Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Тазов П.Ю. 1
1 Государственный университет управления
Цель данной статьи – провести теоретический анализ процесса формирования духовно-нравственных ценностей студентов в рамках временных характеристик личности. Временная перспектива рассматривается как важное условие процесса нравственного воспитания студентов. Автор утверждает, что позитивная временная перспектива влияет на эффективность нравственного воспитания студентов. Доказывается: формирование духовно-нравственных ценностей должно идти параллельно с формированием социальных ролей, в рамках которых возможна реализации данных ценностей. Формирование социальных ролей будущих специалистов с высшим образованием напрямую обязательно связано с временной перспективой. В контексте временная перспектива отражает темпоральную характеристику ролевых диспозиций. В контексте данной теории ролевые диспозиции отражают поведенческий и когнитивные компоненты духовно-нравственных ценностей, которые реализуются через ролевое поведение. Реализация духовно-нравственных ценностей возможна через роли волонтера, участника благотворительных, волонтерских направлений в системе внеучебной деятельности вуза. Позитивная временная перспектива связана с целями развития личности студента, обращенными в будущее. Адекватное формирование социальных ролей в учебной и внеучебной деятельности возможно только при позитивной временной перспективе. Духовно–нравственные ценности создают опорные точки построения временной перспективы и гармоничного развития личности студента.
временная перспектива студентов
нравственное воспитание студентов
нравственные ценности студентов
ценности студентов
ценностная система студентов
1. Тазов П.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов //Современные проблемы науки и образования. 2019. №. 3. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2019/3/28944.pdf (дата обращения: 27.10.2019).
2. Frank L.K. Time perspectives. J. of Social Philosophy. 1939. № 4. Р. 293-312.
3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 607 с.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
5. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. № 8. С. 85–97.
6. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3(63). Т. 3.С.238-247.
7. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. (Серия: Гуманитарные науки). 2012. № 2(20). С.175-180.
8. Леснянская Ж.А. Временная перспектива личности и её развитие. Чита: ЗабГУ, 2014. 124 с.
9. Братусь Б. С. Аномальная личность. М., 1988. 301 с.
10. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: [хрестоматия]. СПб.: Питер, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libma.ru/psihologija/psihologija_lichnosti_v_trudah_otechestvennyh_psihologov/p6.php
11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-28.
12. Медовикова Е.А. Становление временной перспективы личности студентов с различными уровнями осознанной саморегуляции: дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 252 с.
13. Чурекова Т. М., Москаленко И. В. Формирование нравственных ценностей в аспекте феноменологической педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. C. 60–64.
14. Тазов П.Ю. Социокультурные условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2.; URL: http://www.science-education.ru/pdf/2019/2/28724.pdf (дата обращения: 10.02.2020).
15. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Пелех Ю.В., Маслова О.В., Сокольская М.В., Санжаева Р.Д., Монсонова А.Р., Дагбаева С.Б., Неяскина Ю.Ю., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. Система ценностных ориентаций "поколения z": социальные, культурные и демографические детерминанты // СПЖ. 2019. №72. С. 46-67.
16. Рожкова Л.В., Влазнева С.А., Сальникова О.В., Дубина А.Ш. Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности // Социодинамика. 2019. № 1. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28758 (дата обращения: 20.09.2019).
17. Проконич О.А. Ценностно-смысловые предикторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза в период обучения: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Кемерово, 2016. 251 с.
18. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А., Балабащук Р.О. Ценностно-смысловая направленность и социокультурные детерминанты образа собственного будущего студенческой молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 30. С. 92–103.
19. Тазов П.Ю. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи // Вестник МИРБИС. 2018. № 1 (17). С. 195-200.
20. Тазов П.Ю. Динамика ценностей студентов: от ценностей интеграции к ценностям адаптации // Вестник МИРБИС. 2015. № 1(1). С.38-42.

Цель исследования: провести теоретический анализ процесса нравственного воспитания студентов в контексте временной перспективы и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности нравственного воспитания. Актуальность изучения временной перспективы обусловлена слабой проработанностью в современной психолого-педагогической литературе проблемы зависимости временной перспективы и нравственного воспитания студентов.

