департамента образования города Москвы, отмечает в своем интервью важность создания творческой, свободной атмосферы в школе [4].

В соответствии с рекомендациями Министерства образования «О совершенствовании уклада школьной жизни» от 17 сентября 2001 года к элементам уклада относится и символика школы, и нормы взаимоотношений участников образовательного процесса, и наличие органов ученического самоуправления, и реализация социально значимых проектов, и условия для развития социальных компетенций учащихся и т.д. [5]. Мы считаем, что этот список должен быть дополнен особенностями предметно-пространственной среды, и возможностями досуга и дополнительных занятий детей, и условиями для профессионального развития педагогов, особенностями системы управления образовательным учреждением, ролью в нем родительской общественности, ученического самоуправления, организаций-партнеров [6]. Кроме того, важно создание дифференцированных условий для детей из семей с различным культурным капиталом, а не только для детей с особыми образовательными потребностями (или расширение понятия «особые образовательные потребности»).

При этом важно, что для личностного развития необходим определенный уровень напряженности среды, определенный дискомфорт, преодоление которого и создает условия /возможность развития. Еще в 20-е годы К.Н. Вентцель писал, что в целях нравственного развития для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать [7].

Материал и методы исследования

Для анализа существующего уклада школьной жизни было приведено исследование, включающее в себя: анализ сайтов 15 общеобразовательных учреждений г. Красноярска, выбранных случайным образом, и анкетный опрос представителей уполномоченного по правам ребенка в территориях Красноярского края. Всего в опросе приняло участие 40 человек: 20 – из сельских районов, и 20 из малых городов края и г. Красноярска. Подавляющее большинство опрошенных – женщины (среди участников был только один мужчина). Среди участников большую часть составляли работники образования (учителя, социальные педагоги) и представители учреждений социальной защиты населения.

Единицами анализа школьных сайтов были следующие параметры:

  • наличие в образовательных программах школ и других материалах, представленных на сайтах, информации об укладе школьной жизни;
  • описание истории, традиций школы, основателей, лучших выпускников и т.д.;
  • описание роли ученического самоуправления, родительской общественности, социальных партнеров в системе управления учреждением.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ сайтов показал следующее:

  1. Само понятие «уклад школьной жизни» не описано ни в одном из проанализированных сайтов.
  2. История школы – подробная, с описанием основателей, лучших выпускников, традиций, и т.д. имеется только в 3 из 15 проанализированных сайтов (20%). При этом надо отметить, что многие из школ, сайты которых были проанализированы, имеют более чем полувековую историю, им действительно есть чем гордиться, но эта информация никак не отражена на сайтах школ. Многие из школ, чьи сайты были проанализированы, носят имена героев. Однако только в половине случаев на сайтах имеются подробные описания биографий этих героев, описание подвигов.
  3. Упоминание об органах ученического самоуправления, роли родительской общественности в управлении школой имеется только в 5 из проанализированных сайтов, что составляет треть из них.

Мы не утверждаем, что этих органов в школах нет; важно, что им не придается значения в реальном участии в делах школы; руководство школ, которое, безусловно, проектировало содержание сайтов, разрабатывало образовательные программы, не видит в этих органах реальной силы, не рассматривает их как реальных партнеров в развитии школ.

Только в одной из проанализированных школ описана очень интересная традиция «Завтрак с директором» - встреча директора с органами ученического самоуправления за «чашкой чая», обсуждение проблем и перспектив развития школы, как это видят дети. На сайте этой же школы отражена история школы – неформально, с описанием людей, традиций, основателей, лучших педагогов, выпускников и т.д. Это еще раз подтверждает, что уклад – интегральное образование, затрагивающее различные стороны жизни образовательного учреждения.

При проектировании уклада надо понимать, что уклад - это то, что складывается годами, его нельзя так просто изменить. Однако некоторые руководители полагают, что можно провести несколько семинаров, и за три месяца получить результаты позитивного воздействия нового уклада на воспитание учеников. К такому поверхностному пониманию уклада подвигают руководителей реалии сегодняшнего дня, требующие «быстрой» отдачи, измеряемых результатов и «доказательной» педагогики.

