Одной из важнейших составляющих деятельности в сфере образования является процесс поиска и анализа информации. На современном этапе развития образования процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося можно представить как информационную модель, в которой «персональное» знание преподавателя переходит в «личное» знание обучающегося. Эффективная реализация этой модели невозможна без применения современных информационных средств обучения.
Использование различных информационных технологий в образовательном процессе обеспечивает максимальную эффективность процесса обучения, поскольку позволяет достичь более полной реализации образовательного стандарта по конкретной дисциплине, поддерживать личностно-ориентированные стратегии обучения в соответствии с потребностями обучающихся, развивать мышление и творческие способности, управлять познавательной деятельностью обучающихся в информационно-коммуникационной среде, оценить уровень обученности в конкретной предметной области, а также провести сбор, анализ и оценку результатов обучения и при необходимости осуществить коррекционные действия.
Аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе рассматривали такие исследователи, как Б.С. Гершунский, В.М. Глушкова, С.А. Писарева, Н.Ю. Таирова и др. Н.Ш. Валеева и Н.И. Самойлова определяют информационную компетенцию как «обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной деятельности» [1, с. 295]. И.В. Тишкова понимает под информационной компетенцией «навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире» [2, с. 45]. В определении понятия «информационная компетенция» большая часть исследователей проявляют единство, отмечая некую способность и умение работать с информацией. Однако в вопросах выявления уровней сформированности и критериев оценки информационной компетенции существует несколько подходов. Так, О.Г. Назарова выделяет высокий, средний и низкий уровни сформированности информационной компетенции и соответствующие им критерии – ориентировочно-познавательный, мотивационно-ценностный и операционно-практический [3]. О.Н. Ионова выделяет интуитивный, нормативный и творческий уровни и такие критерии, как информационный, технологический, рефлексивно-результативный [4]. По мнению А.В. Козыревой, все эти подходы совпадают по критериям, но отличаются по показателям и уровням [5]. При этом большая часть исследователей единодушно отмечают, что информационная компетенция – это сложная многоуровневая категория.
Профессионально-личностная модель выпускника колледжа включает в себя различные квалификационные элементы, среди которых важное место занимает информационная компетенция. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. в качестве одной из задач системы образования указано «создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования». Также отмечается, что «государство в сфере образования призвано обеспечить доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе» [6]. Эти положения свидетельствуют о необходимости формирования у обучающихся умения осуществлять информационную деятельность, т.е. владеть информационной компетенцией.
Традиционно информационную компетенцию студента связывают с двумя аспектами – умением работать с разными видами информации и компьютерной грамотностью. Однако оценка даже этих умений не всегда осуществляется в процессе изучения некоторых общепрофессиональных дисциплин. В связи с этим проблема исследования заключается в поиске оптимальных механизмов формирования и оценке информационной компетенции студентов колледжей, которые можно было бы осуществить в процессе изучения дисциплин различной направленности. Целью данного исследования являлось выявление возможностей использования платформ дистанционного обучения в процессе формирования и оценки информационной компетенции студентов колледжей.
Материалы и методы исследования
В данной работе были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Теоретическую базу исследования составил метод анализа научной, методической литературы и нормативных документов. В результате нами было выявлено, что существует ряд исследований, описывающих содержание и структуру информационной компетенции студентов, однако возможности использования платформ дистанционного обучения изучены недостаточно.
В Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования указано, что студент должен «осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», а также «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» [7].
Анализ теоретической базы исследования и нормативных документов позволяет предположить, что информационная компетенция студента колледжа будет содержать три компонента: когнитивный – включающий знания, умения и навыки работы с информационными системами, а также умение использовать информационные технологии при решении практических задач; мотивационно-ценностный – содержащий стремление и потребность использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; эмоционально-волевой – включающий «адекватное осознание и оценивание собственных возможностей и способностей в применении информационных технологий в профессиональной и учебной деятельности» [8, с. 98].