Материалы и методы исследования. Данное исследование проведено на основе данных исследований, полученных в результате изучения студентов вузов, а также на результатах теоретического анализа материалов по проблеме временной перспективы студентов вузов, нравственного воспитания студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Нравственное воспитание – не только сложный и многоуровневый процесс формирования духовно-нравственных ценностей, смыслов, идей, мировоззрения личности учащихся, но и процесс становления социальных ролей, сопряженных с определенными ценностями. Действительно, реализация духовно-нравственных ценностей часто связана с определенной социальной ролью [1, с. 6-8]. В структуре самой роли можно выделить несколько составляющих. Выделим те, которые будут отражать некую временную характеристику. Это представление об идеальной и реальной роли. Так, «реальная» роль – это представление студента о той роли, которую он играет в реальной жизни, идеальная роль отражает идеальные характеристики роли, к которым необходимо стремиться. Сознание студентов отражает пограничное состояние роли студента, в силу подготовки к будущей деятельности. Студенты готовятся к выполнению социальных ролей, связанных с будущей работой. Отсюда временная перспектива, отражающая обращенность студентов в будущее, становится важным условием нравственного развития студентов. Поскольку реализация целей и задач в будущем, выбор средств их достижения зависит от нравственных императивов личности. Поэтому логичным будет рассматривать формирование ценностей студентов в условиях временных, «темпоральных» характеристик, в контексте временной перспективы. Мы будем рассматривать временную перспективу в когнитивном, смысловом контексте и в рамках ролевой структуры личности. Оба выделенных аспекта, по нашему мнению, являются важными факторами, влияющими на эффективное нравственное воспитание.

Анализом проблем, связанных с психологическим временем, занимались такие исследователи, как К. Левин, Ф. Зимбардо, Дж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.Б. Орлов, П.И. Яничев и многие другие.

Впервые к категории «временной перспективы» обратился Л. Франк, который определил ее как «динамическое базовое свойство человеческого существования. Прошлое и будущее – два аспекта поведения… Будущее детерминируется настоящим, настоящее контролируется прошлым, но прошлое создает то, что будущее накладывает его ценности на настоящее» [2, с. 295]. По Ж. Нюттену, временная установка - это позитивная и негативная настроенность субъекта по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Он рассматривал временную перспективу как некий структурный стержень мотивационной сферы личности, обладающий протяженностью, глубиной, насыщенностью, реалистичностью и структурированностью. Через саморегуляцию временная перспектива связана с мотивами, смыслами, ценностями личности [3, с. 355].

Временная перспектива создает некую «осевую направленность» личности, конституируя особый ход восприятия настоящего, выступая неким условием самоорганизации планов, целей, идей личности в их настоящем и будущем, в их потенциальном развитии. Временная перспектива является вероятностной моделью будущего, которое ложится в основу планирования краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов. Ценности и ролевые диспозиции в этом плане также несут в себе определённую временную перспективу, так как обращены в настоящее и будущее. Духовно-нравственные ценности создают «надвременные» ориентации личности, внутренние ограничители в настоящем и будущем.

Смысловую характеристику категории пространства и времени отмечает М.М. Бахтин: «для человека пространство и время являются средством реализации его смысловой организации» [4, c. 252]. Если для М.М. Бахтина пространство и время формируют некий «хронотоп», то для В.П. Зинченко, кроме пространства и времени, в хронотопе человека присутствуют ценностные и смысловые аспекты сознания человека, которые он характеризует как ценностно-смысловое измерение [5, с. 85–97]. А.В. Серый, Е.М. Вечканова подчеркивают наличие взаимообусловленности основных сфер самоосуществления человека – социальное окружение, деятельность, личностный потенциал - и темпоральных характеристик: «Эти сферы соотносятся с темпоральными характеристиками субъективной реальности человека – деятельность, осуществляемая в настоящем, направлена на цель и детерминирована смыслом будущего, взаимоотношения с социальным окружением предполагают процесс осмысления жизненной ситуации в настоящем, а анализ своего личностного потенциала человека основывается на рефлексии опыта решения жизненных задач прошлого» [6, с. 239].