Для понимания характеристик сложившегося уклада школ Красноярского края был проведен опрос представителей уполномоченного по делам ребенка в муниципальных образованиях Красноярского края. Нами была разработана анкета, включающая как закрытые (по принципу «меню»), так и открытые вопросы относительно оценки участниками некоторых параметров уклада жизни школы, а также защищенности прав ребенка в школе, семье и обществе. Для оценки важности отдельных параметров школьного уклада участникам было предложено проранжировать различные параметры школьной среды по степени их важности для психологического благополучия и развития ребенка (чем ниже балл, тем выше значимость параметра). Результаты этой работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Важность отдельных параметров школьной среды для психологического благополучия и развития ребенка

Характеристики школьной среды

Ранг

Эмоциональный комфорт

3,325

Уважительное отношение к себе

3,85

Взаимоотношения с учителями

4,075

Взаимоотношения с учениками

4,575

Сохранение личного достоинства

4,775

Возможность высказать свою точку зрения

4,875

Возможность обратиться за помощью

5,525

Учет личных проблем и затруднений

5,975

Возможность проявлять инициативу, активность ребенка

6,15

Внимание к просьбам и предложениям

7,175

Активное участие родителей в школьной жизни

7,2

Помощь в выборе собственного решения

7,4

 

Самые важные характеристики школьного уклада, по мнению опрошенных, это - эмоциональный комфорт, уважение и сохранение личного достоинства ребенка, взаимоотношения с учителями и учениками, возможность высказать свою точку зрения. Отсюда подспудно следует ожидание ненапряженной образовательной среды, среды, где ребенок чувствовал бы себя уютно и защищенно. Однако известно, что развитие совершается только там и тогда, когда существует достаточный уровень напряженности среды, требующей от школьников усилий для преодоления определенного дискомфорта, создаваемого средой.

Наименее важными опрошенные считают внимание к просьбам и предложениям, активное участие родителей в школьной жизни, помощь в принятии собственного решения, возможность проявления собственной инициативы ребенком - именно те параметры среды, которые способствуют становлению субъектности, самостоятельности и социальной ответственности ребенка.

Для оценки реального состояния школьной среды респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале те же самые параметры среды в школах их региона. Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка некоторых параметров школьной среды

Характеристики

Средняя оценка

Возможность проявлять инициативу, активность

3,575

Возможность обратиться за помощью

3,5

Возможность высказать свою точку зрения

3,425

Взаимоотношение с учениками

3,225

Взаимоотношение с учителями

3,175

Уважительное отношение к себе

3,125

Сохранение личного достоинства

3,1

Внимание к просьбам и предложениям

3,075

Помощь в выборе собственного решения

2,95

Эмоциональный комфорт

2,875

Учет личных проблем и затруднений

2,775

 

Наивысший балл получили такие характеристики среды, как возможность проявить инициативу, активность, обратиться за помощью, высказать свою точку зрения – именно те параметры, которые занимали самые низкие места в рейтинге важности. Самые низкие баллы получили именно те характеристики, которые респонденты оценили как наиболее важные - эмоциональный комфорт, учет личных проблем и достижений, помощь в выборе собственного решения.

По мнению опрошенных, чаще всего в школе нарушаются права на свободное выражение своего мнения, на защиту от грубого и жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства. Причем все эти права гораздо чаще нарушаются именно в сельских школах. В городских школах чаще других отмечается нарушение прав на бесплатное образование, на отдых и досуг.

Все это говорит о преобладании в укладе школ, особенно сельских, недемократических, негуманных отношений; незащищенности ребенка от грубости, жестокости, неуважительного отношения. В таких условиях трудно надеяться на становление свободной, ответственной личности, человека, умеющего отстаивать свои права и существовать в демократически устроенном государстве.

