Гуманизация сферы образовательных отношений формирует потребность в осуществлении свободного и гармоничного межличностного взаимодействия, способствующего совместному решению общих существенных задач. Предметная интеграция является значительным средством формирования представлений детей о результатах осуществления общих и индивидуальных стремлений в обсуждении будущих перспектив, достижении планируемых преобразований и результатов. Согласование межпредметного содержания, технологий и последовательности осуществления целостного процесса формирования предметных и метапредметных результатов обучающихся является приоритетной задачей сфер основного, дополнительного, информального образования. Поэтому основанием исследования установленной междисциплинарной задачи являются теория и практика современной дидактики, которые обращают внимание на целесообразность использования системно-деятельностного, дифференцированного, интегрированного, антропологического подходов в условиях осуществления межпредметного взаимодействия между участниками образовательного процесса [1; 2]. В контексте современных общественно-экономических, исторических, социально-культурных условий это обусловлено изменением содержания составных компонентов научной системы, возрастанием содержательно-организационной вариативности дидактического процесса, обусловленного обогащением сферы образования цифровыми информационными технологиями, динамичностью и информационной насыщенностью окружающей действительности, использованием мыслеобразов, мыслей-слов, мыслей-моделей, отражающих определенную информацию об объекте, явлении [3; 4]. Это, с одной стороны, осложняет восприятие социально-культурной действительности, а с другой - способствует более быстрому и качественному осмысливанию ее предмета и смысла.
Развитие современной дидактики свидетельствует об интегративных тенденциях в сфере ценностно-ориентационной, содержательной, информационно-деятельностной сторон образования с целью обеспечения единства социально-культурного и индивидуально-личностного развития обучающихся, способствующего проявлению целеустремленности, активности, созидательности, креативности, самореализации. Анализ социокультурных установок и перспектив развития общества подтверждает необходимость создания в образовательной практике таких межпредметных, структурно-функциональных, социально-профессиональных контекстов, которые формируют практику совместного применения новых знаний и опыта в разных условиях мировосприятия, мировоззрения, миропонимания детьми смысла общественно значимых явлений, процессов и интеграционных отношений [5-7].
Таким образом, при планировании осуществления межпредметного взаимодействия как средства формирования общественно значимых предметных и метапредметных результатов образования актуальна цель исследования – обсуждение задач обеспечения целенаправленного выбора таких смыслообразующих, ориентирующих, стимулирующих знаний и ведущих идей учебного предмета, которые формируют культуру понимания и способы самоорганизации в условиях разных видов деятельности и способствуют воспитанию общего созидательного мировосприятия, мировоззрения, миропонимания обучающихся.
Побудительной силой воспитания мировосприятия, мировоззрения, миропонимания обучающихся являются такие социокультурные практики, которые инициируют, компенсируют и детерминируют содержание индивидуальной учебной деятельности в условиях интеграции образовательной, информационной, общекультурной, социальной, предпрофессиональной сферы деятельности [8]. Поэтому в качестве важнейших материалов исследования приняты во внимание результаты гуманитарных исследований медиков, психологов, педагогов, социологов, культурологов, филологов, посвященных изучению опыта инклюзивного, интеграционного взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей [9].
Обобщая анализ научно-методической литературы, можно сделать вывод о том, что специальными контекстами, определяющими содержание межпредметного взаимодействия, способствующего достижению предметных и метапредметных результатов, являются:
- активность в формировании межсубъектных отношений и развитии созидательной составляющей деятельности;
- практика использования нового содержания образования в условиях разных ситуаций и обстоятельств взаимодействия с другими людьми;
- упорядочение приоритетов качественных показателей результативности деятельности;
- конкретизация обобщенных смыслов образования посредством согласования этической, когнитивной и эмоциональной составляющей речи;
- применение форм межличностного взаимодействия, необходимых для формирования общественно значимых личностных качеств [10; 11].
Содержание основных психолого-педагогических концепций, концепций преподавания учебных предметов, ценностный императив фундаментального ядра содержания образования подтверждают и определяют современные возможности индивидуализации содержания и общих способов деятельности, обеспечивающих практику приобщения к социокультурному опыту благодаря последовательному осуществлению разных видов интеграционных отношений [12; 13]. В таблице 1 представлена практика выбора специальной межпредметной содержательной поддержки познавательных действий по освоению знаний, умений и навыков соответствующими визуальными межпредметными средствами когнитивного характера [14] в форме обобщенных планируемых предметных и метапредметных результатов.