При этом на разных этапах становления идентичности личности могут доминировать как ценности будущего, так и прошлого [7, c. 175–180].

Формирование духовно–нравственных ценностей неотрывно связано с появлением новых смыслов, с построением новых когнитивных связей. Ж.А. Леснянская определяет временную перспективу как «исходный пункт в формировании и развитии личности, обусловливающий и оказывающий воздействие на ясное понимание ею смысла собственной жизни, связанный с системой ценностей и целей, как исходный пункт в самореализации личности; как часть ее мировоззрения, которая изменяется в процессе социальной деятельности на протяжении всей его жизни и в то же время обусловливает самоопределение личности, выбор ею жизненного пути и самореализацию в определенной сфере деятельности» [8, с. 58].

Б.С. Братусь вводит понятие «смысловой сферы» личности. Рассматривая функции смысловой сферы личности, Б.С. Братусь выделяет эталон, образ будущего и нравственную оценку будущего. Ценности и смысловые образования формируют принцип соотнесения мотивов, общие правила, в соответствии с которыми будет производиться жизненный выбор. В этом смысле ценности не задают мотивы и смыслы, а «плоскость отношений между ними», некие «общие принципы их соотнесения». Так, «честность как смысловое образование - это не правило или свод правил, не конкретный мотив или совокупность мотивов, а определенный общий принцип соотнесения мотивов, целей и средств жизни, в том или ином виде реализуемый в каждой новой конкретной ситуации» [9, с. 97].

Кроме того, необходимо отметить важную функцию временной перспективы - интеграция личностных, индивидуальных и социальных смыслов, целей идей. Е.И. Головаха предлагает использовать вместо временной перспективы термин жизненной перспективы, имеющий интегральную функцию и представляющий собой систему представлений человека о своем будущем. Жизненную перспективу «следует рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную» [10, с. 262-276].

Логично было бы говорить о некой когнитивной карте, ментальном пространстве личности, которое строится на основе жизненного опыта, ценностей, смыслов, идеалов и представлений. Попытку соединить некий смысловой континуум и ось времени предпринимает М.Р. Гинзбург. Он рассматривает актуальное и потенциальное (настоящее и будущее) в контексте «жизненного поля личности», которое определяет как набор ценностей, смыслов и пространства реального действования. В результате прошлое существует в форме опыта, будущее в форме проекта, а настоящее в виде действенности [11, с. 25-30].

Однако встает вопрос о поиске универсальной категории, которая помогла бы связать временной континуум и смысловое поле личности. И такой категорией может выступать ценность. При этом нравственные ценности соединяют и настоящее (в оценке своего поведения с позиции нравственности, а также в рамках реализации системы диспозиций), и будущее (как возможность реализации нравственных ценностей). Реализация ценностей может быть вне времени (добро, справедливость) и с условно временными характеристиками (безопасность, экология) - те ценности, значимость которых может ослабевать при их реализации.

При этом «временная установка» является важным фактором построения смысловой сферы. Ощущения конечности собственной жизни, ограниченности ее некоторым небольшим промежутком (период старости) или, наоборот, ощущение бесконечности жизни, отсутствие ее конца (детство, юность) является сильным фактором трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Отсюда период студенчества, характеризующийся определенными специфическими особенностями переходности, неустойчивости и отсутствием высокой детализации будущего, детерминирует восприятие будущего, формирования временной перспективы. Это оказывает влияние на формирование духовно-нравственных ценностей.

Как верно отмечает Е.И. Головаха, на основе анализа психологических исследований, существует взаимосвязь между параметрами «будущей временной перспективы с такими существенными личностными характеристиками, как самооценка, я-концепция, мотивация достижения, догматизм, тревожность, импульсивность, локус контроля и ряд других» [10]. Мы считаем, что временная перспектива выступает неким каркасом, личностной осью, выступающей условием формирования смыслов, ценностей, идеалов личности.