По нашему мнению, формы проведения досуга, использование культурных ресурсов социума также можно рассматривать как один из показателей уклада жизни, формирующего личность. Результаты сравнительного исследования доступности различных культурных ресурсов социума сельским и городским школьникам приведены в таблице 3.

Таблица 3

Доступность различных видов культурных ресурсов для сельских и городских школьников

Виды культурных ресурсов

Село

Город

Театр, цирк, зрелища

0

20

Музей

50

70

Кинотеатр

25

65

Стадион, спортивный зал

70

80

Бассейн

15

60

Интернет

75

75

Хорошая библиотека

75

85

Дискотека

55

35

Дополнительное образование

65

70

 

Из результатов исследования видно, что школьники и села и города недостаточно используют культурные ресурсы социума, их культурная жизнь бедна. Только 20% городских школьников посещают театр; для сельских же школьников это вообще недоступно; кинотеатр оказывается доступным и востребованным для 65% городских школьников и только для 25% - сельских; бассейн – доступен для 60% городских школьников и только 15% - сельских; музеи доступны для 70% городских школьников и только для 50% - сельских. Сельские школьники «опережают» городских только в доступности дискотек; очевидно, это связано с тем, что такой вид времяпрепровождения уже не актуален для городских. По доступности Интернета городские и сельские школьники сравнялись, достаточно высока доступность также библиотек и дополнительного образования.

Важным показателем качества уклада школьной жизни являются те конфликты, в разрешение которых чаще всего приходится вступать уполномоченным. Это конфликты, связанные с отношениями в системе ученик - учитель,   родители – дети, конфликты между детьми. Это говорит о серьезном неблагополучии именно в этих системах отношений.

Оценивая психологическую безопасность ребенка в школе, респонденты почти в 4 раза чаще отмечают, что он не защищен от различных видов опасностей, чем защищен. Особенно незащищенным чувствует себя ребенок от оскорблений, высмеивания, угроз, обидного обзывания.

Главные цели семьи по отношению к ребенку, по мнению респондентов - образование, здоровье и ответственность (научить принимать решения); главные цели школы - образование, применение знаний на практике, здоровье. Таким образом, ведущими ценностями по отношению к детям являются обеспечение условий для получения качественного образования (сюда же относится и применение знаний на практике) и здоровье – скорее ценности воспроизводства культуры и самосохранения, но никак не ценности развития.

В семье самые нарушаемые права - на защиту от грубого и жестокого обращения, на личную жизнь, секреты от взрослых, на уважение человеческого достоинства.

Итак, реально ребенок живет в атмосфере грубости, неуважении к своей личности. Жизнь в такой атмосфере, восприятие её как «нормальной» формирует тоталитарный тип личности ребенка, что совсем не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Для проектирования уклада, понимания особенностей его воздействия на детей, находящихся в школьной системе, необходимо создать условия для проблематизации качества этого уклада для организаторов образовательного процесса, прежде всего – администрации и педагогов, создать условия для рефлексии особенностей этого уклада - детско-взрослых взаимоотношений, источников сложившего уклада, его влияния на особенности развития детей.

Заключение

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и практики работы образовательных учреждений показал, что уклад школьной жизни имеет решающее значение в формировании таких качеств личности, как субъектность, инициативность, уверенность в себе, система его ценностей и отношений. Для этого уклад должен обладать такими характеристиками, как природосообразность и культуросообразность, определенная напряженность и наличие возможности для открытого действия ребенка.

Результаты анализ опроса представителей уполномоченного по делам ребенка в муниципальных образованиях Красноярского края показал, что многие из этих элементов уклада не находят отражения в деятельности образовательных учреждений или находятся в таком состоянии, которое препятствует полноценному развитию ребенка. Опрошенные низко оценивают параметры уклада, способствующие сохранению личного достоинства учеников, учету их мнения при принятии управленческих и личностных решений, эмоциональному комфорту и безопасности, учету личных проблем и достижений. Это требует специальной работы по проектированию демократического уклада школьной жизни.


Библиографическая ссылка

Лукина А.К., Севостьянова А.С. УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29619 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674