Таблица 1
Планирование содержания межпредметного взаимодействия на разных уровнях интеграционных отношений в форме согласования обобщенных предметных и метапредметных результатов
Виды интеграционных взаимоотношений |
Опорные знания |
Обобщенные знания |
Социальные знания |
Общекультурные знания |
Предпрофессиональные знания |
Межпредметные |
Задача |
Комплекс |
Универсальность |
Взаимопонимание |
Устремленность |
Структурно-функциональные |
Задание, загадка, вопрос |
Порядок, согласованность |
Правильность, последовательность |
Принятие решений |
Исследование |
Информационно-деятельностные |
Решение |
Система, структура |
Взаимная дополняемость |
Объединение |
Относительность |
Ценностно-ориентационные |
Выбор |
Подход, способ |
Добротность, основательность |
Многозначность |
Согласованность |
Индивидуальные |
Определенность |
Самоопределение |
Осуществимость |
Многовариантность |
Объяснимость |
Результаты исследовательского анализа специальной межпредметной содержательной поддержки познавательных действий по освоению знаний, умений и навыков свидетельствуют о необходимости стимулирования новых формирующихся отношений в форме значимых предметных и метапредметных результатов развития, актуализируют задачу последовательного расширения представлений детей о разных смыслообразующих, ориентирующих и стимулирующих контекстах межпредметной деятельности.
Авторские результаты научных предположений о возможностях осуществления межпредметного взаимодействия как средства формирования предметных и метапредметных результатов образования состоят в личностной авторской позиции применения смыслообразующих, ориентирующих и стимулирующих знаний в форме обозначения общих ведущих идей разных учебных предметов, которые, с одной стороны, формируют культуру понимания и способы самоорганизации в разных условиях, а с другой - способствуют воспитанию общего созидательного мировосприятия, мировоззрения, миропонимания обучающихся с особыми образовательными потребностями. Пример личного практического участия в проектировании содержания межпредметного взаимодействия участников образования представим с использованием содержания темы «Числа» в таблицах 2-6. Обозначение основных понятий и ведущих идей темы «Числа» направлено на стимулирование практики формирования опыта смыслообразующей и ориентирующей деятельности обучающихся в разных условиях (адаптация к неопределенности, социализация в условиях определенности или социализация в условиях неопределенности).
Благодаря такой индивидуализации межпредметного содержания образования представления детей и подростков о смысле осуществляемой образовательной деятельности и формирующихся отношениях развиваются последовательно и непрерывно. В таблице 2 представлено содержание контекстных ситуаций, стимулирующих ценностное отношение детей к образованию и развитию мотивации в условиях разных сфер, формирующих отношение обучающихся к обучению, мировосприятию и саморазвитию.
Таблица 2
Содержание контекстных ситуаций, стимулирующих активность в формировании межсубъектных отношений, развитии созидательной составляющей деятельности на примере темы «Числа»
Смыслообразующая сфера |
Образовательная |
Информационная |
Общекультурная |
Социальная |
Предметно-профессиональная |
Специальные ориентирующие социокультурные контексты |
Становление личности по актуальным направлениям ее социального и культурного развития |
Содержание образования в условиях актуального интегрированного, личностно значимого контекста |
Анализ социальных и культурных ожиданий личности |
Исследование вектора становления личности, ее социального и культурного развития |
Относительная соподчиненность целого и частного |
Адаптация к неопределенности |
Обозначение чисел |
Первые изображения чисел |
Оценка результатов в числовой форме |
Число как группирующий показатель |
Частность явлений, участие в событиях |
Социализация в условиях определенности |
Основные операции над числами |
Люди и события, повлиявшие на появление чисел |
Взаимоконтроль в числовой и качественной форме |
Число как организующий показатель |
Числовые классификации. Частные и общие задачи, решения, подходы |
Социализация в условиях неопределенности
|
Решение задач как метод и результат |
Экспертная оценка событий |
Оценка прогнозируемых результатов в числовой форме |
Число как предполагаемый показатель |
Рассуждения от частного к общему и от общего к частному |
Стимулирующими основаниями индивидуализации межпредметного содержания образования, определяющими ценностное отношение к формированию межсубъектных отношений, развитию созидательной составляющей деятельности, целесообразно рассматривать задачи состава, структуры, особенностей разных предметов, явлений, их обозначений, классификаций и оценок, операций и действий с предметами, явлениями, исследование, анализ и проектирование процесса социального и культурного становления личности [15]. В таблице 3 обращено внимание на содержание специальных и предметных контекстных ситуаций, благодаря которым формируются представления о новизне содержания образования и значимости ее использования в условиях разных ситуаций и обстоятельств взаимодействия с другими людьми.