Одной из главных, на наш взгляд, характеристик временной перспективы является ее согласованность. Е.И. Головаха определяет ее как возможность связывать будущие события жизни с прошлыми и настоящим [10].

Опираясь на определение жизненной перспективы, предложенной Е.И. Головахой, мы понимаем временную перспективу как исходную точку соотнесения настоящего, будущего, прошлого, отражающую в соотнесении планов, ценностей, смыслов. Таким образом, временная перспектива выступает некой моделью развития будущего в его смысловой, ценностной характеристике, как интегральная смысловая установка по отношению к будущему.

Другая важная характеристика временной перспективы - ее позитивность. При этом только позитивная временная перспектива обеспечивает нормальное, гармоничное формирование личности. Е.А. Медовикова отмечает, что становление позитивной временной перспективы возможно только при «осознанной саморегуляции» своей жизни, принятии прошлого, осознании настоящего, адекватном планировании своего будущего [12, с. 96-97]. Позитивная временная перспектива отражает оценку личностью своих возможностей с позиции их социальной самореализации в определенный период времени в будущем. Позитивная временная перспектива обеспечивает некоторое ожидание положительного будущего, создающее условие для формирования нравственных ценностей. Позитивная временная перспектива может характеризоваться как «обещание счастья». Так, Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко считают, что «нравственные ценности формируются и становятся реальным мотивом поведения, если за ними находится «обещание счастья» [13, с. 60].    

На индивидуальную временную перспективу оказывают влияние коллективные, социальные образы будущего, которые складывается из социокультурных особенностей населения, особой ментальности россиян, культурных норм, ценностей, идеалов, смыслов [14, с. 3-8]. Согласно исследованию М.С. Яницкого, А.В. Серого, О.А. Браун и др. (выборка = 1 251 представителя «поколения Z» в российских регионах и на Украине) высокая значимость традиционных ценностей (доброта, коллективизм и др.) более свойственна студентам сибирской «глубинки» и «менее всего – жителям Западной Украины и российского дальневосточного фронтира» [15, с. 61].

Позитивная временная перспектива задает определенный временной локус. Этот временной локус является некой ментальной картой, на которой выстраиваются смыслы и ценности в их временной перспективе. Таким образом, временная перспектива является интегративной установкой, отражающей такие характеристики личности, как активность, самостоятельность, осознанность настоящего и будущего и своего места в мире, развитие логического и критического мышления, уверенность. Аналитическое и критическое мышление отражает развитие аналитических и критических компетенций личности, которые реализуются в процессе принятия решений, моделирования и прогнозирования будущего. Уверенность является важной характеристикой личности, влияющей на формирование временной перспективы. При низком уровне уверенности формируется невысокий уровень притязаний, временная перспектива ограничена краткосрочным или среднесрочным периодом.

Таким образом, ментальная карта будущего является результатом гипотетической реализации своих возможностей, потребностей, задач личности во временной перспективе.

Кризисное состояние общества затрудняет планирование молодыми людьми своей жизни на долгосрочную перспективу. Это ведет к формированию в сознании молодежи негативных психологических состояний – страх, депрессия, тревога и пр. По данным исследования «Социокультурные особенности социального потенциала молодежи», проведенного в 2018 г. пензенскими социологами среди молодежи Поволжья (Пензенская, Саратовская области, Республика Мордовия; выборка – квотная; число опрошенных – 754), большинство опрошенных оценивают ситуацию в России как кризисную (59,32%), а 12,37% –  как катастрофическую [16].