Исходя из структуры компетенции для оценки ее сформированности можно использовать следующие критерии: сформированность знаний, сформированность специальных умений и навыков, мотивация и рефлексия [5]. Они позволяют всесторонне оценить степень сформированности компетенции, однако при организации оценивания возникает проблема выбора таких средств, которые сочетали бы в себе все эти критерии и позволили бы провести контроль и оценку в достаточные короткие сроки. Такими средствами могут стать системы дистанционного обучения. На сегодняшний день интерес к их использованию достаточно высок. Наибольшее распространение дистанционное обучение получило в вузовской среде, однако в современных условиях, когда требования к подготовке квалифицированных кадров меняются, а система обучения становится многоуровневой, использование дистанционных технологий в системе среднего профессионального образования также становится актуальным. Это связано с тем, что в процессе подготовки специалистов в разных учебных заведениях компетенции формируются различным образом. В одни и те же дисциплины качественно и количественно закладываются разные компетенции, а студенты по-разному их воспринимают. При этом работодатель, получая специалиста, ожидает от него знаний, умений и компетенций, которые соответствуют его представлениям [9]. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволит минимизировать существующий субъективизм образовательных учреждений, преподавателей, студентов и работодателя. А использование дистанционных технологий в образовательном процессе даст возможность обеспечить доступность и непрерывность образования для различных категорий граждан, поскольку значительно индивидуализирует образовательный процесс, придавая ему личностно-ориентированную направленность.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [10].
Основу дистанционных образовательных технологий составляют дистанционные образовательные платформы или системы. Выбор конкретной технологии электронного обучения – это сложный процесс. Программное обеспечение, используемое при обучении, должно соответствовать целому ряду критериев: функциональность – наличие таких функций, как чаты, форумы, управление курсами; надежность – удобство администрирования и простота обновления контента; стабильность – устойчивость работы системы; стоимость – стоимость самой системы, расходы на ее внедрение; наличие системы проверки знаний – оценивание знаний обучающихся в режиме онлайн; удобство использования – простота меню, возможность быстро общаться с инструктором; модульность – возможность составить курс из микромодулей или блоков материала, которые могут быть использованы в других курсах; мультимедийность – возможность применять аудио-, видео- и анимационные материалы; масштабируемость и расширяемость – расширение круга слушателей и добавление программ и курсов; качество технической поддержки – поддержание работоспособности, устранение ошибок специалистами компании-разработчика или образовательной организации и др. [11].
Среди средств организации электронного обучения выделяют авторские программные продукты, системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS), управление контентом электронных ресурсов, системы управления обучением и учебным контингентом.
Системы LMS обеспечивают управление содержанием курсов и отслеживание результатов обучения. Одновременно можно управлять смешанным обучением, включающим онлайн-контент, мероприятия в учебном классе, виртуальном классе и других источниках, и отслеживать его. Система LMS Moodle – дистанционная образовательная система с опосредованным взаимодействием преподавателя и студента, имеющая большое количество элементов и ресурсов для организации обучения.
LMS Moodle как дистанционная образовательная система в рамках учебного курса дает возможность осуществлять взаимодействие между собой участников курсов и преподавателя. Для этого используются элемент «Форум», а также встроенный чат; применяются передача знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, ссылок на веб-страницы; проверка полученных знаний и обучение с помощью заданий тестового типа, практических заданий, использования пакета SCORM; групповая работа студентов курса через элемент «Вики», а также взаимооценивание друг друга в рамках элемента интерактивной лекции.
Применение данной системы в образовательной деятельности СПО и ее интеграция с различными формами обучения позволяют определить возможности для повышения качества обучения и расширения границ образования, получения основных и дополнительных компетенций, которые необходимы для увеличения конкурентоспособности студента на рынке труда и соответствия запросам общества. Данная система дает возможность преподавателю создать веб-сайт курса и управлять им так, что только зарегистрировавшиеся на курс студенты могут его просматривать. Кроме контроля доступа, система предоставляет широкий спектр инструментов, которые делают учебный курс более эффективным. Наличие различных элементов и ресурсов для обучения и оценки полученных знаний в системе LMS Moodle может содействовать развитию умений и навыков работы с информационными системами, использованию этих умений и навыков для решения задач в профессиональной деятельности и стимулированию познавательной деятельности, что свидетельствует о ее оптимальности как средства формирования информационной компетенции. По статистике, платформа Moodle зарегистрирована более чем в 200 странах мира и переведена более чем на 70 языков.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках проведения исследования по формированию информационной компетенции с использованием систем дистанционного обучения применялся онлайн-курс «Безопасность жизнедеятельности», размещенный на платформе дистанционного обучения LMS Moodle, реализуемый в учебном процессе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» в период с сентября по декабрь 2019 г.