Таблица 3
Содержание контекстных ситуаций, стимулирующих практику использования нового содержания образования в условиях разных ситуаций и обстоятельств взаимодействия с другими людьми
Смыслообразующая сфера |
Образовательная |
Информационная |
Общекультурная |
Социальная |
Предметно-профессиональная |
Специальные ориентирующие социокультурные контексты |
Обобщенные конечные смыслы, показатели в условиях определенности |
Моральное действие как творческий акт, опирающийся на интегрированное знание |
Когнитивные приемы (наблюдение, общение, устремление, просвещение) |
Соединение дискретности и статичности модели общества и динамической непрерывности жизни |
Способность изменять способы поведения в зависимости от смены обстоятельств, этапов развития |
Адаптация к неопределенности |
Единообразие, аналогии в числовых формах |
Точность как показатель внимательности |
Принципиальное значение |
«Замечательные постоянные» величины |
Числовые навыки устного счета |
Социализация в условиях определенности |
Парность, общность, обобщенность в числовых формах |
Допустимость, применимость как показатель организованности |
Наибольшее и наименьшее |
Различные формы представления величин |
Целесообразность используемых методов решения |
Социализация в условиях неопределенности
|
Множественность, вариативность, гипотетичность в числовых формах |
Обоснованность как показатель понятности, логичности, креативности |
Параметры, задающие определенные результаты |
Бесконечно малые и бесконечно большие величины |
Доказательные и правдоподобные рассуждения |
Представления о таких ситуациях, как точность, единообразие и парность, принципиальность и «замечательность», допустимость и обоснованность, множественность и доказательность, представления об ориентирующих контекстах – когнитивное развитие и смыслообразование учащихся в процессе гуманитаризации и развития этики межличностных взаимоотношений способствуют осознанию детьми и подростками новизны содержания образования, формируя доверие к себе и перспективам неопределенности.
Таблица 4
Содержание контекстных ситуаций, стимулирующих упорядочение приоритетов качественных показателей результативности деятельности
Смыслообразующая сфера |
Образовательная |
Информационная |
Общекультурная |
Социальная |
Предметно-профессиональная |
Специальные ориентирующие социокультурные контексты |
Рефлексивные, регулятивные параметры. Сопричастность человека |
Обобщенные конечные смыслы, показатели в условиях неопределенности |
Общекультурные личностные, семейные, социальные практики |
Проектирование содержания созидательных индивидуальных качеств |
Определение «приоритетного центра» ценностного самоопределения |
Адаптация к неопределенности |
Практика использования числовых величин |
Согласованность как показатель сознательности, непрерывности |
Упорядоченность событий, времени, встреч как метод решения задач |
Основные числовые зависимости и функции. Обстоятельства и закономерности |
Обладание положительным ощущением значимости индивидуальных результатов |
Социализация в условиях определенности |
Практика использования методов |
Применимость, результативность как показатель обученности |
Системность и совокупность как типы основных моделей решения задач |
Условность, относительность числовых результатов |
Опыт принятия позитивных решений в разных ситуациях |
Социализация в условиях неопределенности
|
Практика использования концепций |
Определенность как показатель ясности, конкретности |
Моделирование как метод познания |
Направленность (согласование, многозначность) использования результатов |
Способность мыслить на уровне абстракции |
Благодаря представлениям о согласованности, упорядоченности, позитивности, определенности, направленности, моделируемости, ценностному самоопределению детей и формированию регулятивных умений, способствующих изучению общих методов познания и методов принятия позитивных решений, формируется опыт анализа и оценки качественных признаков индивидуальных результатов деятельности детей и подростков в условиях неопределенности.
Интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие предполагает существование эмоционального содержания, выражающего индивидуальное отношение к деятельности в неявной форме. В таблице 5 представлены контекстные ситуации, стимулирующие конкретизацию обобщенных смыслов образования посредством согласования этической, когнитивной и эмоциональной составляющей речи.