О.А. Проконич говорит о сбалансированной временной перспективе личности студентов вуза, которая характеризуется следующими особенностями: «преобладание позитивных тенденций в репрезентации прошлого, невысокая значимость гедонистического и максимальное снижение фаталистического отношения к настоящему, общая ориентация на будущее» [17, с. 12]. Кроме этого, сбалансированный тип временной перспективы отличается высоким уровнем сформированности ценностно-смысловой сферы личности. При этом кризисным он считает 3 курс, на котором происходит поляризация группы на людей со сбалансированным и деструктивным типом временной перспективы. О.А. Проконич вводит ценностные предикторы временной перспективы студента, отражающие оценку реализации определённых ценностей в прошлом (признание себя социальным окружением) и будущем (общественное признание, уважение со стороны окружающих) [17, с. 8].

Тем не менее согласно исследованию, проведенному М.С. Яницким, О.А. Серым и др. среди 1251 студента из разных регионов России в возрасте 18-30 лет, «треть студентов характеризуется несформированностью ценностной направленности будущего, столько же ориентированы на различные инструментальные ценности, остальные демонстрируют приоритет терминальных ценностей самореализации, семейной жизни или материалистических ценностей» [18, с. 92].

Формирование позитивной временной перспективы влияет на формирование позитивного образа будущего, веры в себя, в возможность реализовывать поставленные перед собой задачи. Формирование позитивной временной перспективы влияет на формирование терминальных ценностей, среди которых – духовно-нравственные ценности. Отсутствие позитивной временной перспективы обусловливает усиление инструментальных ценностей, направленных на достижение ситуативных целей и задач, что может отражаться в стратегии «жить одним днем». Негативная временная перспектива отражает представление о будущем, в котором реализованы негативные ожидания, выступающие преградой в реализации целей, задач, потребностей и возможностей личности в определенной временной перспективе.

Временная перспектива обусловлена процессом самоорганизации личности и может характеризоваться такими качествами, как осмысленность, управляемость, насыщенность жизни, ответственность за жизнь. Эти характеристики обусловлены процессом формирования личности студента, сдвига временной перспективы от настоящего к будущему и расхождения между Я - реальным и Я – идеальным.

Таким образом, нравственное воспитание неотрывно связано с формированием временной перспективы, отражающей сложный процесс формирования мировоззренческих, когнитивных, смысловых, ролевых аспектов личности. Отсюда формирование духовно-нравственных ценностей должно идти вместе с формированием ролей, которые связаны с реализацией нравственных ценностей в будущем. Ролевые диспозиции являются важными элементами построения социальной идентичности, они обусловлены мировоззренческими, смысловыми и когнитивными структурами внутреннего мира студентов. Так, роль волонтера формирует целый комплекс ценностей и установок, входящих в ролевую диспозицию «волонтера» - начиная от поведенческих установок и заканчивая смысложизненными ценностями.

Одна из главных задач в процессе духовно-нравственного воспитания - это формирование духовно-нравственных ценностей на уровне групповых норм и ценностей, встраивание их в систему групповых и индивидуальных целей и ценностей. При этом построение целей возможно при условии наличия у студентов вуза позитивной временной перспективы. В процессе обучения у студента должна сформироваться позитивная временная перспектива, отражающая понимание себя как будущего профессионала и понимание своего места в общественном разделении труда.

Цели, напрямую связанные с духовно-нравственными ценностями, реализуются в волонтерских, благотворительных, патриотических сообществах и организациях. Данные сообщества, формируя групповые цели, влияют и на формирование позитивной временной перспективы группы и ее членов, связанной с их реализацией. Стоит отметить, что ценностные ориентации «социального альтруизма» снова становятся популярными для студенческой молодежи [19, с. 197-198]. Можно предположить, что это признак формирования нового вектора: от социальной адаптации – к социальной интеграции. Ранее нами отмечался обратный феномен: от ценностей интеграции - к ценностям адаптации [20, с. 40-41].

Временная перспектива отражает представления студентами себя в будущем в контексте системы ролей: как профессионала, специалиста, мужа (жены), отца (матери), гражданина. Представление о роли составляют так называемый ролевой концепт, который в свою очередь имеет три измерения: настоящее (реальное), желаемое, идеальное (эталонное). Эти три измерения отражают ось развития человека от настоящего к будущему. Формирование ролевых диспозиций должно опираться на мировоззренческие аспекты, иметь когнитивные и смысловые связи с другими ценностями, опираться на референтные личности учащихся.