Участниками курса выступали предвыпускные группы различных специальностей, обучающиеся на очной форме обучения, общим количеством 246 человек.
Структура и содержание онлайн-курса были разработаны на основании Федерального государственного образовательного стандарта специальностей СПО, а также с учетом рекомендаций организации контента онлайн-курса по модели использования № 4 (смешанное обучение по ОПОП СПО с использованием онлайн-курса – обучение под руководством преподавателя с использованием элементов онлайн-курса).
Исходя из структуры информационной компетенции содержание онлайн-курса также можно проанализировать по трем параметрам: когнитивному, мотивационно-ценностному и эмоционально-волевому. Оценка когнитивной составляющей производилась путем учета правильности выполнения заданий на выбор одного или нескольких ответов, заданий на сопоставление, на числовой и письменный ввод, заданий, требующих развернутого письменного ответа внутри системы. Также оценивалось умение обучающихся работать с содержанием онлайн-курса, его теоретическими разделами, содержащими термины, понятия, видеолекции. Итоги освоения курса также могут свидетельствовать об эффективности развития когнитивного компонента информационной компетенции обучающихся. Успешно завершили курс 246 человек (100%): на «отлично» – 201 человек; «хорошо» – 30 человек; «удовлетворительно» – 15 человек. Средний балл по итогам онлайн-курса – 4,8. Средний балл по итогам контрольных точек и итогового контроля по типу тестового задания – 4,7. Из них: «отлично» – 178 человек; «хорошо» – 55 человек; «удовлетворительно» – 13 человек. Средний балл по итогам практических заданий – 4,8. Из них: «отлично» – 221 человек; «хорошо» – 25 человек.
Развитие эмоционально-волевого компонента, связанного с оценкой обучающихся собственных возможностей и способностей использовать дистанционные образовательные платформы в учебной деятельности, осуществлялось путем проведения опроса по итогам курса. Результаты показали, что общее впечатление слушателей о курсе положительное, 83% слушателей дают высокую оценку собственной деятельности, 17% – скорее положительную, чем отрицательную. 92% слушателей считают изложенный в курсе материал интересным, хорошо структурированным, 8% – скорее неинтересным, чем интересным. 89% слушателей считают, что полученные навыки помогут им в профессиональной деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент в содержании онлайн-курса оценивался путем проведения анкетирования, которое предлагалось пройти перед началом изучения курса, а также после его завершения. Результаты анкетирования перед началом изучения курса показали, что 63% слушателей считают данный подход к изучению предмета интересным, 37% – неинтересным. По окончании изучения 79% обучающихся отметили, что использование дистанционных платформ повышает интерес к предмету, 21% посчитали применение данных технологий неинтересным.
Заключение
Исходя из полученных результатов мы делаем вывод, что дистанционная образовательная платформа LMS Moodle может являться средством формирования информационной компетенции, поскольку она позволяет включать в содержание онлайн-курса материалы разной направленности. Работа с онлайн-курсом дает возможность одновременно оценить сформированность знаний, а также специальных умений и навыков путем решения обучающимися ситуационных задач, заданий на сравнение, сопоставление, выбор правильного варианта, задач, требующих письменного ответа. Мотивация к занятиям и последующая рефлексия определялись через проведение анкетирования, которое предлагается пройти в начале изучения курса и по завершении итогового задания. Анкеты помогали собрать данные об общих впечатлениях слушателей о курсе, оценке их собственной деятельности, позволяли определить, вызвал ли материал интерес при изучении и помогут ли полученные в ходе изучения курса навыки в дальнейшей профессиональной деятельности. Высокие результаты по итогам завершения онлайн-курса свидетельствуют о том, что у обучающихся сформированы навыки работы с информацией, они способны осуществлять ее поиск, обработку и эффективно использовать ее при решении практических задач.
Библиографическая ссылка
Русинова М.П., Югова Е.А., Кириллов В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29561 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29561