Таблица 5
Содержание контекстных ситуаций, стимулирующих конкретизацию обобщенных смыслов образования посредством согласования этической, когнитивной и эмоциональной составляющей речи
Смыслообразующая сфера |
Образовательная |
Информационная |
Общекультурная |
Социальная |
Предметно-профессиональная |
Специальные ориентирующие социокультурные контексты |
Эмоциональные параметры содержания деятельности |
Антропоцентричность информационной деятельности |
Гуманность, добровольчество, благодарность |
Представления о содержании и перспективах «значимого пространства и времени» |
Дополнение личного опыта до комплексного, органичного восприятия и развития |
Адаптация к неопределенности |
Равновесие, равенство, тождество |
Целесообразность, контекстность преобразований |
Убежденность в значимости результатов |
Обращенность к перспективам использования |
Психоэмоциональная устойчивость к формированию личного опыта |
Социализация в условиях определенности |
Числовые противоречия |
Естественность появляющихся противоречий |
Дополняемость, противоречивость как средство проверки результатов |
Конкретность значимости полученных результатов |
Произвольная саморегуляция в эмоциональных реакциях и проявлениях |
Социализация в условиях неопределенности
|
Числовые неопределенности |
Всеобщность значимости полученных результатов |
Целостность, неопределенность как мотивы изучения явлений |
Перспективность использования промежуточных результатов |
Психоэмоциональная зрелость к формированию личного опыта |
Ориентирующие в области использования эмоциональной составляющей деятельности представления о целесообразности, убежденности, естественности, дополняемости, регулируемости, всеобщности формируют позитивный опыт изучения содержания образования, доверие детей и подростков друг к другу в сфере «значимого пространства и времени». Важно, чтобы такое межпредметное содержание обучения и воспитания поддерживалось в условиях семейного воспитания, было значимо для ближайшего окружения обучающихся. В таблице 6 обращено внимание на контекстные ситуации, стимулирующие приемлемые для школы и семьи формы межличностного взаимодействия с целью формирования созидательных качеств детей.
Таблица 6
Содержание контекстных ситуаций, стимулирующих применение форм межличностного взаимодействия, необходимых для формирования общественно значимых личностных качеств
Смыслообразующая сфера |
Образовательная |
Информационная |
Общекультурная |
Социальная |
Предметно-профессиональная |
Специальные ориентирующие социокультурные контексты |
Познавательные потребности, креативность, отвечающие интеграционным тенденциям |
Соотношения между речью, деятельностью и представлениями о социокультурном пространстве |
Синергия как средство и результат развития взаимосвязанных отношений
|
Дополнение мировоззренческих установок, реализация созидающего потенциала |
Формирование интегративной целесообразности в построении взаимоотношений |
Адаптация к неопределенности |
Условия, определяющие рост числовых величин |
Формирование самомотивации к выбору темы и средств представления |
Результаты изменений как мотив интеграции |
Самостоятельное обоснование актуальности выбранной темы |
Осознанность постоянства, идентичности, непрерывности развития личного опыта |
Социализация в условиях определенности |
Условия, определяющие рост качественных изменений |
Формирование содержания самостоятельной совместной деятельности |
Условия изменений как мотив и средство интеграции |
Практическая значимость содержания самостоятельной совместной деятельности |
Навыки теоретического рассуждения и творческого преобразования |
Социализация в условиях неопределенности
|
Условия, благоприятствующие решению задач в неопределенных обстоятельствах |
Формирование опыта уточнения, преобразования содержания исходных задач |
Источник, причины и законы изменений как средство интеграции |
Предпосылки дальнейшего развития подходов к решению задач |
Творческая и интеллектуальная активность в межпрофильном взаимодействии |
В заключение подчеркнем, что содержание основных психолого-педагогических концепций, концепции учебных предметов, ценностный императив фундаментального ядра содержания образования подтверждают и определяют современные возможности индивидуализации содержания и общих способов деятельности, обеспечивающие детям с особыми образовательными потребностями практику освоения общего содержания и формирование в качестве ведущей деятельности опыта собственного индивидуального освоения социокультурных форм благодаря последовательному осуществлению разных видов интеграционных отношений. При таком подходе процесс формирования предметных и метапредметных результатов в условиях интеграции систем общего, дополнительного и информального образования осуществляется целенаправленно, последовательно и непрерывно.
Библиографическая ссылка
Кийкова Н.Ю., Скрипова Н.Е. МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29577 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29577