Временная перспектива представляет собой некий вектор развития личности, на котором – движение от Я – реального в сторону Я – идеального. А также трансформацию ролевых концептов в трех состояниях (реальное, идеальное, эталонное). Позитивная временная перспектива также задает нравственное содержание будущего: нарушение морально-нравственных ценностей в настоящем делает будущее туманным.

Формирование духовно-нравственных ценностей должно идти параллельно с формированием социальной роли патриота и гражданина, опираться на патриотические ценности и установки, патриотическое мировоззрение, патриотическую идентичность. Это тот фундамент, на котором должны формироваться духовно-нравственные ценности в тесной связи с национальной культурой и национальными традициями.

Таким образом, процесс нравственного воспитания должен идти в тесной связи с формированием позитивной, гармоничной временной перспективы, связанной с верой в свое будущее и свое место в настоящем и будущем развитии государства.

Наличие позитивной временной перспективы формирует состояние самоценности личности, ценности настоящего и будущего. В этом смысле духовно-нравственные ценности отражают некий каркас, поддерживающий сохранение настоящего и позитивного будущего. Позитивная временная перспектива должна отражать также образ позитивного Я. Поэтому одной из характеристик временной перспективы является ценность личности и ее гармоничное развитие в перспективе. Нравственные императивы поддерживают гармоничное развитие личности в настоящем и будущем. Нравственный выбор - это всегда некое «распутье», точка невозврата, после которого будущее будет развиваться в определенном направлении. От нравственного решения зависит, какой из вариантов будущего будет развиваться.

В условиях нарастания различных кризисов (экологических, экономических, политических и др.) нарастает и состояние тревоги у студентов, возникает неуверенность, «шаткость» существующей реальности. В этих условиях особенно важно формирование позитивной временной перспективы и поиска культурных источников, которые ее укрепляют. Без формирования позитивной временной перспективы невозможно нравственное воспитание, в основе которого - вера в возможность достижения и реализации нравственных императивов.

Таким образом, формирование нравственных ценностей напрямую зависит от состояния позитивной временной перспективы, поскольку это обеспечивает возможность реализации нравственных ценностей в будущем и настоящем, не расщепляя процесс восприятия нравственных решений на «должное» (идеальное, эталонное) и сущее. Позитивная временная перспектива отражает установку на оптимистическое развитие событий, веру в позитивное будущее, к которому необходимо стремиться и которое необходимо приближать, реализуя нравственные ценности в настоящем. Негативная временная перспектива делает бессмысленным любые перспективы, сужает горизонт планирования, уровень притязаний, деформируя адекватное восприятие действительности.

Таким образом, эффективность нравственного воспитания будет зависеть от позитивной направленности временной перспективы. В свою очередь, последняя отражает некую интегральную характеристику личности, связанную с самостоятельностью, активностью, ответственностью, уверенностью и другими психологическими характеристиками личности, отражающими возможность личности принимать настоящее и стремиться к позитивному будущему. Для повышения эффективности нравственного воспитания необходимо формировать психологические характеристики личности (осознанную саморегуляцию, адекватную самооценку, согласованность ценностей, смыслов, мотивов и др.), отражающие интегральную характеристику личности по отношению к будущему - позитивную временную перспективу.

Перспектива исследования заключается в возможности повысить эффективность нравственного воспитания студентов через формирование позитивной временной перспективы. Проведенный теоретический анализ позволил, наравне с выделенными нами ранее социокультурными факторами формирования духовно-нравственных ценностей [14, с. 4-6], выделить темпоральные характеристики личности, отражающие процесс адаптации к социокультурной среде и влияющие на эффективность педагогических воздействий по нравственному воспитанию.

Предложенный в статье подход к нравственному воспитанию с учетом формирования временной перспективы был обсужден на заседании комиссии по патриотическому воспитанию Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский Союз ветеранов».


Библиографическая ссылка

Тазов П.Ю. ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29585 (дата обращения: 23.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074